реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Теория государства и права

реферат
p align="left">

Правонарушение явл основным видом неправомерного поведения. Правонарушению присущи сл-ие признаки: 1) Прш - это всегда деяние; 2) Прш - это деяние, которое опасно для общества, наносит ему вред. 3) Прш - это деяние противоправное, т.е. такое деяние совершение кот. правом запрещено в той или иной форме. 4) Прш - это всегда деяние виновное. Прш - это общ.-опасное противоправное виновное деяние. Прш принято делить по степени общ-ой опасности на преступления и проступки. Проступки, в свою очередь, делят на административные, гражданские и дисциплинарные. Преступления - наиболее опасные для общества правонарушения. Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 14) дает следующее определение преступления: “виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания”.

24. Типология государств. Формационный и цивилизационный подход

Типология есть учение о типах государств. Тип государства определ на основании того, какой экономический базис это гос-во защищает и интересам какого господств-го класса оно служит. В основе формационного подхода лежит понятие “общественно-экономическая формация”, которая призвана характеризовать тип общества в единстве его базиса и надстройки. Этот подход разработан в рамках марксистской теории. Различают 3 типа эксплуат-го господства: рабовл, феодальн, буржуазн и исторический тип социалист госуд-ва. В основе цивилизационного подхода лежит понятие “цивилизация”. Цивил-ый подход ориентирован на познание прошлого через деятельность человека: трудовую, политическую, социальную-во всем многообразии общест-ых связей.Человек стоит в центре как творческая личность, а не как обезличенный индивид. В типологии государства следует учитывать как цивилизационный подход, так и формационный.

25. Демократический режим

Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов. Конкретно режим демократической власти выражается в следую-щем: режим представляет свободу личности в экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества; реальная гарантированность прав и свобод граждан, их возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных и других общественных организациях; создает эффективную систему прямого воздействия населения страны на характер государственной власти; в демократическом государстве личность защищена от произвола, беззакония так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия; власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства; основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм; государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества.

26. Реализация права

Понятие и формы. Право - с-ма общеобязат. норм, возникших в общ-венной практике, санкц-нных гос-вом и опирающихся в своей реал-ции на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Реализ норм права- воплощение их предписаний в поведение людей. Формы права: осуществление (использование) права, т.е. реализации возможностей; исполнение обяз-ей (совершение предписаний норм права); соблюдение обяз-ей (воздерж от запрещенных действий); применение права.

Способы реал-ции права, присущие гр-нам и юр. лицам: запреты (реал-ся способом соблюд-я - не треб. никаких активн. д-й), обяз-ти (реал-ся способом исполн-я - треб. активн. участия), есть способ, кот. осущ. спец. уполномоч. гос-вом органами - это примен-е права (вкл. в себя неск. этапов, фикс. в процессуальн. нормах).

Объективное право- представл собой совокупность правовых норм, определяющих содерж-ие прав и обяз-ей персонально не определенного круга субъектов. В них содержаться предписания, относящиеся к множеству лиц, находящ-ся в сфере действия правовой нормы.

Субъективное право- есть индивидуализированное право. В нем общие юридич права и обязанности становятся принадлеж-ью конкретных лиц и таким образом переводят их в плоскость правоотношений.

Пробелы в праве и способы их восполнения. Пробел в позитивном праве - когда нет ни з-на, ни подз-ного. акта, ни обычая, ни прецедента. Пробел в пр может быть восполнен только созданием нов норм пр. Таким образом, осн ср-во устранения пробелов- это правотворч. Но возможно реш юр дела до издания пр норм: прибегают к юр аналогии. Юр аналогия - разрешение случая находящегося в сфере пр регулирования, путем применения пр нормы, регулир сходные по хар-у отнош (аналогия закона), или на основе общих начал зак-ва (аналогия права).Т.о., различ: АЗ и АП. АЗ примен, когда необходимо разрешить конкр юр дело, когда отсутс норма права, регулир данные общ отнош, но можно отыскать нормы, регулир сходные отнош. АП - принятие решения по конкр делу на основе общ принципов пр. при АП отсутствует аналог норма, поэтому возникает необходимость обращ к общ принципам пр Здесь речь может идти скорее о самостоят источнике права - принципах пр. Применяя аналогию, необходимо различать правоустан юр деятельность (сост в уст пр и обяз сторон) и правоохран юр деят (определ меры юр ответств). В правоуст деят, особенно в сфере частного права, без аналогии обойтись невозможно, и это даже законодательно закреплено. Аналогия применяется, как пр, в рамках 1 отрасли права. межотраслевая аналогия назыв “субсидиарной”. суть: при отсутствии в данной отрасли права необходимых юр оснований для применения аналогии закона или права к случаю, возможно обращение к нормам и принципам др отрасли права.

27. Норма права и статья норм.-правов. акта. Способы изложения норм права

Норма права-общеобязат. повед-е, слож-ся в обществ. практике (в рез-те многократной повторяемости этого отн-я) санкционир. гос-вом и опир-ся на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва. Прав. нормы клас-ся: 1) По функциям кот выполняю нормы: а) регулятивн; б)охранительные. 2) По степени обязат-ти: а)императивные (обязательные) б)диспозитивные (несколько вариантов, и м. выбрать) в)рекомендательные. 3) По сод-ю правомочия в норме: а)нормы, сод. запреты б)обязывающие в)управомач. 4) По степени определенности: а) абс. определенные нормы (формулир. пр-ло, усл-е его д-я и санкцию с исчерпыв. полнотой); б)относит. опр-нные (допуск. возм-ть вар-тов с учетом конкр. обстоятельств); в)альтернативные (предусматр-ет несколько вариантов). 5) По кругу лиц: а)общие; б)специальные. Факультативные нормы - позвол. при опр. усл-ях отступать от главн. вар-та повед-я, избирая запасной. Рекомендательная норма - из неск. вар-тов повед-я рекоменд. один. Есть нормы основные (исходные) и производные (детализ-щие); пост. и временные. Особая группа - поощрительные. Среди регулятивных и охранительных выдел. специализир.: дефинитивные (сод. определ-я юридич. понятий); нормы-принципы; оперативные (направл. на отмену актов, их распр-е на новые отн-я), коллизионные (позвол. решать дело в сл. конфликта норм).

Статья НПА- это форма выражения, способ изложения правовой нормы. Способы изложения: а) прямой (в ст. НПА содерж все 3 элемента правовой нормы-гипотеза, диспозиция, санкция); б) отсылочный (имеются отсылки к др. статьям); в)бланкетный (в ст. НПА содерж лишь ответственность за нарушение определ-ых правил, самих правил в них не содер-ся).

28. Правовой нигилизм

Правовой нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость права, его возможности, общественную полезность. формы правового нигилизма: а) умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов; б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний; в) издание противоречивых правовых актов; г) подмена законности целесообразностью; д) конфронтация представительных и исполнительных структур; е) нарушение прав человека; Правовой нигилизм - это патология правового сознания, обусловленная определенным состоянием общества. Поэтому пути борьбы с ним должны быть разнообразны.

29. Форма гос-ва

Это сложное обществ. явление, вкл. в себя 3 взаимосвяз. эл-та: I.форму правления II.форму гос. устр-ва III.форму гос. режима. Формы правления- 1)монархические (единоличные, наследств.):а)абс. б)огранич. (парламентарн., конституцион.) в)дуалистич. г)теократич. 2)республиканские (коллегиальные, выборные): а)парламентские б)президентские. Формы гос. устр-ва- это нац. и адм.-терр. строение гос-ва, кот. раскрывает хар-р взаимоотн-й м. его сост. частями, м. центральн. и местными органами гос. упр-я, власти.: а)унитарное (цельное гос. образ-е, сост. из адм.-тер. ед-ц, кот. подчин-ся центр. органам власти и признаками гос. незав-ти не облад.) б)федеративн. (добровольн. объед-е ранее самост. гос. образований в одно союзное гос-во в)конфедерация (временный юр. союз суверенных гос-в для обесп-я общих их интересов. Не имет своих общих з-нод., исполнит. и судебн. органов в отличие от фед-ции). Фор гос. режимов- совок-ть способов и методов осущ-я власти гос-вом.: а)антидемокр. режимы (тоталитарные, авторитарные, расистские) б)демокр.

30. Социальные нормы

Это правила регулирующие поведение людей и деятельность организаций в общественной жизни. Соц.н бывают след-их видов: 1)нормы права (правила повед устанвл и охран-ся госуд-ом); 2)нормы морали (представления людей о добре и зле); 3)нормы обществ-ых орг-ий ( правила устанавл-ые самими орг-ми); 4)нормы обычаев (правила поведения вошедшие в привычку людей); 5)нормы традиций (стабильные правила поведения определ-ой сферы жизнедеят-ти человека); 6)нормы ритуалов (правила поведения людей при совершении обрядов).

При певобытном обществе в родовой общине, племени действовали правила поведения (нормы обычаев регулир труд, охоту, рыбалку, быт, семейн отношен.) Многие из обычаев явл. и нормами морали , религии, регулировали отправление обрядов. Выражали интересы всех членов рода. У членов рода не было разгр-ий прав и обяз-ей. Их исполн обеспеч-сь привычкой соблюдать укоренившиеся правила.

31. Правовая культура

Правовая культура - это состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, т.е. своего рода “юридическое богатство” общества. Разновидности проявлений правовой культуры: правовые идеи, правовые нормы и институты, правовые поступки, правовые учреждения. Эти проявления правовой культуры являются, по существу, и сферами ее действия. При оценке уровня пр. культ оценивается- а) уровень общественного и индивидуального правосознания, в том числе уровень развития юридической науки и юридического образования; б) уровень законности; в) уровень совершенства законодательства; г) уровень совершенства юридической практики, прежде всего практики судебной, т.е. состояние правосудия в обществе. Данные уровни можно расценивать как элементы правовой культуры.По видам правовую культуру можно разделить, на правовую культуру общества в целом и правовую культуру индивида.

32. Республика

Это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Общими признаками респ. формы прав-я явл.: существ-ие единолич и коллег-го главы гос-ва; выборность на определенный срок главы гос-ва и других верховных органов гос-ой вл.; осущ-ие гос. вл. не по своему велению, а по поручению народа; юридич. ответ-ть главы гос-ва в случаях, предусмотренных законом; обязат-ть решений верховной гос-ой вл. Основные разновид-ти респ-го правлен: 1)Афинск. демокр-ая респ. (5-4 вв д.н.э., высший орган народное собрание); 2)Спартан. аристокр.респ. (5-4 вв д.н.э. законод. Вл.-совет старейшин); 3)Римская аристокр.респ. (5-2 вв д.н.э. верховн. Вл - сенат, назначаемый народн. собр-ем); 4)Парламентская респ. (верховн. Вл. принадл. парламенту, гл. гос-ва избирается парлам-ом); 5)Президентск. респ. (в руках през-та полномочия гл. гос-ва и гл. правит-ва).

33. Правотворчество

Под “правотворчеством” понимают деят-ть управомо-ченных органов гос-ва по изданию, переработке и отмене норм.-правовых актов в единстве с их содержанием - юрид-ми нормами. Принципы правотворчества: а) демократизм; б)законность; в)гуманизм; г) научность; д) профессионализм; е) плановость Стадии законодательной процедуры: 1. Стадия законодательной инициативы, т.е. официального внесения законопроекта в высший представительный орган страны. 2. Стадия обсуждения законопроекта. 3. Стадия принятия законопроекта 4. Стадия официального опубликования закона. Юридическая техника - это совокупность приемов, правил, средств разработки и оформления нормативно-правовых и индивидуальных юридических актов, обеспечивающих их совершенство. Должна обеспечивать: а) логическую последовательность изложения; б) отсутствие противоречий внутри нормативного акта и в целом в системе законодательства; в) компактность нормативного материала; г) ясность и доступность языка закона; д) точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в законодательстве.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.