Ценообразование во внешней торговле
Государственный Университет Управления
Институт заочного обучения
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Международный менеджмент»
На тему: «Ценообразование во внешней торговле»
Группа: БуиА6-1-97
Студенческий билет № 22
Тема № 20
Москва – 2001
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Основы и особенности ценообразования во внешней торговле 3
1.
2. Ценообразование на мировых товарных рынках различных типов 7
3. Практика и методы определения внешнеторговых цен 12
4. Ценообразование в России, связанное с ВЭД 16
5. Цены и ценовая политика в системе международного маркетинга 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
Список литературы. 28
Основы и особенности ценообразования во внешней торговле.
При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных
рынках, необходимо внимательно изучать все факторы, оказывающие влияние на
формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладные. От цен
зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи
товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли
в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего
расширения внешнеэкономический деятельности (ВЭД).
В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, так
же как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной
рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно для
характеристики и внутреннего рынка, и внешнего. Цена, в том числе о внешней
торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец,
предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или
услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих
условий, получивших название ценообразующие факторы. По характеру, уровню и
сфере действия они могут быть разграничены на пять перечисленных ниже
групп.
Общеэкономические – действующие независимо от вида продукции и
конкретных условий ее производства и реализации:
. экономический цикл;
. состояние совокупного спроса и предложения;
. инфляция.
Конкретно экономические – определяемые особенностями данной продукции,
условиями ее производства и реализации:
. издержки;
. прибыль;
. налоги и сборы;
. предложение и спрос на конкретные товар или услугу с учетом
взаимозаменяемости;
. потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид,
престижность.
Специфические – действующие только в отношении некоторых видов товаров и
услуг:
. сезонность;
. эксплуатационные расходы;
. комплектность;
. гарантии и условия сервиса.
Специальные – связанные с действием особых механизмов и экономических
инструментов:
. государственное регулирование;
. валютный курс.
Внеэкономические:
. политические;
. военные;
. религиозные;
. этнические и др.
Как отмечено выше, цены определяются условиями конкуренции, состоянием и
соотношением спроса и предложения. Однако на международном рынке процесс
ценообразования имеет особенности. С учетом этого следует рассматривать и
действие перечисленных выше групп ценообразующих факторов.
Например, известно, что соотношение спроса и предложения в условиях
мирового рынка ощущается субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели
поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли
сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке
внутреннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно
сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными
ценами, но и с мировыми. Производитель – продавец товара на внешнем рынке
находится в режиме постоянного «ценового стресса». Значительно больше на
международном рынке и покупателей – это во-первых. Во-вторых, в рамках
мирового рынка факторы производства менее мобильны. Никто не будет
оспаривать тот факт, что свобода передвижения товаров, капитала, услуг
рабочей силы здесь значительно ниже, чем в рамках одного конкретного
государства. Их перемещение сдерживается национальными границами,
отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и
прибыли. Естественно, что все это не может не отражаться на формировании
мировых цен.
Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок,
заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой
торговли. Понятие мировой товарный рынок означает совокупность устойчивых,
повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих
организационные международные формы (биржи, аукционы и т.д.), или
выражающихся систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм –
поставщиков и покупателей.
И во внешней торговле к факторам, под воздействием которых складываются
рыночные цены, прежде всего естественно относится состояние спроса и
предложения. Практически на цену предлагаемого товара влияют:
. платежеспособный спрос покупателя данного товара – наличие денег;
. объем спроса – количество товара, которое способен приобрести
покупатель;
. полезность товара и его потребительские свойства.
На стороне предложения составляющие ценообразующие факторы:
. количество товара, предлагаемого продавцом на рынке;
. издержки производства и обращения при реализации товара на рынке;
. цены на ресурсы или на средства производства, используемые в
производстве соответствующего товара.
Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации товара
другим, удовлетворяющим покупателя (товаром-заменителем). На уровень
мировых цен воздействуют валюта платежа, условия расчета и некоторые другие
как экономические, так и внеэкономические факторы.
На мировом рынке возможны случаи «искажения соотношения спроса и
предложения». В случае громадного спроса на товар может возникнуть
ситуация, при которой на рынок будет выброшен товар, произведенный в
наихудших условиях, по национальной цене, которая по существу и будет какое-
то время определять мировую цену и наверняка будет весьма высокой. И,
наоборот, нередко предложение значительно превышает спрос. Тогда основной
объем продаж приходится на те субъекты международной торговли, условия
производства в которых наилучшие, а цены ниже. (В данном контексте нелишне
отметить и такой нюанс: даже если крупнейший производитель товара в какой-
либо стране является крупнейшим поставщиком этого продукта на национальный
рынок, то это не значит, что он займет лидирующее положение и на мировом
рынке. Зачастую на международном рынке большую часть товаров реализуют
страны, не являющиеся с экономической точки зрения крупными и мощными
державами.)
При работе с ценами рынка, в том числе внешнеторговыми, следует
учитывать различия в них с учетом позиций отдельных сторон и рыночной
ситуации. Во-первых, существуют понятия цены продавца, т.е. предлагаемые
продавцом, а значит, относительно более высокие, и цены покупателя, т.е.
принимаемые и уплачиваемые покупателем, а значит, относительно более
низкие. Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюнктуры рынок продавца, на
котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует
продавец, и рынок покупателя, на котором из-за преобладания предложения
господствует покупатель и ситуация в части цен противоположная. Но эта
рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах. А
это значит, что она должна быть предметом постоянного наблюдения и
изучения. В противном случае в определении цен возможны очень серьезные
ошибки.
В последние два-три десятилетия важную роль в ценообразовании на
товары, в особенности в мировой торговле, занимают сопутствующие услуги,
оказываемые производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру или
конечному потребителю. Речь идет об общепринятых условиях поставки:
техническое обслуживание, шеф-монтаж, гарантийный ремонт, другие
специфические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и
использованием товара. Данный аспект особенно важен в современных условиях,
в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования.
Известны примеры, когда стоимость услуг при экспорте оборудования и машин
составляла 60%-ную долю в цене поставки.
Развитие науки и технологии, оказывая влияние на совершенствование
качественных характеристик товара, с другой стороны, воздействует на
мировые цены. Внедрение новых технологий повышает производительность труда,
эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в
абсолютном выражении цена растет практически на всех групп товаров. Однако
с учетом полезного эффекта (например, возрастают скорость, надежность, и
т.д.) относительная стоимость товара, а значит и его цена для потребителя
снижаются.
При анализе цен следует учитывать и движение экономического цикла, что
в сфере международных экономических отношений имеет определенную специфику.
Так, в стадии депрессии цены, как правило, не повышаются. И, наоборот, в
стадии подъема в связи с превышением спроса над предложением цены
возрастают. (Хотя и то и другое распространяется на внешнюю торговлю
замедленно, в зависимости от сферы и глубины этих явлений, особенно в фазе
кризиса и подъема). Необходимо отметить, что динамика изменения цен зависит
от вида товаров и товарных групп. Так, при изменении конъюнктуры наиболее
резко и быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее
реакция производителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее реакция цен
на продукцию машиностроительного комплекса.
Современный мировой рынок товаров и услуг характеризуется высокой
подвижностью цен. Если в 70-80-е годы наблюдались их существенные скачки
(например, резкое повышение цен на нефть в середине 70-х – начале 80-х
годов), то в конце 90-х цены мировых товарных рынков на многие сырьевые
товары претерпели значительное снижение. Это относится к ценам
энергоносителей, особенно сырой нефти, газа, цветных металлов. Под
воздействием финансового кризиса за период с конца 1997 по 1998 гг. падение
цен на сырую нефть достигло 32-35%, газ – 18-20%, нефтепродукты – 30%,
азотные удобрения – 37-40%, медь – 21-23% и лес – 27-30%. Достаточно
сказать, что цена 1 барреля сырой ближневосточной нефти с 14-16 долл.
снизилась до 9 долл.
В настоящее время, не без усилий ОПЕК, наметилась тенденция повышения
цен на сырую нефть: только за январь- март 1999 года они повысились на 20%.
Подобные изменения в динамике цен произошли и по другим товарам. По
прогнозу журнала «Экономист», в первые годы XXI столетия мировые цены на
сырье несколько повысятся, но к 2010 году вновь начнется их падение
примерно до уровня 1997 года.
2. Ценообразование на мировых товарных рынках различных типов.
В рыночной экономике процесс ценообразования в торговле между
внешнеэкономическими субъектами разных стран осуществляется в условиях
конкурентной среды, динамичного равновесия между спросом и предложением, а
также сравнительной свободы поведения на рынке экспортера и импортера.
Однако данные постулаты требуют поправок в зависимости от типа рынка.
Главным критерием классификации рынков, в том числе и мировых, служат
характер и степень свободы конкуренции. Экономисты различают по этому
критерию четыре типа рынков:
. совершенной (чистой) конкуренции;
. чистой монополии;
. монополистической конкуренции;
. конкуренции немногих поставщиков – олигополия.
Прежде всего эти рынки различаются количеством субъектов торговли, что
очень сильно влияет на механизм ценообразования.
Рынок совершенной (чистой) конкуренции характеризуется прежде всего
очень большим числом субъектов внешней торговли (покупателей и продавцов) и
сравнительно однородным характером поставляемой продукции. Под воздействием
Страницы: 1, 2, 3, 4
|