способность представлять, а затем мыслить, и воображать; с
каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с
развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально- волевая
сфера.
Наукой доказано, что без речевого общения, т. е. без социальной
(общественной) среды человеческое существо не может стать полноценным
человеком. И мы должны помнить; что
речь- инструмент развития высших отделов психики растущего
человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые одновременно
способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для
успешного его обучения в школе.
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим
условием становления у ребенка полно-
ценной психики и дальнейшего правильного развития ее.
Своевременное - значит начатое с первых дней после рождения полноценное -
значит достаточное по объему языкового
материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную силу его
возможностей на каждой возрастной ступени.
. Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно
важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его
функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной
системы
легко поддаются тренировке именно в период их интенсивного
формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и
даже может остановиться навсегда. Для функции речетворче-
ства «таким «критическим» периодом развития является, пер-
вые три года жизни ребенка; к этому сроку в основном заканчивается
анатомическое созревание речевых областей мозга,
ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка,
накапливает большой запас слов. Если же в первые
три года речи малышу не было уделено должного внимания, то
в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное».
А.Н.Гвоздев предлагает в развитии речи от года до семи
лет различать три периода.
Первый период - период предложений, состоящих из
аморфных слов - корней; 1 год З месяца -1 год 8 мес., произносятся
однословные предложения - слоги; 1 год 8 месяцев -1 год
10 месяцев - произносятся предложения из нескольких слов-
слогов.
Второй период - период усвоения грамматической струк-
ры предложения: 1 год 10 месяцев - 2 года 1 месяц - в предложениях
употребляется полные слова, но без окончаний или с
неправильными окончаниями; 2 года 1 месяц - 2 года 3 месяца предложениях
употребляются оформленные слова: усваиваются падежные окончания
существительных, прилагательных,
,личные окончания глаголов; 2 года 3 месяца - 3 года - в пред-
ложениях употребляются служебные слова для выражения син-
таксических отношений.
Третий период - период усвоения грамматической систе-
мы русского языка: 3 года - 7 лет - совершенствуются грамма-
тическая структура и звуковая сторона речи, создаются пред-
посылки для обогащения словаря.
Можно сделать вывод, что в речи ребенка последователь-
но развиваются:
1) синтаксический строй предложения (а также выра-
зительность его интонации);
2) морфологическая оформленность слов;
3) звуковой состав слов.
Следует отметить, что в период между тремя и семью го-
дами речь ребенка интенсивно обогащается грамматическими
формами, и при достаточном развивающем потенциале рече-
вой среды он может в совершенстве усвоить грамматический
строй родного языка и его фонетическую систему, что делает
возможным быстрое обогащение словаря .
1. 3 . Теоретические основы программы и
методики развития речи дошкольников
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она
основана на данных не только психологии и педагогики, но и общего
языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.
Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали
предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития
детей (Л.С.Выготский,
А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Л.В.Щерба,
А.А.Пешковский, В.В.Виноградов. К.Д.Ушинский, Е.Итихеева,
Е.А.Флерина, Ф.А.Сохин) Работы представителей разных на-
правлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в
речевом развитии роль правильного организованной коммуникации. Комплексный
подход к вопросам развития речи и речевого общения в детском саду
(взрослого с детьми и детей друг
с другом, как на занятиях, так и вне занятий) предусматривает
значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом
общении каждого ребенка. При этом первостепенно важным является полноценное
овладение родным язы-
ком в максимально сенситивный для этого период.
Теоретический подход к данной проблеме основывается
на представлении о закономерностях речевого развития до-
школьников, сформированных в трудах Л.С.Выготского,
Д.Б.Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А.Сохина,
А,М.Шахнаровича. В общем, виде их взгляды на природу языковых способностей
можно рассмотреть следующим образом;
• речь ребенка развивается в результате генерализации
языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной
речевой активности;
• ведущей задачей в обучении языку является формирование языковых
обобщений и элементарного осознания языка и
речи;
• ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для
самостоятельных наблюдений над языком. Для само-
развития речи.
• обучение языку, развитие речи рассматривается не
только в лингвистической сфере (как овладение ребенком язы-
ковыми навыками - фонетическими, лексическими, граммати-
ческими), но в сфере формирования общения детей друг с дру-
гом и с взрослыми (как овладение коммуникативными умения-
ми) Отсюда существенной задачей становится не только фор-
мирование культуры речи, но и культуры общения.
• основная задача развития ребенка дошкольного воз-
раста - это овладение нормами и правилами родного языка, оп-
ределяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их
' коммуникативных способностей (заметим, что индивидуаль-
ные различия речевого уровня у детей одного возраста могут
быть исключительно велики).
• Ряд авторов в своих исследованиях выделяет три основные направления
разработки психолого-педагогических
проблем развития речи дошкольников. Совершенствования со-
держания и методов обучения языку;
• - структурное (формирование разных структурны уровней системы языка
- фонетического, лексического, грамматического);
• - функциональное формирование навыков владения
языком в его коммуникативной функции - развитие связной
речи.
В исследованиях первого направления (А.И. Максимов.
Е.М.Струнина, Э.А.Федеравичене, А.Г. Тамбовцева,
Г.И. Николайчук). Л.А.Колунова. А.А.Смага) установлено, что наибольшая
эффективность при овладении языком достигается при условии, если дети
вовлекаются в активную речевую работу. Так работа над словарем оказывает
подлинное развивающее воздействие, если она не ограничена
его расширением, а включает углубление понимания значений
слов, ознакомление детей с многозначными словами, смысловыми отношениями
слов (синонимами, антонимами).
В вопросах совершенствования грамматического строя
речи в качестве основной задачи выступает не преодоление
разнообразных грамматических ошибок в речи детей, а формирование
грамматических обобщений. Оно строится на обучении детей самостоятельному
образованию новых слов, в ходе
которого происходит активное усвоение средств и способов
словообразования.
Наряду с этим важно и обучение использованию в выска-
зываниях сложных синтаксических конструкций, которое про-
исходит за счет мобилизации и осознания языковых средств,
накапливающихся при слушании и понимании речи взрослых. В
исследованиях второго направления (Л.В.Ворошина,
Г.Я.Кудрина, О.С.ушакова, А.В.3рожевская, Н.Г.Смольникова,
Н.А. Смирнова, Л.Г.Щадрина, Т.М.Юртайкина и др.) авторы стремились найти
более четкие критерии связности речи, чем просто ее логичность,
последовательность. В качестве основных показателей связности было принято
формирование у детей умение структурно правильно строить текст, используя
при
этом необходимые средства связи между предложениями и
частями высказывания.
Путь, по которому должно идти руководство развитием
речи детей в целях формирования у них способности строить
связное и развернутое высказывание (текст), ведет от диалога
между взрослым и ребенком к развернутой монологической
речи самого ребенка.
Исследования третьего направления (Ф.А.Сохин,
Г.П.Белякова, Г.А. Туманова) были прямо нацелены на то, что-
бы сформировать у детей первоначальные лингвистические
представления, понимание того, что такое слово, предложение,
как они строятся, из каких частей состоят. Они показали, Что
осознание звукового состава слова и словесного состава пред-
ложения подводят детей к порогу овладения грамотой и глав-
ное - закладывают основы .нового отношения к языку. Сознательного
оперирования им, что является важной предпосылкой
успешного школьного обучения.
В целом эти исследования показали, что система по разработанной
методике приводит к крупным сдвигам в речевом и
общем умственном развитии дошкольников. У детей формируется высокая
культура речи, тенденция к ее саморазвитию, повышается точность речи, ее
выразительность.
Интересно, что рассмотренные исследования находятся в
русле работ, которые опровергают распространенную точку
зрения на развитие речи как на процесс, целиком основанный
'на подражании, интуитивном, неосознанном усвоении языка
ребенком. Они (ранее перечисленные работы) убедительно доказывают, что в
основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком,
формирование речевой деятельности,
Общеизвестно, что дети даже без специального обучения
с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой
действительности, создают новые слова, ориентируясь
как на смысловую, так на грамматическую сторону языка. При
стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают
высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и
речевого общения. Центральной задачей такого
обучения является формирование языковых обобщений и элементарного осознания
явления языка и речи. Оно создает у де-
тей интерес к родному языку и обеспечивает творческий харак-
тер речи.
Развитие речи в дошкольном детстве является процессом,
многоаспектным по своей природе. Так, этот процесс связан с
умственным развитием, поскольку развитое мышление человека это речевое,
языковое - словесно- логическое мышление.
Взаимосвязь речевого развития, овладения языком и умственного,
познавательного развития свидетельствует об огромном
значении языка для развития мышления.
Вместе с тем взаимосвязь речевого (языкового) и интел-
лектуального развития ребенка необходимо рассматривать в
обратном направлении - от интеллекта к языку. Такое рассмотрение можно
условно обозначить как анализ языковой
(лингвистической) функции интеллекта. Под этим понимается
выяснение роли интеллекта, мыслительной деятельности в овладении языком.
Таковы основные аспекты интеллектуально-языковых
взаимосвязей, органично включенных в процесс овладения
родным языком, следовательно, и в педагогический процесс
родному языку, развития, формирования речи.
1.4. Основные направления работы по развитию речи детей старшего
дошкольного возраста.
Основные задачи развития речи - воспитание звуковой
культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи,
ее связности при построении развернутого
высказывания - решаются от группы к группе, однако на каждом возрастном
этапе идет постепенное усложнение каждой
задачи, и меняются методы обучения.
Речевые задачи по отношению к детям старшего дошко-
льного возраста включают те же разделы, что и в предыдущих
возрастах, однако усложняется каждая задача, как в смысле со-
держания, так и в методике обучения.
А) Воспитание звуковой культуры речи,
Основная задача работы по усвоению и правильному
произношению всех звуков родного языка - дальнейшее со--
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|