указ об установлении государственного контроля и приготовлением
лекарственных средств и хирургической практикой. Органы городского
самоуправления, пользуясь получаемыми городом привилегиями, создавали
врачебные коллегии для надзора за состоянием городов, практикой врачей,
аптекарей, хирургов и акушерок, для проверки знаний претендентов на
врачебную практику в городе независимо от наличия у них университетского
диплома.
Медицина средневековой Европы не была бесплодной. Она накопила большой
опыт в области хирургии, распознавания и предупреждения инфекционных
болезней, разработала ряд мер противоэпидемического характера; возникли
больничная помощь, формы организации медпомощи в городах, санитарное
законодательство и т. д. В результате развития экономики созрели условия
для коренных преобразований в сфере идеологии, культуры и естественных
наук, начало которым было положено эпохой Возрождения.
Глава 2. Об истории западноевропейского госпиталя в средние века
История средневекового госпиталя охватывает почти тысячелетие. Между
тем на современную больницу с врачами, медицинскими медсестрами, палатами и
некоторой специализацией госпиталь начинает походить разве что с XV века;
более того, вплоть до позднего средневековья (XIV-XV век) далеко не каждый
госпиталь вообще имел какое-либо к медицине. Сам институт госпиталей за
тысячу лет средневековья претерпел существенные трансформации, отчасти
связанные с изменениями в политическом устройстве Европы и ее хозяйственной
жизни, отчасти – с церковными реформами, в свою очередь явившимися
следствием изменений в области идеологии и всего духовного «климата».
Рассматривать госпиталь в средние века как медицинский центр – это не
просто упрощать, а извращать историю. Институт госпиталей в средние века
изначально имел вовсе совсем другие функции, и госпитали, подобные
знаменитому Hotel-Dieu в Париже, где уход за больными действительно играл
существенную роль (которую тем не менее не стоит переоценивать !), являются
скорее исключением, нежели правилом. Госпиталь возник как один из церковных
институтов и был наделен «сакральным» достоинством, играя роль своеобразной
жертвы Господу, поэтому рассматривать его историю необходимо в контексте
всей христианской идеологии, базирующейся на Священном Писании, и шире – в
контексте всей соцкультурной истории средневековья.
Само слово “госпиталь” (происходит от латинских hospes –
гостеприимный, hospitalis – гостеприимство) по меньшей мере до IX века чаще
всего употреблялись применительно к беднякам и путешественникам: «hospitale
pauperum et peregrinorum» - в значении места, где им оказывалась
гостеприимство. Обычаи гостеприимства хорошо были известны «варварским»
народам Европы, но с распространением христианства это понятие приобретает
еще одно важное значение – гостеприимство и помощь по отношению к
нуждающимся, словом, благотворительность. В дохристианских культурах,
типологически предшествовавших латинскому средневековью, - в античной и
германо-кельтской, господствовали идеалы физической силы, молодости и
красоты, а бедность, с необходимостью тяжелого физического труда, равно как
и болезнь, препятствующая реализации жизненных целей и не вписывающаяся в
гармоничное бытие космоса, свидетельствовали о не совершенности человека и
однозначно соотносились с парадигмой отрицательных значений. Бедные,
больные, калеки, дряхлые старики были наименее ценными членами общества,
чем в конечном счете и объясняется отсутствие общественно
санкционированного обычая заботиться о них.
В эпоху христианского средневековья положение вещей принципиально
меняется. Евангельский постулат «блаженны нищие» и неведомая прежде
позитивная оценка физического труда и бедности явились тем совершенно
новым, «революционным» элементом идеологии, который в значительной мере
повлиял на всю социальную рефлексию последующих столетий и вызвал к жизни
феномен каритативной (от лат. – caritas – любовь к ближнему, милосердие)
деятельности по отношению к бедным, ставшим существенным элементом
социальной и духовной жизни общества. Любовь к ближнему и
благотворительность были одним из основных требований, предъявляемых
церковью к благочестивым христианам.
Жития святых, чудесные истории и проповеди учили: голодных – кормить,
раздетых – одевать, пленных – выкупать, больных утешать и окружать заботой,
странникам – давать кров и пищу. Добрые дела во имя веры и любви к ближнему
рассматривались как средство искупить собственные грехи и обрести спасение
души, ибо, как учил Христос, «если хочешь быть совершенным; пойди, продай
имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и
приходи, и следуй за Мной» (Матф. 19, 21). Но христиниазация, глубоко
изменившая мироотношение человека, и религиозно-этическое оправдание, даже
превознесение бедности и страданий, тем не менее не означали мгновенного
перелома в общественном сознании и отказа от прежних социальных установок,
поэтому в раннее средневековье (V-X/XI века) мирская благотворительность
очень часто носила характер символический характер и выражалась главным
образом в публичной раздаче милостыни и дарениях в пользу церкви и
монастырей.
Основная забота о бедных осуществлялась по инициативе церкви. Уже с V
века согласно папским предписаниям церковь выделяла для призрения бедных
четверть своих доходов. С начала VI века во всех церквах Галлии, которая
была оплотом христианства в заселенных германцами областях, стали
составлять специальные списки тех, кто нуждается в постоянной материальной
помощи («matriculae pauperum»), прежде всего инвалидов. Тогда же в Западной
Европе распространяется возникший на христианском Востоке институт
дъяконата, основным направлением деятельности которого была забота о бедных
и больных. Посещать больных и умирающих вменяется в обязанность и
священникам. Епископы в свою очередь должны были осуществлять верховное
руководство каритативной деятельности церкви в своих епархиях,
организовывать закупки зерна и создавать запасы на случай голода, в их
компетенцию входило также создание госпиталей[1].
Госпитали стали одной из первых институционализированных форм
каритативной деятельности церкви. Идея их создания, как и институт
дъяконата, пришла из Византии. Там подобные учреждения возникают уже при
императоре Константине (IV век) в Константинополе и Кесарии. На латинском
Западе первые госпитали при епископских кафедральных соборах (к этому типу
госпиталей относится и парижский Hotel-Dieu) появились на рубеже V/VI
веков в Галлии и число их быстро росло. Пару столетий госпитали стали
устраивать и при монастырях, а в высокое средневековье (с конца XI века) –
в городах, часто на пожертвования частных лиц. Как уже отмечалось,
специальной установки заботиться о больных и создавать для этого какие-либо
особые учреждения («монастырские больницы») у католической церкви никогда
не было. Госпиталь возник как институт призрения бедных (т.е. нуждающихся)
и в этом смысле отличался, например, от римского «valetudinarium» (лат.
Valetudinarius - больной), где оказывалась медицинская помощь легионерам.
Характер госпиталей, равно как и другие формы заботы о бедных и
нуждающихся, зависели в целом от того, какие формы принимала на протяжении
этого тысячелетия реальная бедность.
Бедные (pauperes) в средние века – понятие широкое и многозначное, не
связанное с определенным социальным слоем, тем более с самым низшим.
Бедными считались не только те, кто беден в материальном смысле, но и те,
кто беззащитен, бесправен, наиболее подвержен насилию и угнетению, словом,
все, кто нуждается в помощи в силу разных, а значит не только неимущие, но
и вдовы, сироты, путешественники (прежде всего паломники), рабы и пленники,
одинокие женщины и, конечно же, всегда – беспомощные больные, инвалиды,
немощные старики, раненые. Понятия «больной» и «бедный» были для церкви
почти синонимами и вплоть до позднего средневековья эти категории как
объекты каритикативной деятельности практически не различались, что
особенно хорошо видно именно на примере госпиталей. Функции средневекового
госпиталя были гораздо шире, нежели функции современного: там не только (и
не столько!) содержали больных и оказывали им посильную помощь, сколько
давали приют кормили и вообще материально поддерживали бедняков,
ослабленных и голодных, немощных стариков, сирот; в госпиталях находили
также кров и пищу путешественники и паломники. Столь пестрый состав
«пациентов», точнее «постояльцев» таких госпиталей – еще один довод в
пользу того, что церковный госпиталь в те времена был чем угодно – приютом,
богадельней, отчасти даже гостиницей, но только не больницей как
медицинским учреждением. А теперь посмотрим на его историю на протяжении
средних веков.
В раннее средневековье церковная благотворительность выражалась прежде
всего в заботе о голодающих. Индивидуальные причины, по которым человек
впадал в состояние бедности, были разные: война, пожар, мор скота,
старость, тяжелая болезнь и т.п., но существовала и одна постоянная
предпосылка бедности – голод, обусловленный войнами, низким уровнем
агрокультуры и зависимостью человека от природных катаклизмов. Где голод –
там и болезни, а миграции населения в поисках пропитания неизбежно
приводили к эпидемиям. Во времена голода люди снимались с насиженных мест и
стекались туда, где можно было достать пищу, - в города и монастыри,
ставшие первыми центрами каритативной деятельности по отношению к бедным и
больным.
Монастыри в ранее средневековье более того заботились о бедных,
поскольку нормы монастырского устава предписывали монахам вести
«апостольскую жизнь» - «vita apostolica», то есть жить в воздержании и
смирении, быть бедными и самим заботиться о бедных. В истории госпиталей
это было время, когда основным типом госпиталя был монастырский, хотя
следует отметить, что на исходе раннего средневековья между монастырскими
госпиталями наблюдались некоторые различия в зависимости от того, монастырю
какого ордена они принадлежали.
Главным руководством по уходу за медными и больными для монахов стал
устав св. Бенедикта Нурсийского (около 529 г.). По этому уставу в VIII-XI
веках жили подавляющее большинство западноевропейских монашеских общин, и
по меньшей мере до XII века правила «об уходе за больными братьями» именно
из этого устава оказывали сильнейшее воздействие на формирование
представлений о функциях и устройстве госпиталей в целом.
В соответствии с этими представлениями в начале IX века в бенедиктинском
аббатстве Сен-Галлен (современная Швейцария) создается образцовая система
госпиталей (и к этому образцу стремятся потом все монастыри ордена), куда
входили отдельные госпитали для монахов (infirmarium), бедняков (hospitale
pauperium), «светских братьев» - конверсов и еще не принявших постриг
новициев, а также приют для богатых гостей, то есть для тех, «кто прибыл на
лошади». Позднее к ним добавляется лепрозорий, находившийся, впрочем за
монастырской стеной.
Около 1000 г. с началом клюнийской монастырской реформы каритативная
деятельность превращается в наиболее актуальный пункт монашесокой
идеологии. В 1132 г., например, госпиталь в Клюни насчитывал около 100 мест
и по праву считался одним из самых крупных в Европе. (Для сравнения:
«среднестатистический» в средние века имел от 5-7 до нескольких десятков
мест.) Монахи-цистерцианцы с начала XI века также объявили главным
направлением своей деятельности заботу о бедных. Повсюду – от Шотландии до
Португалии и Восточной Европы – возникали монастыри этого ордена (в средние
века их насчитывалось около 800), почти все они имели свои госпитали –
инфирмарии для больных монахов и госпитали для бедных мирян.
Согласно уставу, прибывающие в монастырь гости (hospites) и прежде
всего бедняки и паломники (paupers et peregrini) должны были обеспечиваться
всем необходимым: кровом, едой, одеждой, в случае нужды – посильной
медицинской помощью. Для этих целей в монастырях были не только отдельные
помещения для гостей – именно в госпитали, но и отдельные погреба, кухня и
пекарня, иногда местный монастырский врач. Впрочем слово «врач» («medicus»)
подобно тому как существовали «специализиции келаря, капеллана,
библиотекаря, не предусматривалось». В монастырских поминальных книгах, где
рядом с именами почивших упомянуты обычно и их должности, слово medicus
встречается крайне редко. «Врачом» назначался кто-либо из монахов, и его
положение не давало того авторитета, которым обладали монахи вышеупомянутых
«специализаций», а функции заключались главным образом в уходе за больными
и элементарной медицинской помощи.
Однако на всякое правило, как известно, всегда находится какое-нибудь
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|