реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Юридическая ответственность за налоговые правонарушения

реферат
p align="left">Бесспорно, что все перечисленные выше обстоятельства смягчают ответственность правонарушителя - физического лица. Однако, поскольку многие из них тесно связаны с человеческой личностью, возникает вопрос, можно ли применять эти правила при привлечении к налоговой ответственности организаций.

Следует отметить, что если по отношению к физическим лицам смягчающие ответственность обстоятельства определены, то в отношении юридических лиц в ст.112 НК РФ они четко не обозначены. И, тем не менее, законодатель прямо не указывает, что нормы о смягчающих ответственность обстоятельствах применяются только к физическим лицам.

Практика рассмотрения дел в кассационной инстанции показала, что некоторые суды в качестве смягчающих вину юридического лица обстоятельств называли тяжелое финансовое положение, а также продажу ими продукции государственным предприятиям в кредит. Но, тем не менее, не все обстоятельства, связанные с деятельностью юридического лица можно отнести к смягчающим. Ими можно признать только те, что существовали на момент совершения налогового правонарушения и под воздействием которых оно было совершено.

Законодатель прямо не указывает, что нормы о смягчающих ответственность обстоятельствах применяются только к физическим лицам. Следовательно, допускается, что такие обстоятельства могут обнаружиться и при привлечении к ответственности юридического лица

Вина организации в налоговом правонарушении ставится в зависимость от вины физических лиц - должностных лиц этой организации, чьи действия или бездействие непосредственно обусловили совершение данного правонарушения.

ГЛАВА 2. Отдельные виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

2.1 Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

Если в Налоговом кодексе РФ в статье 116 говорится, что общим положением для применения налоговых санкций, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, является невыполнение налогоплательщиками, либо участниками налоговых правонарушений своих обязанностей. В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан встать на учет в налоговом органе в сроки, установленные ст. 83 НК РФ. Ответственность налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей) за нарушение сроков подачи заявлений о постановке на учет в налоговом органе предусмотрена ст. 116 НК РФ. Форма вины роли не играет, нарушение может быть совершено как в форме умысла, так и по неосторожности. Само деяние представляет собой бездействие, которое выражается в неподаче заявления о постановке на учет в налоговом органе в срок, установленный законом. Правонарушение считается оконченным с момента истечения срока подачи заявления.

Налогоплательщик должен нести ответственность за факт непостановки на налоговый учет вне зависимости от того, повлекло ли это обстоятельство негативные последствия для бюджета или нет. В то же время законодатель установил сроки и порядок, в соответствии с которым налогоплательщик обязан встать на учет не только по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя, но и по месту нахождения всех обособленных подразделений организации и имущества, подлежащего налогообложению.

Размер штрафа за правонарушение, предусмотренное ст. 116 НК РФ, зависит от срока неисполнения налогоплательщиком обязанности по постановке на учет. За уклонение от постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя (т.е. осуществление ими деятельности без постановки на учет в налоговом органе более 90 дней со дня истечения установленного ст. 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе) к хозяйствующим субъектам согласно ст. 117 НК РФ применяются налоговые санкции в виде штрафа.

Термин "уклонение" подразумевает наличие умысла в действиях налогоплательщика. Законодатель установил срок постановки на учет, и если организация или индивидуальный предприниматель по истечении этого срока не встали на учет, то норма ст. 117 НК РФ квалифицирует эти действия как правонарушение. В то же время установленный срок не имеет прямого отношения к форме вины. Как и в ст. 116 НК РФ, размер штрафа зависит от срока уклонения от постановки на учет.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных в п. 1 и п.2 комментируемой статьи, выражается в неподаче (бездействии) лицом в срок, установленный ст.83 Кодекса, заявления о постановке на учет. Различие между двумя составами заключается лишь в продолжительности бездействия. Продолжительность неподачи для правонарушения, определенного п.1 ст.116 Кодекса, не превышает 90 дней, продолжительность неподачи для правонарушения, предусмотренного п.2 этой же статьи, превышает 90 дней. Для признания правонарушения совершенным не играет роли, возникли ли вследствие его неблагоприятные последствия (формальный состав) в виде невозможности осуществления налогового контроля или налоговые органы все-таки могли учесть налогоплательщика и реализовать налоговый контроль в иных формах.

При привлечении к ответственности не имеет значения, осуществляло ли лицо хозяйственную деятельность, были ли у него объекты налогообложения и т.д., то есть, ответственность наступает за допущенное организацией или индивидуальным предпринимателем нарушение срока подачи заявления независимо от последствий.

Согласно ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности, которых находятся подлежащие налогообложению недвижимое имущество или транспортные средства, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе, как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

Если налогоплательщик уже состоит на учете в налоговом органе, последний не вправе требовать от налогоплательщика подачи заявления о постановке на учет при возникновении новых обстоятельств, указанных в ст. 83 Кодекса (создание обособленного подразделения, приобретение недвижимости или регистрация транспортного средства на подведомственной данному налоговому органу территории).

Субъектами данного правонарушения могут быть организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые налогоплательщиками в соответствии со статьями 11 и 19 НК РФ.

В связи с вступлением в силу Федерального Закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», привлечение к ответственности организаций налогоплательщиков по ст. 116 и ст. 117 за нарушение срока постановки на учет по месту нахождения организации потеряло смысл, поскольку организации подают заявление о постановке на учет в налоговом органе одновременно с заявлением о регистрации.

Необходимо отметить важный момент: необходимым условием привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 116 НК РФ является нарушение им срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, установленный исключительно по ст. 83 НК РФ.

Так, арбитражный суд отказал налоговому органу в иске к организации о привлечении к ответственности по ст. 116 НК РФ за нарушение 10-дневного срока подачи заявления в налоговый орган по новому месту нахождения организации при его смене в соответствии с п.4 ст.84 НК РФ. Ответственность по ст. 116 НК РФ наступает лишь за нарушение сроков, установленных ст.83, а не сроков установленных п.4 ст.84 НК РФ.

Налоговый Кодекс, до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 09.07.1999г., возлагал обязанность по постановке на учет организаций, изменивших место нахождения в случае смены налогового органа на налоговый орган, в котором организация состояла на учете. В новой редакции НК РФ эта обязанность исключена и возлагается на налогоплательщика. В данном случае в соответствии с п.4 ст.83 Кодекса налогоплательщик должен подать заявление о постановке на учет в налоговый орган по новому месту нахождения в течение 10 дней с момента регистрации изменений. Как уже было сказано ранее ответственность по данной статье не предусмотрена, что позволяет организациям сниматься с учета и уклоняться от постановки на учет в новом налоговом органе.

На практике очень сложно определить момент создания, поскольку документы о создании и начало деятельности не совпадают, а иногда просто отсутствуют в отличие от организации.

Согласно п.7 ст. 83 НК РФ налоговый учет по месту жительства физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, производится на основании информации, предоставляемой соответствующими органами, в частности, органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц.

Таким образом, законом не предусмотрена обязанность физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, подавать в налоговый орган заявление о постановке на налоговый учет по месту жительства. Естественно, что лицо не может быть привлечено к ответственности за нарушение обязанности, которая у него отсутствует. Поэтому физические лица, не относящиеся к индивидуальным предпринимателям, не являются субъектами правонарушения, предусмотренного ст.116 НК РФ.

Кроме того, в соответствии с п.5 ст.83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах физического лица (как признаваемого индивидуальным предпринимателем, так и не являющегося таковым) по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, подлежащего налогообложению, производится на основании информации, представляемой органами, осуществляющими учет и (или) регистрацию такого недвижимого имущества.

Следовательно, индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к ответственности по ст. 116 НК РФ только по одному основанию - нарушение сроков для подачи заявления о постановке на налоговый учет по месту жительства.

Субъективная сторона данного правонарушения может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Однако умышленная форма вины в данном составе правонарушения не является отягчающим обстоятельством и не влияет на размер ответственности.

В качестве субъектов в ст. 116 НК РФ определены налогоплательщики. Однако, поскольку в ст.83 НК РФ обязанность подавать заявления о постановке на учет предусмотрена в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, ответственность по ст. 116 НК РФ применяется к организациям и индивидуальным предпринимателям.

То в статье 15.3 Кодекса об Административных правонарушениях (далее КоАП) говорится, что:

1. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

2. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Примечание. Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в настоящей статье, статьях 15.4 - 15.9, 15.11 настоящего Кодекса, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 настоящего Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

1. Согласно ст. 30 НК налоговыми органами в Российской Федерации являются Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения. В случаях, предусмотренных НК, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со ст. 144 БК государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения РФ.

2. Согласно ст. 83 НК налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Заявление о постановке на учет организации или физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган соответственно по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации. При осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации.

Непредставление налогоплательщиком заявления о постановке на учет в налоговом органе в указанные сроки либо их просрочка квалифицируются по ч. 1 комментируемой статьи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.