осуществляет своеобразную «подготовку» к различным жизненным
неожиданностям.
Сохраняя свои биологические основы, игра детей приобретает новые
качественные особенности — она становится активным инструментом познания
мира и, как всякая другая человеческая деятельность, приобретает социальный
характер. Игра является самой первой подготовкой к будущему труду и
творческой деятельности.
Игровая деятельность ребенка появляется с 3—5 месяцев постнатального
развития и лежит в основе развития у него представлений о строении тела и
последующего выделения себя из окружающей действительности. В 7— 8 месяцев
игровая деятельность приобретает «подражательный или обучающий» характер и
способствует развитию речи, совершенствованию эмоциональной сферы ребенка и
обогащению его представлений об окружающей действительности. С полутора лет
игра ребенка все более усложняется, в игровые ситуации вводятся мать и
другие, близкие для ребенка люди, и таким образом, создаются основы для
формирования межчеловеческих, общественных отношений.
В заключение следует отметить также половые и родительские безусловные
рефлексы, связанные с рождением и вскармливанием потомства, рефлексы,
обеспечивающие передвижение и равновесие тела в пространстве, и рефлексы,
поддерживающие гомеостаз организма.
Инстинкты. Более сложной, безусловно-рефлекторной, деятельностью
являются инстинкты, биологическая природа которых пока остается неясной в
своих деталях. В упрощенном виде инстинкты можно представить как сложный
взаимосвязанный ряд простых врожденных рефлексов.
Физиологические механизмы образования условных рефлексов.
Для образования условного рефлекса необходимы следующие важнейшие
условия:
Наличие условного раздражителя
Наличие безусловного подкрепления;
Условный раздражитель должен всегда несколько предшествовать
безусловному подкреплению, т. е. служить биологически значимым сигналом,
условный раздражитель по силе своего воздействия должен быть слабее
безусловного раздражителя; наконец, для формирования условного рефлекса
необходимо нормальное (деятельное) функциональное состояние нервной
системы, прежде всего ее ведущего отдела — головного мозга. Условным
раздражителем может быть любое изменение! Мощными факторами,
способствующими формированию условно-рефлекторной деятельности, являются
поощрение и наказание. При этом слова «поощрение» и «наказание» мы понимаем
в более широком смысле, чем просто «удовлетворение голода» или «болевое
воздействие». Именно в таком смысле указанные факторы широко применяются в
процессе обучения и воспитания ребенка, и каждый педагог и родитель хорошо
знаком с их эффективным действием. Правда, до 3 лет для выработки полезных
рефлексов у ребенка ведущее значение имеет еще «пищевое подкрепление».
Однако затем ведущее значение в качестве подкрепления при выработке
полезных условных рефлексов приобретает «словесное поощрение». Эксперименты
показывают, что у детей старше 5 лет с помощью похвалы можно выработать
любой полезный рефлекс в 100 % случаев.
Таким образом, учебно-воспитательная работа, по своей сути, всегда
связана с выработкой у детей и подростков, различных условно-рефлекторных
реакций или их сложных взаимосвязанных систем.
Классификация условных рефлексов.
Классификация условных рефлексов ввиду их многочисленности затруднена.
Различают экстероцептивные условные рефлексы, образующиеся при раздражении
экстерорецепторов; интероцептивные рефлексы, формирующиеся при раздражении
рецепторов, расположенных во внутренних органах; и проприоцептивные,
возникающие при раздражении рецепторов мышц.
Выделяют натуральные и искусственные условные рефлексы. Первые
образуются при действии на рецепторы естественных безусловных
раздражителей, вторые — при действии индифферентных раздражителей.
Например, выделение слюны у ребенка при виде любимых конфет есть
натуральный условный рефлекс, а выделение слюны, возникающее у голодного
ребенка при виде обеденной посуды, является искусственным рефлексом.
Взаимодействие положительных и отрицательных условных рефлексов имеет
важное значение для адекватного взаимодействия организма с внешней средой.
Такая важная особенность поведения ребенка, как дисциплинированность,
связана именно с взаимодействием этих рефлексов. На уроках физической
культуры для подавления реакций самосохранения и чувства страха, например
при выполнении гимнастических упражнений на брусьях, у учащихся
затормаживаются оборонительные отрицательные условные рефлексы и
активируются положительные двигательные.
Особое место занимают условные рефлексы на время, образование которых
связано с регулярно повторяющимися в одно и то же время раздражителями,
допустим с приемом пищи. Именно поэтому ко времени приема пищи усиливается
функциональная активность органов пищеварения, что имеет биологический
смысл. Подобная ритмичность физиологических процессов лежит в основе
рациональной организации режима дня детей дошкольного и школьного возраста
и является необходимым фактором высокопроизводительной деятельности
взрослого человека. Рефлексы на время, очевидно, следует отнести к группе
так называемых следовых условных рефлексов. Эти рефлексы вырабатываются в
том случае, если безусловное подкрепление дается через 10—20 с после
окончательного действия условного раздражителя. В некоторых случаях удается
вырабатывать следовые рефлексы даже после 1—2-минутной паузы.
Важное значение в жизни ребенка имеют рефлексы подражания, которые
также являются разновидностью условных рефлексов. Для выработки их не
обязательно принимать участие в эксперименте, достаточно быть его
«зрителем».
Высшая нервная деятельность в раннем и дошкольном периодах развития
(от рождения до 7 лет).
Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов. рефлекторные дуги
которых начинают формироваться на 3-м месяце пренатального развития. Так,
первые сосательные и дыхательные движения появляются у плода именно на этом
этапе онтогенеза, а активное движение плода наблюдается на 4—5-м месяце
внутриутробного развития. К моменту рождения у ребенка формируется
большинство врожденных безусловных рефлексов, обеспечивающих ему нормальное
функционирование вегетативной сферы, его вегетативный «комфорт».
Возможность простых пищевых условных реакций, несмотря на
морфологическую и функциональную незрелость мозга, возникает уже на первые-
вторые сутки, а к концу первого месяца развития образуются условные
рефлексы с двигательного анализатора и вестибулярною аппарата: двигательные
и временные. Все эти рефлексы очень медленно формируются, они чрезвычайно
нежны и легко тормозятся, что, видимо, связано с незрелостью корковых
клеток и резким преобладанием процессов возбуждения над тормозными и их
широкой иррадиацией.
Со второго месяца жизни образуются рефлексы слуховые, зрительные и
тактильные, а к 5-му месяцу развития у ребенка вырабатываются все основные
виды условного торможения. Важное значение в совершенствовании условно
рефлекторной деятельности имеет обучение ребенка. Чем раньше начато
обучение, т. е. выработка условных рефлексов, тем быстрее идет их
формирование впоследствии.
К концу первого года развития ребенок относительно хорошо различает
вкус пищи, запахи, форму и цвет предметов, различает голоса и лица.
Значительно совершенствуются движения, некоторые дети начинают ходить.
Ребенок пытается произносить отдельные слова («мама», «папа», «деда»,
«тетя», «дядя» и др.), и у него формируются условные рефлексы на словесные
раздражители. Следовательно, уже в конце первого года полным ходом идет
развитие второй сигнальной системы и формируется ее совместная деятельность
с первой.
Развитие речи — это трудная задача. Она требует координации
деятельности дыхательных мышц, мышц гортани, языка, глотки и губ. Пока эта
координация не развилась, ребенок произносит многие звуки и слова
неправильно.
Облегчить формирование речи можно верным произношением слов и
грамматических оборотов, чтобы ребенок постоянно слышал нужные ему образцы.
Взрослые, как правило, обращаясь к ребенку, стараются копировать звуки,
которые произносит ребенок, полагая, что таким образом они смогут найти с
ним «общий язык». Это - глубокое заблуждение. Между пониманием ребенком
слов и умением их произносить существует огромная дистанция. Отсутствие
нужных образцов для подражания задерживает становление речи ребенка.
Ребенок начинает понимать слова очень рано, и поэтому, для развития
речи важно «разговаривать» с ребенком с первых дней после его рождения.
Меняя распашонку или пеленку, перекладывая ребенка или подготавливая его к
кормлению, желательно делать это не молча, а обращаться к ребенку с
соответствующими словами, называя свои действия.
Первая сигнальная система - анализ и синтез непосредственных,
конкретных сигналов предметов и явлений окружающего мира, приходящих от
зрительных, слуховых и других рецепторов организма и составляющих
Вторая сигнальная система - (только у человека) связь между
словесными сигналами и речью, восприятии слов—слышимых, произносимых (вслух
или про себя) и видимых (при чтении).
На втором году развития ребенка совершенствуются все виды условно-
рефлекторной деятельности и продолжается формирование второй сигнальной
системы, значительно увеличивается словарный запас (250—300 слов);
непосредственные раздражители или их комплексы начинают вызывать словесные
реакции. Если у годовалого ребенка условные рефлексы на непосредственные
раздражители образуются в 8—12 раз быстрее, чем на слово, то в два года
слова приобретают сигнальное значение.
Решающее значение в формировании речи ребенка и всей второй сигнальной
системы в целом имеет общение ребенка со взрослыми, т.е. окружающая
социальная среда и процессы обучения. Этот факт — еще одно доказательство
решающей роли среды в развертывании потенциальных возможностей генотипа.
Дети, лишенные языковой среды, общения с людьми, не владеют речью, более
того, их интеллектуальные способности остаются на примитивном животном
уровне. При этом возраст с двух до пяти является «критическим» в овладении
речью. Известны случаи, что дети, похищенные волками в раннем детстве и
возвращенные в человеческое общество после пяти лет, способны научиться
говорить лишь в ограниченных пределах, а возвращенные лишь после 10 лет не
в состоянии произнести уже ни одного слова.
Второй и третий год жизни отличаются живой ориентировочной и
исследовательской деятельностью. «При этом,— пишет М. М. Кольцова,—
сущность ориентировочного рефлекса ребенка этого возраста правильнее может
быть охарактеризована не вопросом «что это такое?», а вопросом «что с этим
можно сделать?». Ребенок тянется к каждому предмету, трогает его,
ощупывает, толкает, пробует поднять и т. д.».
Таким образом, описанный возраст ребенка характеризуется «предметным»
характером мышления, т. е. решающим значением мышечных ощущений. Эта
особенность в значительной степени связана с морфологическим созреванием
мозга, так как многие моторные корковые зоны и зоны кожно-мышечной
чувствительности уже к 1—2 годам достигают достаточно высокой
функциональной полноценности. Основным фактором, стимулирующим созревание
этих корковых зон, являются мышечные сокращения и высокая двигательная
активность ребенка. Ограничение его подвижности на этом этапе онтогенеза
значительно замедляет психическое и физическое развитие.
Период до трех лет характеризуется также необычайной легкостью
образования условных рефлексов на самые различные раздражители, в том числе
на размеры, тяжесть, удаленность и окраску предметов. Павлов считал эти
виды условных рефлексов прообразами понятий, развиваемых без слов
(«группированное отражение явлений внешнего мира в мозгу»).
Примечательной особенностью двух - трехлетнего ребенка является
легкость выработки динамических стереотипов. Интересно, что каждый новый
Страницы: 1, 2, 3, 4
|