поддержки малого бизнеса.
Осознав, как видно, что у семи нянек дитя остается без глаза, Президент
издал в июне 1995 г. указ № 563 о создании Госкомитета РФ по поддержке и
развитию малого предпринимательства (ГКРП), а Правительство своим
Постановлением от 28 октября 1995 г. № 1045 утвердило Положение о ГКРП, где
сформулированы основные задачи, права и обязанности, а также структура
нового органа.
На комитет возложена разработка предложений по устранению правовых,
административных, экономических и организационных препон созданию и
развитию малых предприятий, формирование инфраструктуры поддержки малого
бизнеса, защита законных интересов предпринимателей, а также реализация
государственной политики в этой сфере, в том числе разработка
протекционистской финансово-кредитной и налоговой политики и контроль над
использованием выделенных под нее средств.
Новая структура призвана выдвигать предложения по совершенствованию
действующего законодательства в области государственной поддержки малого
бизнеса, анализировать состояние этого сектора экономики и эффективность
государственной помощи, готовить предложения об использовании на льготных
условиях субъектами малого предпринимательства государственных финансовых,
материально-технических, информационных ресурсов, а также научно-
технических разработок, технологий и др.
Стараниями ГКРП в 1996 г. на поддержку малого предпринимательства из
бюджета было выделено 386,7 млрд. руб., что выглядит весьма внушительно по
сравнению с ассигнованными в 1995 г. 7 млрд. руб. Однако если принять во
внимание, что во всем мире чуть не 90% продукции производится в секторе
малого бизнеса, а в России вклад его несравнимо мал, то выделенные средства
не так уж и велики. Во всяком случае, они не идут ни в какое сравнение с 4
млрд. дол., которые ежегодно расходуются на поддержку малого бизнеса в США.
Ратуя за то, чтобы российский предприниматель работал на укрепление
экономики в целом, ГКРП добился размещения на малых предприятиях 15%
госзаказа.
Среди прочих органов, пестующих малое предпринимательство, можно назвать
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который действует в
соответствии с уставом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12
апреля 1996 г. № 424.
Фонд является некоммерческой организацией, осуществляющей финансовое
обеспечение федеральной программы, участие в финансировании региональных
программ, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку и
развитие малого бизнеса, включая проводимые ГКРП.
В соответствии с уставом деятельность фонда заключается в следующем:
• формирование рыночных отношений на основе государственной поддержки
малого предпринимательства и развития конкуренции;
• финансовая поддержка инновационной деятельности предпринимателей,
стимулирование разработки и производства принципиально новых видов
продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;
• участие в разработке, экспертизе, конкурсном отборе и реализации
федеральных, региональных, отраслевых и муниципальных программ и других
проектов в области развития и поддержки малого предпринимательства,
демонополизации экономики;
• финансирование мероприятий Федеральной программы государственной
поддержки малого предпринимательства;
• исполнение роли залогодателя, поручителя и гаранта по обязательствам
субъектов малого предпринимательства;
• финансирование научных исследований по проблемам малого бизнеса;
• финансирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации
кадров малых предприятий;
• исполнение роли гаранта по целевым иностранным кредитам,
предоставленным РФ на поддержку малого бизнеса;
• предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов,
беспроцентных ссуд, краткосрочных займов на конкурсной основе, финансовой
помощи на безвозмездной основе.
Механизм кредитования малых предприятий предусматривает на первом этапе
экспертизу в месячный срок представленных в региональные органы фонда
проектов и программ, на втором — отбор предложений, отвечающих
государственным приоритетам, на третьем — операции кредитования, на
четвертом и заключительном — контроль за использованием финансовых средств,
осуществляемый через попечительский совет фонда.
В части кредитования фонд сотрудничает с Межэкономсбербанком и его
агентами на местах. Межэкономсбербанк взял на себя обязательство
предоставлять гарантии малым предприятиям для получения кредитов в
коммерческих банках, управлять банковской системой поддержки малого
предпринимательства, увеличивать ресурсы кредитования малого бизнеса за
счет собственных средств, получать дивиденды на вложенный капитал.
Банк-агент выделяет кредиты строго в соответствии с перечнем проектов,
утвержденным фондом, и в пределах средств кредитной линии, открытой
Межэкономсбербанком. Размер маржи, взимаемой банком-агентом,
устанавливается в договоре с Межэкономсбербанком и не может превышать 5%.
Предусмотрено, что доля кредита в финансировании проекта должна в среднем
составлять 50% (не более 70%). Остальную часть средств предприниматель
черпает из других, в первую очередь — собственных, источников. Чем больше
доля вложений предпринимателя, тем ниже процентная ставка по кредиту.
Максимальный срок реализации проекта и погашения кредита составляет 1,5
года (для отдельных проектов — до 2 лет).
Заключая договоры с банками-агентами на предоставление кредитных
ресурсов, Межэкономсбербанк в целях обеспечения своевременного возврата
кредита и уплаты процентов запрещает использовать полученные банком-агентом
кредитные ресурсы для зачисления на депозитные счета, на межбанковское
кредитование и покупку СКВ.
Весьма важной функцией фонда является предоставление гарантий под кредиты
малым предприятиям. Известно, что, рассматривая заявки на инвестиции в
основные и оборотные фонды, банки требуют представления залога или
поручительства. Но какой залог может представить начинающий
предприниматель, если у него за душой нет ничего, кроме желания
организовать собственное дело? Вот почему необходимо отработать механизм
взаимодействия между фондом, банками и предпринимателями в этой части.
Субсидирование процентов по ссудам следует осуществлять в таких размерах,
чтобы начинающие предприниматели могли получать кредиты по более низким
ставкам (10-20% годовых), так как первые годы деятельности чаще всего
приносят не прибыли, а убытки.
Не лишним будет упомянуть и о еще одном фонде, который занимается
проблемами малых предприятий, — Фонде содействия развитию малых предприятий
в научно-технической сфере. Созданный в соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65, он призван решать следующие
задачи:
• содействие проведению курса на формирование рыночных отношений в научно-
технической сфере путем поддержки малых инновационных фирм, поощрение
конкуренции через привлечение финансовых ресурсов и их целевое и
эффективное использование для реализации программ и проектов по созданию и
производству наукоемких продуктов;
• участие в разработке, экспертизе, конкурсном отборе и реализации
федеральных, отраслевых, региональных программ и проектов, обеспечивающих
демонополизацию создания и освоения новых технологий, насыщение рынка
произведенными на их основе конкурентоспособными товарами;
• привлечение на конкурсной основе субъектов малого предпринимательства,
отечественных и зарубежных инвесторов к реализации государственных научно-
технических программ и заказов;
• поддержка освоения и внедрения новых технологий и «ноу-хау» с
использованием патентов и лицензий;
• финансирование федеральных, региональных и отраслевых программ и
проектов по развитию малого инновационного предпринимательства;
• исполнение роли залогодателя и гаранта по обязательствам субъектов
малого инновационного предпринимательства;
• контроль за расходованием выделенных средств;
• долевое участие в создании инновационных фирм, в том числе с
иностранным капиталом;
• финансирование подготовки и повышения квалификации кадров для малых
инновационных предприятий;
• проведение научно-практических конференций и др.
Наконец, не последнюю роль в поддержке малого бизнеса играет Ассоциация
развития малого предпринимательства — общественное объединение, в котором
состоят бизнесмены, государственные и общественные деятели, руководители
союзов предпринимателей, фондов и других структур поддержки малых
предприятий.
В состав ассоциации входят комитеты по законодательству и нормативной
базе малого предпринимательства, по развитию инфраструктуры малого бизнеса,
по координации деятельности объединений предпринимателей, по кредитно-
финансовой и инвестиционной политике, по инновационной деятельности, по
международным связям и агробизнесу.
Основными направлениями деятельности ассоциации являются защита прав
предпринимателей в органах исполнительной и законодательной власти,
оказание информационной, консультационной, методической и правовой помощи
организациям поддержки малого бизнеса и пр.
2.2. СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
В странах с переходной экономикой, где рыночные реформы находятся на
разных ступенях воплощения, малое предпринимательство приобретает особые
функции. В России, ряде государств СНГ и бывшего соцлагеря оно играет
огромную роль при перестройке монополизированной экономики,
разгосударствлении собственности, разукрупнении промышленных, транспортных,
топливно-энергетических, снабженческо-сбытовых «колоссов», создании
здоровой конкуренции, мобилизации природных ресурсов. Малым предприятиям
отводится важное место в осуществлении такого жизненно важного дела, как
прорыв на магистральных направлениях науки, внедрение технических и
экономических новшеств.
После нескольких лет реформ в России малый бизнес становится
самостоятельным сектором национального хозяйства. Число малых предприятий
достигло 800 тыс. Однако, по некоторым оценкам, для нормального
функционирования российской экономики необходимо 2,5-3,5 млн. мелких фирм.
Только при достижении этой критической массы малый бизнес будет надежно и
органично встроен в формирующийся рыночный механизм российской экономики.
Данные статистики за 1992-1996 гг. свидетельствуют (табл. 1.3), что в
развитии малого российского бизнеса наметился переход от стартового этапа к
этапу стабилизации. На смену стремительному подъему малого
предпринимательства, который отмечался в 1992-1994 гг., когда число малых
предприятий увеличилось с 266,7 тыс. до 865 тыс., пришло — уже к началу
1995 г. — снижение темпов вследствие финансовых потрясений, политической
нестабильности, неразберихи в законотворчестве, а в 1996 г. наступил даже
некоторый спад (на 3%).
Таблица 1.3
Динамика развития малых предприятий в России (число субъектов
малого бизнеса, тыс. ед.)
|Показатель |1992|1993|1994|1995|1996|
| |г. |г. |г. |г. |г. |
|Всего |266,|560,|865,|896,|877,|
| |7 |0 |0 |0 |0 |
|В том числе по | | | | | |
|отраслям: | | | | | |
|• промышленность |37,5|60,0|94,0|172,|128,|
| | | | |2 |5 |
|• сельское хозяйство |2,2 |6,9 |10,9|9,5 |9,8 |
| | | | | | |
|•транспорт и связь |7,1 |14,1|19,3|17,6|20,5|
| | | | | | |
|•строительство |52,1|72,9|92,2|123.|145,|
| | | | |5 |5 |
|•торговля, |125,|275,|397,|419,|374,|
|общественное питание |2 |5 |5 |4 |6 |
|• |5,2 |15,2|18,2|15,5|16,2|
|материально-техническ| | | | | |
|ое снабжение | | | | | |
|• |3,6 |5,8 |8,1 |6,2 |6,7 |
|информационно-вычисли| | | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|