операционной системы Вашего места работы в виде схемы «вход-
выход» (рис. 15).
Рис. 15. Операционная система организации
Задание 58. Укажите Ваше место работы (реальное либо
желаемое) в структуре предприятия и тип операционной системы
(рис. 15.)
Рис. 16. Структура процесса производства и его типы
Задание 59. Углубляя понимание рис. 14, опишите
структуру менеджмента Вашей организации:
Входы
или или
или
Рис.17. Структура системы менеджмента
Опишите состав подсистем, приведите примеры:
Подсистема менеджмента 1
Подсистема принятия управленческих решений (теория и практика этого аспекта
менеджмента подробно рассматривается в дисциплине «Принятие управленческих
решений») по процедуре: выявление проблемы __________
__________________________________________________________________
предварительная постановка цели ____________________________________ сбор и
анализ информации __________________________________________ уточнение
проблемы и цели с учетом ограничений и критериев __________
__________________________________________________________________
построение формализированной модели решения проблемы _____________
__________________________________________________________________
альтернативные сопоставимые варианты решения проблем ______________
__________________________________________________________________
экономическое обоснование выбора варианта __________________________
__________________________________________________________________
утверждение варианта решения ______________________________________
организация выполнения решения ____________________________________
мотивация выполнения решения _____________________________________ контроль
прогресса в процессе реализации решения ____________________
__________________________________________________________________ анализ
рассогласования _____________________________________________
Подсистема менеджмента 2
Процедура операционной деятельности (теория и практика этой части
менеджмента подробно рассматривается в дисциплинах «Экономика предприятия»
или «Производственный менеджмент») организации включает ряд положений и
операций, зависящих от вида деятельности:
. характеристика процесса (операций): ______________________________
вспомогательные _______________________________________________
организация во времени _________________________________________
. принципы организации процесса: пропорциональность мощности рабочих мест
___________________________________________________ непрерывность
_________________________________________________ параллельность
_________________________________________________ прямоточность
_________________________________________________ ритмичность
___________________________________________________
. тип производственной структуры: технологическая ________________
предметная ____________________________________________________ поточная
______________________________________________________ предметно-
технологическая ______________________________________
. тип организационной структуры (выбор и проектирование изучается в
дисциплинах «Теория организации», «Стратегический менеджмент»): линейная
______________________________________________________ функциональная
________________________________________________ матричная
_____________________________________________________ проектная
_____________________________________________________
. оперативное управление деятельностью: адаптивно-календарное планирование
__________________________________________________ сменно-суточные
задания ________________________________________ обеспечение рабочих мест
________________________________________ контроль и регулирование
_______________________________________
. организация обслуживания производства: материально-техническое
обеспечение ___________________________________________________
энергетическое _________________________________________________
инструментальное ______________________________________________ ремонтное
_____________________________________________________ транспортно-
складское __________________________________________ контроль и
сертификация ________________________________________ другое
________________________________________________________
Подсистема менеджмента 3
Элементы подсистемы (теория и практика управления этой стороной
деятельности подробно изучается дисциплинами «Управление качеством»,
«Инновационный менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Управление
проектами»): повышение качества товаров (услуг) __________
__________________________________________________________________
ресурсосбережение _________________________________________________ выход
на новые рынки ______________________________________________ расширение
рынков ________________________________________________ организационно-
техническое развитие ________________________________ социальное развитие
_______________________________________________ переход на принципы
устойчивого развития ___________________________
__________________________________________________________________ другие
изменения __________________________________________________
Подсистема менеджмента 4
Элементы подсистемы: маркетинг (отдельно изучается в дисциплинах
«Маркетинг», «Практический маркетинг», «Международный маркетинг и
менеджмент») __________________________________________ планирование
_____________________________________________________ организация
______________________________________________________ мотивация
________________________________________________________ регулирование
_____________________________________________________
3.4. Методы и модели эффективного менеджмента
Задание 60. После просмотра видеосюжета заполните
табл.5 и обсудите опыт зарубежного менеджмента, используя
рекомендации П.2.4.3.
Таблица 5
| |Насколько важен этот вид |
| |деятельности в Вашей работе |
|Виды деятельности трех |Очень | |Не |Совсем|
|менеджеров |важен |Важен |очень |не |
| | | |важен |важен |
|Выяснение, что нужно сделать| | | | |
|Планирование путей | | | | |
|достижения целей | | | | |
|Поиск информации | | | | |
|«Поддержка контакта» с | | | | |
|командой | | | | |
|Проверка осуществления плана| | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Добавьте еще один, два общих для всех менеджеров вида деятельности,
которые вы заметили сами в работе либо при изучении предыдущих занятий.
Задание 61. Опишите приемы конкретных Ваших действий
(как реального или будущего менеджера) в пяти направлениях
модели Файоля (можно ли применить модель в обучении?),
предложенной в 1916 году:
. Прогнозирование и планирование _________________________________
. Организация ____________________________________________________
. Отдача распоряжений (руководство) _______________________________
. Координация действий исполнителя _______________________________
. Контроль выполнения планов _____________________________________
Задание 38. Каким Вам представляется рекомендуемый
Файолем стиль руководства менеджера? Должен ли менеджер быть
диктатором, спускающим приказы, или, наоборот, этаким «отцом
семейства», а может, посредником или кем-то еще? Опять-таки
сначала запишите свои мысли и только после этого прочитайте
вариант ответа, приведенный ниже. Согласитесь ли Вы с
утверждением, что модель Файоля – это взгляд «извне» на
деятельность менеджера?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
______________________________________________
Что значит понятие «менеджер-лидер»? _____________________________
__________________________________________________________________
Создавая свою модель менеджмента, Файоль предложил в качестве
третьего элемента модели — «Отдавать распоряжения». Современное звучание
этого элемента, «Руководство», не носит столь директивного характера, и
поэтому мы будем использовать оба термина — классический, по Файолю, и
современную трактовку.
Задание 63. Опишите действия персонажей видеосюжета,
наиболее (по Вашему мнению) использующего модель Файолю.
____________________________________________________________________________
________________________________________________________
Задание 64. Опишите управленческие роли по модели
Минцберга, выполняемые в видеосюжете.
____________________________________________________________________________
________________________________________________________
Задание 65. Для каждой аналогичной роли опишите
примеры Вашей (либо известной Вам) практики менеджерских
действий по 10 нижеприводимым ролям модели Минцберга (1972
г.):
Роли менеджера Примеры из Вашей работы (учебы)
Межличностные роли
1. Глава __________________________________________________________
2. Лидер _________________________________________________________
3. Связующее звено ________________________________________________
Информационные роли
4. Получатель (монитор) ____________________________________________
5. Распространитель _______________________________________________
6. Представитель __________________________________________________
Роли в принятии решений
7. Инициатор (предприниматель) ____________________________________
8. Устранитель проблем ____________________________________________
9. Распределитель ресурсов _________________________________________
10. Ведущий переговоры (посредник)_________________________________
Задание 66. Подумайте о том, какие из управленческих
ролей по Минцбергу являются доминирующими в Вашей текущей
работе, и затем отметьте их галочками в соответствующих
графах.
Таблица 6
| |Роль в моей работе (учебе) |
|Роль |Вообще говоря,|Я предвижу |
| |эта роль очень|время, когда |
| |важна в моей |эта роль станет|
| |работе |важной |
| |Да |Нет |Да |Нет |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|Межличностные роли | | | | |
|Глава | | | | |
|Лидер | | | | |
|Связующее звено | | | | |
|Информационные роли | | | | |
|Получатель | | | | |
|Распространитель | | | | |
|Представитель | | | | |
|Роли в принятии решений | | | | |
|Инициатор (предприниматель) | | | | |
|Устранитель проблем | | | | |
|Распределитель ресурсов | | | | |
|Ведущий переговоры | | | | |
|(посредник) | | | | |
Оценив в 5 балльной системе (самооценка и оценка коллег, подчиненных)
качество выполнения ролей, найдите резервы в улучшении Вашей работы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|