p align="left">Вместе с тем, несмотря на выраженные признаки пенси-онного страхования, закон фак-тически ограничивал макси-мальный размер пенсии вве-дением предельного отноше-ния среднемесячного заработ-ка будущего пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, тем самым снижая мотивационный эффект отражения высоких заработ-ков, не учитываемых (в силу ограничений по ИКП) при назначении пенсии. Таким образом, начиная с 1998 года в единой пенсион-ной системе страны, стали применяться два самостоя-тельных порядка исчисления пенсии - с использованием ИКП и непосредственно из заработка. Возникла ситуация, при которой исчисление пен-сий производилось парал-лельно по "старому" и "новому" механизмам расчетов, что приводило к разбалансировке самой пенсионной систе-мы и ее финансового обес-печения в целом. По расчетам специалистов в дальнейшем с ростом заработной платы дифференциа-ция пенсий должна была зна-чительно снизиться. Так, по про-гнозу, отношение распределе-ния численности пенсионеров по максимальному размеру получаемой пенсии с приме-нением ИКП за 10 лет (2001-2010 гг.) возрастает с 53 до 97%, т.е. максимальная пенсия фактически со временем пре-вращается для большинства пенсионеров в единую "плос-кую" пенсию. Кроме того, по-степенно ухудшающаяся де-мографическая ситуация в стране обостряет проблемы пенсионного обеспечения на перспективу. В настоящее время число лиц, состоящих на учете в органах социальной защиты населения и Пенси-онного фонда России, состав-ляет 38,5 млн. человек, или 26,5% от общей численности населения. За последние восемь лет число пенсионеров увеличи-лось почти на 9%, в том числе получающих пенсии за выслу-гу лет - в 7 раз, социальные пенсии - в 2 раза и по инва-лидности вследствие общего заболевания - почти на 50 процентов. С 1998 года впер-вые в демографическом раз-витии России число людей пенсионного возраста начина-ет превышать численность де-тей и подростков в возрасте до 16 лет. В последующие 15 лет этот перевес увеличится в 1,7 раза. В 1992 году на 1000 че-ловек трудоспособного возра-ста приходилось 343 пенсио-нера, в 2000 году - 350. Чис-ло пенсионеров растет, а чис-ленность занятых в обществен-ном производстве снижается, что приводит к увеличению нагрузки на них по покрытию расходов на пенсионное обес-печение. После 2007 года про-цесс старения населения ус-корится и может возникнуть дефицит средств пенсионной системы. Подобные выводы основываются на данных дол-госрочного социально-эконо-мического и демографическо-го прогноза развития страны. Так, к 2016 году количество людей пенсионного возраста на 1000 человек населения трудоспособного возраста уве-личится до 428 человек. Высокий удельный вес пен-сионеров связан с относитель-но ранним выходом на пенсию по сравнению с общеустанов-ленным на 1,5-2 года и уве-личением контингента выходя-щих на пенсию по льготным основаниям. Так, за период с 1992 по 1999 год при общем росте числа пенсионеров по старо-сти на 1,9% численность пен-сионеров по старости, вышед-ших на льготную пенсию, увеличилась на 24% и соста-вила 22,1% от общего числа пенсионеров (против 19,4% в 1992 г.). Период уплаты обязатель-ных платежей на пенсионное обеспечение страхователем за своих работников, подпада-ющих под действие пенсион-ных льгот в связи с особыми условиями труда, как правило, короче, а предполагаемый пе-риод получения пенсий оказы-вается более длительным. Та-ким образом, лица, работающие в особых условиях труда, уплачивают значительно мень-шую сумму страховых взносов на каждый рубль получаемой пенсии, чем работники, не пользующиеся правом досроч-ного выхода на пенсию. Фак-тически оплота этой льготы возлагается на все работаю-щее население, что в услови-ях рыночной экономики пред-ставляется неоправданным и несправедливым. Экономическим результа-том этой тенденции является сокращение финансовой базы поступления доходов пенсион-ной системы при одновременном увеличении расходов на выплату пенсий. Действовавшая на протя-жении нескольких десятилетий пенсионная система являлась обременительной для общества и не во всем социально справедливой. Она предусматривала ог-ромное количество льгот для отдельных категорий работни-ков, неадекватных их вкладу в формирование доходов ПФР и в то же время отвлекающих значительные финансовые ресурсы. Наряду с этим она не отражала в полной мере трудовой вклад большинства работающих в формирование своего будущего пенсионного содержания и никак его не сти-мулировала. С принятием федеральных законов об обязательном пен-сионном страховании и о внесении дополнений и изме-нений в Налоговый кодекс из-менился и сам механизм фи-нансирования пенсионной системы. Введенный с 1 ян-варя 2001 года единый соци-альный налог и зачисляемый в государственные соци-альные внебюджетные фонды был рассчитан исключитель-но на распределительную со-лидарную пенсионную систе-му. Это связано с тем, что в соответствии с российским законодательством налогом является обязательный инди-видуально безвозмездный платеж. Применительно к пен-сионной системе это означа-ет, что работник, за которого работодатель уплатил единый социальный налог, по выходе на пенсию будет получать некую обезличенную сумму пенсии, размер которой фак-тически никак не будет зави-сеть от суммы взносов, упла-ченных за него в пенсионную систему. Вместе с тем введение накопительной части трудовой пенсии по старости потребо-вало установления такой мо-дели пенсионных прав граж-дан, при которой учитываются денежные средства, уплачен-ные за конкретное застрахо-ванное лицо и предназначен-ные на выплату пенсий конк-ретному человеку. В этих ус-ловиях фактически единствен-ным вариантом придания пла-тежам на обязательное пен-сионное страхование статуса индивидуально возмездных применительно к конкретному застрахованному лицу остал-ся вариант с обособлением страховых взносов на пенси-онное страхование в рамках Налогового кодекса Российс-кой Федерации. Принята и уже действует схема, по которой сумма еди-ного социального налога в ча-сти, касающейся зачисления в ПФР, разделяется на единый социальный налог, зачисляе-мый в федеральный бюджет на базовую часть трудовой пенсии, и на страховые взно-сы, зачисляемые в бюджет ПФР для финансирования страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Ина-че говоря, сумма налога, под-лежащая уплате в федераль-ный бюджет, уменьшается на-логоплательщиками на сумму начисленных ими за этот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Законами предусмотрено, что обязательные платежи уп-лачиваются только налогопла-тельщиками (страхователями) за своих работников (застрахо-ванных). При этом совокупная налоговая нагрузка на фонд оплаты труда не увеличивает-ся и остается на уровне пре-жней (28% от заработка ра-ботника для основной массы плательщиков). Для страховой и накопи-тельной частей трудовой пенсии помимо регрессивной шка-лы базы для начисления стра-ховых взносов на каждого от-дельного работника вводится дифференцированная шкала тарифов, зависящих от возра-ста застрахованного лица. Изменение ежегодного процентного отношения, прихо-дящегося на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии показано в таб-лице 1.1.(Приложение 1) Куртин А.В. Некоторые аспекты реформирования пенсионной системы российской Федерации//Трудовое право.-2002.-№4.-с.40-47. Страховые взносы, направ-ляемые на накопительную часть трудовой пенсии, не мо-гут быть израсходованы на выплату пенсий по текущим обязательствам, а предназна-чены на выплату пенсии конк-ретному застрахованному лицу, за которое они уплаче-ны. До выхода на пенсию ука-занного лица они будут инве-стироваться в порядке, который должен быть установлен фе-деральным законом. Принципиально новым ша-гом в финансировании буду-щих пенсионных выплат явля-ется введение фиксированно-го платежа, являющегося по сво-ей природе разновидностью страховых взносов. Страхова-тели, к которым относятся ин-дивидуальные предприниматели, адвокаты и некоторые дру-гие профессии, приравненные к индивидуалам, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет ПФР в виде фиксиро-ванного платежа. Граждане России, работа-ющие за рубежом, вправе доб-ровольно вступать в правоот-ношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет ПФР. Ана-логично может поступить лю-бое физическое лицо, уплатив страховые взносы даже за другое физическое лицо. Фе-деральным законом опреде-лен максимальный размер фиксированного платежа в месяц - 3600 рублей. Мини-мальный же размер должен быть определен Налоговым кодексом и стать обязательным для уплаты. С введением в действие с 1 января 2002 года четырех фе-деральных пенсионных законов можно констатировать, что пен-сионная реформа в Российской Федерации началась успешно. Более 10 млн. российских пен-сионеров в первых числах янва-ря текущего года получили ве-сомую прибавку к пенсии. В фев-рале практически всем 38,5 млн. пенсионерам были проиндекси-рованы пенсионные выплаты. Ра-ботающие пенсионеры приоб-рели возможность получать пен-сию в полном размере. Даль-нейшее принятие законов, пре-дусмотренных пенсионной ре-формой, позволит улучшить ма-териальное обеспечение рос-сийских граждан. II.ВИДЫ, СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ И УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ Ведущее место в российской пенсионной системе принадлежит трудовым пенсиям. Основанием для получения этой разновидности пенсионного обеспечения приобретает подавляющая масса занятых в производственной сфере и обслуживанию. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ (далее Закон о трудовых пенсиях) вступил в действие 1 января 2002 г. Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода. Которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом о трудовых пенсиях. Лица, имеющие право на трудовую пенсию Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». Нетрудоспособные члены семей лиц, указанных в части первой части закона о трудовых пенсиях, в случаях, предусмотренных статьей 9 Федерального закона. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Виды трудовых пенсий Подавляющее число пенсионеров (ны-нешних и будущих) подпадает под действие Закона о трудовых пенсиях. Этим За-коном предусмотрены трудовые пенсии: - по старости; - по инвалидности; - по случаю потери кормильца. Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей: 1)базовой части; 2)страховой части; 3) накопительной части. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из следующих частей: 1) базовой части; 2)страховой части. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам право на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Для назначения трудовой пенсии инва-лидам требуется подтвердить ограничение способности к трудовой деятельнос-ти III, II и I степени. Однако до 1 января 2004 г. на равных основаниях пенсия устанавливается соответственно инва-лидам I, II и III групп. Отсутствие в Законе трудовой пенсии за выслугу лет не означает, что лица, имеющие длительный профессиональный стаж, утратили право на пенсионное обес-печение. Но теперь такая пенсия имену-ется досрочной пенсией по старости. Источники и составные части трудовой пенсии По новому пенсионному законодательству, вступившему в действие с 1 ян-варя 2002 г., трудовая пенсия российского гражданина будет состоять из трех частей -- базовой, страховой и накопительной (причем право на последнюю приобретают только более молодые возрастные группы -- мужчины 1953 года рождения и моложе, женщины 1958 года рождения и моложе). Эти части существенно различаются между собой по порядку назначения, источникам и способам формирования источников для их финансирования. Базовая пенсия по сути представляет государственное пособие по старости и утрате дохода в форме заработной платы, назначаемое всем застрахованным в системе государственного пенсионного обеспечения по достижении ими пенсионного возраста (по новому законодательству он равен для мужчин, как и ранее, 60 годам, для женщин -- 55). Второе, кроме достижения пенсионного возраста, условие назначения базовой пенсии -- наличие не менее пяти учтенных в системе пенсионного обеспечения и оплаченных страховых лет. Только в этом случае по новому законодательству у государства возникают обязательства по выплате базовой части пенсии, которые оно обязано выполнять независимо от |того, прекратил застрахованный работать или нет.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|