ельзя не отметить, что существование общественных организаций целиком возможно и при условиях несформированности гражданского общества. В этом случае общественная инициатива прямо или опосредованно инициируется государственной властью и, соответственно, общественные объединения (и даже и трудовые коллективы, как это было закреплено в Конституции СССР) включаются в политическую систему в качестве „винтиков" партийно-государственного механизма. Бесспорно, по своей сути подобные объединения очень отличаются от объединений гражданского общества, хотя нельзя отбрасывать и возможности их постепенной трансформации. По крайней мере, возможность существования подобных переходных форм нужно учитывать при анализе типологии общественных учреждений так называемых переходных обществ, к которым принадлежит ныне и Украина [22].Общественные организации - это формализованные самостоятельные (неправительственные) неприбыльные объединения граждан, направленные на реализацию разнообразных коллективных интересов и защиту коллективных прав. В таком широком значении в разряд общественных организаций попадают довольно различные по сути учреждения - политические партии, собственно общественные организации, организации по интересам, благотворительные фонды и т.п. Очевидно, эти группы организаций необходимо рассматривать отдельно, хотя, с другой стороны, нельзя не видеть их общей сущности как организаций гражданского общества.Укажем в этой связи, что Закон Украины „Об объединениях граждан" (1992 г) [3] считает таким объединением „добровольное общественное формирование, созданное на основе единства интересов для совместной реализации гражданами своих прав и свобод” (ст.1). Под это определение попадают как политические партии, так и общественные организации. Общественной организацией в узком смысле закон считает „объединения граждан для удовлетворения и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных и других совместных интересов" (ст.3). Кроме этого, существуют профессиональные союзы, религиозные, кооперативные организации; объединения граждан, основной целью которых является получение прибыли; коммерческие фонды; органы местного и регионального самоуправления (в том числе рады и комитеты микрорайонов, уличные, квартальные, сельские, поселковые комитеты); другие объединения граждан. Все это разнообразие вообще подпадает под категорию объединений граждан (хотя, в силу их специфики, в правовом отношении их деятельность регулируется разными законами).Следует отметить, что детальная классификация общественных объединений практически не разработана - в отличие, скажем, от классификации политических партий (правда, и в последнем вопросе существует значительное расхождение мнений). Объяснить это можно, с одной стороны, огромным разнообразием этих институтов общественной жизни как внутри стран, так, особенно, между разными странами. Скажем, существует значительное различие между американской практикой, которая основывается на принципах плюрализма и определенная исторически тем, что новые жители американских штатов были объективно вынуждены объединяться в ассоциации для достижения как абстрактных политических, так и ежедневных практических целей вне любого влияния или контроля государства, и это выработало определенные привычки самоорганизации для решения политических и общественных вопросов; и европейской корпоративистской или неокорпоративистской практикой, которая признает большую роль государства как регулятора социальных отношений [7]. С другой стороны, причиной может быть их меньшая сравнительно с политическими партиями задействованность в политической жизни, которая, естественно, не стимулирует внимание к ним. Специфическим моментом является также то, что в нашей стране характер и статус этих организаций принципиально изменяется в последние годы, но это изменение (т.е. преобразование огосударствленных общественных организаций в организации гражданского общества) еще далеко недостаточно осознается даже самими практиками этого процесса и не получило еще достаточного теоретического обоснования.Классификация общественных организаций возможна по несколькими критериями [23].По уровню политизированности или месту в политической системе (политические партии, общественно-политические организации, общественные организации по интересам).По уровню коммерциализации (некоммерческие и неприбыльные организации, благотворительные фонды, кооперативы).По характеру организованности (партии, движения, организации).По степени иерархии (местные, региональные или общегосударственные организации; первичные организации или их объединение, ассоциации).По направлению деятельности, сфере интересов (профессиональные, демографические, творческие, спортивные, культурно-просветительские, научно-технические и т.п.).По уровню стабильности (постоянно действующие или временные).Ниже приведена несколько иная типология общественных организаций. Рассмотрим эту типологию общественных организаций, представленную по следующим критериям [34]:По своим задачам - политические, профессиональные, научные, творческие и т.п. организации.По типу членства - только индивидуальное членство (партия, профсоюзы), только коллективное членство (ассоциации городов и предприятий), смешанное членство (научное общество), без членства (общественные движения, жен-советы) и по специализации.По общественной роли выделяют массовые организации, ориентированные на дела всего общества и преимущественно на потребности и интересы своих членов.По отраслям деятельности (Приложение 1.1).Среди первого типа организаций, ориентированных на дела общества, можно выделить три следующие группы организаций: политические, проблемные и творческие. Политические организации, или партии, претендуют на влияние и руководство обществом и важнейшими его сферами. Проблемные организации ориентированы на решение какой-то отдельной общественной проблемы, не связанной прямо с нуждами ее членов. Обычно членство в такого рода организациях связано с проявлением альтруизма, с чувством собственной ответственности за глобальные проблемы (Красный Крест, спасение на водах, охрана природы, памятников культуры и т.д.). Творческие организации - на создание новых ценностей: знаний, техники, искусства. В них сочетаются решение важных социальных задач и удовлетворение личных профессионально-творческих интересов участников. Это довольно многочисленные по составу организации артистов, художников, литераторов, ученых, изобретателей и т.д.Ко второму типу организаций, организаций, ориентированных на интересы участников, относятся следующие три группы организаций: корпоративные, взаимопомощи и любительские. Корпоративные организации - это разного рода кооперации, которые создаются для удовлетворения интересов участников (потребительская кооперация, общества рыболовов, охотников, собаководов, коллекционеров и т.д.), также корпоративные интересы выражают профсоюзы и союзы предпринимателей. Организации взаимопомощи могут создаваться либо с целью компенсации распространенных недугов (общества слепых, глухонемых), либо для улучшения материального положения их участников (потребсоюзы, жилкооперативы и т.п.). Любительские организации - это организации клубного характера, которые позволяют удовлетворять непрофессиональные интересы и увлечения своих членов (общества спортсменов, коллекционеров и т.д.).Кроме того, говоря о типологии общественных организаций, необходимо определить место общественных организаций в более высоких уровнях организации гражданского общества, что раскрыто на приведенном ниже рисунке 1.1Так, А.И. Пригожин [40] выделяет в обществе четыре типа организационных образований, два первых - собственно организации, а два последних типа представляют собой пограничные формы, они не являются собственно организациями, но во многих своих чертах родственны им и имеют некоторые признаки последних - это полуорганизации.И, наконец, приведем третий тип классификации, являющийся более полным и обобщенным [34]:Критериями классификации общественных организаций выступают их базовые характеристики, а именно: порядок осуществления легализации; организационная структура и характер членства; статус и территория действия; субъекты деятельности; вид организационно-правовой формы; мотивационные аспекты создания; сфера общественной жизни, в которой действует соответствующая организация; тип и направленность деятельности организации.Согласно этим критериям предлагается различать следующие основные виды общественных организаций:по субъектам деятельности - молодежные, детские, женские организации, объединения ветеранов, союзы работодателей, предпринимателей и др.;Рис.1.1 Типы организационных образований в обществе [34].по видам организационно-правовой формы - общественное движение, союз, общество, общественный / благотворительный фонд, ассоциация, конгресс, общественное / благотворительное учреждение, благотворительная организация (фундация, миссия, лига и т.п.);по сфере общественной жизни - культурные, просветительские, спортивные, экологические, творческие и др.;по типу и направленности деятельности организации относительно субъекта, который ее образовал - профессиональные союзы, благотворительные организации, правозащитные организации, организации национальных меньшинств, общественно-политические движения и др.Кроме того, отдельного внимания заслуживают работы Э. Гидденса [15] в области социальной структуризации общественных организаций. В частности им предложена так называемая "структуральная" двухмерная типология общественных объединений, где предалагется оригинальная наглядная схема классификации различных общественных объединений по двум "структуральным" параметрам-"правилам", определяющим деятельность объединения, и "ресурсам", существующим у такого объединения.Согласно данной теории любая структура представляет собой набор правил и ресурсов. Правила по Э. Гидденсу делятся на конститутивные или "образующие" и регулятивные [15].Основные характеристики правил, существенные с точки зрения социологического анализа, Э. Гидденс описывает как несколько дихотомических пар: "интенсивные - поверхностные", "неявные - дискурсивные", "неформальные - формализованные", "слабо санкционированные - сильно санкционированные". Например, с этой точки зрения законы, действующие в государстве, относятся к дискурсивным и формализованным правилам, а степень их интенсивности и сила санкций за нарушение меняется от одного закона к другому.Ресурсы Э. Гидденс также делит на две группы - аллокативные (материальные) и авторитативные. Ко вторым относятся ресурсы нематериальной власти и влияния - пространственно-временной порядок коммуникаций и принятия решений, отношения людей внутри данного сообщества, наличие шансов и направлений для саморазвития системы и ее составляющих и др. [15].Теперь вернемся к нашему объекту рассмотрения - общественным организациям. Можно легко увидеть, что в каждой из них есть свой набор правил и свои ресурсы для развертывания деятельности.При этом у любых общественных организаций есть правила "образующие" (Устав, Положение и т.д.), и есть правила "регулятивные" - например, регламент проведения заседаний, и т.д. Где-то правила "жесткие", регламентирующие множество сторон жизни объединения и его членов, где-то очень "либеральные".Отличаются объединения и по ресурсам. У кого-то есть помещение для работы, средства связи, сайт, газета, деньги на проведение мероприятий. У кого-то ресурсная база слабая. Кроме того, с точки зрения удовлетворения потребностей членов конкретной организации по мнению социальных психологов можно выделить несколько различных мотиваций, а именно: потребности общения, творчества, участия и власти. В качестве итога, все вышесказанное можно изобразить в виде следующей схемы классификации общественных организаций по Э. Гидденсу [15]:1 уровень (потребности общения):Малые общественные организации (мало правил и мало ресурсов).2 уровень (потребности творчества):Общественные организации среднего уровня (небольшое количество и ресурсов и правил).3 уровень (потребности участия):Общественные организации сетевого типа (есть ресурсы, среднее количество правил);Традиционные общественные организации ("целевого типа") (есть правила, среднее количество ресурсов);Общественные организации-движения (среднее количество и правил и ресурсов).4 уровень (потребности власти):Идеологические организации, корпоративные союзы (в т. ч. профсоюзы);Религиозные организации (много правил, небольшое или среднее количество ресурсов);Политические партии (много правил и много ресурсов).2.2 Функции общественных организацийОбщественные организации являются важным и неотъемлемым элементом демократии и гражданского общества. Эти организации так важны, исходя из анализа их вклада в общество, экономику и политику. Проще говоря, анализируя функции общественных организаций как субъектов социальной политики.Презентацию функций третьего сектора необходимо предварить важной оговоркой: некоторые из описанных функций стоит воспринимать скорее как постулаты. Они, зачастую, базируются на определенных общих, модельных предпосылках, закрепленных в теории демократии, и выполняемых только частью организаций, или только в определенной степени, или только в некоторых странах [22].Примером не полностью выполняемого постулата может быть утверждение, что третий сектор играет роль катализатора действий рынка и политики - с одной стороны смягчает негативные эффекты жестокой конкуренции, а с другой создает возможность эффективного контроля действий властей, а также заботится о правах не всегда слышимых меньшинств. Однако, это правда только тогда, когда мы говорим о зрелом, сильном неправительственном секторе, и о зрелой, стабильной демократии. Даже в наиболее развитых демократических странах такая модель редко полностью соответствует действительности, и воспринимается скорее как политический проект, чем описание статус-кво.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|