как фактические результаты образования личности в рассматриваемой области
знания (науки);
- профессиональные умения и некоторые навыки (автоматически
проявляемые умения) как результаты опыта менеджмента и обучения;
- навыки общения и работы в группе обучаемых, как модели организации.
В рассматриваемой области знаний результативность развития и
самообучения менеджера может оцениваться специальными критериями по трем
элементам компетентности, указанным выше. При этом главным мерилом
компетентности эффективного менеджера можно считать его предпочтение
общению внутри, а не вне организации (с коллегами и подчиненными).
Содержательными направлениями компетентности (ее повышения) являются:
управление процессами изменения товаров, услуг и систем управления;
использование ресурсов; найм и отбор персонала; создание и развитие команд;
использование различий и разрешение конфликтов; принятия решений и
мотивации деятельности.
1.2. Структура пособия и уровни изучения дисциплины
Для повышения методической самонаправленности образовательной среды
(облегчения самостоятельного изучения пособия) книга начинается со
структурно-логической схемы дисциплины, показывающей рекомендуемую
последовательность овладения ее теорией и практикой. Каждая глава
открывается гипертекстом, наглядно устанавливающим смысловые и
ассоциативные связи между терминами, ключевыми словами и выражениями
основных разделов дисциплины.
Самомотивирующий характер среды обучения обеспечивается структурой
пособия, отвечающей требованиям четырех главных иерархии уровней изучения
дисциплины (аудиторно и самостоятельно):
1. Знание теории и исторического опыта дисциплины (элементарно-
репродуктивный, первичный уровень ознакомления на основе краткого,
сравнительно-проблемного, схематического представления теории по темам
дисциплины в форме опорных конспектов). Теоретические предложения образуют
содержание заданий, из которых состоит пособие. Обучаемый в процессе
интерактивного консультирования с преподавателем и в учебной группе должен
заполнить пробелы в рисунках, тексте, строки таблиц. Этим он осуществляет
оперативное конспектирование теории, приводит учебные либо реальные примеры
ее применения.
2. Понимание терминов, ключевых слов и логической взаимосвязи тем
дисциплины (с этой целью в пособии жирным шрифтом выделены ключевые слова,
с которых начинается каждая глава; имеется структурно-логическая схема и
гипертекст; термины, названия теорий их авторов также особо обозначены).
3. Применение теории в учебной или реальной практике осуществляется
на основе комплекса заданий либо исследований по темам дисциплины в форме
диагностических тестов, ролевых или деловых игр, аналитических схем и
таблиц. Они позволяют структурировать опыт применения теории (на
видеокассетах, в пособии, самих обучаемых).
4. Трансформация и синтез теорий либо их использование для решения
новых задач (в процессах интерактивного учебно-управленческого
консультирования в период очного общения преподавателя с обучаемым, а также
самостоятельной углубленной проработки теорий опорных конспектов и практики
заданий, оформленных в рабочей тетради). При этом используется
рекомендуемая в пособии литература.
Следовательно, структура пособий для интерактивного и
самостоятельного (очного и заочного, либо дистанционного) изучения
дисциплины может быть следующей:
. структурно-логическая схема дисциплины (составляются, как правило, в
виде «карт памяти», показывающих состав дисциплины; добавление стрелок
направленности образует схему последовательности изучения, или
диаграмму предшествования). Пример схемы дан на рис. 1;
. назначение раздела или подход к содержанию и форме изложения пособия
(во введении) и каждого его раздела (приводятся причины рассмотрения
конкретных теорий и материалов, их актуальность и способы изложения);
. цели раздела (перечисляются основные результаты, которые желательно
достичь в итоге изучения);
. ключевые слова и термины раздела (представляют минимум остаточных
знаний по дисциплине, которые должен проявлять обучаемый при той или
иной форме контракта);
. гипертекст раздела (информационный массив с указанием смысловых и
ассоциативных связей между понятиями основных разделов рассматриваемой
дисциплины). Графическое представление главных ее взаимосвязей
облегчает дистанционное или самостоятельное изучение, позволяя как бы
"одним взглядом" охватить суть дисциплины, изучая гипертекст разделов;
. ключевые выводы по разделу (используются в целях ускоренного повторения
материалов курса при подготовке к зачету или экзамену).
Гипертексты могут быть составлены по ряду связанных дисциплин.
Подобный подход применен, например, по восьми главам и заключению
междисциплинарно-дидактического пособия проф. А.А. Алабугина "Теория и
практика менеджмента" (Челябинск, Издательство ЧГТУ, 1996 г. - 273 с.). В
этом случае вначале рекомендуется рассматривать гипертекст по интересующей
теме, словарь или предметный указатель, затем - соответствующую главу
пособия, совпадающую по номеру с гипертекстом. Далее осуществляется возврат
в гипертекст и т.д. Следовательно, можно говорить об управлении процессом
учения дисциплинам общего менеджмента, объединенных и связанных между
собой логикой проекта управления организационными изменениями.
Система гипертекстов менеджмента является, в свою очередь,
подсистемой блока гипертекстов других экономико-управленческих наук,
представленных отдельными пособиями (по дисциплине). К ним, например,
относятся книги указанного автора "Маркетинг: теория и практика",
"Финансовый менеджмент: основы теории и практики", настоящее пособие,
пособия "Организационное поведение", "Управление персоналом", "Экономика
предприятия" и другие. Понятия или темы, заключенные в рамки, подробно
объясняются в указанных пособиях и могут быть найдены по их оглавлениям.
Краткие объяснения терминов находятся в словарях, либо в предметных
указателях, имеющихся в пособиях. Дидактическая часть пособий отвечает на
вопрос "как организовать обучение и изучение дисциплинам наиболее
эффективным недерективно-деятельностным методом".
Методика работы с гипертекстами следующая:
1. Изучение системы гипертекстов менеджмента (ГтМi). Для этого их
следует читать по стрелкам всевозможных направлений с согласованными
окончаниями слов. При этом образуются предложения той или иной длины. Если
стрелка закончилась на термине, его подробное разъяснение разыскивается в
словаре и пособиях (по их оглавлениям).
2. Номера гипертекстов i соответствуют номерам глав соответствующих
пособий. Буква "М" - означает "Менеджмент", "Фi" - главы пособия
"Финансовый менеджмент: основы теории и практики", "Мкi" - главы пособия
"Маркетинг: теория и практика" и "ММi" - приложению 3 по дисциплине
"Международный маркетинг и менеджмент" (к книге по маркетингу).
3. Если стрелка закончилась на сокращении "ГтМi" и т.п., это означает
необходимость перехода к соответствующему гипертексту, приведенному в главе
пособия с аналогичным номером по оглавлению.
Следовательно, гипертекст служит заочным "консультантом",
представляющим справочную информацию сверх (гипер) обычного словаря и
пособия. Графическое описание ключевых слов, или понятий, их полных
смысловых связей в виде модели гипертекста позволяет "одним взглядом", "по
диагонали" охватить основное содержание дисциплины (в данном случае
менеджмента). Структурно-логические схемы дают представление лишь о составе
и некоторой (вертикальной) взаимосвязи тем курса.
Рекомендуется следующая последовательность работы с гипертекстами в
пособии: чтение гипертекста по всем направлениям вдоль стрелок и
разветвлениям вплоть до очередного термина (ключевого слова) в рамке
(должны получаться осмысленные законченные предложения) - нахождение общего
содержания и/или отличий в образовавшихся предложениях - для устранения
неясностей или углубления понимания обращайтесь к словарю (ключевые слова -
термины словаря заключены в рамки схемы гипертекста) - обращение к
предметному указателю (если нет словаря) - обращение к тексту пособия по
соответствующей дисциплине (если нет словаря, указателя или Вы хотите более
подробно раскрыть содержание ключевого слова) - изучение литературных
источников, рекомендуемых пособием по данной дисциплине (для написания
реферата, контрольной или курсовой работы, дипломного проекта).
Задание 2. Имея опыт менеджера либо определенные
представления о соответствующей профессии, приведите примеры
по четырем уровням иерархии изучения дисциплины
"менеджмент". Прочтите гипертекст на рис. 2.
Далее в структуре пособия дается основное содержание (по разделам),
заключение (выводы по результатам изучения дисциплины и рекомендации, либо
иные решения по итогам обратной связи обучаемых). Завершается пособие
вопросами для обсуждения, повторения или контроля (зачета либо экзамена).
1.3. Методы обучения и самообразования взрослых людей
На рубеже веков расторгаются традиционные психологические "контракты"
организаций с их менеджерами. Преданности, послушания, доверительности
персонала в обмен на безопасность, служебную карьеру, развитие до выхода на
пенсию становится недостаточно. Все это обеспечивали методологии
образования и менеджмента адаптивно-репродуктивного (аналогичного
копирования и приспособления к внешним изменениям). На первое место
выдвигаются требования знаний и умений работы в условиях неопределенности.
Поэтому успехов могут добиться организации и менеджеры, самообучающиеся в
направлениях идеальных представлений о их будущем. Менеджеры высшего уровня
должны уметь использовать теории для решения инновационных задач.
Творчески-генеративный уровень компетентности в очном режиме
дистанционного образования обеспечивается при условиях активного изучения
современного арсенала ценностей мировой культуры (содержательный аспект
дисциплины). Эти ценности в основном отражены в указанных конспектах
студентов в кратко-схематическом, сравнительно-проблемном, табличном и т.п.
изложении.
Тем не менее, преподаватель примерно одно треть аудиторного времени
дисциплины (не более 20 минут за одно выступление с обязательным диалогом -
обратной связью с обучаемыми) посвящает общению со студентами в форме
лекции-дискуссии, основанной на взаимном обмене знаниями и опытом в области
темы дисциплины. Цель такой лекции заключается не столько в передаче
информации, сколько в том, чтобы:
. вовлечь обучаемых в размышления и дискуссию по теме, указав ее
теоретическое и практическое место и значение в дисциплине, желаемые
результаты изучения (что они должны знать и уметь?);
. показать, (обращаясь к опорному конспекту) основные проблемы и логику
их решения, разъясняя главные элементы и часто встречающиеся
затруднения применения теории на практике, основные схемы;
. познакомить с терминологией темы дисциплины в объеме используемых
ключевых слов и положений, названий теорий, времени первых публикаций
их авторов.
При наличии индивидуальных опорных конспектов-рабочих тетрадей в
соответствующих местах рисунков, схем, таблиц и прочих пропусках текста
студенты кратко записывают результаты размышлений, групповых дискуссии,
пояснений преподавателя, отмечают возможность и особенности применения
теории в практике места учебы или работы обучаемого. Начало лекции, и ее
краткие итоги обучаемый фиксирует на свободном поле личного опорного
конспекта-тетради.
Для отражения логики дополнительной аргументации лектора, его
разъяснений достаточно записывать лишь цитаты, ключевые слова, примеры,
фамилии теоретиков и годы первых публикаций по изученной теме. Здесь же на
полях тетради студент отмечает свои вопросы, комментарии, появившиеся во
время лекции. В итоге устраняются обычные недостатки многих лекций:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|