практически всегда цены на аналогичную продукцию различаются, так как
разные поставщики поставляют товары различных качества, комплектации и т.п.
Значительную долю в конечной цене составляют транспортные расходы.
В современной международной торговле, особенно в торговле сырьевыми
товарами и полуфабрикатами, заметное место занимают посреднические фирмы,
также имеющие свою маржу в результате осуществления продаж. Цены на машинно-
техническую продукцию, технически сложные товары, как правило, формируются
только при непосредственном контакте между продавцом-производителем и
покупателем-потребителем. При этом в цену включаются самые различные
составляющие – надбавки за гарантию, предпродажный и послепродажный сервис,
упаковку и др.
Для изучения и использования на практике ценовых показателей мирового рынка
необходимо знать основные источники сведений о ценах. В настоящее время
созданы специальные банки данных практически для всех товаров и товарных
групп по регионам и временным периодам (для товаров сезонных). Огромные
возможности предоставляет система компьютерных телекоммуникаций Internet,
позволяющая в считанные минуты получить ориентировку практически на все
поставляемые на мировой рынок товары. Однако это будут цены
ориентировочные, позволяющие экспортеру и импортеру иметь стартовую
площадку для переговоров по ценам поставки. Механизм же ценообразования
остался старым: анализ спроса и предложения, проект цены исходя из ситуации
на рынке и формирование контрактной цены в ходе непосредственных
переговоров поставщика и покупателя.
Цены на мировых товарных рынках по источникам информации, сфере применения
и способу использования принято подразделять на несколько групп.
Контрактные – конкретные цены на продукцию, согласованную продавцом и
покупателем в ходе переговоров. Они, как правило, ниже цены предложения
поставщика. Контрактная цена действительна на весь период действия
контракта, если ее не подвергли пересмотру в ходе выполнения поставок.
Контрактные цены нигде не публикуются, ибо они представляют коммерческую
тайну. В принципе контрактные цены на определенный товар в определенном
регионе и при наличии небольшого круга продавцов и покупателей известны.
Практическая задача состоит в сборе информации и создании банка данных.
Справочные – цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях,
бюллетенях, а также в периодической литературе, в газетах, журналах, в
каналах компьютерной информации. Круг товаров, попадающих в ценовые
справочники, в основном охватывает небиржевые сырьевые товары и
полуфабрикаты (нефть и нефтепродукты, черные металлы, удобрения и т.д.). В
настоящее время справочная литература по ценам на небиржевые товары
получила очень большое распространение. Так, экспортер нефтепродуктов
ориентируется на ежедневные потоварные и региональные котировки цен,
публикуемые в справочниках Platt’s или Argus, которые можно получать
ежедневно через систему компьютерной связи. Экспортеры металла в принципе
ориентируются на издание «Metal Bulletin», выходящий два раза в неделю, а
экспортеры удобрений – на «Ferticom».
Однако следует иметь в виду, что между ценами, публикуемыми в справочных
изданиях, и фактическими ценами сделок существует определенный зазор. Как
правило, справочные цены несколько завышены. Справочные цены не реагируют
быстро на изменения конъюнктуры или на какие-либо политические события, за
исключением, может быть цен на нефть – товар весьма специфичный. Вместе с
тем, они отражают динамику цен на данном рынке и тенденции.
Биржевые – цены на товары, торговля которыми производится на товарных
биржах. К биржевым товарам относятся в основном сырье и полуфабрикаты. Цены
на биржевые товары оперативно отражают все изменения, происходящие на рынке
данного товара. Малейшие изменения в ту или иную сторону конъюнктуры рынка
моментально сказываются на биржевых котировках. Это объясняется тем, что
сами биржевые котировки являются фактическими ценами сделок именно в данный
момент. Следует отметить, что биржевые котировки не отражают в себе другие
инструменты международной торговли, как то: условия поставки, платежа и
т.д. Существует определенный регламент работы биржи и участия в ее работе.
Биржи функционируют ежедневно, и котировочная комиссия регистрирует и
публикует котировочные цены в специальных бюллетенях. Котировки бывают двух
видов: срочные котировки (фьючерсы) на товары, отсутствующие на данный
момент, с условиями поставки через определенное время и котировки на
реализуемые товары. Как показывает практика, биржевые котировки, довольно
остро реагируя на различные внешние «раздражители», все-таки не могут
отражать действительные тенденции в движении цен. Зачастую на биржах
проводятся операции, носящие откровенно спекулятивный характер.
В международной внешнеторговой практике специалисты ориентируются на
котировки наиболее известных, хорошо зарекомендовавших себя бирж, имеющих
персонал исключительно высокой квалификации, таких, как Лондонская биржа
металлов (LME – London Metal Exchange), Чикагская биржа (Chicago Board of
Trade), занимающаяся котировками и продажами зерновых, Нью-Йоркская биржа
хлопка (NYCE – New York Cotton Exchange).
Цены аукционов – цены, полученные в результате торгов. Это реальные цены,
отражающие спрос и предложение в данный временной период. Аукционный вид
торговли достаточно специфичен. На аукционных торгах, например, продаются и
покупаются пушнина, животные, предметы искусства.
Статистические внешнеторговые – публикуются в различных национальных и
международных статистических справочниках. Эти цены определяются делением
стоимости экспорта или импорта на объем закупленной или поставленной
продукции. Они не показывают конкретную цену конкретного товара. С точки
зрения их практического применения они интересны для понимания общей
динамики внешней торговли той или иной страны, для статистических расчетов,
используются как приблизительный ориентир.
В процессе согласования цен экспортер и импортер, основываясь на
собственном анализе данных о положении на рынке товара, приступают к
переговорам, заранее зная, на какие уступки они могут пойти. В мировой
практике ведения внешней торговли известно большое количество различных
скидок. Ценовые скидки – метод уторговывания цены с учетом состояния рынка
и условий контракта. По оценкам специалистов, существуют около сорока
различных видов ценовых скидок и надбавок. К наиболее распространенным
относятся следующие скидки:
продавца, когда объем единовременной покупки (партии) или за устойчивость
покупок экспортер в процессе торга предоставляет скидку в зависимости от
ситуации на конкретном рынке. Может достигать 20-30% первоначальной цены;
для эксклюзивного импортера, если фирма-импортер – единственный поставщик
товара в страну или регион, добивается наилучших условий для продажи этого
товара, по существу помогает экспортеру закрепиться на рынке данной страны.
Эта скидка достигает 10-15% первоначальной цены. Практикуется в условиях
рынка монопольной конкуренции;
сконто – в случае осуществления импортером предоплаты, полной или
частичной, за поставляемый товар. Как правило, такая скидка предоставляется
и при прямом банковском переводе денег при оформлении товарных накладных;
традиционному партнеру (бонусная), как правило, предоставляется импортеру,
длительное время работающему на рынке с одним и тем же экспортером. В
данном случае экспортер уверен в своем партнере-покупателе в отношении
правильного и своевременного выполнения контрактных обязательств; скидка
предоставляется обычно на годовой объем продаж товара. Характерна в первую
очередь для рынка совершенной конкуренции;
за покупку внесезонного товара, как правило, предоставляется на рынках
сельхозпродукции, одежды, обуви и др.
дилерская предоставляется оптовым и розничным торговцам, агентам и
посредникам. Эта скидка должна покрывать расходы дилеров на продажу и
сервис и обеспечивать им определенный размер прибыли.
Размеры скидок определяются отдельно для каждого конкретного случая. Как
правило, размеры скидок варьируются между 2 и 10% первоначально
предлагаемой цены. Безусловно, достигаются и более существенные скидки.
Ценообразование в России, связанное с ВЭД
В период существования СССР и в России централизованной плановой экономики
проблемы ценообразования на мировом рынке сравнительно мало интересовали
конкретного производителя. Все операции – торговые и платежные –
производились специализированными учреждениями, внешнеторговыми
объединениями и Внешторгбанком. Сразу после появления соответствующих
законодательных актов о самостоятельном выходе предприятий на международный
рынок появилось большое число новых субъектов рынка, как мощных крупных
поставщиков, например, Магнитогорский комбинат или Газпром и его структуры,
так и маломощных, но многочисленных «челноков».
Приблизительно до 1992-1993 гг. внутренние цены на производимую в России
продукцию в пересчете на конвертируемую валюту были ниже мировых. Кроме
того, другие составляющие цены товара, как-то: транспортные расходы,
портовые услуги, расходы на энергозатраты и некоторые другие, в общей
структуре цены не занимали значительную долю, о чем было хорошо известно
зарубежным покупателям. А вкупе с отсутствием в тот период
квалифицированного персонала для внешнеторговой деятельности все это
приводило к выбросу товара на мировой рынок по ценам гораздо ниже мировых.
В этой связи не случайно против России только ЕС открыл 15 антидемпинговых
процедур расследований, ввел ограничительные квоты на поставку в эти страны
по большому количеству товарных позиций.
В настоящее время в России внутренние цены на многие экспортируемые товары
(нефть, зерно и др.) выше мировых. Причин для этого много. Кризис в
российской экономике привел к падению объемов производства, что
незамедлительно сказалось на себестоимости продукции. Ежегодное сокращение
инвестиций обусловило обветшание производственных фондов, отсутствие новых
технологий. Большое и, вероятно, негативное влияние оказывает наличие в
России нескольких крупнейших монополистов, в руках которых сосредоточены
практически все рычаги по установлению цен и тарифов на услуги, и от
которых в условиях нашей страны зависят все. Речь идет о РАО «Газпром», РАО
«ЕЭС», о транспортниках (не случайно именно транспортные тарифы выросли
беспрецедентно).
В настоящее время крупные фирмы и предприятия России, экспортирующие и
импортирующие продукцию, как правило, имеют в своем составе
специализированные компании, работающие преимущественно в сфере внешней
торговли. Хотя их немного, но они достаточно четко отслеживают ситуацию на
товарных и финансовых рынках, не допускают грубых ошибок. Ими четко избраны
рынки и каналы, по которым они работают, заведена своя клиентура, и попасть
в число поставщиков или покупателей, например, «Норильского никеля», в
условиях мощной конкуренции новичкам практически невозможно. Здесь явная
тенденция к монополизации.
В ценообразовании российские компании придерживаются общепринятых правил
игры, присущих современному мировому рынку. Однако следует отметить одну
очень существенную деталь. Сегодня, если подходить к вопросу с чисто
экономической точки зрения, многим российским компаниям экспорт не выгоден,
что в свою очередь ограничивает импорт. Цены внутреннего рынка гораздо выше
мировых по многим товарным позициям. Отсутствие же на российском рынке
финансовых средств приводит к неплатежам, к примитивным бартерным сделкам
или к появлению различных финансовых суррогатов в виде векселей, либо
других «ценных» бумаг. Предприятие, не получая за уже поставленную
продукцию деньги от покупателя, вынуждено искать покупателя на внешнем
рынке. Отрицательная разница в ценах затем перебрасывается на внутреннюю
цену товара, который еще более дорожает, хотя само предприятие после
экспортной сделки имеет денежные поступления на свой банковский счет.
Важным практическим вопросом в области внутреннего ценообразования,
связанным с ВЭД, является формирование цен на импортируемые товары и
услуги. Здесь на смену «изобретениям» советских времен, жестко привязавшим
цены на импорт к ценам соответствующей отечественной продукции, что нередко
порождало всякие несуразицы, теперь внедряется международный опыт,
оправданная мировая практика. Это тем более важно, что, как было отмечено
выше, значение импорта для экономики России в настоящее время
исключительно, в том числе и для рядового потребителя. С учетом мирового
опыта и международных рекомендаций внутренние цены на импортные товары
определяются исходя из их таможенной стоимости, т. е. Совокупности валютных
затрат на импорт на момент пересечения таможенной границы, фиксируемой в
Страницы: 1, 2, 3, 4
|