реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Профориентация детей-инвалидов по зрению

реферат

приводит…к включению биологических компенсаторных функций организма».24 В

этом смысле А.Г. Литвак видит компенсацию «…как универсальную способность

организма…возмещать нарушения или утрату определённых функций».24

У И.П. Павлова компенсация—«…физиологическая мера организма в ответ

на какое-либо нарушение его функций».25

Мы согласились с тем, что компенсаторное приспособление при слепоте не

может быть достаточно полным, восстанавливающим нормальную

жизнедеятельность человека без вмешательства извне. Мы пришли к выводу, что

компенсация слепоты—явление биосоциальное, синтез действия биологических и

социальных факторов.

Проблема компенсации дефектов зрения и обусловленных ими отклонений

в психическом развитии является ключевой для психологии слепых.

Поэтому задача тифлопсихологии видится в выявлении основных

закономерностей развития психики при сужении сенсорной сферы и

теоретического обоснования средств и кратчайших путей для формирования

полноценной личности.

Компенсация дефектов зрения и их последствий должно рассматриваться

нами как возмещение, преодоление тех отклонений в психическом развитии,

которые провоцируются патологией зрения, как процесс перестройки психики и

адаптации к новым условиям жизни.

Дефекты зрения неоднозначно влияют на отдельные структурные компоненты

личности.

В основе механизма компенсации лежит приспособление организма,

регулируемое ЦНС. Оно заключается в восстановлении или замещении нарушенных

или утраченных функций организма независимо от того, где находится

повреждение. Чем тяжелее дефект, тем большее количество систем организма

включается в процесс компенсации. То есть, от тяжести дефекта зависит

степень сложности механизмов компенсаторных явлений.

«Материальным субстратом компенсации является ЦНС, а формирование её

механизмов подчинено законам ВНД».9 Современная теория компенсации

рассматривает эти явления в свете рефлекторной теории И.П. Павлова. Эта

теория базируется на трёх основных принципах: причинности (детерминизма),

единства анализа и синтеза и структурности, является естественнонаучной

основой тифлопсихологии.

Для объяснения компенсации дефектов мы должны помнить, что организм

человека является единой системой. Поэтому выпадение или нарушение функций

того или иного анализатора приводит к тому, что «…в нервной системе

проторяются новые, обходные пути, формируются новые условно-рефлекторные

связи, восстанавливающие нарушившееся равновесие во взаимоотношениях

организма и среды».25

Исследования выдающегося физиолога П.К. Анохина показали, что

рефлекторный характер возникновения и протекания компенсаторных перестроек

основан на принципах, общих для возмещения любого дефекта.

П.К. Анохин считает, что «…компенсация является частным и особым

случаем рефлекторной деятельности ЦНС».27 Поэтому, подчиняясь общим

принципам, которые предложил И.П. Павлов, «…имеет свою специфику».

Компенсаторное приспособление подчиняется следующим принципам:

. Сигнализации дефекта;

. Прогрессивной мобилизации компенсаторных механизмов;

. Непрерывного обратного афферентирования компенсаторных приспособлений

(принцип обратной связи);

. Санкционирующей афферентации;

. Относительной устойчивости компенсаторных приспособлений.

Выпадение или глубокое нарушение функций зрительного анализатора приводят к

некоторому усилению тормозного процесса: снижение скорости выработки

условных рефлексов, замедление выработки дифференцировок и переделки

сигнальных значений условных раздражителей на противоположные.

В тифлопсихологии есть мнение, что «…некоторое усиление тормозного

процесса не только не препятствует, но в известной степени способствует

деятельности слепых».24 (За счёт большей прочности стереотипов.)

Человек, имея высокоразвитую нервную систему, обладает очень большими

компенсаторными возможностями. Но при тяжёлых нарушениях ВНД даже самое

высокое развитие компенсаторных функций не может дать сколько-нибудь

значимых результатов.

Но последствия дефектов могут быть в значительной мере преодолены, и

человек может достичь высокого уровня психического развития при

определённых условиях.

Этими условиями являются:

. уровень развития общественных отношений и уровень технического прогресса,

. положение человека в обществе,

. условия семейного и школьного воспитания,

. состояние здравоохранения и социального обеспечения и многие другие

социальные факторы.

При компенсации утраченных функций важно переплетение и взаимодействие

биологических и социальных факторов.

Действие социальных факторов при компенсации возможно лишь при опоре

на сохранные функции организма и в единстве с биологическими факторами.

Для включения слепых и слабовидящих в общественно-полезный труд

большое значение имеют технические средства компенсации.

Тифлотехнические средства компенсации развиваются в двух направлениях.

Во-первых, приборы, сохраняющие и развивающие нарушенные зрительные

функции. Это различные корригирующие оптические приспособления: обычные и

телескопические очки, контактные линзы и т.д. Во-вторых, приборы, действие

которых основано на использовании сохранных анализаторов, при помощи

которых слепой и слабовидящий получает преобразованную информацию,

поступающую в обычных условиях через зрительную систему. Эти приборы

заменяют световые и цветовые раздражители раздражителями другой

модальности, трансформируют световую энергию в звуковую или механическую.

Ведутся работы по моделированию периферической части зрительного

анализатора (электронный глаз). Эти приспособления должны трансформировать

световую энергию в электрическую и посылать электрические импульсы

непосредственно в зрительные зоны головного мозга для пробуждения

субъективных световых ощущений.

Огромную роль в компенсации дефектов зрения играет сознание. Если

животные, благодаря компенсации, могут только биологически приспособиться к

новым условиям, то человек восстанавливает равновесие не только с

естественной, но и с социальной средой, что возможно лишь при осознании

своего дефекта, его последствий и тех задач, которые возникают в ходе

преодоления отклонений в психическом и физическом развитии.

Таким образом, процесс компенсации в тифлопсихологии—это процесс

замещения утраченных функций или возмещения нарушенных зрительных функций.

Коррекция же в тифлопсихологии—процесс исправления, доведения до нормы

тех психических функций, которые «отклонились» в результате аномального

развития.

Компенсация и коррекция в ходе игровой, познавательной и других видов

деятельности слепых и слабовидящих детей осуществляются посредством целой

системы форм, способов и методов педагогического и психологического

воздействия, знание которых является задачей и социальных педагогов, и

специалистов по социальной работе, сталкивающихся с такой категорией детей.

§1.2. Внимание слепых и слабовидящих.

«Внимание—организация всей психической деятельности, состоящая в

избирательной её направленности и сосредоточенности ее объектах

деятельности». 11

Основным физиологическим механизмом внимания является функционирование

очага оптимального возбуждения или доминанты. Благодаря оптимальному

возбуждению в определённой области коры мозга создаются условия для

наиболее точного и полного отражения того, что особенно значимо в данный

момент.

Физиологическим механизмом внимания является и врождённый

ориентировочный рефлекс. Мозг выделяет из окружающей среды каждый новый

необычный раздражитель. Функционирование ориентировочного рефлекса

сопровождается соответствующей настройкой анализаторов, повышением их

чувствительности, а также общей активизацией деятельности мозга.

Исследованиями нейропсихологов было установлено, что сохранение

направленного, программированного действия и торможение всех реакций на

побочные воздействия осуществляется лобными долями коры головного мозга.28

Лобные доли коры головного мозга связаны со всей произвольной

сознательной деятельностью, с функционированием речи. Это свидетельствует о

сущности внимания как способе функционирования всего сознания.

Внимание, не являясь самостоятельным психическим процессом,

проявляется внутри ощущений, восприятия, памяти, мышления и других

процессов как сосредоточение сознания на отражённом объекте.

Выпадение или нарушение зрительных функций при слепоте приводит к

невозможности или затруднённости зрительного отражения мира. В результате

чего из сферы ощущений и восприятия выпадает огромное количество сигналов,

информирующих человека о важных свойствах предметов и явлений. Поэтому

компенсация этих пробелов в чувственном опыте возможна только при

активизации деятельности сохранных органов чувств, в которой существенная

роль принадлежит вниманию.

Сокращение количества внешних воздействий, обусловленное полным или

частичным выпадением зрительных ощущений и восприятия, препятствует

развитию внимания, сокращая круг объектов, которые при восприятии вызывают

непосредственный интерес. Сокращение внешних воздействий отрицательно

сказывается на объёме, устойчивости, концентрированности и других свойствах

внимания.

Уменьшение количества внешних раздражителей не может способствовать и

устойчивости внимания, так как сила и однообразие слуховых раздражителей

быстро утомляет слепого и ведёт к рассеиванию внимания.

Существование высших видов внимания—произвольного и

послепроизвольного—связано с деятельностью, в которой формируются духовные

потребности, интересы, волевые качества и сознание личности, в конечном

итоге определяющие уровень развития и направленности. Поэтому, включение

лиц с дефектами зрения в активную деятельность должно способствовать

преодолению трудностей в развитии непроизвольного и произвольного внимания.

Развитие внимания у слепых определяется необходимостью отчётливо,

рельефно воспринимать многочисленные свойства и признаки предметов, ничего

не значащие для зрячих, но при нарушении зрения получающие сигнальное

значение и выступающие на первый план.

А те затруднения, которые приходится преодолевать слепым в процессе

познания мира, требуют от них гораздо более внимательного отношения к

целому ряду операций. В результате подсознательно формируется установка на

внимание, на более тщательный контроль над своими действиями.

При включении индивида с дефектом зрения в активную деятельность, по

мнению А.Г. Литвака, «…развивается способность произвольно направлять

сознание на объекты деятельности, что делает возможным их адекватное

отражение при полной или частичной слепоте, в значительной мере компенсируя

обусловленные дефектом вторичные отклонения».23

«При отсутствии зрения в определенных условиях получает компенсаторное

развитие слуховое и осязательное восприятие. Однако вопрос о преобладании

того или иного типа внимания не может быть решён однозначно, так как их

развитие, как у слепых, так и у нормально видящих зависит не только и даже

не столько от состояния анализаторов и уровня чувствительности, сколько от

характера деятельности, в которой принимает участие индивид».32

« Хотя слепота и вносит некоторые специфические особенности в развитие

и проявление внимания, но в целом внимание слепых подчиняется тем же

закономерностям, что и у нормально видящих, и может достигать такого же

уровня развития».10 Это обусловлено тем, что внимание, не будучи связано с

каким-либо определённым психическим процессом и с функционированием какого-

либо анализатора, формируется в деятельности и зависит от приобретённых

волевых, эмоциональных и интеллектуальных свойств личности, от активности

человека.

То есть, для осуществления трудовой деятельности во взрослые периоды

жизни должно осуществляться воспитание внимания и формирование

внимательности как свойство личности у детей с дефектом зрения. И это

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.