p align="left">Назначение законов, предусматривающих ответственность за отмывание денег, германские специалисты Харальд-Ханс Кернер и Эберхард Дах сформулировали так: эти законы "призваны не допустить утаивания или сокрытия истинной природы, происхождения, состояния, местонахождения или движения имущественных объектов или прав, а также их обладателей и распорядителей; не допустить запуска незаконных, полученных преступным путем прибылей в легальный финансовый оборот, _________________________________________________________________________________________________________ 1 Панов В.П. Международное уголовное право М, 1997.С.20 2 Тосунян Г.А. Банковский бизнес в России: криминологические и уголовно-правовые проблемы. М.,1994.с.23 то есть воспрепятствовать подрыву экономической системы организованной преступностью, для чего требуется изоляция и самого лица, совершившего уголовно наказуемое деяние, и его "грязных денег". "Грязные деньги" должны быть лишены возможности поступить в обращение с тем, чтобы преступления утратили для преступников всякий смысл"1. __________________________________________________________________________________________________________ 1 Кернер Х.Х., Дах Э. Отмывание денег. Путеводитель по действующему законодательству и юридической практике. М.,1997.с.10 1.2. Венская и Страсбургская конвенции Среди международных документов в области борьбы с от-мыванием денег, в первую очередь, следует назвать Конвенцию Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, заключенную в Вене в декабре 1988 г. (Венская конвенция), ратифицированную более чем ста странами1. Наряду с требованием от государств - участников предусмотреть в национальных законодательствах ответственность за преступления, связанные с производством, распределением, продажей наркотиков, орга-низацией, управлением или финансированием незаконных операций с наркотиками. Конвенция потребовала определить как преступление отмывание связанных с наркотиками денег. Статус уголовно наказуемых должны были получить следующие действия: конверсия или передача собственности, если известно, что эта собственность получена от совершения преступления или преступлений, указанных в Конвенции, или от участия в подобном преступлении или преступлениях, с целью сокрытия или маскировки незаконного источника происхождения собственности или содействия лицу, вовлеченному в совершение подоб-ного преступления или преступлений, чтобы оно могло избежать юридических последствий своих действий; сокрытие или маскировка истинной природы, источника, местонахождения, движения собственности или прав на собственность, если известно, что данная собственность получена в результате совершения преступления или преступлений, указанных в Конвенции, или от участия в подобном преступлении или преступлениях. В Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, принятой в Страсбурге 8 ноября 1990 г., отмечается, что лишение преступника доходов, добытых преступным путем, является одним из эффективных и современных методов борьбы против опасных форм преступности. Государства, подписавшие данную Конвенцию, взяли обяза-тельство квалифицировать как уголовное правонарушение следующие виды умышленных действий: 1) конверсию или передачу материальных ценностей, о которых тот, кто этим занимается, знает, что эти материальные ценности составляют доход от преступления, с целью скрыть незаконное происхождение таких материальных ценностей или помочь любому лицу, замешанному в совершении основного правонарушения, избежать юридических последствий этих деяний; 2) утаивание или искажение природы, происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности материальных ценностей или соотносимых с ними прав, когда нарушителю известно, что эти ценности представляют собой полученное преступным путем; 3) приобретение, владение или использование материальных ценностей, о которых тот, кто их приобретает, или владеет, или пользуется, знает в момент их получения, что они являются доходами, добытыми преступным путем; 4) участие в одном из названных выше правонарушений или в любой ассоциации, союзе, покушении или соучастии путем оказания содействия, помощи или совета с целью его совершения. Таким образом, Страстбургская конвенция, в отличие от Венской конвенции, говорит об отмывании денег, полученных не только от наркобизнеса, но и любым преступным путем. ______________________________________________________________________________________________ 1 Доходы от незаконного оборота наркотиков только в Западной Европе превышают 200 млдр. долларов в год. См.: Тосунян Г.А. Банковский бизнес в России: криминологические и уголовно-правовые проблемы М., 1994. с.5. 1.3. «Большая семерка»: Financial Action Task Force On Money Laundering (FATF) Еще раньше, в июле 1989 г., на встрече глав государств и правительств семи ведущих индустриальных держав ("Большой семерки") была создана Группа финансовых действий против отмывания денег (Рташла! Асйоп Тазк Рогсе оп Мопеу Ьаипёегт^ -- РАТР). РАТР является межправительственной организацией, занимающейся разработкой и распространением стратегии по борьбе с отмыванием денег с целью не допустить использование подобных доходов в преступной деятельности и защитить в рамках закона экономическую деятельность от "грязных денег. При этом под отмыванием денег понимается обработка полученных преступным путем доходов с целью замаскировать их незаконное происхождение. В 1990 г. РАТР разработала сорок рекомендаций по действиям против отмывания денег, а в 1996 г. внесла в этот документ коррективы1. В частности, в рекомендациях указано, что каждая страна должна предпринять необходимые меры, в том числе на законодательном уровне, чтобы определить отмывание денег как уголовное преступление в соответствии с Венской конвенцией 1988 г.; каждая страна должна распространить действие преступления по отмыванию денег, полученных от торговли наркотиками, на преступления, связанные с серьезными право-нарушениями; каждая страна сама определяет, какие тяжкие преступления должны быть установлены как обоснование преступления по отмыванию денег; уголовную ответственность должны нести не только служащие, но по возможности и сами корпорации; законы финансовых институтов о тайне должны разрабатываться так, чтобы не препятствовать действиям против отмывания денег; финансовые учреждения должны обращать особое внимание на все запутанные операции на большие суммы и все необычные схемы операций, не имеющие очевидной экономической цели или очевидного законного характера; в случае, когда финансовые учреждения подозревают о преступном характере происхождения средств, они обязаны своевременно сообщить о своих подозрениях компетентным органам. 1.4. ООН: Типовой закон об отмывании денег, полученных от наркотиков Еще одним важным документом международного характера является разработанный Организацией Объединенных Наций в ноябре 1993 г. Типовой закон об отмывании денег, полученных от наркотиков1. Типовой закон, основываясь на новейшем законодательстве различных стран, содержит рекомендации по предотвращению отмывания денег, выявлению подобных действий и установлению за них санкций. Как и в Венской конвенции 1988 г., в Типовом законе даются формулировки двух основных составов правонарушений, связанных с отбыванием денег, полученных от незаконного оборота наркотиков (ст. 20). Наказываются: 1)лица, которые (вариант: умышленно) кон-вертируют или переводят средства или собственность, полученные, прямо или косвенно, от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, с целью сокрытия или утаивания незаконного источника этой собственности или средств, либо оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении одного из правонарушений, с тем, чтобы оно могло уклониться от юридической ответственности за свои деяния; 2) лица, которые (вариант: умышленно) оказывают содействие сокрытию или утаиванию характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения или подлинных прав в отношении средств, собственности или связанных с ними прав, полученных, прямо или косвенно, от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров. Кроме того, в Типовом законе говорится об ответственности за покушение на эти правонарушения, причастность или сговор с целью совершении правонарушений, а также за пособничество. В Типовом законе рекомендуется считать уголовными пра-вонарушениями различные действия работников кредитно-финансовых учреждений, лиц, профессионально занимающихся операциями по обмену наличной валюты, и иных лиц, нарушающих установленный порядок совершения финансовых операций и другие требования, установленные в целях предупреждения и выявления отмывания "грязных" денег. Уголовными правонарушениями, хотя и менее опасными, считаются действия лиц, которые осуществили или приняли платеж наличными в сумме, превышающей установленный предел; нарушили обязанность представлять заявление о международном переводе денежных средств, ценных бумаг или ценностей, относительно которых предусмотрено представление заявлений; а также действия руководителей и служащих компаний, производящих обмен наличной валюты, игорных домов и кредитно - финансовых учреждений, нарушивших положения Типового закона. Международная конференция ООН по предупреждению отмывания денег и использования доходов от преступной деятельности и борьбе с ними (Курмайор, Италия, июнь 1992 г.) определила семь областей в качестве первоочередных для осуществления эффективной стратегии по борьбе с отмыванием денег1: 1. Криминализация отмывания доходов от незаконного оборота наркотиков и другой преступной деятельности. 2. Снижение банковской секретности. 3. Ликвидация анонимных предъявительских счетов, идентификация действительной стороны, интересы которой пред-ставляет доверенное лицо, и др. (правило "знай своего клиента"). 4. Идентификация и информирование о подозрительных операциях. 5. Совершенствование регулирования деятельности организаций и лиц, занимающихся финансовыми операциями. 6. Конфискация доходов от преступной деятельности. 7. Развитие действенных механизмов международного сотрудничества. В самом общем виде "отмывание грязных денег" можно оп-ределить как "перевод незаконно полученных наличных денег в другой актив, сокрытие истинного источника или собственности, от которых незаконным образом получены деньги, и создание характера законности для источника и собственности 2. Криминологическая характеристика легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, добытых незаконным путем 2.1. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества добытого незаконным путем как угроза экономической стабильности государства Для однозначного понимания сущности процесса легализации и его общественной опасности необходимо раскрыть понятие отмывания «грязных» денег, сформировавшееся в международной практике, в российском законодательстве и в российской теории уголовного права. Только всеобъемлющее и глубокое изучение данного процесса позволит в полной мере определить степень общественной опасности этого противоправного деяния. Сам термин «отмывание» появился в 20-х гг. XX века в Чикаго, где главари преступных формирований «смешивали» криминальные доходы с доходами, получаемыми ими от специально созданной сети прачечных, и декларировали как легальные1. Позже интерес к легализации возник в связи с нарастающим распространением преступными группировками наркотических средств, получением огромных доходов от этой деятельности и дальнейшим вложением полученных средств как в расширение преступной деятельности, так и в легальные сферы экономики. Осуществляя свою противоправную деятельность преступные организации имели и имеют основной целью получение сверхдоходов. Хотя значительная часть этих доходов поступает от незаконной торговли наркотиками, на другие формы организованной преступности, возможно, приходиться гораздо большая доля всех незаконных доходов, которые попадают в мировую финансовую систему. __________________________________________________________________________________________________________ 1 Расследование преступлений в сфере экономики: Руководство для следователей.- М.: Издательство «Спарк», 1999. С. 159 Для преступных групп проблема заключается в том, чтобы денежные средства полученные преступным путем, каким-то образом легализовать («отмыть») . Ответом на подобную деятельность организованной преступности стала разработка и принятие ряда международно-правовых актов по борьбе с легализацией. Так в 1988 году появилась Конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ», которую СССР ратифицировал 09.10.1990 года. Статья 3 этой Конвенции потребовала от каждого государства-участника определить как преступление отмывание полученных от незаконного оборота наркотиков денег, понимая под этим следующие деяния:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|