тенденцию в становлении российского рынка. Создавая новые рабочие места,
малые предприятия сглаживают остроту социальных конфликтов, вызванных
скрытой безработицей, переходом на неполный рабочий день и высвобождением
работников в государственном секторе.
В сфере малого бизнеса зарегистрировано более 70 тыс. предприятий, у
которых отсутствует постоянный штат. В ряде случаев это объясняется
спецификой деятельности, но гораздо чаще связано со стремлением избежать
налогообложения средств, направляемых на оплату труда. Как известно,
налоговое законодательство РФ предусматривает уплату налогов с суммы
расходов на оплату труда, превышающих их нормированную величину.
|2| | | | | |
|З| | | | | |
|а| | | | | |
|к| | | | | |
|.| | | | | |
|.| | | | | |
|№| | | | | |
|5| | | | | |
|6| | | | | |
|3| | | | | |
|9| | | | | |
|•| | | | | |
| | | | | | |
|8| | | | | |
|•| | | | | |
| | | | | | |
| | | |8,6|8,43|8,9| |
| | | |3 | |3 | |
| | | | | | | |
|7| |7,6| | | | |
|•| |8 | | | | |
| | | | | | | |
|6| | | | | |6,01|
|•| | | | | | |
| | | | | | | |
|5| | | | | | |
|•| | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| |5,4| | | | | |
| |4 | | | | | |
|4| | | | | | |
|•| | | | | | |
| | | | | | | |
|3| | | | | | |
|'| | | | | | |
| | | | | | | |
|2| | | | | | |
|•| | | | | | |
| | | | | | | |
|1| | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
1991 1992 1993 1994 1995 1996
Рис. 1.1.
Динамика численности постоянно занятых (млн. чел.) на малых
предприятиях в РФ в 1991-1996 гг.
Малое предпринимательство создает ныне 10-12% валового выпуска России, на
его долю приходится 4% всей промышленной продукции и 23% подрядных
строительных работ. В 1996 г. малыми предприятиями оказано услуг и
произведено продукции по основному виду деятельности на сумму около 300
трлн. руб., что составляет 7% от всего объема оказанных услуг и
произведенной продукции.
Что касается доходности малых предприятий, то при сравнительно небольшом
производственном и трудовом ресурсном обеспечении ими в 1994 г. получено
балансовой прибыли 19,5 трлн. руб.—треть прибыли, полученной во всех сферах
экономики. В промышленности малые фирмы дают 7% всей прибыли, используя
немногим более 3% основных фондов.
Именно низкая фондоемкость наряду с невысокой капиталоемкостью субъектов
малого предпринимательства, а также быстрой оборачиваемостью вложенного
капитала, что предопределено доминированием в малом бизнесе торговых,
посреднических и банковских фирм, являются залогом высокой доходности.
Кроме того, малые предприятия, не в пример крупным, располагают лучшими
возможностями для проведения высокодоходных посреднических и спекулятивных
операций на рынке. Сказывается, по-видимому, и то, что через малый бизнес
легализуется «теневой», а в ряде случаев и криминальный капитал.
Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что доля малых
предприятий в объеме валового выпуска товаров и услуг в целом по России
соответствует их доле в общей численности занятых. Это свидетельствует о
том, что эффективность затрат труда в малом бизнесе не превышает среднего
по стране уровня.
Так или иначе, доходы малого бизнеса формируют устойчивую базу налоговых
поступлений. Если в среднем Государственной налоговой службе удается
собирать с хозяйствующих субъектов 81% налогов, то с малых предприятий в
1996 г. было взыскано 86%, причем бюджеты всех уровней получили от малого
бизнеса 36,8 трлн. руб., в том числе в федеральный бюджет поступило 15,4
трлн. руб. В некоторых субъектах Федерации налоги с малых предприятий
формируют половину доходов бюджета. Недоимка по платежам в бюджеты всех
уровней составляет 14,2% (в том числе в федеральный бюджет — 15,7%), что
ниже среднего показателя по России в целом (19%).
В среднем по всем отраслям малого предпринимательства доля прибыли в
полученном валовом доходе составила 16,9%, в том числе (%):
в банковской деятельности
................................................................. 35,2
в науке и научном обслуживании
.......................................................26,7
в сфере финансов,кредитования,страхования
и пенсионного обеспечения
............................................................... 30,8
в общей коммерческой деятельности по обеспечению
функционирования
рынка...................................................................
27,1
в геологии и разведке
недр..................................................................
21,1
в материально-техническом обеспечении и
сбыте............................20,1
в строительстве
..........................................................................
.......... 20,5
в сфере торговли и посреднических
услуг..........................................15,0
в жилищно-коммунальном хозяйстве и непроизводственных
видах бытового обслуживания
населения..........................................13,0
в промышленности
..........................................................................
.... 10,4
Таким образом, самой доходной в сфере малого бизнеса является банковская
деятельность.
Из общего числа малых предприятий с численностью работающих до 50 чел.
более 20% в 1994 г. работали в убыток. В промышленности число убыточных
малых предприятий достигло почти четверти, при этом в цветной металлургии,
шинной, лесной, цементной, легкой, текстильной, рыбной отраслях в убыток
работало почти каждое третье предприятие. Аналогичная ситуация имела место
в сельском хозяйстве, на транспорте, в торговле, общественном питании,
бытовом обслуживании населения.
Меньше всего убыточных предприятий в полиграфической и медицинской
промышленности, на железнодорожном транспорте, в сфере общей коммерческой
деятельности по обеспечению функционирования рынка, где убыточным оказалось
лишь каждое седьмое или восьмое предприятие. Единственной отраслью, не
имеющей убыточных предприятий в сфере малого бизнеса, является сахарная
промышленность.
Важное место в деятельности малых предприятий занимает решение проблемы
инвестиций, наращивания производственного потенциала. В 1994 г. на развитие
производства и социально-бытовые нужды было направлено 6888 млрд. руб.,
что составляет 6% капитальных вложений в народное хозяйство. Инвестиционная
активность малых предприятий уступает, следовательно, активности других
секторов экономики.
Для малого бизнеса характерна диверсификация капитала не только в целях
получения максимальной прибыли, но и для обеспечения его сохранности
(страхования от риска, сопряженного с некоторыми видами деятельности). Вот
почему, например, половина малых предприятий занимается торговлей,
усматривая в ней дополнительный источник прибыли и средство ускорения
оборачиваемости капитала, но при этом в качестве основного сохраняет иной
профиль деятельности.
В целом текущие финансовые затруднения малый бизнес, так или иначе,
преодолевает, причем часто — путем выхода в сферу неконтролируемого
финансового и нефинансового оборота, за счет взаимной поддержки и
неформальных связей, но вот на развитие средств хронически не хватает.
Субъективная статистика (оценки бизнесменов) показывают, что в 1994 г.,
например, доля вложений на развитие не достигла 60%.
Наиболее активно малые предприятия приобретают оборудование. На втором-
третьем местах — затраты на ремонт помещений и рекламу, на четвертом —
расходы на приобретение транспорта.
А вот такое стратегически важное направление, как строительство или
приобретение помещений, оказалось на последнем месте. На эти цели
потратилось менее 22% малых предприятий.
Не слишком широко распространена и практика инвестиции в «человеческий
капитал» — обучение сотрудников. По всей видимости, она отчасти
сдерживается высокой вероятностью потери вложений или недооценкой этого
направления.
Следует отметить, что вновь созданные малые предприятия гораздо активнее
в осуществлении всех мер развития, за исключением только ремонта помещений,
где, напротив, существенно выше участие «старых».
Заметим также, что малые производственные предприятия более активны в
приобретении оборудования и транспорта, но меньше тратятся на рекламу, чем
другие. Они гораздо чаще строят или приобретают помещения, чем предприятия
сферы услуг, и чаще осуществляют обучение сотрудников, чем предприятия
торговли.
Размеры предприятий почти никак не отражаются на их рекламной
деятельности и приобретении патентов и лицензий.
Прослеживается четкая связь между уровнем затрат на развитие и такими
факторами, как экономическое положение предприятия, мотивация его
руководства и стремление к расширению сферы деятельности. Малые предприятия
с устойчивым финансовым положением охотнее раскошеливаются на развитие,
равно как и те, лидеры которых ориентированы не столько на максимизацию
прибыли, сколько на выживание и рост, а также фирмы, стремящиеся расширить
число видов деятельности.
Большинство мелких предпринимателей в качестве наиболее желательного
изменения в деятельности предприятия называет снижение издержек.
Малое предпринимательство крайне неравномерно развивается в региональном
аспекте. По данным Госкомстата России, наибольшая доля малых предприятий
сосредоточена в Москве (22% от общего числа), Санкт-Петербурге (11%),
Московской, Тюменской областях и Краснодарском крае (по 4%), Свердловской
области (3%), Новосибирской, Ростовской и Самарской областях (по 2%). В то
же время в Ингушетии и Туве число малых предприятий не превышает 1 тыс.
(табл. 1.6).
В 1996 г. на 1 тыс. жителей в России приходилось в среднем 6 малых
предприятий, в Москве — 21, в Санкт-Петербурге — 19, в Тюменской области —
10.
Максимального значения приток трудовых ресурсов в сферу малого бизнеса
достиг в Центральном районе, что объективно связано с высоким уровнем
развития рыночной, производственной и социальной инфраструктуры. В пределах
Центрального района главными точками притяжения рабочей силы в малый бизнес
стали Москва (62% среднесписочной численности постоянно занятых в малом
бизнесе региона). Московская область (8%), Владимирская, Тульская и
Ярославская области (по 4%).
Таблица 1.6
Распределение и рост числа малых предприятий в регионах России в
1994-1996 гг.
|Регион |1994г.|1995г.|1996г.|Абсолютны|
| | | |(сентя|й прирост|
| | | |брь) |(+) или |
| | | | |сокращени|
| | | | |е (-), |
| | | | |тыс. |
| |ты|% |ты|% |ты|% | |
| |с.| |с.| |с.| | |
| | | | | | | | |
|Российская |89|10|87|10|82|10|-67,4 |
|Федерация |6,|0,|7,|0,|9,|0 | |
| |9 |0 |3 |0 |5 | | |
|Северный |26|2,|25|2,|17|2,|-8,8 |
| |,4|9 |,7|9 |,6|1 | |
| | | | | | | | |
|Северо-Западный|78|8.|84|9.|96|11|+18,3 |
| |,6|8 |,6|6 |,9|,7| |
| | | | | | | | |
|Центральный |26|30|26|30|27|32|+0,7 |
| |9,|,1|7,|,5|0,|,6| |
| |6 | |6 | |3 | | |
|В том числе |15|17|17|20|18|22|+23,7 |
|Москва |9,|,8|5,|,0|3,|,1| |
| |4 | |8 | |1 | | |
|Волго-Вятский |26|2,|25|2,|27|3,|+ 1,2 |
| |.6|9 |,4|9 |,8|4 | |
| | | | | | | | |
|Центрально-Черн|26|3,|23|2,|23|2,|-3,8 |
|оземный |.9|0 |,7|7 |,1|8 | |
| | | | | | | | |
|Поволжский |88|9,|84|9,|72|8,|-16,0 |
| |,4|9 |,6|6 |,4|7 | |
| | | | | | | | |
|Северо-Кавказск|79|8,|86|9.|68|8,|-10,6 |
|ий |.5|9 |,5|9 |,9|3 | |
| | | | | | | | |
|Уральский |10|11|93|10|73|8,|-28,4 |
| |1,|,3|,7|,7|,1|8 | |
| |5 | | | | | | |
|Западно-Сибирск|10|11|91|10|90|10|-10,7 |
|ий |0,|,2|,7|,5|,2|,9| |
| |9 | | | | | | |
|Восточно-Сибирс|45|5,|45|5,|43|5,|-1,1 |
|кий |.0|1 |,4|2 |,9|3 | |
| | | | | | | | |
|Дальневосточный|47|5,|43|5,|39|4,|-8,4 |
| |,7|3 |,8|0 |,3|7 | |
| | | | | | | | |
|Калининградская|5,|0,|4,|0,|6,|0,|+0,2 |
|обл. |8 |6 |7 |5 |0 |7 | |
Значительно различаются по отдельным регионам уровни рентабельности малых
предприятий. Различна и отраслевая структура малого бизнеса, темпы спада
общей экономической активности и активности в сфере малого
предпринимательства. Так, в Ивановской, Псковской и Ярославской областях, в
Чувашии темпы спада производства в несколько раз выше, чем в среднем по
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|