реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Дефектология

реферат

ной информации из одного полушария в другое.

Анализ литературных данных по проблеме фонематического восприятия и

фонематических функций у детей с задержкой психического развития позволяет

сделать следующие

выводы. Наиболее полно данное нарушение проявляется с началом учебы в школе

и обуславливается затруднения детей в

усвоении школьных навыков, в частности эти дети испытывают трудности в

обучении грамоте.

Патогенетическую основу изучаемых состояний можно

связывать с недоразвитием у детей некоторых мозговых систем, чаще это

касается наиболее сложных мозговых систем,

развивающихся у ребенка позже (в случае не осложненных форм

психофизического инфантилизма), а также выраженными органическими

дефектами, возникшими в раннем детстве

(при осложненных формах инфантилизма и церебростениче-

ских состояниях) Все это приводит к нарушению развития не-

родинамики, а следовательно к нарушению психических процессов и функций. В

частности нарушается развитие фонематического анализа и синтеза, также

наблюдается сравнительно

низкий уровень развития восприятия (в том числе слухового).

Нарушение фонематического восприятия, анализа и синтеза обнаружены в

меньшей степени у детей с не осложненной

формой психического инфантилизма в отличие от всех других

форм, задержки психического развития,

Отмечая основные выявленные исследованиями особенности речи, следует

заметить, что самостоятельная устная речь

детей, с задержкой психического развития (при отсутствии выраженных

дефектов) удовлетворяет потребности повседневного

общения. Многие особенности речи детей с задержкой психического развития

являются проявлением специфичности их познавательной деятельности, а не

чисто речевых нарушений.

Цели, задачи, методы и организация исследования.

В процессе исследования мною была поставлена следую

щая цель: выявить особенности нарушения фонематических

функций (дифференциация звуков, фонематического анализа,

синтеза, представлений и нарушения звукослоговой структуры

слова у детей с общим недоразвитием речи и задержкой психи-

ческого, развития)

Для достижения этой цели в исследовании решались следующие задачи:

1. Анализ литературных данных касающихся проблемы общего недоразвития

речи детей и задержки психического развития.

2. Теоретическое обоснование и создание методики

изучения фонематической стороны речи дошкольников с

общим недоразвитием и с задержкой психического развития.

3. Выявление особенностей нарушения дифференциации звуков у данной

категории детей,

4. Выявление особенностей нарушения звукослоговой

структуры у этих детей.

5. Исследование уровня сформированности фонематического анализа,

синтеза, представлений.

6. Определение психофизиологических механизмов

сенсомоторного уровня, обуславливающих нарушение в овладении различными

компонентами фонематической сторо-

ны речи.

Для успешной реализации поставленных задач были ис-

пользованы следующие методы (по классификации

Б.Г.Ананьевой): эмпирические (наблюдение, констатирующий эксперимент);

биографические (анализ амнестических сведений, изучение документации),

организационные методы,интеритационные методы, математико-статические

методы, психолого-педагогические методы.

Перед началом проведения каждого задания экспериментатор давал инструкцию,

в которой была отражена последова-

тельность предстоящих действий испытуемых, а также форма

устного ответа.

Материалом к исследованию служили устные задания

экспериментатора. В большинстве случаев после объяснения

здания экспериментатор просил детей повторить его с целью

уточнения понимания испытуемыми содержания задания.

Поводилась индивидуальная работа с каждым ребенком

. уточнялись и разъяснялись задания, пояснения к ним.

Характеристика детей разных экспериментальных

групп.

В констатирующем эксперименте принимало участие

20 детей с разным уровнем речевого и психического развития.

Все испытуемые были воспитанниками детского сада № 2 Ласнамяэ г. Таллинна .

Все дети с общим недоразвитием речи и дети

с задержкой психического развития посещали логопедические

группы в течений года,

Среди исследуемых детей было 12 мальчиков и 8 девочек

в возрасте (шестого - седьмого годов жизни).

К моменту исследования у детей с общим недоразвитием

речи и задержкой психического развития отмечались наруше-

ния звукопроизношения.

. выход из моторной алалии (5%)

.

функциональная дислалия (50%)

. стертая форма дизартрии (45%)

Речевое развитие ЗО% дошкольников с нарушениями речи соответствовало

2-3 уровням недоразвития речи. Остальные(70%)

имели общее недоразвитие речи 3-го уровня.

Таким образом, неоднородность нарушений у детей с речевыми и

психическими отклонениями позволяет предполо-

жить уличный уровень развития фонематических функций.

Теоретические основы и содержание методики

констатирующего эксперимента.

Для нашего исследования я использовала предложенный

Л.В. Лопатиной методику исследования восприятия устной речи, а также

методику исследования звукослоговой структуры

слова. Данные методики были адаптированы к задачам моего исследования.

При разработке методики констатирующего эксперимента

за основу были положены следующие фундаментальные

положения лингвистики, психологии, психофизиологии, логопедии,

представляющие собой методологию исследования;

*современные научные представления о симптоматики и

структуре речевого дефекта при общем недоразвитии речи и

задержке психического развития.

• психофизиологические механизмы овладения звуко-

произношением в норме.

В многих исследованиях отмечалось, что восприятия

звуков речи и их воспроизведение - это два взаимосвя-

занных и взаимообусловленных процесса (Р.М.Боскис,

Н.Х.Швачкин, И.М.Сеченов, П.И. Жинкин, Д.Б.Эльконин, И.Л.Зимняя. В.И.

Бельтюков, Р.Е.Левина,

А.Р.Лурия) Звуковые единицы рассматриваются в трех

аспектах: перцентивном, артикулярном, акустическом.

Чтобы овладеть нормальным произношением, ребенок

должен прежде всего четко и правильно воспринимать

звуки на слух, иметь достаточно подготовленный для их

произношения артикуляторный аппарат, в результате ра-

боты которого образуются единицы данной языковой

системы. Реализация этого процесса с ОНР и ЗПР пока..

недостаточно изучены, что вызывает необходимость ис-

следования особенностей восприятия расположения звуков речи.

. Специфические соотношение артикуляторных акустических характеристик

звуков речи в норме и патологии

(Н.И, Жинкин. И.Л.Зимняя, В.И. Бельтюков)

Артикуляторные позиции звуков речи определяют своеобразие их акустических

характеристик. Любое даже не-

значительное отклонение положения артикуляторных органов приводит к

динамическому изменению акустиче-

ского образа звука

( Л.В.Бондаренко. Л.А. Вербицкая,

Л.Р.Зиндер. В.И.Бельтюков и др.)

С учётом указанных выше теоретических положений бы-

ли определены следующие направления методики констатирующей эксперимент;

1)исследование состояния звукопроизношения;

2) исследование восприятия и дифференциации звуков ребенка;

3) исследование сформированности фонематического анализа-синтеза,

фонематических представлений;

4) исследование состояния звукослоговой структуры слов и предложений.

Исследование восприятия устной речи:

1.Исследование состояния звукопроизношения.

Осуществлялось общепринятыми в логопедической практике методами.

Оценка состояния звукопроизношения:

. Правильное произношение всех звуков - 4 балла

. Нарушение произношения 1 группы звуков-3 балла

. Нарушение произношения 2 группы звуков-2 балла

. Нарушение произношения 3 группы звуков-1балл

4

~

• Нарушение произношения свыше 3 групп звуков-О балл-

лов.

2.Исследование восприятия речи на фонетическом уров-

не.

1) Повторение изолированных слогов.

Материал исследование -слоговые таблицы

Н.Б.Покровского. При восприятии лицо экспериментатора экранизируется.

Таблица 1.

Няк пуль бущ мят свум сось пиц чтал дроп хач

ниф зощ плись рып дум рысь лут сич вость дыс

френ рей бер чть выс гум трюх шеть тют ефь

ек стел тыпь геф бац трит шись деп здес торь

вок жоф эфт трух фик пефь вик щек кась зех.

Таблица 2.

Лир нет трен рась скум цать дян стот прыл крош

дуч свар порь нар зунь суп пяф заль сель хил

чтел лась хуф несть вый касть реф ряс фыл урм

жась кеш пыц гуть лишь бис туш дес сых яс

лень маф зюс чеф буф щеп длаф тер непь шодь

Таблица 3.

Рон нящ цый репь шох гипь яй фсоф тас кер

фсен чумь щал крыс вяф орай рир самь руфь дас

юц пел тряпь тящ мыл зах ность дечь тац прит

лог дыст пуг хас нип штись тум бяй ныф мям

куй зич жиг гом прас боть шарь нунь дмен вафь

Таблица 4.

Рек ниц зном рыс гек таль вуф треп мел пась

зырь чтуй быс тет скес мофь лям гоф сяк рац

срок шусь хул штай изм дват трель нуц репь ший

дам плом кац бех чинь шурь луф фишь сузнь прень

стар бань вюр нах бем сах десь жус цой порь

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной».

Оценка выполнения: неправильное воспроизведе-

ние от 1 до 2-х слогов- 3 балла, от2О до 4о -2 балла, от4О

до бо -1 балл, свыше бо слогов -О баллов.

2) Повторение слов с различными частотными характеристиками спектра

звучания,

Материал исследования; 3 группы слов, ориентированные по своему

составу на определенные частотные характеристики спектра звучания.

а) повторение слов, состоящих преимущественно из

высокочастотных звуков

-только из высокочастотных зву-

ков(высокие+высокие):

шить. Тяжесть, десять, шутить, задеть, чуять, суша,

счастье;

. из высокочастотных в сочетании с среднечас-

тотными звуками ( высокие + средние)зал, цель, Узел,

сени. Шило, сало, сено, ванна, сера, число )

. из высокочастотных в сочетании с низкочас-

тотными звуками ( высокие + низкие); сок. Черт,

дед.дико, усик, тяга, сода, шуба, сухо, живо )

б) повторение слов, состоящих преимущественно из

среднечастотных звуков:

• только из среднечастотных звуков (средне +

средние): ну, мы, рано, мера, ныне, еле, рана, мина, лимон, Мирон);

• из среднечастотных звуков в сочетании с высокочастотными (средние

+высокие): наш. Ночь, мень-

ше, лучше, месяц, моши, разрез, летал, иметь);

• из среднечастотных звуков в сочетании с низкочастотными (средние+

низкие): над, нет, ряд, альфа,

муха, мука, рота, нету, нота);

в) повторение слов, состоящих преимущественно из

низкочастотных звуков:

-только из низкочастотных звуков (низкие + низкие): ход, быт, то,

обувь, веко, туго, худо, утка, око, того);

из низкочастотных в сочетании со среднечастотными (низкие + средние):

том, топ, конь, атом, воля, поле,

пара, тонна, утро, дама)

Процедура: ребенку для восприятия поочередно

предъявляется 3 группы слов, которые он должен воспроизвести. Каждое слово

предъявляется один раз. Лицо экранизируется.

Инструкция: «Слушай внимательно. Я буду гово-

рить слова, повторяй за мной».

Оценка выполнения; правильное воспроизведение

слов трех групп- 3 балла, ошибочное воспроизведение

слов одной из групп-2 балла, ошибочное воспроизведение

слов из 2-х групп-1 балл, ошибочное воспроизведение

слов из 3-х групп-О баллов.

3 . Исследование восприятия речи на фонологическом уровне.

1) Различение согласных звуков различной степени аку-

стической и артикулярной противопоставленности в словах.

4

Материал исследования: предметные картинки (слова--

квазеомонимы): почка - бочка, катушка - кадушка, кора -гора,

софа - сова, зуб - суп, луша - лужа, лук - люк, круг - крюк, осы--

оси, банка - банька, мишка - мышка, сом - том, зверь - дверь,

лиса - лица, кочка - кошка, Марина - малина, рак - лак, крыша-

крыса, мишка - миска, роза - рожа.

Процедура: ребенку предлагалась пара картинок и давалась инструкция:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.