p align="right">Таблица 1 Распределение финансовых средств на реализацию Республиканских программ профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан с 2002-2009 годы |
Всего (в млн. руб.) | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | | 505, 9 | 55,0 | 57,8 | 56,5 | 56,8 | 69,9 | 69,9 | 70,0 | 70,0 | | |
Из таблицы видно, что финансирование с каждым годом увеличивается, но не намного. Рассмотрим основные направления антинаркотической работы в Республике Татарстан. Основу государственной антинаркотической работы в Республике Татарстан образовали три классические составляющие (направления): - лечение и реабилитация (как медицинская, так и социальная) наркопотребителей; - противодействие незаконному обороту наркотиков; - профилактика наркопотребления и наркотизации. Основные задачи каждого направления представлены в таблице А.1. В пространстве антинаркотической работы сложилась ситуация, что из трех основных составляющих - лечения и реабилитации наркопотребителей, противодействия незаконному обороту наркотиков, профилактики наркопотребления и наркотизации - наиболее инновационным является третье направление (притом, что специалисты традиционно отмечают его главенствующую роль в системе антинаркотической работы в целом). На практике это обуславливается также наличием по первым двум направлениям в принципе сложившейся системы работы: - лечение и реабилитация осуществляются на базе учреждений системы здравоохранения и социальной защиты (Министерство здравоохранения, Министерство социальной защиты, соответствующие территориальные ведомственные структуры); - противодействие незаконному обороту наркотиков осуществляется на базе имеющейся системы правоохранительных органов (Министерство внутренних дел, органы Федеральной службы безопасности, органы таможни и так далее). В первых двух случаях задачи антинаркотической работы реализуются на основе сложившегося инструментария, и проблематика состоит в их максимальной адаптации к этим задачам, повышению эффективности работы, внедрению адекватных технологий и методик. В третьем случае - профилактика - в традиционной системе государственного управления инструментария практически не предусмотрено. Отдельные задачи направления функционально соответствуют имеющимся структурам (Министерство образования и науки, Министерство по делам молодежи и спорту, Министерство культуры, система административно-территориальное управления и тому подобное), но по определению не могут являться для них принципиально профильными. Встает вопрос о формировании постоянно действующего специализированного органа государственного управления, задачей и профильным назначением которого является организация антинаркотической работы, прежде всего - в сфере профилактики [39, с. 126]. В ряде регионов России подобные структуры созданы (в статусе специальных центров, комитетов и так далее). Характер самой проблемы наркопотребления обуславливает, что за года действия республиканских антинаркотических программ невозможно кардинально изменить наркоситуацию. Для этого пока нет реальных предпосылок ни в Татарстане, ни в целом по России. В основе лежат, прежде всего, объективные параметры: прозрачность границ, нравственно-идеологический кризис, экономическая ситуация, низкий жизненный уровень значительной части населения, легкая доступность наркотиков, проблемы правоохранительной системы, отсутствие устоявшихся институтов государственной политики в сфере профилактики наркотизации населения и так далее [26, с. 100]. Опыт зарубежных стран также подсказывает, что проблема наркотизации (хотя бы на уровне локализации темпов роста) традиционно решается в течение нескольких десятилетий комплексной антинаркотической работы, в которой постоянно задействованы как государственные, так и либеральные общественные конструкции [40, с. 12]. Тем не менее, необходимо констатировать проявление ряда позитивных тенденций в решении проблемы наркопотребления и наркотизации в Татарстане. Позитивное воздействие антинаркотической работы на ситуацию с наркопотреблением, незаконным оборотом наркотиков и наркотизацией населения в регионе проявилось к 2001-2002 годам. В целом отмечается позитивное изменения ряда показателей, характеризующих ситуацию. Некоторые результаты мониторинга представлены в 13 таблицах и 5 рисунках в приложении Б. В мониторинге использованы статистические сведения и информационно-аналитические справки министерств, ведомств и организаций Республики Татарстан. Рассмотрим все три направления антинаркотической работы в Республике Татарстан. Лечение и реабилитация наркопотребителей. Проведена реструктуризация системы наркологической службы в Татарстане. Если ранее она была ориентирована только на лечение алкоголизма, то сегодня акцент сделан на лечение больных наркоманией. Разработаны и внедрены в практику лечебные программы медико-социальной реабилитации больных с алкогольной и наркотической зависимостью. Формируется система мер, направленных на трудоустройство лиц, прошедших курс лечения от наркомании и токсикомании. Налажена постоянная и масштабная подготовка и переподготовка специалистов в области лечения и профилактики наркомании на базе Казанской государственной медицинской академии и Казанского государственного медицинского университета [39, с. 128]. В Татарстане проведен масштабный цикл работ по совершенствованию базы наркологической службы республики (ремонт, реконструкция и ввод в эксплуатацию помещений и оборудования ряда наркологических медицинских учреждений). В городах и районах республики в основном сформированы структуры детско-подростковой наркологической службы (2 специализированных детско-подростковых стационара в городах Казань и Набережные Челны, введены 26 штатных единиц детских врачей-наркологов в штатах районных больниц). Созданы и функционируют отделения (палаты) для оказания неотложной помощи на базе наркологических учреждений городов Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Бугульма, Зеленодольск. Открыты 4 отделения медико-социальной реабилитации в структуре наркологических учреждений республики (города Казань, Набережные Челны, Бугульма). Созданы 10 социально-реабилитационных центров для лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств. Открыты 7 лабораторий для экспресс-анализа наркотических, психотропных средств и одурманивающих веществ в биологических средах организма (в Казани - 2, в Набережных Челнах, Нижнекамске, Зеленодольске, Альметьевске и Бугульме - по 1). В городе Казани создан социально-реабилитационный центр для детей и подростков, допускающих немедицинское потребление наркотических средств. Сегодня в системе наркологической службы Татарстана работают 8 наркологических диспансеров со стационарами, 3 психоневрологических диспансера с наркологическими подразделениями, 37 наркологических кабинетов, 18 детских подростковых кабинетов, 5 бюджетных анонимных наркологических кабинетов, 8 кабинетов экспертизы алкогольного и наркологического опьянения, 10 химико-токсикологических лабораторий при наркологических диспансерах, 10 дневных стационаров, 7 межрайонных центров для оказания наркологической помощи населению. В настоящее время обеспеченность населения Татарстана наркологами составляет 0,03 на 10 тысяч населения, койками в наркологических учреждениях - 2 на 10 тысяч населения. В системе социальной помощи (по линии Министерства социальной защиты Татарстана) функционируют 48 учреждений социального обслуживания, в том числе 13 социальных приютов для детей на 430 мест, 2 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних, 10 центров и 35 отделений социальной помощи семье и детям, 2 центра экстренной психологической помощи по телефону (Казань и Набережные Челны), 3 отделения экстренной психологической помощи по телефону (Зеленодольск, Елабуга, Альметьевск). Сеть негосударственных реабилитационных центров Татарстана включает ряд центров для наркозависимых, практикующих авторские и традиционные методики работы. К ним относятся наркологический реабилитационный центр «Преодоление» (действует с 1999 года), общественная организация «Вера» (действует с 2002 года), центр «Выбор» (действует с 1998 года), реабилитационный центр «Надежда» (действует с 2000 года) и другие [41]. Противодействие незаконному обороту наркотиков. Развивается материально-техническая и технологическая база противодействия незаконному обороту наркотиков (создание на основе компьютерной техники единой межведомственной автоматизированной системы сбора, анализа и обобщения информации о лицах, причастных к незаконному обороту наркотиков, увеличение штатной численности подразделений правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков, создание межведомственного центра по подготовке и повышению квалификации сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков) [39, с. 130]. Профилактика наркопотребления и наркотизации. Налажены подготовка и производство методик, технологий, научно-практических пособий по проведению антинаркотической пропаганды среди различных социальных групп. Сформирована целостная система социальной антинаркотической рекламы и пропаганды, включающая «наружную» рекламу на улицах городов Татарстана и общественном транспорте, «мобильную» рекламу на массовых мероприятиях, пропаганду во всех видах средств массовой информации Татарстана. Налажена постоянная антинаркотическая работа средств массовой информации, контакт представителей масс-медиа с государственными и общественными институтами. Разработаны и внедрены учебные программы разного уровня о медицинских, социальных, правовых и иных негативных последствиях наркопотребления, включая программы для средних специальных и высших учебных заведений по подготовке и переподготовке специалистов антинаркотической работы, в первую очередь - работающих с молодежью. Создана база подготовки и переподготовки специалистов в области антинаркотической работы, которая включает: систему дополнительных образовательных курсов, учебных занятий, семинаров, лекций и тому подобное по проблемам злоупотребления наркотиками, их незаконного оборота и профилактики наркомании; систему производства пособий для педагогических работников образовательных учреждений, родителей, социальных работников по формированию у подростков негативного отношения к употреблению наркотиков, по психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних, склонных к употреблению наркотиков. В рамках государственных ведомств сформированы специальные службы, задействованные в антинаркотической работе (структуры по подготовке специалистов-психологов для системы Министерства образования и науки и реабилитационных центров на базе Казанского государственного университета и Казанского государственного педагогического университета, психолого-педагогическая служба в системе Министерства образования Республики Татарстан, штатные должности психологов в учебных заведениях, сеть муниципальных подростковых клубов, спортивных секций и клубов по интересам, служба уличных социальных работников в системе Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, развитие реабилитационных служб и центров в системе Министерства социальной защиты Республики Татарстан и так далее) [39, с. 131]. Практически создан целостный механизм привлечения к антинаркотической работе общественных (негосударственных) институтов - религиозных конфессий, общественных организаций, вузовских структур и так далее, активизация общественных антинаркотических инициатив, мероприятий и проектов. На этой базе в Татарстане осуществляется комплекс различных антинаркотических программ и мероприятий, проводятся массовые детские и молодежные акции, культурно-досуговые и спортивные мероприятия [42, с. 12]. Таким образом, Татарстан стал одним из первых регионов страны, где идет планомерная структуризация антинаркотической работы как постоянной константы государственного управления. Можно констатировать, что эмпирическим путем формируются пространство, организационная структура и технологии антинаркотической работы. При этом особое место среди ее составляющих (лечение и реабилитация наркопотребителей, противодействие незаконному обороту наркотиков, профилактика наркопотребления и наркотизации) занимает именно профилактика. Специалисты антинаркотической работы отводят ей решающую роль. 2.2 Анализ современной системы организации профилактики наркотизации и формированию здорового образа жизни среди населения в Муниципальном образовании «Нижнекамский муниципальный район» На сегодняшний день в Нижнекамске сложилась система противодействия наркомании и распространению наркотиков, в работе которой задействованы ресурсы органов государственного управления и общественности, религиозных объединений и предприятий, студенчества и средств массовой информации, образования, здравоохранения, культуры, сферы социальной защиты населения и другие силы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|