p align="left">- решение правовых вопросов реабилитации детей и подростков с определенной зависимостью в образовательной среде. Принципиальная важность данного условия означает борьбу за каждого ребенка, чья успешная социализация в жизни не осуществлялась часто по не зависящим от него причинам. Ребенок, не завершивший общего образования, не получивший учебно-профессиональной ориентации, но вступивший на путь наркомании и теряющий свои связи со школой и семьей, после проведения необходимых лечебных и социально-профилактических мер должен быть возвращен в образовательную среду. В противном случае он социально изолируется и навсегда остается в наркоманической среде, лишаясь шанса вернуться к нормальной жизни. Если ребенок «выводится» из образовательной среды, нарушаются его права, что противоречит основным принципам государственной политики в области образования; - взаимодействие образовательных структур всех уровней со средствами массовой информации, при котором существенным становится формирование позитивного антинаркогенного общественного сознания. Элементом такого сознания является противодействие на уровне федеральных и региональных средств массовой информации различным проявлениям молодежной пронаркотической субкультуры; - взаимодействие образовательных структур с общественными организациями, духовными центрами, деятелями культуры, родительскими объединениями, группами активной молодежи, волонтерами с целью совершенствования и укрепления разнообразия антинаркотических профилактических форм [24, с. 43]. Анализ многоаспектной антинаркотической профилактики подводит к необходимости выделить ее информационное направление. Средства массовой информации, Интернет, реклама являются серьезным фактором воздействия на общественное сознание. Освещение проблемы наркотиков в современных российских СМИ зачастую не адекватно реальной наркоситуации, характеризующейся распространением наркомании среди широких слоев населения, и в первую очередь среди тех, кто обладает самым слабым самоконтролем и самой неустойчивой системой ценностей, то есть подростков и молодежи. Информационное направление включает мероприятия, информационно обеспечивающие эту деятельность, и мероприятия непосредственно информационной профилактики. К информационно обеспечивающим мероприятиям относятся: - проведение научных комплексных (социологических, психологических, педагогических и междисциплинарных) исследований проблем наркотизма, наркомании, токсикомании, незаконного оборота наркотиков с целью выработки практических рекомендаций по осуществлению противодействия этим явлениям; - научное обеспечение профилактики наркомании и токсикомании с проведением медицинских исследований в области их диагностики и лечения; - организация и проведение мониторинга распространения потребления наркотических средств и психотропных веществ среди населения и выявление групп риска. Практически такая работа возможна лишь при наличии нормативных актов, регламентирующих организацию, основания, порядок выявления, освидетельствования и учета различных категорий лиц, потребляющих наркотики без назначения врача; - создание и техническая поддержка информационно-аналитической справочной базы данных по проблемам наркозависимости. Непосредственно профилактические информационные мероприятия базируются на: - привлечении средств массовой информации к пропаганде деятельности по профилактике незаконного оборота наркотиков, наркотизма, включая организацию и проведение телевизионных передач, посвященных проблемам профилактики наркозависимости (не только молодежи); - подготовке и издании методических пособий для специалистов, участвующих в профилактике наркозависимости; - организации и проведении специализированных культурно-массовых мероприятий [25, с. 8]. Важнейшими направлениями государственной политики в области борьбы с наркотиками на современном этапе должны стать усиление информационно-просветительской формы профилактической работы, ведение регулярной антинаркотической пропаганды с определением ее конкретных механизмов и ресурсов. Распространение наркотизма и наркомании провоцирует государство на реализацию традиционных запретительно-репрессивных методов формального контроля. Однако радикально изменить наркоситуацию к лучшему таким путем не удается. Антинаркотическая работа, как правило, замыкается на правоохранительные структуры и медицинские учреждения, что неизбежно снижает роль программ общесоциальной профилактики. Анализ нормативных источников, работ зарубежных и отечественных социологов показывает, что существуют три основные стратегии социального контроля в отношении к практике борьбы с наркотизмом: репрессивная («война с наркотиками» - «War on Drugs»), либеральная («уменьшение вреда» - «Harm Reduction»), рестриктивная (ограничительная). Репрессивная стратегия рассматривает наркопотребителя в качестве асоциального типа, ответственного за свое незавидное положение. Основным рецептом «исправления» является уголовное наказание, изоляция и принудительное лечение. Особых различий между наркоманом и наркопотребителем не делается. Наркотизм в рамках этой модели в целом представляется как устранимое явление, стоит только раскрутить маховик репрессий. Этот путь наиболее характерен для стран с тоталитарными политическими режимами в настоящем и прошлом [10, с. 203]. В рамках либеральной модели наркоман - больной человек, ставший жертвой личной предрасположенности или внешних обстоятельств. Наркотический опыт индивида продиктован его свободным и добровольным выбором. Наркотизм неустраним Внимание общества сосредоточено не на наказании наркозависимых, не на подавлении с помощью репрессий, а на лечении и профилактической работе, на обеспечении жертв наркотизации психологической и социально-медицинской помощью, в том числе и путем отмены запретов на свободную продажу и открытое употребление легких наркотиков. Либеральный подход в законодательстве и антинаркотических практиках влечет за собой ограниченную легализацию наркопотребления. Стратегия либерального реагирования на наркотизм не бесспорна. Однако важно то, что она исключает слепую веру в силу запрета, рассматривая его как недостаточно эффективное и, разумеется, далеко не единственное средство решения проблем молодежного наркотизма. В этом направлении развивают свое антинаркотическое законодательство и социальные практики Нидерланды, Швейцария, Великобритания, Австралия. В США во многих штатах декриминализовано хранение небольших количеств марихуаны, то есть отнесено к разряду мелких правонарушений, таких, как нарушения правил дорожного движения. Использование либеральной модели вряд ли приемлемо в современных российских условиях, поскольку в нашей стране все еще очень низка общая и правовая культура населения, сильны массовые ожидания относительно эффективности репрессий. Снятие административно-правовых запретов и ограничений на употребление даже легких наркотиков, легализация их оборота могут иметь опасные социально-криминальные последствия. Рестриктивная модель социального контроля удачно апробирована в Швеции. Ограничительный подход занимает промежуточное положение между либеральной и репрессивной моделями, поскольку включает в себя как меры дифференцированной общесоциальной и социально-медицинской профилактики наркотизма, так и меры репрессивного характера, направленные на пресечение незаконного оборота наркотиков и преследование тех лиц, которые наживаются на этой социальной проблеме. Наркоман с рестриктивной позиции - больной человек, нуждающийся в различных формах лечения и реинтеграции в общество. Между наркоманами и наркопотребителями проводятся четкие различия. Наркопотребители - основной объект превентивной антинаркотической работы с целью существенного ограничения спроса на наркотики. Наркотизм как явление устраним, но подвержен эффективному контролю и ограничению. В рамках рестриктивной модели приоритетом являются превентивные практики информационного, психологического, воспитательного, медицинского, просветительского реагирования и мероприятия по минимизации вреда при запрете легализации наркотиков, жестком пресечении их незаконного оборота. Этот подход более гибок и эффективен, поскольку позволяет использовать программы замещающей терапии тяжелых форм наркомании, кабинеты по обмену шприцев и другие социально-медицинские мероприятия по минимизации вреда. Достаточно сказать, что в Голландии - стране с либеральным законодательством в отношении наркотиков - на 100000 населения совершается 260 тяжких преступлений, в Швеции, где реализуется рестриктивная модель антинаркотической политики, их всего 45 [26, с. 98]. Рестриктивная стратегия социально ориентированна и перспективна для России. Она свободна от крайностей либеральной и репрессивной моделей. Законодательное оформление и использование основных элементов подобного подхода позволило бы понизить латентность и криминализацию молодежного наркотизма, повысить, в конечном счете, продуктивность антинаркотической работы, прежде всего за счет активной общесоциальной профилактики, программ по минимизации вреда и мероприятий по ограничению незаконного оборота наркотиков [10, с. 225]. Отечественное антинаркотическое законодательство все еще имеет преимущественно репрессивную ориентацию. Так, в статье 1 Федерального закона 1998 года «О наркотических средствах и психотропных веществах» не определяются понятия «наркотизм», «наркопотребитель», а используются термины «наркомания», «больной наркоманией».[12]. Понятия «профилактика наркомании» и «антинаркотическая пропаганда» в 1 статью закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» было введено лишь в 2006 году. [27]. Статья 4 закона, регламентируя государственную политику в сфере оборота наркотических и психотропных веществ, не содержит указания на приоритет прав человека. В соответствии с этим можно сделать вывод, что потребители наркотиков не расцениваются отечественным законодателем как личности, обладающие определенными правами. В итоге правоприменительные практики направлены на борьбу со всеми, кто так или иначе включен в наркопотребление, на установление контроля над наркооборотом, постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также количества наркопреступлений. К сожалению, законом не фиксируются такие важные цели государственной политики в области наркотиков, как уменьшение числа новых наркопотребителей, снижение вреда, причиняемого их здоровью, снижение проблем их социализации и ресоциализации. Он декларирует «приоритетность мер по профилактике наркомании», а не наркотизма [26, с. 100]. Непременным условием антинаркотической государственной политики является координация антинаркотических сил. Поэтому в организационно-административном направлении противодействия наркоугрозе актуализируется согласованность их усилий и действий для достижения четко обозначенной цели. Кроме этого, в достижении качественно нового уровня социальной безопасности российского общества в контексте борьбы с наркоманией видится также обоснованным усиление взаимосвязи Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и антинаркотических комиссий федеральных округов, что позволит усилить надзорно-контрольную функцию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и ее связь с общественными структурами. В 2003 году впервые в российской истории был создан и приступил к работе специальный орган исполнительной власти - Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, перед которым поставлены задачи: - качественно изменить характер сложившейся в последнее десятилетие антинаркотической практики, сместив акценты с работы по наркопотребителя и на борьбу с организованной наркопреступностью; - пресекать каналы поступления наркотиков в Россию из-за рубежа и их последующего сбыта; - нанести удар по экономическим основам наркобизнеса; - усилить координационное начало правоохранительной деятельности государства на данном направлении; - интегрироваться в мировую систему противодействия производству и распространению наркотиков [26, с. 101]. Как известно, наркотическая угроза носит комплексный характер. Проблема наркомании вышла за пределы чисто медицинской или правоохранительной проблемы и приобрела характер социальной, гуманистической проблемы [28, 16]. Наркотизация как степень вовлеченности в наркоманию части социальных групп имеет эпидемический характер, деструктивную направленность и оказывает негативное влияние на социально-экономические, политико-правовые и духовно-нравственные основы общества. Поэтому все силы государства и общества должны быть направлены на устранение этой угрозы. В заключение необходимо подчеркнуть приоритетность направлений противодействия распространению наркомании со стороны государства: -создание действенной антинаркотической системы, в основе которой должна быть профилактика наркотизации общества (затраты на профилактику значительно меньше затрат на лечение наркозависимых и их дальнейшую социальную реабилитацию); - принятие неотложных, экстренных мер по ликвидации беспризорничества и безнадзорности как деструктивных социальных явлений (есть позитивный отечественный опыт царской и советской России в данном направлении); - формирование единого профилактического пространства на основе комплексной, активной, наступательной системы мер, включая антинаркотическое воспитание (предусмотреть всероссийский антинаркотический всеобуч с обучением родителей, подростков, педагогов, социальных работников, журналистов и др.; ввести тестирование на наркотики в школах, образовательных учреждениях, на ответственных производствах, в армии);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|