Законность и правопорядок
ПЛАН Введение Глава I. Законность - понятие, основные принципы, требования и гарантии. 1.1. Признаки, требования и принципы законности. 1.2. Гарантии законности: понятие и виды. Глава II. Правопорядок: понятие, структура, функции. 2.1. Соотношение правового и общественного порядка. Глава III. Взаимосвязь законности, правопорядка, демократии и государственной дисциплины. Заключение. Список использованной литературы. ВВЕДЕНИЕ. Законность и правопорядок - являются объектом пристального внимания ученых - юристов. В результате чего, в теории государства и права сложилась две отдельные категории: «законность», в рамках которой существуют различные определения данного явления и «правопорядок», в которой тесно переплетаются мотивы правового и не правового характера, государственного и общесоциального содержания, взаимодействуют интересы различных групп, слоев, граждан общества. В юридической литературе нет единого мнения о трактовке данных правовых категорий, существует несколько определений и рассуждений о законности и правопорядке. В правовой системе общества эти два понятия тесно взаимосвязаны между собой. Они имеют много общего, поскольку слишком высока степень их взаимопроникновения. Например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой - их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось исполнение законов и поэтому различие между ними не проводилось. Действительно, эти категории формируются на одних и тех же принципах, тесно взаимосвязаны с властью, у них единое государственно-волевое содержание и интересы. Они сочетаются с правами, свободами, обязанностями и ответственностью граждан, субъектов права, имеют формальную нормативную определенность. Но все это не отрицает, а предполагает наличие принципиальных отличий, выражающих их самостоятельность, специфику. Правопорядок и законность - своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность - есть и правопорядок. Существование законности и правопорядка не мыслимо без демократии. От того, в какой степени в демократическом государстве исполняются законы и насколько строгим является правопорядок, зависит дальнейшее развитие современной цивилизованной демократической страны. Однако недостаточно просто провозгласить законность и правопорядок, мало издать хорошие законы - необходимо, чтобы существовали определенные гарантии этих ценностей, их реальности, доступности и эффективности. Речь идет о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов и поддержания должного правопорядка в общества, так как автоматически, само собой это не происходит. Глава I. Законность - понятие, основные принципы, требования и гарантии. Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития, закон-ность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает спра-ведливым дифференциацию интересов людей. Как устойчивое явление общественной жизни, законность возни-кает и формируется в условиях цивилизованного общества, способно-го обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие ус-ловия в значительной мере создаются рыночными экономическими от-ношениями, при которых свобода частой собственности ставится рав-ной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере произ-водства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия - главная задача закона правового государства. Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существуют неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, а следовательно, и о законности. Законность, как необходимое условие гармоничного функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более позднее время, когда общественное отношение приобретает новое ка-чество, то есть когда из отношений зависимости, подавление и уг-нетения они постепенно превращаются относительно независимых и свободных производительных материальных благ. Этим создается необходимая база для действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, учас-твующих в его воспроизводстве. В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существуют четкое разделение и гармоничное взаимодей-ствие законодательной, исполнительной и судебной власти. В юридического литературе существует несколько определений правовой категории «законности». Борисов В.В. дает следующее определение: Законность - демократический принцип Советской власти. Он проявляется в том, что ко всем органам государства, учреждениям, предприятиям, общественным организациям, должностным лицам и гражданам предъявлено требование строжайшего выполнения советских законов; провозглашенные права и свободы граждан, их организаций, их законные интересы гарантируются, и обеспечивается выполнение возложенных на них обязанностей, реализация ответственности, точное и неуклонное выполнение нормативных актов и актов реализации права обеспечивается государственными и общественными мерами. В других источниках интерпретировано сходное, по сути, определение законности как принципа. Законность как принцип, представляет собой совокупность идей и взглядов, посредством которых у всех участников правовых отношений формируется внутренняя потребность в совершении правомерных поступков. В характеристики законности, как метода государственного руководства обществом, как режима, состояния, то есть фактически речь идет о строгом соблюдении всеми субъектами правоотношений действующего законодательства, юридических норм. В последние годы предпринимаются попытки по - новому сформулировать понятие законности. В частности Н.В. Витрук пишет: « Законность означает идею, требование, систему реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном правотворчестве». Витрук Н.В. Законность: понятие, защита и обеспечение. Конституционная законность и конституционное правосудие.// Общая теория государства и права. ВВ 2 т./ Под ред. М.Н. Марченко. М. 1998. С.15, В.Н. Кудрявцев говорит о том, что: « Законность - определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов». Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние// законность в РФ. М. 1998, с.4. Данные суждения о понятии законности являются следствием исследования отдельных аспектов данной проблемы с применением конкретных методов познания, это объясняет происхождения множества определений законности. В системе все это аспекты образуют методологическую основу научной разработки законности как сложного политико-правового явления. В данном случае под аспектом понимается способ отражения существенных особенностей социально-экономических процессов посредством категории «законность». В связи с этим можно выделить два аспекта: внутренний и внешний. Внешние определяют место и роль законности в системе правовых ценностей, которые используются для познания и объяснения окружающей действительности. К внешним аспектам, определяющим сущность законности можно отнести социально-экономический, политико-идеологический, духовный, логико-семантический, и юридический. Внутренние отражают функциональную роль законности в системе правовых явлений, используемых для характеристики правовой действительности. К ним относятся определение законности как принципа, как метода государственного руководства, как режима, как состояния. Законность-основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития, закон-ность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает спра-ведливым дифференциацию интересов людей. Как устойчивое явление общественной жизни, законность возни-кает и формируется в условиях цивилизованного общества, способно-го обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие ус-ловия в значительной мере создаются рыночными экономическими от-ношениями, при которых свобода частой собственности ставится рав-ной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере произ-водства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия - главная задача закона правового государства. Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существуют неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, следовательно, и о законности. Законность, как необходимое условие гармоничного функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более позднее время, когда общественное отношение приобретает новое ка-чество, то есть когда из отношений зависимости, подавление и уг-нетения они постепенно превращаются относительно независимых и свободных производительных материальных благ. Этим создается необходимая база для действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, учас-твующих в его воспроизводстве. Лисюткин А.Б. К понятию законности// Правоведение. 1993 № 5 В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существуют четкое разделение и гармоничное взаимодей-ствие законодательной, исполнительной и судебной власти. Сущность законности есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права. Данное требование выражает движение к цели - достижение законопослушания со стороны всех субъектов общественных отношений. Законность характеризует не состояние или конкретный результат, а живой процесс, например процесс формирования правового государства и гражданского общества. 1.1. Признаки, требования и принципы законности. Данное понимание сущности законности позволяет говорить о ее содержании как системном образовании со сложной элементарной структурой, посредством которой в понятии законности обобщаются предметы - носители признаков описываемого явления. В своем единстве они образуют категорию «законность», а ее анализ позволяет выявить признаки законности. К элементам категории «законность» относят: а) совокупность идей, взглядов и принципов, составляющие теоретико-методологическое содержание, мировоззренческую основу теории законности, которые осуществляют объединение смысла и значения данной категории в системе правовых явлений; б) системообразующее требование строго и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства, выражающее цели и потребности государственного и общественного развития; в) цель - формирование правового государства и движение к состоянию правомерности - достигается в процессе реализации точного соблюдения действующего законодательства; г) нормативная основа законности - право; д) мотивационная деятельность человека в пределах концепции законности является связующим звеном во всей теоретической конструкции, так как именно посредством целенаправленного поведения субъектов общественных отношений происходит материализация идей законности; е) средства, способы, приемы претворения в жизнь идей и принципов законности. Законность характеризуется следующими основными признаками: 1. Причинно-следственная обусловленность законности политико - правовыми процессами, происходящими в обществе и государстве; 2. Всеобщность и общеобязательность требований законности, выражающих цели развития государства и пути их достижения; 3. Высокая степень абстрактности, которая объясняется собирательным содержании «законности»; 4. Объективный характер законности; 5. Эффективное пресечение любых правонарушений и обеспечение неотвратимости наказания за противоправные деяния; 6. Осуществление государственных функций по охране законности в соответствии с предписаниями действующего законодательства. Основные требования законности заключаются в следующем: 1. Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам. В правовом государстве закон обладает высшей юридической силы. Он выступает главным, основополагающим регулятором общес-твенных отношений. Те отношения, которые в силу объективных ус-ловий должны находиться в сфере правового воздействия, регули-руются, как правило, законом. Подзаконные акты действуют лишь в том случаи, когда какие-либо отношения законодательно не урегули-рованы. При этом он должны издаваться в строгом соответствии с за-коном и на основе закона. 2. Единство понимания и применения законов на всей территории их действия. Законы представляют одинаковые требования ко всем субъектам, находящемся в сфере временного и простран-ственного действия. Законы федеративного государства имеют одина-ковую силу на территории все государственных образования, входя-щих в состав федерации. Единое понимание сущности и конкретного содержания законов обеспечивает законность правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных лиц. Она соответ-ствует действительному смыслу законов и проводит в жизнь заложен-ные в нём регулятивные функции.
Страницы: 1, 2, 3
|