p align="left">Если пенсионер в сроки, уста-новленные для назначения трудовых пенсий по Закону от 17.12.2001 г., не изъявит желание воспользоваться правом выбора ва-рианта определения расчетного пенсионного капитала и не пред-ставит необходимые документы, величина этого капитала определя-ется в соответствии с абзацем пер-вым п.6 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях. В соответствии с ним расчетный пенсионный капитал (ПК) по со-стоянию на 01.01.2002 г. пенсионе-ру определяется исходя из суммы одной установленной ему пенсии (П) с учетом повышений и компен-сационной выплаты в связи с рос-том стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициен-та, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных ижди-венцев. Учитывая, что указанная сумма установленной пенсии П пенсионе-ру принимается в качестве расчет-ного размера трудовой пенсии РП, который в соответствии с последним абзацем пункта 2 статьи 30 За-кона о трудовых пенсиях не может быть менее 660 руб., то и названная сум-ма при необходимости подлежит увеличению до этой минимальной величины. В частности, суммы пенсий по старости и по инвалидности при не-полном общем трудовом стаже, ко-торые были исчислены без ИКП и составляли менее 660 руб. (с учетом компенсационной выплаты, а также с применением районного коэффи-циента и повышений), увеличива-ются до 660 руб. в целях конверта-ции. В отношении граждан, имевших право на получение двух пенсий по статье 5 Закона от 20.11.1990 г., в целях конвертации выбирается сум-ма одной из этих пенсий, т.к. им в соответствии с Федеральным зако-ном - от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обес-печении в Российской Федерации» в обязательном порядке должна быть установлена вторая (государст-венная) пенсия. Общий порядок пересчета пенсии и определения расчетного пенсионного капитала пенсионера показан в табл.2.4.(Приложение 3). Если признание лица инвалидом или смерть кормильца имели место до 01.01.2002 г., а обращение за соот-ветствующей трудовой пенсией по-следовало после 01.01.2002 г.. но не позднее, чем через 12 месяцев, то полагающаяся сумма пенсии П на 31.12.2001г. определяется по нормам Закона от 20.11.1990 г. Затее, исходя из этой суммы пенсии определяется величина расчетного пенсионною капитала по формулам (2) и (З). При этом следует учитывать, что получатель пенсии по инвалидности вправе в такой ситуации выбрать вариант конвертации своих пенси-онных прав исходя из расчетного размера пенсии (вместо пенсии, установленной по состоянию на 31.12.2001 г.). У получателя пенсии по случаю потери кормильца отсутствует право на подобный выбор. Поэтому конвертация производится только исхо-дя из пенсии, установленной на 31.12.2001 г. Вместе с тем, член семьи умершего кормильца вправе отказаться от назначения пенсии с более ран-него срока с тем, чтобы воспользо-ваться правом на определение рас-четного размера пенсии в соответст-вии с пунктом 7 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях. Если обращение за трудовой пен-сией по инвалидности или по случаю потери кормильца в указанном выше случае последовало по истечении 12 месяцев со дня признания лица ин-валидом или смерти кормильца, то соответствующая пенсия назначается со дня обращения за трудовой пенси-ей. При этом оснований для опреде-ления расчетного пенсионного капи-тала из суммы установленной по со-стоянию на 01.01.2002 г. пенсии не имеется. Этот капитал определяется только исходя из расчетного размера пенсии. В этом случае для инвалидов К должно определяться на момент об-ращения за пенсией, т.е. на момент ее назначения по нормам Закона о трудовых пенсиях. Учитываемые повышения В сумме пенсии, исходя из кото-рой определяется расчетный пенсионный капитал пенсионеру, учиты-ваются следующие, установленные согласно соответствующим пунктам статьи 110 Закона от 20.11.1990 г., повышения: а) на 185 руб. 32 коп.: · участникам Великой Отечест-венной войны (пункт «г»); · гражданам -- бывшим несовер-шеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительно-го содержания, созданных фашиста-ми и их союзниками в период вто-рой мировой войны (пункт «д»); · гражданам, награжденным зна-ком «Жителю блокадного Ленин-града» (пункт «з»); · инвалидам с детства вследст-вие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями (пункт «к»); б) на 92 руб. 66 коп.: · гражданам, не менее шести ме-сяцев находившимся на военной службе в период с 22 июня 1941 го-да по 3 сентября 1945 года (пункт «е»); · гражданам, проработавшим не менее шести месяцев в годы Вели-кой Отечественной войны (с 22 июня 1941г. по 9 мая 1945г.), исключая время работы в районах, временно оккупированных неприятелем, или награжденным орденами и медалями СССР за са-моотверженный труд и безупреч-ную воинскую службу в тылу в го-ды Великой Отечественной войны (пункт «ж»); · гражданам, необоснованно ре-прессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилити-рованным (пункт «и») Кроме того, могут быть учтены: · установленные Героям Совет-ского Союза, Героям Российской Федерации и гражданам, награжден-ным орденом Славы трех степеней повышения размера пенсии на 100 процентов, но не менее чем на 370 руб. 64 коп., Героям Социалистиче-ского Труда -- на 50 процентов, но не менее чем на 185 руб. 32 коп., -- соответственно каждому полученно-му званию (пункт «а» статьи ПО За-кона от 20.11.1990 г. в редакции Федерального закона от 13.07.2001 г. № 100-ФЗ ,вступившей в силу с в соответствии с Феде-ральным законом от 15.12.2001 г. № 168-ФЗ); · установленное чемпионам Олимпийских игр повышение раз-мера пенсии на 50 процентов, но не менее чем на 185 руб. 32 коп. (пункт «б» статьи 110 Закона от 20.11.1990г.); · установленное гражданам, на-гражденным орденом Трудовой Славы трех степеней или орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней, повы-шение размера пенсии на 15 процентов (пункт «в» статьи 110 Закона от 20.11.1990 г.). Учет компенсационной выплаты и районного коэффициента Если пенсия исчислена без при-менения ИКП, то в сумме пенсии, исходя из которой определяется расчетный пенсионный капитал пенсионера, учитывается компенсационная выплата, установленная получателю соответствующей пен-сии, в полном размере. Получателю двух пенсий учитывается одна ком-пенсационная выплата -- та, кото-рая была рассчитана исходя из сум-мы пенсии, принимаемой в качест-ве расчетного размера пенсии. Также учитывается установлен-ное в соответствии со статьей 112 Закона от 20.11.1990 г. повышение минимальных и максимальных размеров трудовых пенсий, исчис-ленных без ИКП с применением районного коэффициента к зара-ботной плате рабочих и служащих, установленного решениями орга-нов государственной власти СССР или федеральных органов государ-ственной власти. Если установле-ны разные районные коэффициен-ты к заработной плате, учитывает-ся коэффициент для рабочих и служащих непроизводственных от-раслей. Сохраняется также установлен-ное повышение минимальных и максимальных размеров трудовых пенсий, назначенных в соответст-вии со статьей 14 Закона от 20.11.1990 г. в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при выезде пенсионера из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства (независимо от даты выезда) с учетом соответствующего районного коэффициента Предельный размер районного ко-эффициента, с учетом которого при выезде определяется максимальный размер указанной пенсии, составля-ет 1,5. Для пенсий, исчисленных с при-менением ИКП, лицам, проживаю-щим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к райо-нам Крайнего Севера (а также вы-ехавшим после 01.08.2001г. и имеющим право на пенсию в соответст-вии со статьей 14 Закона от 20.11.1990г.) учитывается отноше-ние среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной зара-ботной плате в стране в повышен-ных в зависимости от районного ко-эффициента пределах (не свыше 1,4; 1,7 или 1.9), согласно статье 7 Закона от 20.11.1990 г. в редакции Федерального закона от 08.08.2001 г. № 122-ФЗ, который вступил в си-лу с 01.08.2001 г. Сумма установлен-ной и исчисленной в этом порядке пенсии также может использоваться при определении расчетного пенси-онного капитала пенсионера. Учитываемый общий трудовой стаж В соответствии с п.4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях. под общим трудо-вым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 г, учитываемая в календар-ном порядке. В нее включаются те же пе-риоды работы и деятельности, которые учитывались при назначении пенсий с применением ИКП (см. таблицу 2.6.)(Приложение 5). При этом в соответствии с п. 9 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях приме-няется порядок исчисления и подтверж-дения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в не-обходимых случаях - заработка застра-хованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государст-венных пенсий и действовал до 01.01.2002г. См. «Пенсия»,2001,№8(59), с.24-27 Учитываемые виды стажа и порядок их подтверждения приведены в таблице (Приложение 5). Включаются в общий трудовой стаж в целях конвертации приобретенных пенсионных прав в капитал следующие периоды: * обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической интернатуре; * пребывание граждан, проживавших в районах, временно оккупированных не-приятелем в период Великой Отечест-венной войны, в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территории государств, находившихся в состоянии войны с СССР; * нахождение в фашистских концла-герях в период Великой Отечественной войны; * проживание в г. Ленинграде в пери-од его блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.); * уход за инвалидом I группы, ребен-ком-инвалидом в возрасте до 16 лет, пре-старелым, нуждающийся в постоянном уходе по заключению лечебного учреж-дения; * уход неработающей матери за каж-дым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения; * уход родителей и иных законных представителей за ВИЧ-инфицирован-ными несовершеннолетними детьми; * проживание жен (мужей) военно-служащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудоуст-роиться по специальности в связи с от-сутствием возможности трудоустройства. Воронин Ю.В. Афанасьев С.А. Конвертация из суммы пенсии: практический комментарий к п.6 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»//Социальное обеспечение.-2002.-№3.-с.42-47 III.Проблемы и перспективы пенсионного законодательства Российской Федерации С 1 января 2003 года вступили в действие за-коны, в корне меняющие существовавшую систему пенсионного обеспечения Российской Федерации, практически полностью перестраиваю-щие правовое регулирование в данной сфере. Это в первую очередь законы «О трудовых пен-сиях в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федера-ции» и «О государственном пенсионном обеспече-нии в Российской Федерации», принятые Государ-ственной Думой и Советом Федерации, а также принятые в первом чтении законопроекты «Об уп-равлении средствами государственного пенсионно-го обеспечения (страхования) Российской Федера-ции» и «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс и в некоторые законодательные акты о налогах и сборах». Таким образом, при разработке законов, регу-лирующих отношения в сфере пенсионного обеспе-чения, необходим комплексный подход, анализ смежных отраслей законодательства и их взаимо-связей. Внесенные в Государственную Думу Президен-том Российской Федерации проекты законов по пенсионной реформе содержали такое количество недостатков, что после первого чтения в профиль-ный комитет Думы поступило более 600 поправок. Депутатам Думы удалось прийти к согласию по ряду поправок и добиться того, чтобы часть из них была принята, но значительное коли-чество, к сожалению, было отклонено. На сегодняшний день главным недостатком принятых законов, на мой взгляд, является наруше-ние положений п.2 ст.55 Конституции Российской Федерации, запрещающих издавать законы, отменя-ющие или умаляющие права человека и гражданина. В чем это проявляется? Прежде всего в самом понятии трудовой пен-сии, которая определяется как выплата в целях ком-пенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица пе-ред установлением им трудовой пенсии. Данное определение в корне меняет концепцию права на пенсию, существующую в настоящее время. Дей-ствующее до настоящего года законодательство, а именно Закон «О государственных пенсиях», связы-вало право на получение пенсии с наступлением определенного возраста, наступлением инвалидно-сти и потерей кормильца. Таким образом, закреп-ленное в законе понятие трудовой пенсии как возмещение утраченного заработка или иного дохода является существенным нарушением прав граждан, достигших пенсионного возраста, но продолжаю-щих работать, т.е. не утративших свой заработок. Подобная формулировка позволяет органу, осуще-ствляющему назначение пенсии, по этому основа-нию отказать гражданину в его праве на трудовую пенсию. Разработчики законов -- Правительство и Пенсионный фонд -- неоднократно в устной форме заверяли, что этого не произойдет, и хотелось бы в это верить, однако, на мой взгляд, такая дискрими-национная неопределенность в законной формули-ровке основных понятий недопустима. В ст. 18 ч.4 Закона «О трудовых пенсиях» содержится норма, закрепляющая право на пенсию работающих пен-сионеров без каких-либо ограничений, но не так четко, как в Законе «О государственных пенсиях».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|