реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Теория государства и права

реферат
p align="left">14. Историческая школа права

Предст этой школы расматр право как выражение воли народа независимо от власти государства. Т.е. законодатель фиксировал лишь то что уже сложилось как право в результ историч развития (язык не возник из договора и не дан от бога а развивается сам собой). Немец юристы: Густав Гуго, Карл Савиньи, Фридрих Пухта. Ист шк сильно преувелич место обычия в системе правового регулиров обществ отношен, ставя его над законом, отрицала законодат путь изменения существующего права.

15. ТГиП в с-ме обществ. наук

ТГиП - одна из базовых научных дисциплин юр. профиля. Термин “теория” в дан. сл. означ. обобщенное название целого ряда отдельн. теорий, кот. предст. собой конструкции идей, кот. опираются на различ. данные о Г и П. ТГиП - это систематизир-е знания о Г и П и об их взаимосвязи, представл. и признанные различ. науч. школами.

ТгиП явл общетеоретич-й по отношению к другим юрид наукам; обобщает данные и выводы юрид наук в целях более глубогих теоретич обобщений; исследует основные закономерности развития госуд и права в целом; вырабатывает общие понятия на которые опираются др юрид науки.

16. Право и мораль

Мораль опред-ся как форма общ-го сознания, отражающая социальную действит. в виде специфич. исторически обусловл. представлений о добре и зле, которые закреп-ся в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развития общества как целого. Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом. Общие черты: а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности; б) являются основными регуляторами поведения; в) имеют общую цель - регулирование поведения людей; г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе; д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы. Различия: 1. Мораль формируется ранее права, 2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна. 3. Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге. 4. Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. 5. Не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали.Т.е. у них есть общий предмет регулирования и есть социальные сферы, которые регулируются только правом или только моралью. 6. С точки зрения внутренней организации та или иная моральная система, будучи относительно целостным нормативным образованием, не обладает такой логически стройной и достаточно жесткой структурой как система права. 7. Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реализации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможностью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения. Право и мораль взаимодействуют. Право является формой осуществления господствующей морали.

17. Субъекты правоотношения

Это субъект права, который реализовал свою правосубъектность и стал участником конкретного правового отношения. Субъекты права, наряду с нормами права и юридическими фактами, представляют собой одну из предпосылок возникновения и существования правоотношений. По видам субъектов права (а значит и субъектов правоотношений) можно разделить на: а) физических лиц; б) организации; в) общественные образования (народы, нации). физические лица - это граждане, иностранцы, лица без гражданств, лица с двойным гражданством . К организациям относятся: а) само государство; б) государственные организации; в) негосударственные организации. Среди государственных организаций можно выделить государственные органы - государственные организации, обладающие властными полномочиями. юридические лица, которые обладают правосубъектностью, необходимой им для участия в гражданском (имущественном) обороте.

18. Теории происхождения госуд-ва

Единого мнения на этот счет нет. Но первыми гос.-прав. с-мами были рабовлад. с-мы Др. Греции, Рима, Египта. На тер. РФ, PL, D никогда рабства не было, первым здесь возн. феод. Г и П. Есть идея божественного возн-я Г и П (религиозн. - з-ны шариата, Моисея). Но гос. орг-я приходит на смену родоплеменной, а право - на смену обычаям. Сущ. Естественно-правовая теория, нередко наз. “договорной” или теорией договорного происх-я Г и П. Гос-во в ней - рез-т объед-я людей на дог. основе (добровол.). Одной из распр. на Западе явл. Теория насилия, Главн. причина возн-я Г и П здесь - не в соц.-эк. разв-и общ-ва и возн-и классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен др. Материалистическая (классовая) теория- Г есть продукт непримерим-ти классовых противор. Органическая теор-общество и гос-во предст-ют собой единый организм состоящ из людей, подобно как человеч орган состоит из клеток. Психологич теория-Г возникло в результ психологич потребн людей жить в рамках организ-го общества.

19. Право и экономика

В данном же случае под Э следует понимать определенную соц-ую сферу, а именно - диалектическое сочетание соц-х отношений и социальной деятельности, связанных с производством, обменом и распределением материальных благ. Определяющую роль в сфере Э играют отношения собственности. Э как явление базисного порядка имеет определяющее значение по отношению к П как к части надстройки. Базис общества, во-первых, обусловливает необходимость правового регул-ия в целом, во-вторых, определяет тот или иной тип П, в-третьих, определяет конкретные черты П той или иной страны в данный ист-ий период. Маркс отмечал, что “П никогда не может быть выше, чем Э строй и обусловленное им культурное развитие общества”.В условиях рыночной Э и перехода к рынку отмечают следующие направления использования правовой формы- а) определение целей эк-го развития; б) закрепление равноправия всех форм собств; в) определение круга субъектов рыночных отношений; г) вытеснение порочных средств ведения хозяйства и коммерции; д) продуманная налоговая политика; ж) установление юрид-их санкций за эк-ие правонар-я. Т.о. соотношение и взаимосвязи П и Э определяются необх-ю: а) создания правовыми средствами условий для нормального развития рын. Э; б) обеспечения справедливого распред. доходов между различными слоями общества через систему налогов, гос-ый бюджет, специальные соц. пр-мы. Согласно Конст. РФ (ст. 8) в России гарант-ся единство эк-го пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финанс. средств, поддержка конкуренции, свобода эк-ой деят-ти, а также признаются и защищаются равным образом частная, гос-ая, муниц. и иные формы собственности.

20. Правонар-е - противоправн., обществ. опасное деяние дееспособного лица.

Обязат. эл-т - S-т, наделенный право и деесп-тью. Для признания недеесп-ти мало учета в психдиспансере, обязат. обслед-е спец. комиссией. S-тивная сторона правонар-я - психич. отн-е чел. к своему деянию. Оно может выр-ся различ. степенями вины: 1)прямой умысел (сознательно) 2)косвенный умысел (знает, но наруш-е з-на - побочный эффект его д-ти) 3)преступная самонадеянность (когда чел знает, что он нарушает з-н и м. возникнуть обществ.-опасные последствия; Ех - пьяный за рулем) 4)небреж-ть (когда человек не знал, что нарушает закон или что будут общественно-опасные последствия, но должен был бы знать). О-тивная сторона правонар-я - обществ. опасные последствия противоправных д-й. О-т правонар-й - те О-ты права, кот. защищены з-ном.

Виды правонар-й раздел. 1)по отраслям з-нод-ва 2)по степени обществ. опасности: проступки и преступления.Функции гос-ва. Ф-ции гос-ва - осн. напр-я его д-ти, обусл. его сущ-тью и сод-ем, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его разв-я целями, задачами и его соц. назн-ем. Сущ. мн-во критериев класс-ции ф-ций гос-ва в завис. от: а)продолж-ти их сущ-я и д-ти (const, присущ. гос-ву на всех этапах его д-ти и врем.) б)от их соц. значимости (выр. интересы правящих слоев или всего Н). в)от сфер их прилож-я и осущ-я (полит., эк., соц.) г)от форм их реал-ции (правотворческие, правоохр.). Также м. провести класс-ю на осн. террит. масштаба, в lim кот. они реал-ся (в федер. гос-ве, унитарном или конфедерации).

В последние годы осущ. класс-я ф-ций гос-ва на осн. принципа раздел-я властей. В соотв-и с этим ф-ции: з-нодательные, управленч. и судебные. Но ф-ции гос-ва м. подразделить и в завис. от обусл-ти “природой всякого общ-ва”. В соотв-и с этим критерием ф-ции подразд-ся на: 1)ф-ции гос-в эксплуататорских типов (доминир. роль ф-ций прямого подавл-я экспл-щим классом Н.) 2)ф-ции гос-в демокр. типа (второстеп. знач-е ф-ции прямого подавления) 3)ф-ции, вытекающие из природы всякого общ-ва - обесп-е и поддерж-е естеств. усл-й жизни общ-ва. Также внешние ф-ции гос-ва (решение м/нар. задач). Главная же ф-ция и цель нормального гос-ва - охрана интересов чела, защита его прав.

Правомерное поведение. Правомерный вариант поведения- который будучи общ. необходимым, желательным или социально допустимым, осущ-ся в соответствии с правовыми предписаниями (не выходит за рамки дозволенного законом) и поддерж-ся возможностью гос-ой защиты. ПрП, как и неправ-ое имеет две стороны - объективную и субъективную. О-ную сторону ПрП можно рассматр на основе тех же элементов (категорий), что и О-ную сторону противоправного поведения. Речь идет о поведении, определенном результате и причинной связи между ними, только у ПрП все идет со знаком плюс. S-ная сторона ПрП, как и S-ная сторона ПрпрП, характ-ся интеллектуально-волевым отношением субъекта к своему деянию и его последствиям. Однако если для S-ной стороны правонар-ия характерно специфическое интеллектуально-волевое состояние правонарушителя, которое именуется виной. Виды: 1) ПрП, при котором субъект осознает необходимость требований правовых норм. 2)субъект подчиняет свое поведение правовым предписаниям лишь по той причине, что “так делают все”. 3) субъект исполняет и соблюдает правовые требования под угрозой мер государственного принуждения или уже в результате их применения. Механизм формирования ПрП взаимосвязь 3-х подсистем - юридического (спец.-юридич.), психологического и социального механизма.

21. Власть и ее виды. Особенности гос. власти

Вл в самом общем виде представляет собой способность некоего субъекта подчинять себе волю и поведение другого субъекта в своих собственных интересах или в интересах других лиц. Признаки вл: 1. Вл есть явл. социальное, т.е. общественное. 2. Вл явл. атрибутам (неотъемлемым компонентом) общества на всех этапах его развития. 3. Вл может существовать и функц-ть лишь в рамках общественного отношения, т.е. такого отношения, кот. существует между людьми. 4. Осущ-ие власти всегда представляет собой интеллектуально-волевой процесс. 5. Общ-ые отнош, в рамках кот существует и реализуется Вл, явл-ся разновидн общ. отнош и имеют название властеотношений. 6. Важн. признаком власти является то, что она всегда базируется на силе. Виды власти: а) власть в масштабе всего общества; б) власть внутри того или иного коллектива (организации); в) власть в отношении между двумя индивидами. Вл можно поделить также на политическую и неполитическую. Вл м.б. демократической или недемократической. К особым свойствам гос. власти можно отнести след-ие: Гос.власть публична.. Гос.власть суверенна, что означает ее независимость вовне и верховенство внутри страны. Гос.власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны. Гос.власть действует постоянно и непрерывно.

22. Право и политика

В современном значении политику в самом общем виде можно определить как социальную сферу, в которой сталкиваются, борются, реализуются интересы (прежде всего экономические, материальные) больших социальных групп: классов; народов; национальных, религиозных, профессиональных сообществ и др.социальных общностей. Политика и возникает как явл. вместе с социальной дифференциацией общества, расслоением его на большие социальные группы, обладающие своими особыми интересами. Гос-во представляет собой наиболее мощный, наиболее совершенный инструмент реализации полит-их интересов, поэтому среди субъектов политики идет постоянная борьба за обладание рычагами гос.власти, за приближение к ней. Политика м.б. и антигосударственной (террористические организации и т. п.). Однако в любом случае она касается государства, затрагивает его интересы. Право имеет политическую природу, ибо по своей сути является нормативной формой согласования воль и интересов больших социальных групп. Однако право может служить формой выражения и осущ-ия политики лишь до тех пор, пока сама эта политика строится на исходных началах права и справедливости, т.е. до тех пор, пока право используется гос-ом в соответствии с его природой.

23. Правонарушение: понятие, признаки, виды

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.