p align="left">3. Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать их предписаниям (равенство всех перед законом и судом). Прочий эффективный режим законности в обществе возможен только в условиях равенства всех людей перед законом и судом. С одной стороны, субъекты права должны в полном объёме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться тре-бованиям закона. С другой стороны, государство должно создавать все необходимые условия для осуществления их законных прав и интересов других граждан. 4. Осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и свободы других лиц. В условиях правовой государственности это требование имеет принципиальное значение, поскольку свобо-да одного человека не может быть реализована в ущерб свободе дру-гого. Закон не допускает ущемление прав одних за счёт прав ин-тересов других граждан государства. 5. Недопустимость противопоставления законности и целесообраз-ности. Потому, что правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью. В них максимально отра-жаются как общественные, так и индивидуальные интересы людей. Це-лесообразность закона не может игнорироваться целесообразностью житейской. Нарушает требование закона, некоторые должностные ли-ца и граждане оправдывают свои противоправные действия местной и индивидуальной целесообразностью. Они утверждают, что в данных конкретных условиях соблюдение закона нецелесообразно, и подме-няют его субъективными противозаконными действиями, с точки зре-ния более полезными и нужными для данного случая. 6. Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями -важное требование законности. Правовое государство создаёт необ-ходимые материальные, политические, социальные и другие предпо-сылки для предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприят-ные материальные условия жизни, социальная защищённость населе-ния, политическая стабильность в стране, наличие справедливых правоохранительных законов составляют реальную основу режима за-конности. Непосредственная защита интересов субъектов права, любого граж-данина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией. Обеспечивая законное функционирование об-щественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения. Решения конституционного суда являются окончательными, к опротестованию и обжалованию не подлежат. Таким образом, требования законности в единстве и взаимодействии обеспечивают стабильность и гармоничность общественной жизни, способствуют развитию граж-данского общества в соответствии с объективными законами истори-ческого процесса. Исходя из этого, законность можно определить как политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства с целью формирования состояния правомерности в системе социальных отношений. В качестве подтверждения сделанных выводов относительно содержания понятии законности могут быть использованы ее принципы. Принципы - это исходные начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения субъектов по поводу необходимости соблюдения законов. Они обусловлены закономерностями общественного развития. В юридической литературе приводится различное количество принципов. Наиболее адекватно суть рассматриваемого явления отражают следующие принципы: 1) единство законности; 2) гарантированность основных прав и свобод граждан; 3) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение; 4) недопустимость противопоставления законности и целесообразности; 5) взаимосвязь законности и культурности. Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М. 2004,стр. 553 Единство законности - основополагающий принцип. Значение этого принципа состоит в выравнивании правового регулирования социальных отношений независимо от видов нормативно-правовых актов, участников правоотношений и характера объектов воздействия. Здесь речь идет о стремлении достичь равенства в субъектно-объектном и пространственно-временном измерениях. От успешного претворения в жизнь данного принципа зависит реальное состояние законности. Гарантированность основных прав и свобод граждан это принцип не только законности, но и права. Роль данного принципа в повышении уровня законности заключается в значимости личных и групповых интересов, их реализации в повседневной жизни. Неотвратимость наказания за совершенное правонарушение - суть этого принципа заключается в том, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны понести соответствующее деянию наказание. Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности. Данный принцип позволяет участникам отношений в соответствии с нормами права принять наиболее правильное решение и вариант поведения применительно к фактическим обстоятельствам и в рамках закона. Взаимосвязь законности и культурности. Общая и правовая культура являются морально-этнической основой законности, а законность в свою очередь является одной из политико-правовых предпосылок формирования культуры общества. 1.2. Гарантии законности: понятие и виды. Гарантии законности это - это обусловленная закономерностями общественного развития система условий, средств и предпосылок, обеспечивающая процесс реализации законности и формирующая такую упорядоченность социальных отношений, которая способствует движению общества к демократии. Гарантии законности в юридической литературе подразделяют на две группы: общие и специальные. Экономические, политико-идеологические, нравственно - духовные гарантии относятся к общему виду гарантия. К специальным гарантиям - относят юридические. Ефремов А.Ф. Принципы и гарантии законности. Самара 1999. Определяющее значение среди общих гарантий имеют экономические и политические: различные формы собственности и соответствующий им способ производства, бескризисное развитее экономики, уровень занятости населения в общественно полезном труде, состояние политической системы, идеология, уровень стабильности в обществе, состояние культуры. Именно неблагополучие в этих сферах создает благоприятную среду для развития преступности. Нравственно-духовные гарантиями законности - являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реа-лизуются юридические права и обязанности участников правоотноше-ний; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание госу-дарственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звенья политической системы общества, в том числе благотворительные организации, учрежде-ния культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, цер-ковь. Нравственно здоровое общество - это общество, функционирую-щие на основе законов. Поэтому нравственно - духовные начала в любом процессе играю важную роль, так как в государстве, в котором господствует волюнтаризма, где игнорируются нормы морали и права, исторические традиции и обычаи, то данная страна движется к политической и экономической деградации. Общие гарантии образуют материальную основу применения юридических мер по укреплению законности. Последние являясь непосредственным способом обеспечения законности, в то же время производны о первых; специальные гарантии должны быть, закреплены в нормативно-правовых актах. Юридические гарантии законности - это обусловленная особенностями социально-экономического строя система условий и средств, закрепленных в действующем законодательстве и непосредственно направленных на обеспечение законности. В связи с изменением форм собственности новое гражданское законодательство России в значительной мере изменяет условия обеспечения законности в сфере имущественных отношений путем введения обычая делового оборота. Это позволяет в рамках специально - юридических гарантиях дополнительно выделить два самостоятельных типа: Правовые, которые предусмотрены действующим законодательством и являются обязательными для всех и договорные, которые обусловлены нормативными актами, регулирующими сферу договорных отношений, распространяются только на участников договорных отношений. В научной литературе довольно подробно охарактеризован количественный и качественный состав юридических гарантий законности. В качестве наиболее значимых можно назвать: полноту и эффективность юридических норм; эффективность мер юридической ответственности и защиты, способствующая восстановлению нарушенных прав; высокий уровень надзора за реализацией требований законности; высококачественная и профессиональная работа органов государственной власти по обеспечению законности и правопорядка; постоянное совершенствование юридической деятельности; развитое правовое сознание и высокая правовая культура населения в государстве. Глава II. Правопорядок: понятие, структура, функции. Правопорядок - есть порядок, основанный на праве. То есть это система отношений, охраняемых, защищаемых, регулируемых правом. Вне права или без права правопорядок не мыслим. Само это понятие слагается их двух слов «право» и «порядок», наиболее точно передающих суть этого явления. Назначение права - вносить определенный порядок во взаимоотношения между людьми и их объединениями. Поэтому правопорядок выступает как «состояние урегулированности общественных отношений». Борисов В.В. правовой порядок»/ Общая теория государства и права: Академический курс: В 2т/ Под ред. Марченко М.Н. Т.2 М., 1998 Отсюда следует, что характер, уровень, содержание, функционирование и обеспечение правопорядка в значительной мере зависят от того, как трактуется право. Если под правом понимать только высокие, но абстрактные идеи справедливости, свободы, нравственности, гуманизма, то и понятие правопорядка будет весьма расплывчатым и неустойчивым. В этом случае создается впечатление, что нет обязательности соблюдения норм права, а достаточно всего лишь поддерживать определенные взгляды или идеи. Если же под правом понимать исходящие от публичной власти конкретные, формально определенные и обязательные для всех юридические нормы, выражающие указанные выше ценности, то появляется реальная возможность установления в обществе твердого правопорядка, стабильности. Когда все члены общества действуют в соответствии с определенными правовыми нормами, то это и есть правопорядок. Установление твердого правопорядка является одной из основных задач современной России. В одном из президентских посланий Федеральному Собранию российской Федерации, так и называется «Порядок во власти - порядок в стране». В нем, в частности говорится: « России нужен порядок, однако при этом необходимо ответить на два непростых вопроса: какой порядок и как его наводить. Абсолютное большинство возникающих у нас проблем порождено, с одной стороны пренебрежением к правовым нормам, с другой - неумелыми действиями власти. В этих условиях порядок в стране начинается только в наведения порядка в самом государственном организме. Не повысив качества управления, не решить другие проблемы. Сегодня именно управленческая сфера должна быть объявлена «зоной особого внимания», приоритетом номер один. У этого приоритета есть простое короткое имя - правовой порядок. Это и есть ответ на вопрос: какой порядок нам нужен. Из этого вытекает ответ и на другой вопрос: как этого порядка достичь. Главный способ навести порядок - начать с власти, коренным образом усовершенствовать всю систему управления, начиная с верхних эшелонов». Послание Президента РФ Федеральному Собранию « Порядок во власти - порядок в стране»// Российская газета. 7 февраля 1997. Мысль сформирована вполне четко - России нужен не полицейский порядок, а демократический, и соответственно методы его достижения должны быть демократическими. Порядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Качество степень правопорядочности общественной жизни во многом определяет общие "здоровье" всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в дей-ствиях законодательной, исполнительной и судебной власти, актив-но осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяется его материальные и духовные потреб-ности. Формирование правового порядка участвует все элементы меха-низма правового регулирования общественных отношений. Их причин-но - следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит, в конечном счете, к установлению правового по-рядка. 1. Нормы права - это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее "идеальный" правопорядок. 2. Правоотношение - элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодате-лем правопорядка к установлению конкретного возможного или дол-жного поведения участников общественных отношений, предусмотренно-го правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регули-рования подключается законность, призванная гарантировать возмож-ное и должное поведение субъектов правоотношений.
Страницы: 1, 2, 3
|