реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Статус личности в зарубежном и отечественном конституционном праве

реферат
p align="center"> 2. Конституционный статус прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Украине

2.1 Историческое развитие и становление прав и свобод человека

Исследование проблем свободы, способов ее достижения и реализации имеет древнюю историю. Такие исследования всегда были и остаются актуальными как для философии, политической идеологии, так и для юридической науки, в частности теории государства и права, философии права. Традиционное западное понимание свободы личности, выдвинутое прогрессивными мыслителями еще в XVII-XIX в.в. связывалось с отчуждением личности от общества, невмешательством государства в личные дела граждан, признанием свободы личности сферой, свободной от правового регулирования. Индивидуализм, основанный на философской доктрине, которая утверждает реальности индивидов как таковых, в отличии от родовой и видовой детерминации, признавал индивида особенной ценностью в политическом, экономическом и моральном плане. Так, Дж.Локк, который к главным правам и свободам относил право на равенство, индивидуальность и свободу действий, отождествлял свободу человека распоряжаться свой личностью, своими действиями, владениями со свободой вообще. Идея индивидуальной свободы у И. Канта исключала как возможность произвола самого индивида, та и возможность произвола общественного целого и ставила отношения между индивидом и обществом на почву взаимного признания. При этом Кант рассматривал право как систему гарантий, обеспечивающих возможность каждого действовать при наличии аналогичной возможности других. Свобода представляется как высшее благо и естественное право человека, защищать которое должно государство. Объективное право оказывается в таком случае системой субъективных прав, которые определяют, ограничивают и гарантируют возможность индивидов [23, с.71,72].

Становление прав человека связано с генезисом правовых норм, в которых формулировались путем установления конкретных правил поведения, возможности человека свободно пользоваться соответствующими благами с целью удовлетворения своих разнообразных потребностей.

В первобытном обществе подобные правила поведения имели синкретический характер, они определялись мононормами, т.е. нормами, не подлежащими дифференциации. В этих нормах находили свое отражение представления человека о полезном и вредном для племени. В целом это были жесткие предписания, направленные на сохранение целостности рода, племени в крайне сложных условиях бытия человека. Для мононорм характерным было то, что они никогда не предоставляли преимуществ одному члену рода над другими, то есть они закрепляли первобытное равенство человека.

Правовые системы рабовладельческих государств были основаны на методах насилия, принуждения. Они применялись носителями верховной власти к подавляющему большинству населения. Уровень свободы был минимальным и охватывал только правящие круги. В этих условиях началось формирование представлений о правах человека, письменными свидетельствами чего стали Библия, мифы древнего Китая, Индии, Греции.

Зарождение научных идей о правах человека происходило в Y-YII ст. до н.э. в полисах Древней Греции. Этот процесс был связан с возникновением определенного простора свободы, что создало условия для уровня политических прав у лиц - граждан соответствующего полиса. У истоков теоретического осознания отношений между человеком и государством стояли греческие мыслители, которых называли «семеркой мудрецов»: Фалес из Милета, Питак из Митилены, Периандр из Коринфа, Биант из Приены, Клеобул из Линда, Хилон из Эфор и Солон их Афин. Наиболее известным является Солон. Заслуга «семерки мудрецов» состояла в том, что они высоко оценили роль закона для прав и свобод человека. Именно с разработкой Политии (Конституции) Солона, собственно, и появилось то явление, которое сегодня именуется правами (юридическими) человека.

Впервые идея естественного равенства и свободы всех людей была высказана софистами, в частности Гиппием (460-400 гг. до н.э.). Он утверждал, что природа (законы природы) - естественное право, которое противостоит ошибочному, несовершенному, созданному человеком закону - позитивному праву. Протагор (481-411 гг. до н.э.) утверждал: «Мера всех вещей - человек». Софист Ликофрон считал, что люди равны по природе, соответственно - равны и их личные права, а закон является гарантией личных прав.

Согласно Платону (428/427-347 гг. до н.э.) справедливость состоит в том, чтобы «никто не захватывал чужое и не лишался своего». Он различал геометрическое равенство (равенство по достоинству и добропорядочности) и арифметическое равенство (равенство меры, веса и числа). Лучшим он считал геометрическое равенство: «большему она дает больше, меньшему - меньше». Эта идея Платона была развита Аристотелем (384-322 гг. до н.э.) в его учении о двух видах справедливости - уравнительной и распределительной (общин для всех граждан блага должны бать разделены между членами общества пропорционально их вкладу в общее дело).

Большой вклад в развитие теоретических основ прав человека внес выдающийся римский юрист и государственный деятель Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н.э.), который отстаивал идеи свободы и справедливости. Цицерон утверждал, что все люди подобны и равны друг другу, гражданин не только не должен сам вредить другим, нарушать чужую собственность или делать другу несправедливость, а и обязан помогать тем, кто потерпел от несправедливости, - «в защите свободы не частных лиц». Критерий свободы по Цицерону - универсальный закон природы - естественное право, которое является высшим, истинным законом и предшествует любому писаному закону.

Сенека, отрицая идею равенства граждан, предложил идею равенства всех людей как творений Божьих [13, с.109-110].

Современный этап развития конституционно-правового статуса человека и гражданина в Украине начался с принятием Декларации о государственном суверенитете Украины 16 июля 1990г., в преамбуле которой акцентируется необходимость всестороннего обеспечения прав и свобод человека. После принятия Декларации в Украине начался процесс переориентации правовой системы, ее поворот от коллективистской концепции правового статуса личности к современной либеральной, признания и гарантированию прав и свобод человека и гражданина как наивысшей социальной ценности. Свое логическое завершение этот процесс достиг в Конституции Украины 28.06.1996г., которая установила новый конституционный статус человека и гражданина на основе положений современной либеральной концепции прав человека согласно с общепризнанными мировым сообществом нормами в области прав человека.

2.2 Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина

Классификация прав и свобод может осуществляться по различным основаниям. Подходы к классификации конституционных прав и свобод следующие:

1) по субъекту (носителю прав и свобод) - права человека и права гражданина

2) по характеру субъекта - индивидуальные права (право на жизнь) и коллективные права (право на забастовку)

3) основные и дополнительные права

4) по содержанию:

а) личные (гражданские) - закреплены ст.ст.27-35 Конституции Украины

б) политические - закреплены ст.ст.36-40 Конституции Украины (участие в управлении обществом и государством)

в) экономические, социальные и культурные - закреплены ст.ст.41-54 Конституции Украины.

В зависимости от характера субъекта права делятся на индивидуальные и коллективные. Разумеется, индивидуальное право часто может осуществляться коллективно, но отличие его от коллективного права в том, что оно вполне может осуществляться и защищаться индивидуально, тогда как права коллективные по своей природе индивидуально осуществлять невозможно. Например, право на забастовку - коллективное, потому что индивидуальная забастовка - не забастовка, а прогул. В большинстве случаев права, свободы и обязанности индивидуальные.

В истории общественной мысли и в юридической литературе сложились два основных подхода к природе и сущности прав человека. Согласно первому подходу - права человека и гражданина - это его естественные прирожденные свойства, с одной стороны, не зависящие от их признания государством, т.е. неотчуждаемые, а с другой стороны - связывающие государство, гарантируемые и охраняемые им как требование и принципы, обусловленные природой человека. В этом смысле человек есть «мера всех вещей», т.е. он обладает неотъемлемыми правами, которые не дарованы ему правителем или законодателем.

Второй подход - позитивистский - исходит из того, что права человека производны от государства, которое по своему усмотрению определяет их вид, содержание и объем, т.е. «дарует» их человеку и гражданину.

Права и свободы классифицируются также на основные и дополнительные. Дополнительные являются производными от первых, конкретизируют их. Так, право на образование является основным, базовым для права на выбор родителями формы обучения (светское, религиозное) для своего ребенка, на учреждение частных учебных заведений.

Наиболее распространённой является классификация прав и свобод по содержанию: личные (гражданские), политические, экономические, социальные, культурные.

Гражданские (личные) права и свободы - возможности человека, ограждающие от незаконного вмешательства (и нежелательного) в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразию и автономию личности. Они принадлежат человеку от рождения и не зависят от его принадлежности к конкретному государству. Они составляют основу всего правового статуса человека.

К их числу относится, прежде всего, право на жизнь. В странах, где отменена смертная казнь как вид наказания (Австралия, Австрия, ФРГ, Франция, Норвегия, Дания, Португалия, Швеция, всего около 40 государств), право на жизнь означает, что ни один человек, ни за какие деяния не может быть лишен жизни даже государством (так называемое абсолютное право на жизнь) [19, с.200]. В Конституции Украины право на жизнь закреплено ст.27: «Каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни».

Политические права и свободы предоставляют человеку возможность участвовать в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивают его политическое самоопределение и свободу. Согласно ст. 48 Конституции Португалии «Все граждане имеют право принимать участие в политической жизни и в решении общественных вопросов, стоящих перед страной, непосредственно или через законно избранных представителей» [19, с.202].

Конституцией Украины гражданам предоставлено право на свободу объединения в политические партии (ст.36), принимать участие в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными (ст.38).

Социально-экономические права и свободы - возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. Наиболее широкий перечень данных прав и свобод содержат Конституции Италии, Испании, Португалии, где включены специальная глава или раздел (в Португалии - «Права и обязанности в экономической, социальной и культурной сфере»). Также подобные положения содержатся в конституциях Болгарии, Марокко, Дании, Индии, Гватемалы, Бангладеш, Габона.

Подавляющее большинство конституций закрепляют право частной собственности, гарантируют её защиту, а также свободное пользование и распоряжение ей. Вместе с тем в соответствии с распространённой формулой «собственность обязывает» (Основной закон ФРГ) оговаривается, что пользование собственностью не должно идти во вред обществу, оно призвано служить общему благу и не должно нарушать права других граждан [19, с.210].

В Украине впервые в Конституции было закреплено приоритетное право частной собственности (в отличие от Конституции СССР и УССР), а также право на предпринимательскую деятельность (ст.ст.41,42). Кроме того, Конституция Украины гарантирует право граждан на социальную защиту, обеспечение в случае потери трудоспособности (ст.46), право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи (ст.48), право на здравоохранение, медицинскую помощь и медицинское страхование (ст.49).

Права и свободы в области культуры - закрепленные в конституциях возможности человека избирать вид и меру поведения, пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями. К ним относятся: право на пользование достижениями культуры (Польша); национальными и общечеловеческими культурными ценностями (Болгария); свобода художественного, научного и технического творчества (Болгария); свобода научных исследований и искусства (Словакия) [19, с.211].

Гражданам Украины гарантируется свобода литературного, художественного, научного и технического творчества, защита интеллектуальной собственности (ст.54 Конституции Украины).

Конституционные обязанности - закрепленные в основном законе и охраняемые государством требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину, связанные с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.