реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Медицина Средневековья

реферат

уже было сказано, светские школы находились в оппозиции к церкви, иногда

перераставшей в открытые конфликты.

Случались конфликты и с городскими властями. В результате этих

конфликтов университеты иногда в полном составе или частично снимались из

данного города и переходили в другой.

Так, в XIII веке часть профессоров и студентов Парижского

университета, не поладив с властями, переехала в Англию и положила начало

старейшим и славнейшим английским университетам — Оксфордскому и

Кембриджскому.

В 1231 г., во Франции, преподаватели отдельных специальностей —

медицины, юриспруденции и т. д. — получили право выделяться в особые

коллегии, получившие название «факультетов» (от слова facultas —

способность, в данном случае — способность преподавать ту или иную

специальность). Позднее под словом «факультет» стали понимать отделение

университета, на котором преподается определенная специальность. Члены

факультета выбирали себе главу—декана (decanus — десятник). Преподаватели

имели ученые степени бакалавра, магистра и доктора наук; с 1600 г.

появляется звание «профессор», заимствованное из древнего Рима, где

профессорами называли публичных учителей грамматики и риторики.

Учащиеся университетов назывались «студентами» (от глагола

studere—учить, заниматься, изучать), они объединялись (вместе с

преподавателями) в «землячества» или «провинции» и в «нации» и выбирали

главу всего университета — ректора (rector — правитель). В эпоху

средневековья ректорами университетов были, таким образом, студенты,

требовалось только, чтобы кандидат в ректоры имел духовный сан, хотя бы

низших ступеней. Это требование диктовалось отнюдь не религиозными, а

юридическими соображениями. Дело в том, что среди студентов того времени

было много духовных лиц (монахи, дьяконы, священники, иногда даже

епископы), Они тоже совершали проступки, подлежавшие суду («юрисдикции»)

ректора. Но духовные лица не подлежали суду светских лиц. Ректор же,

имевший духовный сан, одинаково мог судить студентов и светского, и

духовного звания — отсюда необходимость выбирать в ректоры лиц, имевших

духовный сан.

Средневековые университеты пользовались большой автономией: они

управлялись собственными законами, имели свой суд и полицию. B общем,

средневековые университеты, имея в себе черты цеховой организации (типичной

для городов средневековья), являлись вместе с тем автономными своеобразными

федеральными республиками в своих городах и даже в государствах.

С самого их основания и вплоть до 15—16 вв. университеты были главным

образом учебными заведениями для духовенства. Это было вполне естественным

явлением, поскольку духовенство в этот период монополизировало все сферы

деятельности, требовавшие образования. В некоторых университетах ведущее

положение занимали студенты, в других — преподаватели. Так, Например, в

Болонском университете студенты выбирали профессоров и даже ректора,

которые, вступая в должность, приносили выборным представителям от

студенчества «присягу покорности». В Парижском университете, наоборот,

университетское самоуправление осуществлялось только корпорацией

преподавателей. Строй жизни в университетах был подобен дисциплине

церковных учреждений: учебные уставы и программы контролировались

церковными властями, ведущую роль играли богословские факультеты. Вступая в

университет, студенты приносили присягу, подобную присяге священника, в

частности давали обет безбрачия. Задача ученых в средневековых

университетах сводилась к подтверждению правильности официально признанных

учений и к составлению комментариев к ним.

Задача же ученых-медиков заключалась, в первую очередь, в изучении и

комментировании Галена: его учения о целенаправленности всех процессов в

организме, о «пневме» и потусторонних «силах».

Преподавание в университетах средневековья вплоть до середины XIII

века также было еще относительно свободно от влияний церкви. Оно велось на

основе трудов Гиппократа и Галена. Из философских систем преподавались

системы Платона и Аристотеля. С XII века в программу преподавания стали

включать труды ибн-Сины и Аль-Рази. Преподавание этого периода имело

крупный недостаток: оно было схоластическим.

Схоластикой называется метод преподавания, характеризующийся

следующими. тремя чертами:

1) убеждением, что все знания,, необходимые человеку, даны в трудах

общепризнанных «авторитетов» и вытекающим отсюда стремлением во всех

вопросах науки держаться только этих «авторитетов»;

2) убеждением, что наука состоит в умении выводить все низшие понятия

из высших посредством аргументов, черпаемых в трудах «авторитетов», и

посредством приемов формальной логики;

3) полным и сознательным пренебрежением к опыту.

Такой способ преподавания и решения научных вопросов обрекал науку на

застой, но все же деятельность схоластов этого периода (до середины XIII

века) имела для медицины того времени и некоторое положительное значение:

схоласты этого периода ввели в программы медицинских факультетов

обязательное изучение классиков античной медицины и медицины Востока.

Студенты заучивали наизусть то, что говорили профессора, читавшие (в

буквальном смысле этого слова) тексты Галена, Гиппократа, Ибн-Сины и

некоторых других авторов и дававшие комментарии к ним (составление

комментариев к произведениям авторитетных авторов считалось тогда основной

формой научного творчества). Слава и блеск средневекового профессора

заключались прежде всего в его начитанности, в умении подтвердить каждое

высказанное положение цитатой из авторского источника. Практическому

обучению на медицинских факультетах большинства университетов не уделялось

серьезного внимания. Анатомия изучалась по учебникам, которые почти не были

иллюстрированы.

Отвлеченно преподавались и клинические дисциплины. Лишь в двух

университетах — в Салёрно и Монпелье, основанных на базе мед. школ,

преподавание практической медициной велось на достаточно высоком уровне.

Эти школы сыграли важную роль в развитии медицины в Западной Европе.

Относительная свобода преподавания в этот период подчеркивается и тем,

что кое-где началось уже анатомирование человеческих трупов. Сицилийский

король Фридрих II, говоривший и писавший на шести языках, изучавший

Аристотеля и труды ученых Востока и сам писавший труды по естествознанию, в

1238 г. дал своим университетам (Салернскому, Неаполитанскому и др.)

разрешение вскрывать человеческий труп, правда, всего лишь один раз в 5

лет.

Но с того же XIII века в жизни средневековых университетов началась

тяжелая пора. Как установил Энгельс, через все средневековье проходила

революционная оппозиция против феодализма.

В силу того, что церковь была первым стражем феодального строя, эта

оппозиция в первую очередь направлялась против церкви, выливаясь, прежде

всего в форму ересей. «Для того чтобы возможно было нападать на

общественные отношения, с них нужно было совлечь покров святости» 1.

В начале XIII века вспыхнуло массовое еретическое движение на юге

Франции (альбигойская ересь). Для борьбы с этим движением папа создает два

специальных монашеских ордена — францисканский и доминиканский, известные

под названием «нищенствующих» орденов. Под видом «нищенствующих» эти монахи

проникали в гущу народных масс с целью отвлечь их от революционной борьбы

против господствующего класса, а наиболее ярых еретиков — уничтожать.

Подчеркивая такую миссию, доминиканцы называли себя «псами божьими» и на

знаменах изображали пса, терзающего еретиков. Среди доминиканцев же

возникла идея создания инквизиции.

Но одновременно с альбигойской ересью возникла ересь и в

университетах, прежде всего в Парижском. Тогда папа направляет своих верных

«псов» — францисканцев и доминиканцев — ив университеты и, опираясь на них,

подчиняет, наконец, себе всю систему университетского образования. С этого

времени прежняя схоластика, бывшая относительно свободной от влияния

церкви, целиком превращается в церковную, делается орудием богословия. Дело

происходило так.

Первым в 1204 г. выступил против церкви магистр философии Парижского

университета Амори Венский. Он воспринял философию Аристотеля и «ересь» ибн-

Рошты и, несколько смягчив последнюю, выступил с пантеистической идеей, что

бог разлит по всей природе, а того бога, о котором учит церковь, нет. Его

последователи, среди которых было много студентов, стали говорить, что раз

бога нет, то не должно быть и церкви со всеми ее догмами и атрибутами.

Католическая церковь реагировала на ересь Амори примерно так же, как

мусульманская — на ересь ибн-Рошты, только более жестоко: она запретила

изучение Аристотеля, сожгла 10 последователей Амори, вырыла из могилы и

сожгла останки самого Амори.

Вслед за Амори выступил самый замечательный ученый эпохи

«классического» средневековья Роджер Бэкон (1214—1294). Родом англичанин,

он происходил из дворянской семьи, которая во время борьбы короля с

баронами стояла за короля и после временной победы баронов была изгнана из

Англии. Учился Бэкон (до изгнания) в Оксфорде, затем в Парижском

университете и с ранней юности увлекся Аристотелем, механикой и физикой

александрийских ученых и алхимией восточных мудрецов. Впоследствии он стал

преподавателем математики в Оксфорде, но по-прежнему увлекался

естествознанием. В его «ненасытной жажде знания» (К. Маркс) он через 40 лет

разорился на опытах и на покупке книг и по совету друзей постригся в монахи

францисканского ордена. Папа узнает о его научных занятиях и предлагает ему

изложить результаты его трудов письменно.

Через 15 месяцев, в 1267 г., Роджер Бэкон представляет ему трехтомный

труд «Opus majus, opus minus, opus tertium» 1. Этот труд явился обширной

энциклопедией естественных наук того времени, но Бэкон внес в него

еретические идеи. Он доказывает папе, что науки в христианском мире пришли

почти к полной гибели, требует реформы преподавания и науки и притом на

основе опыта. Он писал: «Только опыт дает настоящее и окончательное решение

вопроса» и еще: «Умение производить опыты стоит выше всех знаний и

искусств»1.

В эту же энциклопедию он внес много других новых идей. В главе о

механизме он писал, что можно построить корабли с такими механизмами,

которые приводили бы корабль в движение силой всего лишь одного человека,

что можно построить повозки, которые смогут двигаться без запряжки и притом

с невообразимой быстротой, наконец, что можно изобрести летальные машины,

«сидя в которых человек может приводить в движение крылья, ударяющие по

воздуху, подобно птичьим».

В главе о физике он первый объяснил явления радуги преломлением

солнечных лучей в каплях дождя, писал о прозрачных телах, которые могут

быть отделаны так, что отдаленные предметы покажутся близкими, а мельчайшие

предметы — крупными.

В главе о химии он описал способы получения фосфора, магния, висмута,

первый в Европе составил рецепт пороха, указал на его значение для военного

дела. Роджера Бэкона можно называть «замечательным исключением» в науке

XIII века.

Основное его значение для истории науки в том, что он первый в

Западной Европе поставил вопрос о необходимости перехода к опытному

познанию. Папа предал сочинение Роджера Бэкона анафеме, а самого его

заключил в темницу.

Через 10 лет он был освобожден, снова заключен на 14 лет и через 2

года после нового освобождения умер. Старец умер, покинутый и забытый всеми

«...и лишь последующим векам суждено было рассеять мрак забвения, окутавший

память о нем, и поставить во главе списка великих ученых нового времени имя

Роджера Бэкона».

Амори и Бэкон были далеко не единственными жертвами богословской

реакции в науке. После Амори церковь сжигает труп профессора Падуанского

университета Пиетро из Абано (1215—1294), сжигает книги Арнольда из

Виллановы (1235—1312), заточает в темницы и предает пыткам ряд других

вольномыслящих ученых. Эти расправы были одной стороной папской политики по

отношению к университетам. Другая сторона папской политики заключалась в

возрождении богословия в университетах. Здесь-то и сыграли свою роль верные

оруженосцы церкви — францисканцы и доминиканцы. Именно они и превратили

прежнюю схоластику, бывшую относительно свободной от влияния церкви, в

подлинно церковную схоластику, в классическую богословскую схоластику

средневековья. К. Маркс писал: «С того времени, как в университетах

обосновались нищенствующие монахи, схоластика поглотила все духовные силы

ученого мира» 2. Ведущий лозунг церковной схоластики дал доминиканец

Фома Аквинский, (1224—1274): «Всякое познание— грех, если оно не имеет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.