Что Вы хотите рассказать о себе ? О Вашей семье ?
Каковы Ваши основные сильные и слабые стороны ?
Какую работу Вы больше всего любите делать , а какую не любите?
Каковы Ваши интересы вне работы ? Как Вы проводите свободное время ?
Что бы Вы хотели изменить в своём прошлом ?
Какие предметы в школе Вам нравились больше всего и меньше всего ? А в
ВУЗе? Почему ?
Считаете ли Вы , что получили хорошую подготовку общего характера ?
Какие особенности в Вашей подготовке позволяют Вам думать , что Вы
добьётесь успеха в избранной Вами сфере деятельности ?
Какого рода общественной деятельностью Вы занимались в ВУЗе ? После ВУЗа ?
Почему ?
Что Вам нравилось больше всего и меньше всего на прежней работе ?
Что Вы можете рассказать о Ваших руководителях на прежнем месте работы ? О
Вашей прежней работе ?
Почему Вы уволились с прежней работы ?
Какие Ваши цели в жизни ? Как Вы планируете их достичь ?
На какую заработную плату Вы рассчитываете ?
Чем Вы надеетесь заниматься через 5 (10 , 15) лет ?
При проведении беседы по неформализованному типу у человека
проводящего её обычно нет заранее подготовленных вопросов. Разговор ведётся
свободно, в зависимости от сложившейся ситуации и характера самого
заявителя. Но тем не менее имеются определённые рекомендации по проведению
собеседования по этому типу. Сюда входит запрещение комментариев по поводу
пола кандидата, если это не связано как-то с выполнением работы.
Недопустимо задавать вопросы, связанные с расовой принадлежностью (о цвете
кожи, глаз, волос), увечьями (как они получены, и насколько они серьёзны),
возрастом, семейным положением и количеством детей (это выясняется лишь
после приёма), ростом и весом, пригодностью к воинской службе,
интересоваться родом войск, в которых служил кандидат, жилищными условиями,
судимостью. Запрещается также требовать рекомендации религиозных
организаций. Кроме того, есть перечень вопросов, которые должны задаваться
с большой осторожностью, это вопросы: о месторождении, пользовании
псевдонимом или вторым именем, о религиозных убеждениях, гражданстве,
членстве в различных клубах и обществах .
В целом же разговор ведётся достаточно свободно. Здесь нужно
постараться вызвать кандидата на откровенность и внимательно прислушиваться
к его словам. Разговор, как правило, начинается с какого-либо простого
вопроса, допустим: «Что в данной работе Вам нравится больше всего ?» .После
того, как он начнёт говорить, следует делать лишь короткие замечания в тех
случаях, когда собеседник отклоняется от темы беседы. Одобрительная улыбка
и реплики типа «Это очень интересно, продолжайте, пожалуйста» заставляют
кандидата продолжать свои высказывания до тех пор, пока у интервьюера не
сложатся правильные представления о нём самом, а также о его истинных
намерениях .
Собеседование при приёме на работу делится обычно на три основные
части: вступительную, основную и заключительную .
Вступительная часть составляет около 15% времени для создания
атмосферы взаимопонимания. Опрос обычно начинается с темы, интересующей обе
стороны. При этом нужно стараться ободрять опрашиваемого , избегать
отрицательных оценок и критических замечаний , как можно больше проявлять
дружелюбие и интерес к личности кандидата. Главная же цель основной части
беседы - получение информации для оценки в претенденте качеств , требуемых
для данной должности и принятия решения . При этом желательно, чтобы
кандидат говорил сам , а интервьюер внимательно слушал. В заключительной
части необходимо подвести итоги и разъяснить дальнейший ход приёма на
работу. Не следует заканчивать беседу отрицательным решением, о нём
человека рекомендуется уведомить позже .
5. Сбор необходимой дополнительной информации. Данный этап подразумевает
получение рекомендаций с предыдущих мест работы кандидата, анализ
послужного списка, относящейся к делу документации из медицинских и других
учреждений и т. д. Объем информации определяется требованиями к специалисту
и корпоративными правилами подбора в организации.
Специфика этапа отбора кандидатов состоит в том, что в процессе его
происходит своего рода знакомство ряда лиц внешней среды с соответствующей
организацией. Очень важно, чтобы проводящий данную работу специалист
постоянно помнил об этом. Таким образом, при правильном подходе к делу
помимо основной достигается еще одна цель: распространение на рынке труда
информации о корпоративной культуре и привлекательности данного
работодателя для потенциальных сотрудников.
2.6.Принятие решения о приеме на работу
На основании результатов проведения предыдущих этапов организация
принимает окончательное решение о найме специалиста. Все действия на этом
этапе - от формы уведомления принятого кандидата до процедуры введения в
должность - определяются корпоративными правилами организации. Вопросы
введения в должность и адаптации работника в организации, по мнению автора,
находятся вне рассматриваемого здесь процесса подбора кадров, окончательным
этапом которого (как, впрочем, и любого процесса) является оценка его
эффективности.
2.7.Оценка эффективности подбора персонала
От качества подбора персонала зависит эффективность работы
организационной единицы и использование остальных ресурсов организации.
Поэтому очень важно постоянно совершенствовать управление процессом
подбора персонала. Для этого необходимо знать, в чем именно (и насколько)
существующая модель отклоняется в своих параметрах от эталонной. Чтобы
получить ответ на данный вопрос, в ходе всего процесса - на каждом этапе -
реализуются функции учета и контроля его составляющих. По завершении
процесса собранная таким образом информация позволяет провести оценку его
эффективности.
Важнейшей предпосылкой, определяющей эффективность работы по поиску и
отбору кадров, является тесная связь этого направления деятельности с
действующей в организации системой управления. Эта связь может основываться
на следующих моментах:
• доведение до лиц, отвечающих за поиск и отбор кадров, целей, стоящих
перед организацией (подразделением);
• разработка оптимальной организационной структуры управления
(исключения дублирования функций и расплывчатости требований к кандидатам);
• наличие кадрового планирования, являющегося связующим звеном между
целями организации и организациенной структурой управления. Кадровое
планирование - это фундамент политики в отношении персонала, обеспечивающий
систематический подход к поиску и отбору кадров.
Существуют количественные и качественные методы оценки эффективности.
Выбор методов и параметров анализа эффективности (как и необходимых
источников информации) зависит от целей, которые ставит организация.
Для оценки эффективности процесса поиска и отбора новых работников
может быть использован ряд количественных показателей[9], характеризующих
работу персонала, приступившего к работе в организации:
• уровень текучести кадров, особенно среди новых работников;
• доля работников, не прошедших испытательный срок, от общего числа
принятых на работу;
• финансовые затраты на обеспечение процесса поиска и отбора кадров;
• уровень нарушений трудовой дисциплины среди новых работников
(прогулы, не согласованные с руководством опоздания, отсутствие на рабочем
месте и т.п.);
• уровень брака и ошибок, допускаемых новыми работниками;
• частота поломок оборудования;
•эффективность использования необходимых материалов, комплектующих;
• уровень производственного травматизма среди новых работников;
• количество жалоб со стороны клиентов, потребителей, поставщиков по
вине новых работников.
Дополнительная информация о качестве используемой в организации
системы отбора кадров может быть получена из трех источников: от самих
кандидатов, от работников организации и от увольняющихся. С этой целью
могут использоваться интервью, опросы, оценка эффективности работы.
Дополнительная информация о качестве используемой в организации
системы отбора кадров может быть получена из трех источников: от самих
кандидатов, от работников организации и от увольняющихся. С этой целью
могут использоваться интервью, опросы, оценка эффективности работы.
Надо иметь в виду, что трудно получить достоверную информацию из
какого-либо одного источника или за счет оценки какого-то одного
показателя. К примеру, высокие значения показателя текучести кадров могут
быть обусловлены действием ряда факторов, не имеющих отношения к системе
поиска и отбора персонала.
Эффективность подбора персонала можно оценить частично сразу же по
завершении этого процесса, частично - через определенный плановый
промежуток времени.
Непосредственно после окончания подбора могут оцениваться:
1)соответствие плана мероприятий по подбору и фактического комплекса
мероприятий в привязке к срокам выполнения;
2)степень отклонения фактических затрат на подбор персонала от
плановых показателей;
3)удельный вес затрат и привлеченных кандидатов из расчета на каждый
источник привлечения;
4)общий уровень расходов на привлечение одного потенциального
кандидата;
5) уровень расходов на заполнение вакансии;
6) другие параметры оценки.
Через определенный промежуток времени эффективность подбора персонала
может быть оценена уже непосредственно на основании анализа деятельности
принятых на работу специалистов. При этом охватываются следующие аспекты:
1)уровень производительности труда принятого на работу специалиста;
2)доля работников, не прошедших испытательный срок;
3)уровень нарушений трудовой дисциплины и корпоративных правил;
4)уровень текучести кадров;
5)информация, поступающая (по принципу обратной связи) от клиентов и
поставщиков при работе с данным специалистом;
6)уровень поломок оборудования, производственного брака, качества
использования комплектующих и пр.;
7)другие параметры оценки.
Примерная оценка уровня приглашаемых и нанимаемых работников, которая
рассчитывается следующим образом:[10]
|КН = (РК + ПР + ОР) : Ч, |
|где |
КН – качество набранных работников, %
РК – усредненный суммарный рейтинг качества выполняемой работы
набранными работниками
ПР – процент новых работников, продвинувшихся по службе в течение
одного года
ОР – процент новых работников, оставшихся работать по прошествии
одного года
Ч – общее число показателей, учтенных при расчете.
С завершением последнего этапа процесс подбора персонала формально
заканчивается. Однако результаты проведенной в его рамках работы в
дальнейшем будут оказывать значительное влияние на другие сферы управления
персоналом
§2. Лизинг персонала
Рассмотренные выше методы набора персонала, представляют собой
традиционное понимание этого процесса. Однако в последнее время появилось
ряд новых, нетрадиционных подходов к подбора персонала. Одной из таких форм
является лизинг персонала. Мировая практика показывает, что лизинг
персонала находит активное применения при работе с человеческими ресурсами.
подход.
Лизинг персонала можно рассматривать как форму временного привлечения
персонала со стороны. Рассмотрим предпосылки возникновения и использования
лизинга персонала.
Конечно же, о лизинге персонала вспоминают тогда, когда встает
проблема несоответствия наличных трудовых ресурсов и потребностей
организации в них. Чтобы решить эту проблему, необходимо разработать
программу изменения качественных и количественных параметров трудовых
ресурсов предприятия. Такая программа может предполагать удовлетворение
потребностей в персонале посредством дополнительного обучения последнего,
принятия на работу специалистов определенного профиля либо же другие
мероприятия.
Выбор конкретного мероприятия зависит от специфики потребности в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|