реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Профориентация детей-инвалидов по зрению

реферат

оптимистического настроения.

При включении в деятельность психологический кризис преодолевается,

происходит выход из состояния психологического конфликта. Этот процесс

В.С. Мерлин разбил на фазы23:

. Фаза бездействия, которой сопутствует глубокая депрессия;

. Фаза занятия. Инвалид включается в деятельность с целью отвлечься от

тяжёлых мыслей о своей инвалидности;

. Фаза деятельности. Характерно стремление реализовать свои творческие

возможности;

. Фаза поведения, когда определяется характер деятельности, стиль поведения

человека, определяющий весь его дальнейший жизненный путь.

Следует отметить, что у зрячих часто формируются субъективные и

неадекватные установки к слепым. Это либо негативная установка на

избегание, либо псевдо положительная установка, проявляющаяся в жалости к

слепому, в стремлении взять его под опеку. Причины таких установок

различны. Прежде всего—незнание психологии слепых, их реальных

возможностей, представления о слепых как несчастных, не приспособленных к

жизни, неполноценных людях. Легко ранимые, тяжело переживающие свой дефект

и тонко чувствующие отношение партнёра по общению слепых не остаются

безразличными к подобным ситуациям, затрудняя дальнейшие контакты,

закрепляя установку на избегание зрячих. Всё это ведёт к стремлению

общаться преимущественно с товарищами по несчастью, к созданию микрогрупп,

состоящих из инвалидов по зрению, и в результате к аутизму, то есть к уходу

в свой внутренний мир, выпадению из жизни общества.

Мы считаем, что реабилитационная работа со слепыми может быть

достаточно эффективной только при условии пропаганды тифлологических знаний

среди находящихся в их ближайшем окружении зрячих, воспитания у них

чуткого, тактичного, бережного отношения к инвалидам, но без унижающей

достоинство жалости.

Таким образом, после изучения психики слепых и слабовидящих людей мы

можем сделать вывод о том, что врождённые и приобретённые дефекты зрения с

неизбежностью сказываются на развитии всех основных психических функциях

человека.

Нарушения или полная утрата функций зрительного анализатора разрушают

сложившиеся межанализаторные связи, что отражается на всей сенсорной

организации человека, что вызывает отклонения в сферах логического познания

и практики. У человека в норме формируется двигательно-моторная

координация, т.е. все его движения и действия протекают под зрительным

контролем. Слепота же делает это невозможным.

Изменения в сфере ощущений отражаются на восприятии объектов и явлений

окружающего мира. Избирательность восприятия ограничивается сужением круга

интересов, снижением активности отражательной деятельности. Апперцепция

проявляется слабее, чем в норме. Осмысление и обобщение образов осложняется

недостаточностью чувственного опыта и снижением полноты и точности

отображаемого. Нарушается целостность восприятия, его качество, точность и

полнота.

Недостаток зрения отрицательно сказывается на развитии внимания.

Здесь сокращается круг объектов, которые должны вызывать непосредственный

интерес. Т.е. сокращается объем, устойчивость, концентрированность,

страдают другие свойства внимания.

За счёт полного или частичного выпадения зрительных образов

характерной чертой представлений слепых является резкое сужение их круга.

Фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщённости и вербализм—такие

качественные отличия представлений слепых от чувственных образов памяти

зрячих.

При нарушении зрительных функций происходят замедленные образования

временных связей, что выражается в необходимости большего числа

подкреплений. Среди особенностей процесса запоминания слепых можно выделить

меньший объём и пониженную скорость, а также недостаточную осмысленность

запоминаемого материала.

Дефекты функций зрения оказывают влияние и на процесс

интеллектуального развития, что отражается практически на всех операциях

мышления, прежде всего на анализе и синтезе различных сторон окружающей

действительности. Сложность получения чувственных данных приводит к

трудностям в сравнении объектов. Дефекты в сфере чувственного познания

отражаются на всех мыслительных операциях.

Сужение сферы чувственного познания обедняет восприятие и

представление и, поэтому, делает ограниченным воображение.

Но, мы в своём исследовании опираемся на теорию компенсации, основным

постулатом которой является идея И.П. Павлова, где утверждается мысль, что

компенсация—это «…физиологическая мера организма в ответ на какое-либо

нарушение его функций».25 Мы пришли к выводу, что приспособление организма,

регулируемое ЦНС, заключается в восстановлении или замещении нарушенных или

утраченных функций независимо от того, где находится повреждение. Чем

тяжелее дефект, тем большее количество систем организма включается в

процесс компенсации.

Человек, имея высокоразвитую нервную систему, обладает очень большими

компенсаторными возможностями. Но даже самое высокое развитие

компенсаторных функций не могло бы дать сколько-нибудь значимого

результата, если бы мы рассматривали компенсацию только как биологическую

меру организма. Мы считаем, что компенсация—явление биосоциальное. Также

допускаем мысль, что компенсация—явление биопсихосоциальное, так как

огромную роль в компенсации дефектов (в нашем случае зрения) играет

сознание человека. Животные могут лишь биологически приспособиться к новым,

нестандартным условиям жизни, а человек восстанавливает равновесие не

только с естественной, но и с социальной средой, что возможно лишь при

осознании своего дефекта, его последствий и тех задач, которые возникают

как в ходе преодоления отклонений в психическом и физическом развитии, так

и в обыденной практической деятельности. То есть, компенсация у человека

проходит с подключение сознания.

Социальными же факторами мы назвали: уровень развития общественных

отношений и технического прогресса, положение человека в обществе, условия

семейного и школьного воспитания, состояние здравоохранения, социального

обеспечения и многие другие факторы.

Поэтому, при переплетении и взаимодействии биологических и социальных

факторов последствия дефектов могут быть в значительной мере преодолены, и

человек может достичь высокого уровня психического развития.

На основании выше сказанного мы можем утверждать, что при

своевременной и полноценной коррекционной работе с детьми-инвалидами по

зрению их родителей, преподавателей-дефектологов и воспитателей (если такие

дети воспитываются в учреждениях интернатного типа) при обязательном

контроле со стороны специалиста по социальной работе можно добиться высоких

результатов в их психическом развитии, что даст возможность проведения

мероприятий по профессиональной ориентации и подготовке для последующего

вступления в самостоятельную трудовую деятельность, которая позволит

проявить таким людям свои способности, реализовать свои возможности и стать

полноценными членами общества и не быть у него на иждивении.

Глава II.

§2.1. Деятельность при дефектах зрения.

Одной из важнейших задач реабилитации инвалидов по зрению является

включение их в активную, самостоятельную и социально значимую трудовую

деятельность. При этом сама деятельность выступает одновременно как

непременное условие компенсации дефекта.

Слово реабилитация происходит от латинского слова rehabilitatio

(ре—возобновление, хабилитас—пригодность, способность).

С юридической точки зрения реабилитация—оправдание, восстановление

доброго имени, репутации неправильно обвинённого или опороченного лица.

Медицинская реабилитация—восстановление нарушенных функций и

трудоспособности больных и инвалидов.

В специальной литературе существует разное толкование понятия

«реабилитация слепых» и различный подход к решению данной проблемы.

Центры реабилитации слепых в Западной Европе выполняют разные функции.

В одном случае они занимаются первоначальной адаптацией слепых к окружающей

среде, в другом случае на них возлагаются более широкие функции, включающие

и среднюю общеобразовательную подготовку, в третьем случае их работа

сведена только к профессиональной подготовке.

Р. Бланк (США) под реабилитацией понимает физическое, социальное,

эмоциональное и профессиональное восстановление до первоначального уровня.

Такое представление мы не можем назвать правильным, потому что слух,

осязание и др. органы чувств не заменяют и не могут заменить утраченное

зрение. Более обострённое восприятие этими органами чувств предметов и

явлений лишь компенсируют в какой-то степени дефект, помогает слепому

приспособиться к окружающей среде, но не восстанавливает прежнее физическое

состояние.

Пастор Керолл (США) в книге «Что такое слепота и как с ней жить.»

утверждает: «…Реабилитация представляет процесс, при котором взрослые,

пребывающие на различных стадиях беспомощности и зависимости, достигают

понимания самих себя, своей неполноценности, вырабатывают новый характер,

необходимый в управлении их собственными эмоциями, осваивают методы борьбы

с трудностями нового положения».

Но, по нашему мнению, для того, чтобы слепой преодолел трудности

своего положения, только его личных усилий и умений явно недостаточно.

Д. Девис (Англия) под реабилитацией понимает восстановление личности,

нарушенной слепотой, до уровня возможного для каждого индивидуума.

В принципе, это правильная постановка вопроса. При этом следует

сказать, что Р. Бланк и Д. Девис понятие «реабилитация» применяют только по

отношению к ослепшим в зрелом возрасте.

Для слепых от рождения и потерявших зрение в раннем детстве они

считают более правильным применить термин «абилитация»—врастание в жизнь в

условиях слепоты, создание, построение заново. Свои доводы они мотивируют

тем, что у слепорождённых нет профессии, а потому нельзя восстановить то,

что не было утрачено. С этим нельзя не согласиться. Термин «абилитация»

употребляется и в отечественной литературе.

Однако, когда мы говорим о реабилитации слепых, то речь идёт не об

отдельном человеке или группе слепых, а о том, чтобы из беспомощного

незрячего сделать полноценного в профессиональном отношении человека. Сам

по себе слепой с детства не будет врастать в жизнь, если для этого не

создать соответствующих условий.

Проблема реабилитации слепых требует комплексного решения,

определённых усилий не только со стороны слепого, но и со стороны общества,

государства.

Каждая психическая функция—это продукт деятельности определённого

органа. Вместе с тем, подлинные человеческие функции складываются в

онтогенезе, в течение всей жизни человека, причём решающим условием

является активность и адекватность действий в форме совместной деятельности

и речевого общения. Компенсация и доразвитие психических функций, как

частные случаи развития, возможны лишь при организации (врождённая или

ранняя слепота) или возобновления (поздняя слепота) активной деятельности.

Разнообразная деятельность является решающим условием как для

преодоления преград, встающих на пути, так и для предупреждения

дегенеративных изменений, распада психики при слепоте.

Включение в деятельность слепорождённых и рано ослепших благоприятно

влияет на компенсаторное приспособление. Их участие в игровой, учебной, а

затем и в трудовой деятельности повышает активность, формирует

мотивационную сферу, сенсибилизирует чувствительность сохранных и

нарушенных анализаторов, положительно сказывается на развитии высших

психических функций.

Кроме того, включение инвалидов по зрению в активную деятельность

препятствует появлению псевдокомпенсаторных приспособлений.

Однако слепота и слабовидение обуславливают некоторую специфику

деятельности. Это проявляется в изменении характера сенсорного контроля,

т.е. в ограничении или полном выпадении зрительного контроля над

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.