Травматология
ТРАВМАТИЗМ—совокупаоеть травм, повторяющихся при опреде-ленных
обстоятельствах у одинаковых групп населения за определенный отрезок
времени (месяц, год, квартал). Во всех случаях можно выявить причинно-
следственные связи между внешними условиями, в которых пребывал
пострадавший (работа, пользорание транспортом, занятия спортом в т. п.), и
состоянием организма. Эти связи определяют путем систематязацви условий и
обстоятельсгв~возникновения травм, анализа внешних и внутренних факторов,
вызывающих повторные травмы. .Травматизм делят на производственный,
непроизводственный, умышлен-выв, военный. Особо выделяется детский
травматизм.)
Травматизм производственный—травмы, полученные в связи с производственной
деятельностью в промышленности, сельском хозяйстве, иа строительстве, на
транспорте и др.
К травмам в промышленности относят несчастные случаи, возникшие в
процессе выполнения производственных обязанностей на промыш-яевных
предприятиях.,
К травмам в сельскохозяйственном производстве относят несчастные случаи,
возникшие в связи с производственной деятельностью в сельском хозяйстве (в
эту группу не включаются травмы, полученные при работе на приусадебном
участке). '
[pic]
К травмам на строительстве относят несчастные случаи, возникшие при
строительстве государственных, кооперативных и общественных объектов
различного назначения (здания, сооружения, дороги, мосты и пр.), кроме
строительства объектов личного пользования.
К транспортным относят несчастные случаи, возникшие у лиц, профессия
которых связана с работой на транспорте, при выполнении ими служебных
обязанностей, а также у пострадавших пассажиров, использовавших этот
транспорт при выполнении служебных обязанностей, по пути на работу или с
работы.
К прочим относят несчастные случаи, связанные с производством, у
работников других отраслей народного хозяйства (связи, торговли,
коммунального хозяйства и т. д.).
При оформлении документов, касающихся производственного травматизма,
следует руководствоваться терминами и определениями.
|Причины |Определение Свойство |
|производственн|оборудования сохранять |
|ого |безопасное состояние при |
|травматизма |выполнении заданных функций |
|рассматриваютс|в определенных условиях в |
|я как комплекс|течение установленного |
|воздействий на|времени |
|человека | |
|различных | |
|неблагоприятны| |
|х условий | |
|среды, | |
|непосредственн| |
|ых | |
|материальных | |
|факторов | |
|(предметов, | |
|орудий, машин)| |
|и общего | |
|состояния | |
|организма. | |
|Материальные | |
|факторы, в | |
|зоне действия | |
|которых | |
|оказался | |
|человек, чаще | |
|всего | |
|становятся | |
|причиной травм| |
|на | |
|производстве. | |
|Под опасной | |
|зоной | |
|подразумевают | |
|пространство» | |
|в котором | |
|действуют | |
|опасные | |
|производственн| |
|ые факторы, | |
|способные | |
|вызывать | |
|анатомические | |
|или | |
|функциональные| |
|нарушения в | |
|организме. | |
|Материальные | |
|причины в | |
|значительной | |
|степени | |
|определяют | |
|специфику | |
|каждого вида | |
|производственн| |
|ого | |
|травматизма. | |
|На | |
|предприятиях и| |
|в организациях| |
|отраслей | |
|материального | |
|производства | |
|анализ | |
|травматизма | |
|проводят по | |
|основным | |
|травмирующим | |
|факторам и | |
|причинам, | |
|разработаи-ным| |
|ЦСУ СССР | |
|(30.06.77 г., | |
|№ 12—14). | |
|Термин | |
|Безопасность | |
|производственн| |
|ого | |
|оборудования \| |
|Безопасность |Свойства производственного |
|производственн|процесса сохранять |
|ого процесса |безопасное состояние при |
| |протекании в заданных |
| |параметрах в течение |
| |установленного времени |
|Безопасность |Состояние условий труда, при|
|труда |котором отсутствует |
| |производственная опасность |
|Несчастный |Случай с работающим, |
|случай на |связанный с воздействием на |
|производстве |него опасного |
| |производственного фактора |
|Опасный |Производственный фактор, |
|производственн|воздействие которого на |
|ый фактор |работающего приводит к |
| |травме |
|Производственн|Возможность воздействия на |
|ая опасность |работающих опасных и вредных|
| |производственных факторов |
|Производственн|Травма, полученная |
|ая травма |работающим на производстве и|
| |вызванная несоблюдением |
| |требований безопасности |
| |труда |
|Производственн|Явление, характеризующееся |
|ый травматизм |совокупностью |
| |производственных травм |
тяжести последствий, количества смертельных исходов исключительное
положение занимает дорожно-транспортный травматизму
Дорожно-транспортный травматизм— травмы, нацесенные различными
транспортными средствами при их использовании, (движении) в случаях, ве
связанных с производственной деятельностью пострадавших (а также по пути на
работу или с работы), независимо от нахождения пострадавшего в момент
происшествия: в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его
(пешеход). Транспортным считается любое средство, используемое для
перевозки грузов, предметов, людей (автомобиль, мотоцикл, велосипед,
самолет, пароход, троллейбус, трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и
пр.). Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях обусловлен большим
комплексом причин. Виновниками преобладающего большинства этих травм
(73—75%) являются пешеходы и пассажиры. В 17—19% случаев травмы происходят
по вине водителей транспорта. Наиболее опасна аварийная ситуация,
приводящая к наезду на пешехода. Этим обусловлено 65—SS% летальных
исходов.: Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий
наблюдается летом и в первые осенние месяцы. (Дорожно-транспортные травмы
учащаются в последние дни недели и во второй половине дня. Реже они
возникают ночью, однако их последствия намного тяжелее. В городах основной
причиной транспортного травматизма считается наезд на пешеходов,
преимущественно легковыми автомобилями, на автотрассе .преобладают
столкновения автомобильного транспорта. В сельской местности дорожно-
транспортные происшествия больше связаны с мотоциклетным и грузовым
транспортом. При автодорожных катастрофах 90—94% умерших имеют
множественные и сочетанные повреждения (см.) как у взрослых, так и у детей,
это черепно-мозговые травмы с повреждениями опорно-двигательного аппарата и
внутренних органов.. В настоящее время от повреждений головного мозга в
стационарах умирает около 42%, от травматического шоками кровопотери—35—37%
пострадавших в автодорожных катастрофах^ Из распределения происшествий по
времени, месту возникновения, причинам и ряду других факторов складываются
так называемые эпидемиологические особенности дорожно-транспортного
травматизма, присущие той или иной области, административному району,
отдельной автомагистрали и т. д. Лицам, ответственным за повышение
безопасности движения транспорта и предупреждение данного вида травматизма,
важно знать указанные закономерности.
Борьба с дорожно-транспортным травматизмом и его последствиями—одна из
наиболее острых проблем современиости. В Советском Союзе предусмотрены
осуществление общегосударственных мероприятий, направленных на
предотвращение дорожно-транспортных происшествий; совершенствование
государственной системы оказания медицинской помощи пострадавшим при
дорожно-транспортных происшествиях и расширение научных исследований в
области безопасности дорожного движения.
Травматизм уличный—травмы, полученные пострадавшими вне производственной
деятельности, на улицах, в открытых общественных местах, в поле, в лесу,
независимо от вызвавших причин (кроме транспортных средств). Они связаны с
падением (особенно во время гололедицы), поэтому их число значительно
увеличивается в осенне-зимний период./ Выявляется зависимость данного вида
травматизма от времени суток.: При падении людей на улицах переломы костей
встречаются в 68—70% случаев, ушибы и растяжения в 20—22%, ранения ^мягких
тканей в 4—6%. Главным образом повреждаются конечности (83—85%). Увеличению
уличного травматизма способствуют плохая организация уличного движения,
узкие улицы с интенсивным движением, недостаточная освещенность и
сигвализация; нарушение пешеходами правил уличного движения; неисправное
состояние уличных покрытий и т. п. Профилактика травматизма при пешеходном
движении предусмат-
Травматизм иепроизводствениый—травмы, полученные вне связи с
иройзводствениой деятельностью при дорожно-транспортных происшествиях, на
улице, в быту, при занятии спортом и прочие (сюда же относят и школьные
травмы, которые рассматриваются обычно в разделе детского травматизма). К
данной категории относится большинство травм. Из-за распространенности,
выраженной тенденции к росту,
ривает: 1) рациональное планирование и благоустройство улиц и мостовых,
надлежащий уход за ними (применение песка во время гололеда, заделка
рытвии и т. д.), освещение улиц и площадей, ограждение строящихся и
ремонтируемых зданий; 2) рациональную организацию и регулирование уличного
движения, строгий контроль за соблюдением правил уличного движения; 3)
обеспечение хорошего технического состояния уличного транспорта, его
безопасность (исправность автоматических дверей в автобусах и трамваях и
т. п.); 4) надзор за детьми и их досугом; 5) широкую воспитательную и
разъяснительную работу с населением (печать, радио, телевидение, кино,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|