p align="left">Во-первых, общие социальные предпосылки. К ним следует отнести общественный строй, существующую сис-тему хозяйства, сложившийся образ жизни, демографичес-кие тенденции и т. д. Данный комплекс предпосылок не всегда виден в конкретном случае. Государственные ор-ганы, должностные лица, устанавливающие правомерные юридические факты в связи с конкретным делом, порой не выявляют их социально-экономические корни. Да и вряд ли целесообразно в каждом случае выяснять, следст-вием каких объективных процессов явились данные пра-вомерные факты. Но эти социально-экономические корни существуют, и они мощно формируют массив фактических обстоятельств, создавая благоприятные условия для по-явления одних юридических фактов и тормозя возникно-вение других. Изучение общесоциальных предпосылок поз-воляет оценить реальность тех или иных норм, институтов, нормативных актов права, фактическую воз-можность использовать закрепленные в них права и га-рантии. Во-вторых, некоторые специальные предпосылки. Это более узкая область общественных отношений, прямо обу-словливающая появление конкретной категории юридичес-ких фактов. Например, факты заключения и расторжения брака связаны со сложившейся в обществе системой семейно-брачных отношений; трудовой договор, стаж и т. п. - порождение системы трудовых отношений. Специ-альные предпосылки представляют уже непосредственный практический интерес для правоприменительных органов, так как позволяют выявить тот социальный контекст, вну-три которого сформировался и существует юридический факт. При производстве дознания, предварительного след-ствия и разбирательстве уголовного дела в суде компе-тентный государственный орган, согласно закону, обязан установить причины и условия, способствовавшие совер-шению преступления, принять меры к их устране-нию. Думается, круг случа-ев, когда на государственные органы и организации воз-лагается обязанность установления причин и условий по-явления факта, должен быть расширен и распространять-ся не только на правонарушения, но и в ряде случаев на правомерные юридические факты (увольнение с работы по собственному желанию, возбуждение ходатайства об усыновлении и др.). В-третьих, некоторые организационно-юридические предпосылки. Если, например, согласие работника на при-нятие полной материальной ответственности за необеспе-чение сохранности имущества и других ценностей, пере-данных ему на хранение или для других целей, не оформ-лено соответствующим письменным договором, то подобный «юридический факт» не имеет правового значения. Следовательно, в число предпосылок, обусловливающих появление юридических фактов, входит деятельность компетентных государственных органов, дол-жностных лиц, административно-технических работников, которая заключается в фиксации, установлении и удостоверении юридических фактов, придании им определен-ном законом формы. Выяснение общих и специальных причин возникнове-ния правомерных юридических фактов предполагает глу-бокий анализ экономических и политических отношении, обобщение статистического материала, проведение в ряде случаев социологических исследовании. Надо полагать, что эта проблема найдет со временем своего исследовате-ля. 3. Трудности в определении юридического факта, уста-новлении его связи с правовыми последствиями во многом проистекают из того, что в правовом регулировании функ-ционируют фактические обстоятельства различного ха-рактера, отношение которых к правовым последствиям неодинаково. В дореволюционной цивилистической лите-ратуре разграничивались основания (юридические факты) и условия юридической сделки. Аналогичное подразде-ление мы находим у А. Манигка: «Состав правовой сдел-ки не охватывает всех имеющих значение предпосылок». В структуре фактических обстоятельств, связанных с наступлением правовых последствий, выделяются три кру-га фактов. Первый круг -- это социально значимые факты, об-разующие в совокупности ту или иную социальную ситуацию. Любой юридический факт, как уже отмечалось, есть лишь часть обширного комплекса социальных усло-вий и предпосылок, связанных с данным правоотношением. Правомерно ли концентрировать все внимание на юридичес-ких фактах и отбрасывать остальные (необходимые и слу-чайные, постоянные и переменные) элементы социальной ситуации? Анализ юридических и неюридических обстоя-тельств в совокупности позволяет выявить действительные рамки социальной ситуации, ее подлинное содержание. Этот анализ подчас обнаруживает такие обстоятельст-ва, которые по тем или иным причинам не попали в число юридически значимых, но имеют принципиальное значение. Второй круг фактов составляют юридические условия-обстоятельства, имеющие юридическое значение для наступления правовых последствий, но связанные с ними не прямо, а через одно или несколько промежуточных звень-ев. Например, для увольнения рабочего или служащего необходимо, помимо прочего, существование трудового правоотношения. Последует ли из этого, что все правообразующие факты трудового правоотношения входят в правопрекращающий фактический состав? Думается, нет. Правопрекращающий состав не может и не должен вбирать в себя всю цепь предшествующих правообразующих и правоизменяющих юридических фактов. Они примыкают к не-му иначе - в качестве юридических условий. Разграничение юридических фактов и юридических ус-ловий имеет существенное практическое значение. Право-применительный орган должен установить все необходимые юридические факты. Что касается юридических условий, то их наличие обычно резюмируется. Иначе правопримени-тельный орган в каждом случае должен был бы устанавли-вать бесконечную цепь юридических фактов, прямо и кос-венно связанных с данным правовым последствием. Существует несколько групп юридических условий. Одна из них - факты, обусловливающие правоспособность и гражданское состояние субъектов права. Сюда следует отнести, в частности, гражданство, пол, возраст, семейное положение, образование. Не являясь элементами конкрет-ных фактических составов, эти юридически значимые об-стоятельства выступают юридическими условиями для крупных массивов правовых связей. В литературе такие факты получили обобщенное наименование элементов гражданского состояния. Другая группа юридических условий - элементы правообразующих, правоизменяющих, правопрекращающих сос-тавов, предшествующих данному. Например, наличие права собственности на вещь служит юридической предпосылкой для распоряжения этой вещью -- вступления в правоотно-шения мены, дарения, купли-продажи и т. д. Юридические основания приобретения права собственности, как правило, не входят в состав новой сделки, а примыкают к нему в качестве юридического условия. Наиболее часто в качестве юридических условий выступают факты-правоотношения, отражающие участие данного субъекта в длящихся правовых связях (особенности фактов-правоотношений будут рассмотрены в гл. II). Юридические условия не следует смешивать с юриди-ческими фактами, по тем или иным соображениям выве-денными за рамки конкретных составов. Иногда такого рода факты тоже называют «условиями», например условия действительности сделки, условия освобождения от ответ-ственности и др. Речь идет, как представляется, о разных явлениях. Чтобы рационально построить нормативный акт, повторяющиеся элементы фактических составов могут быть вынесены в его общую часть, урегулированы специальны-ми нормами. Наиболее часто за рамки составов выносятся их процедурно-процессуальные элементы. Возникает вопрос, существует ли четкая граница меж-ду юридическими условиями и юридическими фактами? Есть несколько разграничительных признаков: как уже отмечалось, юридические факты обусловливают правовые последствия прямо, юридические условия -- кос-венно, через одно или несколько промежуточных звеньев (чаще всего через факт-правоотношение); юридический факт связан с данным конкретным право-отношением; юридическими условиями обычно детермини-руется несколько различных правовых связей; юридические факты, как правило, обстоятельства разо-вого, ситуационного значения; юридические условия, на-против, в большинстве своем факты длительного действия. В правовой литературе гражданство, пол, возраст, сос-тояние здоровья и т. д. часто именуют юридическими фак-тами. Не противоречит ли это предлагаемому разграниче-нию юридических фактов и юридических условий? Думает-ся, противоречия здесь нет. Данные социальные обстоя-тельства обусловливают особый тип правовых связей -- общие (общерегулятивные) правоотношения. Следует подчеркнуть, что отнесение ряда фактических обстоятельств к юридическим условиям не означает их какой-либо дис-кредитации, не делает их «второстепенными» юридически-ми фактами. В одних правоотношениях фактические обсто-ятельства могут быть юридическими фактами, в других, связанных с первыми, - они проявляют себя как юриди-ческие (нормативные) условия. Третий круг фактов -- юридические факты. Они далеко не однородны: различаются по своим функциям, способу закрепления, степени определенности и иным существен-ным признакам. Но все юридические факты -- это непос-редственное основание наступления правовых последствий: возникновения, изменения, прекращения правоотношений, появления некоторых иных правовых последствий. Какие фактические обстоятельства могут иметь юридическое зна-чение, а какие нет? Как из массы важных и второстепен-ных фактов выбрать те, которые наиболее полно обрисовывают регулируемую правом социальную ситуацию? 4. В правовом регулировании юридические факты выс-тупают, как правило, в составе объединений, комплексов фактов. Фактическая предпосылка, состоящая из одного элемента - юридического факта, - сравнительно редкое явление. Представляется необходимым различать две категории фактических комплексов - группу юридических фактов и фактический состав. Группа юридических фактов -- это несколько фактиче-ских обстоятельств, каждое из которых вызывает одно и то же правовое, последствие. Группу юридических фактов можно изобразить схема-тически: 1,2,3 -- юридические факты 4 -- правовое последствие В юридической науке группа юридических фактов не рассматривается как комплексное образование. Ее эле-менты обычно анализируются по отдельности, в качестве изолированных юридических фактов. Думается, это не впол-не верно: элементы группы юридических фактов - не слу-чайный набор социальных фактов, а хотя слабо органи-зованный, но все же комплекс юридических фактов. Како-вы связи, позволяющие считать группу фактов комплексом? Прежде всего, каждый элемент группы влечет одно и то же правовое последствие. В этом состоит основа их юридичес-кого родства, однопорядковости. Их юридическое единство находит и внешнее выражение - все элементы группы зак-реплены обычно в одном нормативном акте, в одной или в нескольких соседствующих юридических нормах. Кроме того, элементы группы близки как социальные обстоятельст-ва. Все они связаны либо с одной, либо с несколькими близкими по содержанию ситуациями, входящими в пред-мет правового регулирования. Именно социальная однотип-ность обстоятельств лежит в основе объединения их в фак-тический комплекс - группу юридических фактов. Группу с известной долей условности можно рассматри-вать как промежуточное образование между фактическим составом и единичным юридическим фактом. Для нее не характерны системная связь и взаимообусловленность всех элементов, свойственные фактическому составу, но все же она представляет собой нечто большее, чем простой пере-чень юридических фактов. Вторая разновидность объединения - фактические (юри-дические) составы. От группы фактический состав отлича-ется тем, что его элементы определенным образом связаны в пространстве и времени, взаимообусловлены. Правовое последствие наступает лишь при наличии всех элементов состава в совокупности. Иными словами, фактический сос-тав - есть система юридических фактов. Реальные фактические предпосылки правоотношений достаточно сложны по структуре. Они, как правило, не ис-черпываются одним типом связи юридических фактов, в большинстве случаев мы видим использование различных типов. Можно привести немало примеров, когда основной «ствол» фактической предпосылки построен по принципу группы юридических фактов, а ее «периферийные звенья»-- фактические составы. Последние в свою очередь могут включать не только отдельные юридические факты, но и группы, другие (подчиненные) фактические составы. Различные типы связей между юридическими факта-ми - отражение сложных взаимозависимостей, свойствен-ных самим общественным отношениям. В философской и юридической литературе отмечается многофакторность, многопричинность общественных отношений. Социальный результат в большинстве случаев есть следствие не одной какой-то причины, а целого комплекса взаимодействующих между собой причин и условий. Законодательство, ес-тественно, не может не учитывать этого обстоятельства. Закрепляя юридические условия, группы юридических фактов, фактические составы, оно улавливает и отражает тем самым различные типы взаимозависимостей между общественными отношениями. 5. В теории и на практике фактические составы неред-ко смешивают со сложными юридическими фактами. Отражение в праве общественных отношений - далеко не простой процесс. Конкретная социальная ситуация зачас-тую представляет собой переплетение элементов объектив-ного и субъективного, закономерного и случайного, матери-ального и идеального. Поэтому в качестве юридических фактов выступают не только простые фрагменты социаль-ной действительности, но и порой довольно сложные ее сре-зы. Сложные юридические факты - такие фактические об-стоятельства, которые имеют несколько различных сто-рон (признаков).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|