p align="left">При проведении оперативно-розыскных мероприятий должны быть соблюдены основания их проведения (ст. 7 За-кона об ОРД) и условия проведения (ст. 8 Закона об ОРД). В предмет прокурорского надзора в оперативно-розыскной деятельности входит также законность решений, принимае-мых органами, которые эту деятельность осуществляют. В теории оперативно-розыскной деятельности основные виды решений, принимаемых в ОРД, различают в зависимости от: 1) субъектов, их принимающих; 2) формы и уровня принятия; 3) области распространения; 4) истинности; 5) последствий. С точки зрения прокурорского надзора инте-ресны решения, которые принимаются должностными ли-цами органов, осуществляющих оперативно-розыскную де-ятельность (оперативными сотрудниками и руководителями этих органов). По форме принятия следует вести речь толь-ко о документально оформленном решении. В зависимости от последствий нас будут интересовать решения, влекущие юридически значимые последствия. Что же касается уровня принятия решений, области их распространенности, зависи-мости от истинности, то они могут интересовать прокурора с позиции оценки соответствия их требованиям закона. Следовательно, в предмет прокурорского надзора входят документально оформленные решения должностных лиц органов, осуществляющих опе-ративно-розыскную деятельность, влекущие юридически значимые последствия. При организации надзора за исполнением законов органами, которым предоставлено право осуществлять опе-ративно-розыскную деятельность, должны учитываться следующие обстоятельства: оперативно-розыскная дея-тельность проводится в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также лиц, их под-готавливающих, совершающих или совершивших (т.е. в сфере борьбы с преступностью), либо она проводится в це-лях собирания данных, характеризующих личность граж-дан; оперативно-розыскная деятельность проводится по уголовному делу или такая деятельность осуществляется по другим основаниям. При организации надзора требуется: Ш в установленном порядке оформить надлежащим об-разом допуск уполномоченным прокурорам; Ш обеспечить ведение делопроизводства, исключающе-го утечку информации; Ш обеспечить незамедлительное проведение служебной проверки в случаях утечки информации. В соответствии с требованиями Инструкции об организа-ции делопроизводства в органах прокуратуры по докумен-там оперативно-розыскной деятельности, в прокуратуре в целях эффективности надзора должна быть создана накопи-тельная база информации. Для этого необходимо вести дела, включающие: ѕ переписку с вышестоящими органами прокуратуры по вопросам надзора за исполнением законов в оперативно-ро-зыскной деятельности; ѕ переписку о состоянии прокурорского надзора за ис-полнением законов в оперативно-розыскной деятельности, справки о результатах проведенных прокурорами проверок в соответствующих органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; ѕ представления, протесты, письменные указания, по-становления о возбуждении уголовных дел, возбуждении производства об административных правонарушениях и пе-реписку по ним; ѕ статистические отчеты о работе по надзору за испол-нением законов в оперативно-розыскной деятельности. 4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу Выделение этого надзора в самостоятельное направле-ние обусловлено важностью обеспечения прав и свобод граждан, отбывающих наказание, а также лиц, подозревае-мых и обвиняемых в совершении преступлений, в случае их задержания или заключения под стражу. Лица, задержан-ные, арестованные, ограниченные и лишенные свободы имеют меньше возможности предпринимать доступные всем гражданам меры для защиты своих прав и интересов поэтому надзорная деятельность прокурора выступает в ка-честве гарантии их охраны. Гарантией предупреждения и своевременного устране-ния нарушений прав и интересов задержанных, арестован-ных и осужденных, лиц, находящихся по решению суда в психиатрических стационарах, является проведение проку-рором проверок в учреждениях и органах, где они содержат-ся, систематически, независимо от наличия данных о нару-шениях законности. Администрации органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного ха-рактера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу обязаны выполнять постановле-ния и требования прокурора относительно соблюдения правил отбывания наказания и порядка содержания под стражей, предусмотренных уголовно-исполнительным за-конодательством, Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и иными зако-нодательными актами. Нарушения законности устраняют-ся сразу после их обнаружения. Задачи рассматриваемого направления прокурорского надзора определены в приказе Генерального прокурора РФ от 26 февраля 1997 г. № 8 «О совершенствовании прокурор-ского надзора за соблюдением законов при исполнении уго-ловных наказаний и в следственных изоляторах». Прокуро-рам предписывается при проверках состояния законности в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах особое внимание обращать на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обраще-ния по отношению к осужденным и заключенным со сторо-ны работников учреждений и органов, исполняющих уго-ловные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, обеспечение гуманных условий со-держания, соответствующих минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. Ст. 32 Закона о прокуратуре определяет предмет надзо-ра. К нему относятся: во-первых, законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждени-ях, исполняющих наказание, и меры принудительного ха-рактера, назначаемые судом; во-вторых, соблюдение уста-новленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; в-третьих, законность исполнения наказания, не связанного с лишени-ем свободы. Под законностью нахождения лиц в местах содержа-ния задержанных, предварительного заключения, исправительных, иных органах и учреждениях, исполня-ющих наказание, и меры принудительного характера, назна-чаемые судом, в более широком смысле следует понимать: законность помещения в эти места, учреждения и органы; законность содержания в них; соблюдение сроков содержа-ния; законность освобождения. Отнесение к предмету прокурорского надзора соблюде-ния прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных лиц, подвергнутых мерам прину-дительного характера, свидетельствует об усилении в совре-менных условиях правозащитной функции прокуратуры. Эти лица остаются гражданами РФ и наделены правами и обязанностями, предусмотренными Конституцией РФ, с от-дельными ограничениями, строго регламентированными за-конодательством. Составной частью предмета прокурорского надзора яв-ляется соблюдение обязанностей задержанными, заключен-ными под стражу, осужденными и лицами, подвергнутыми мерам принудительного характера. Основные обязанности лиц, находящихся в местах со-держания задержанных и местах предварительного заклю-чения, предусмотрены ст. 36 Федерального закона «О со-держании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Основные обязанности осужденных определены в ст. 11 УИК РФ. На них возлагается исполнять установленные за-конодательством России обязанности граждан РФ, соблю-дать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены. Осужденные обязаны так-же неуклонно соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний и принятых в соответствии с ними нормативных правовых ак-тов. Порядок исполнения обязанностей этих лиц, вытекаю-щих из требований законов, регламентированы в ведом-ственных нормативных актах, основными из которых являются Правила внутреннего распорядка соответствую-щих учреждений. В них, например, предусмотрено, что осужденные обязаны соблюдать распорядок дня, установ-ленный в учреждении, бережно относиться к имуществу и т.д. Следует иметь в виду и такой нормативный акт, как По-ложение об отряде осужденных исправительного учрежде-ния, утвержденный Приказом Министерства юстиции РФ от 25 марта 2003 г. № 69. При осуществлении надзора прокурор определяет не только законность действий задержанных и арестованных относительно соблюдения правил, определяющих порядок и условия их содержания, но и законность действий адми-нистрации, обеспечивающей соблюдение законодательства о порядке и условиях содержания. Прокурор не должен упускать из виду и вопросы соблю-дения законности при исполнении наказаний, не связан-ных с изоляцией осужденного от общества. Одним из таких новых видов наказаний уголовно-исполнительное законодательство (разд. II, гл. 8, ст. 47--60 УИК РФ) предусматривает ограничение свободы. Местами отбывания ограничения свободы являются исправительные центры, администрация которых обеспечивает соблюдение порядка и условий отбывания наказания. В предмет проку-рорского надзора входит также законность действий адми-нистрации организаций, в которых работают осужденные к ограничению свободы (ст. 55--56). Порядок и условия исполнения наказания в виде испра-вительных работ предусмотрен в разд. II, гл. 7, ст. 39--46 УИК РФ. В соответствии со ст. 22 УИК РФ прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и ор-ганов, исполняющих наказания, осуществляется Генераль-ным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Законом о прокуратуре. Для выполнения задач при осуществлении надзора за соблюдением законов администрациями органов и учреж-дений, исполняющих наказание и применяющих назначае-мые судом меры принудительного характера, администра-циями мест содержания задержанных и заключенных под стражу для предупреждения, выявления и устранения на-рушений законов прокуроры наделены соответствующими полномочиями. В этих целях прокуроры могут использо-вать не только специальные полномочия, предоставленные для надзора за исполнением законов на рассматриваемом направлении надзорной деятельности (ст. 33 Закона о про-куратуре), но и с учетом специфики предмета надзора пол-номочия, предусмотренные по другим направлениям про-курорского надзора: полномочия, предусмотренные при осуществлении надзора за исполнением законов федераль-ными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъек-тов РФ, органами местного самоуправления, органами во-енного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (ст. 22 Закона о прокуратуре); полномочия, предусмотренные при осуществлении надзора за соблюде-нием прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (зако-нодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военно-го управления, органами контроля, их должностными ли-цами, а также органами управления и руководителями ком-мерческих и некоммерческих организаций (ст. 27 Закона о прокуратуре). К специальному полномочию относится право прокуро-ра посещать в любое время учреждения и органы, ука-занные в ст. 32 Закона о прокуратуре. В ст. 24 УИК РФ пре-дусмотрено право Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ, подчиненных им прокуроров, а также проку-роров, непосредственно осуществляющих надзор за испол-нением наказаний на соответствующих территориях без специального разрешения посещать учреждения и органы, исполняющие наказания. Закон не ограничивает прокурора временем посещения указанных учреждений, следователь-но, он сам определяет время посещения. Приказом Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предвари-тельным следствием и дознанием» прокурорам предписыва-ется проверять законность содержания лиц в изоляторах временного содержания, практиковать проверки в нерабо-чее время, незамедлительно принимать меры по жалобам на незаконность задержания. В Приказе Генерального прокурора от 26 февраля 1997 г. № 8 содержится требование к подчиненным прокурорам в целях обеспечения законности и обоснованности, а также соблюдения сроков содержания граждан под стражей не реже одного раза в месяц проверять следственные изолято-ры. Периодичность проверок состояния законности в иных учреждениях и органах не определена. Закон не ограничивает прокурора какими-либо основа-ниями для посещения указанных учреждений и органов. Для того чтобы выявить нарушения законов, прокурору предоставлено право опрашивать задержанных, заклю-ченных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера. Опрос указанных лиц является также средством предупреждения нарушений за-конности в деятельности учреждений и органов, где эти лица содержатся. Путем опроса могут быть выявлены такие существенные нарушения законности, как применение к задержанным, арестованным и иным лицам недозволенных методов при-менения в нарушение требований закона специальных средств, оружия и других.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|