зарождение в России имело некоторые специфические черты, обусловленные в
первую очередь тем, что наша страна была вынуждена быстро осваивать многие
виды бизнеса, минуя стадии их естественного развития и "прорастания" через
более привычные и прижившиеся.
К примеру, на Западе первые рекрутерские агентства появились путем
"отпочковывания" от консалтинговых и аудиторских фирм, которые в ходе
осуществления своей обычной деятельности сталкивались с некоторыми
кадровыми проблемами заказчика и брались за их разрешение. Таким образом,
"созревание" рекрутерских агентств происходило во многом параллельно с
"созреванием" заказчика, что существенным образом способствовало быстрому
росту признания и профессионализма Агентств.
В нашей стране рекрутерские агентства начали появляться сразу именно в
этом качестве, минуя стадию консалтинга. Особенно тяжело пришлось первым
агентствам отечественного происхождения. Они были вынуждены взяться за
обслуживание одного из двух типов компаний, каждый из которых был по-своему
неудобен. Первый тип, представленный практически исключительно западными
компаниями, являл собой искушенного и требовательного заказчика, привыкшего
к высоким стандартам деятельности рекрутеров. Второй тип - это в основном
российские компании, делавшие первые шаги в стихии дикого рынка, которые в
большинстве случаев вообще не умели представления о том, что такое
рекрутмент и уж тем более - зачем за это нужно платить.
Удивительно, но российские агентства сумели быстро справиться с
проблемами и даже выстоять в острой конкуренции с представительствами
западных рекрутерских фирм, постепенно завоевав имя среди западных компаний
и, приучив российские фирмы к мысли о необходимости и целесообразности
подбора кадров посредством агентств.
Об этом свидетельствует то, что до августа 1998 года в России
наблюдался бурный рост предложения в сфере услуг по подбору персонала.
Только в Москве за 1997 год по некоторым подсчетам возникло более сотни
новых фирм или подразделений многопрофильных компаний, которые изъявили
готовность заняться рекрутментом. Другими словами, общее количество
провайдеров услуг данного типа в течение года возросло минимум в полтора
раза.
Проблемы рекрутмента в России.
Одной из таких серьезных проблем, является текучесть кадров в самих
рекрутерских фирмам, так сказать "сапожник без сапог". И эти кадры утекают
не только из слабых и неизвестных агентств, во многих известных и крупных
рекрутерских компаниях, кадровый состав практически каждые полгода
обновляется более чем на половину. Зачастую из-за этого снижается качество
услуг. Известен ряд случаев, когда одно из агентств нашего города, выполняя
заявку, посылало фирме информацию о кандидатах, не предупреждая их самих об
этом и не спрашивая, а хотят ли люди работать в этой фирме. Это конечно не
допустимо, и агентство, которое в погоне за прибылью пренебрегает
технологией, подрывает не только свой имидж, но и имидж рекрутмента в
целом.
На втором месте можно поставить проблему обучения начинающих и опытных
рекрутеров, генерации новых идей и адаптации зарубежного опыта на
российской земле.
Интересная особенность рекрутерского бизнеса: в России - это во многом
"женский бизнес" и мужчины рекрутеры представляют, около 20 % от их общего
числа.
Еще одна из серьезных проблем - это отсутствие у большинства
руководителей российских фирм информации о рекрутменте, как виде услуги,
отсутствие знаний или даже культуры работы с персоналом собственной фирмы.
Многие директора вообще не обращают внимания на эту проблему, считая ее
второстепенной. В настоящее время только наиболее крупные или "продвинутые"
фирмы ввели у себя должности менеджеров по персоналу или имеют целую службу
по работе с персоналом, но, зачастую, степени свободы, определенные этим
менеджерам не позволяют им выполнять все функции по осуществлению кадровой
политики на предприятиях и сводятся к написанию приказов о приеме или
увольнении, или к методичному отсмотру приходящих на вакантные места людей
из-за большой текучки кадров.
Необходимо отметить, что рекрутерским фирмам при работе с российскими
клиентами приходится очень трудно, так как, к примеру, заполнить вакансию
"рядового бухгалтера" оказывается на порядок сложнее и дольше по
трудозатратам, чем вакансию "регионального представителя" для иностранной
фирмы. Эта проблема возникает из-за отсутствия в России единых требований к
должностях и специальностям, появившемся с начала 90-х годов в отличие от
устоявшихся западных требований. У нас существуют определенные требования к
"рабочим профессиям", но они уже устарели и не отражают всех изменений,
произошедших на рынке.
§2.Рынок кадрового сервиса
Российская система кадрового сервиса имеет шанс сделать количественный
и качественный скачок в своем развитии. Он состоится, если предприниматели
и рекрутеры найдут общий язык друг с другом.
Рынок квалифицированного труда и связанная с ним система кадрового
сервиса в России существуют, и не один год. Столько же существуют и
проблемы ее развития, такие, как сильная привязка работоспособных элементов
этой системы к иностранным компаниям при низком ее КПД применительно к
российским фирмам, нехватка профессионализма рекрутеров и работодателей и
бесчисленные дикости и просчеты местного значения. Пресса не раз
концентрировалась на издержках перехода к рыночной экономике, зачастую
упуская из виду стратегический вопрос: какой степени развития достиг
российский рынок кадрового сервиса и каков его потенциал на ближайшие годы?
Несмотря на периодические заявления некоторых игроков рынка о его
стабилизации, существующие оценки говорят о том, что обороты сети
сконцентрированных преимущественно в Москве рекрутерских агентств до сих
пор крайне невелики. Ведущие отечественные эксперты оценивают доходы
российских рекрутеров на уровне 15 миллионов долларов в год, или же и того
меньше, в то время как доходы крупнейших американских агентств оцениваются
миллиардами и сотнями миллионов долларов. Читателей-изоляционистов
статистика порадует не больше. К примеру, на отечественном рынке
недвижимости только годовой доход от продажи московских квартир составляет
около 6 миллиардов долларов.[14]
Возникает вопрос, возможен ли количественный и качественный рост
показателей деятельности российских рекрутерских агентств и всплеск
развития всей системы кадрового сервиса?
Статистика
По опросу 780 случайно взятых московских фирм, проведенному в июне
этого года агентством “Контакт”, на 76% подбор персонала осуществляется с
помощью личных связей. Через агентства подбирают людей 11.5% компаний. Эта
цифра вполне сопоставима с количеством компаний, активно набирающих новых
сотрудников (15%) и с количеством компаний, готовых ознакомиться с
условиями сотрудничества с агентством (12%). Можно предположить, что 10-15%
активно действующих московских компаний прибегают к услугам рекрутерских
агентств. По оценке специалистов, компания с численностью персонала в 30-
50 человек в состоянии выделить бюджет в 2-4 тысячи долларов на решение
вопросов работы с персоналом, включая оплату услуг рекрутеров и кадровых
консультантов.
Пользуясь этими цифрами, можно дать весьма грубую, но все же оценку
потенциала рынка при его сегодняшней клиентуре. Если предположить, что в
Москве существует около 1000 компаний, соответствующих этому “бюджетному”
критерию, мы придем к выводу, что только в Москве годовой потенциал рынка
кадровых услуг при существующем охвате составляет как минимум 25 млн.
долларов в год, что уже говорит о наличии резервов. К тому же, с годами
крупных компаний становится больше, как в Москве, так и в регионах России.
Если предположить, что взрослеющие компании объективно заинтересованы в
том, чтобы иметь у себя квалифицированный персонал и хорошо
сбалансированную инфраструктуру, и готовы за это платить, то это и будет
тот самый перелом в развитии системы кадрового сервиса, после которого
можно будет говорить о ней не как о вещи в себе, а как о существенном и
влиятельном факторе в масштабе всей российской экономики.
Но даже при самой благоприятной обстановке задача самих рекрутеров -
убедить своих нынешних и потенциальных клиентов, что деньги, вложенные в
людей - самое эффективное капиталовложение. По словам президента
американского рекрутерского агентства Express Personnel Services Роберта
Фанка, в его стране в этом убеждены руководители 98% компаний, пользующихся
услугами системы кадрового сервиса.
“Пирамида”
Исследователи часто пользуются “пирамидальной моделью” рекрутерского
рынка. С помощью этой модели можно выявить немало резервов его роста в
нашей стране.
Совокупность услуг по подбору персонала можно представить в виде
пирамиды, в основании которой - услуги по заполнению вакансий низкого
уровня (“синие воротнички, вспомогательный обслуживающий персонал”), на
вершине - подбор высших руководителей (эту услугу принято называть по-
английски: executive search), а в середине - подбор специалистов среднего
звена. Для агентств “основания пирамиды” характерны предельно упрощенные
технологии работы: максимум кандидатов на одно место, минимум персональной
работы с каждым кандидатом, максимум взаимозаменяемости кандидатов и
агентств - исполнителей заказов и вследствие этого - низкий процент
выполняемости заказов одним агентством при высокой конкуренции.
Агентства executive search отличаются предельно “персонифицированной”
работой с кандидатами, минимальным их числом, высокой стоимостью единичных
заказов и наиболее высоким уровнем их выполнения. Технология подбора высших
менеджеров настолько специфична, что в России, как и во всем мире, основная
масса заказов приходится на долю агентств, специализирующихся на этом виде
услуг, причислять которые к рекрутерам в общем смысле не всегда уместно.
В середине пирамиды - агентства по подбору специалистов среднего
звена. Технологии их работы сочетают в себе элементы технологий executive
search с одной стороны и агентств по трудоустройству и подбору временного
персонала с другой. При подборе наиболее дефицитных специалистов рекрутерам
среднего звена приходится прибегать к классическому методу executive search
- прямому поиску кандидатов с целью их “цивилизованного переманивания”, но
цена таких заказов на порядок и более ниже, чем стоимость подбора
руководящего работника, которая составляет десятки тысяч долларов.
Классические агентства по подбору персонала среднего звена проделывают
основную работу по отсеиванию кандидатов сами, представляя клиенту двух-
трех для окончательного выбора.
В США, где степень охвата экономики сетью рекрутерских агентств
максимальна, наибольшие доходы получают агентства, делающие ставку на
заполнение позиций низкого и среднего уровня. К примеру, в относительно
гибкой структуре Express Personnel Services около 60% заказов приходится на
позиции “основания” пирамиды, 30% - на долю “середины” и около 10% - на
долю executive search. Бесспорный лидер по доходам - Manpower International
(5.5 млрд. долл. дохода за 1995 год по данным Staffing Industry Analysts
Inc.), где делают ставку на подбор временного персонала, характерный для
“низкоуровневых” позиций, в то время, как лидер рынка executive search -
Korn/Ferry International занимает в этом списке всего 34-ю строчку с 215
миллионами долларов в год.
Если теперь посмотреть на распространенность в России трех видов
рекрутерского бизнеса, картина здесь напоминает скорее не пирамиду, а
параллелепипед. Западные агентства по executive search, начавшие
действовать здесь в 1992-94 гг., приобрели значительный вес в глазах
клиентов и коллег. Суммарные годовые доходы наиболее активных в России
представительств Ward Howell и Korn/Ferry, по их собственным оценкам,
составляют несколько миллионов долларов - весьма немалую долю в общем
объеме рынка. В то же время ниша по подбору персонала низкого уровня в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|