реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Римское право

реферат
/i>2. Другую группу и наиболее многочисленную составляли города, получившие название союзников (civitates foederatae). Они не входили в состав Римского государства, но связаны были с Римом только союзным договором. Некоторые союзники выступали на равных с римлянами, заключая с ними равноправные договоры (foedera aequa), в соответствии с которыми каждая из сторон обязывалась помогать другой, и проводили собственную независимую внешнею политику. Другие союзные общины находились в зависимых отношениях от Рима, поскольку римляне заключили неравноправные договоры (foedera iniqua), в соответствии с которыми они оказались в подчиненном Риму положении и обязывались в одностороннем порядке помогать Риму и следовать в фарватере его внешней политики. Жители этих городов оставались для римлян чужеземцами и назывались перегринами (peregrini). Поэтому для их правовой защиты и охраны их имущественных отношений вводились особые нормы, т. н. ius gentium, т.е. право народов, а также утверждалась особая магистратура praetor peregrinus.

3. Последнюю категорию составляли города, которые потерпели в борьбе с Римом решительное поражение. Такие общины потеряли свою внутреннюю самостоятельность и находились под контролем посылаемых из Рима должностных лиц. Они назывались подданными (dediticii, от deditio - капитуляция). Их также римляне считали перегринами, они были лично свободными, но не имели никаких публичных прав. Их правовая ситуация полностью зависела от односторонней воли римлян.

Несмотря на то, что италики были разъединены и находились в разных отношениях с Римом, в начале I в. до Р.Х. они объединились и восстали против Рима. Началась союзническая война. Восстание было прекращено благодаря тому, что по закону 89 г. гражданство было предоставлено всем жителям Италии. Правда, они были записаны в 8 специальных триб, что не давало им значительного влияния в народном собрании.

В период республики власть Рима распространилась и за пределы Италии. Однако в отличие от италийских общин, которые в большинстве своем, являясь союзниками, не теряли внутренней автономии, земли, приобретенные за пределами Италии, попадали в полную зависимость от Рима и назывались провинциями. Управляли этими провинциями проконсулы или пропреторы, т.е. лица, исполнявшие в течение года должность консула или претора. Территория провинции считалась собственностью Рима, поэтому жители провинции платили налог (граждане Рима, как коренные, так и бывших городов латинского союза были освобождены от уплаты налогов). Проконсулы и пропреторы наделялись высшей военной, административной и судебной властью. Нередко положение жителей провинции становилось очень тяжелым, так как они были источником дохода для Рима и объектом часто вопиющей эксплуатации, как для римских должностных лиц, так и для частных предпринимателей.

2. Борьба между патрициями и плебеями

Плебеи, допущенные после реформы Сервия Туллия к службе в войске, оставались бесправными, и их положение даже ухудшилось после отмены царской власти из-за произвола магистратов. Первым таким ограничением был уже упоминаемый lex Valeria (509 г), согласно которому всякий приговор консула или претора, налагающий на кого-либо, смертную казнь, мог быть обжалован в народном собрании. Таким образом, вопрос о жизни и смерти гражданина был изъят из компетенции магистрата.

Но для того, чтобы успешно противостоять патрициям, плебеям необходимо было сплотить свои силы. Так в 494 г. они, объединившись, организовали сецессию, т.е. уход из города. Они ушли на священную гору и там хотели организовать свой собственный город. Патриции пошли на уступки плебеям и приняли новые законы. Главным пунктом этих законов было учреждение должности плебейских трибунов. Им было разрешено избирать двух трибунов, которые должны были их защищать от распоряжений патрицианских магистратов. Кроме трибунов, плебеям было разрешено избирать двух эдилов. Плебейские эдилы и трибуны считались лицами неприкосновенными и священными.

Утвердив свою сословную организацию, плебеи стали добиваться записи законов и в 451 г. были изданы законы XII таблиц. Однако комиссия децемвиров, составлявшая законы, узурпировала власть, и все плебейские институты были ликвидированы. Поэтому плебеи снова организовали вторую сецессию в 449 г. и патриции снова пошли на уступки, восстановив все прежние плебейские учреждения.

По закону Канулея в 445 г. были разрешены браки между плебеями и патрициями. Плебеи стали требовать допуска их к должности консула. Патриции решили ликвидировать консульскую должность и заменили ее выборными военными трибунами с консульскими полномочиями. В число этих военных трибунов могли быть избраны и плебеи. Но патриции оставили за собой власть цензорскую, т.е. составление гражданских списков и распределение граждан по трибам, классам и центуриям. В 421г. было увеличено число квесторов до 4 и к этой должности стали допускать и плебеев. В 367 г. по закону Лициния и Секстия была восстановлена консульская власть, но уже с тем условием, чтобы один из консулов был непременно плебеем. Кроме того, появилась и должность претора, а к двум существовавшим ранее плебейским эдилам были добавлены два патрицианских курульных эдила. Но вскоре и претура и должность курульных эдилов стали доступны также плебеям. В 350 г. плебей мог быть избран на должность цензора, а в 300 г. число понтификов и авгуров увеличилось с тем, чтобы половина избиралась из плебеев. С этого времени борьба между патрициями и плебеями закончилась. Плебеи стали вполне равноправными с патрициями.

Постепенно в Риме стали выделяться семьи, члены которых достигли высших республиканских должностей. Эти семьи объединились в особую общественную группу - нобилей. Им запрещалось заниматься торговлей и промыслами. Нобили становились крупными землевладельцами. Нобили или представители сенаторского сословия носили тогу с широкой красной полосой. Появилось и сословие всадников, занимавшихся торговлей, сбором налогов, мореплаванием. Это была денежная аристократия. Источником пополнения, как всаднической аристократии, так и низших слоев населения стал плебс, т.е. широкие слои свободного трудящегося люда, в т. ч. и пролетариев. Плебс был подвержен дифференциации. Наиболее богатые торговцы, предприниматели, банкиры включались в состав всаднической аристократии.

3. Составные элементы государственной власти в Риме в эпоху республики

Народное собрание. Куриатные собрания потеряли в Риме какое-либо значение. Главной формой народных собраний стали центуриатные собрания, т.е. собиравшиеся по центуриям, установившимся со времени реформы Сервия Туллия. На этих собраниях проходили выборы магистратов. Центуриатные собрания потеряли свои функции как собрания воинов и решали политические проблемы. В это время число центурий в Риме выросло до 375.

Возникли также и трибутные собрания, собиравшиеся по трибам, также возникшим во время Сервия Туллия. В этих собраниях имущественное состояние граждан уже не играло никакой роли. Постановления трибутных собраний носили название плебисцита. Законопроекты вносились в те или другие собрания, в зависимости от того, в каком типе собрания магистрат избирался. Собрания (comitia) приобрели значение законодательного органа.

Сенат. Сенаторы назывались patres conscripti. Предполагают, что patres - это сенаторы из патрициев, conscripti - сенаторы из плебеев, хотя с другой стороны, название patres conscripti может указывать на то, что это те патриции, которые были отобраны царем. За списком членов сената следили цензоры. Общее число сенаторов в начальный период республики было равно 300 членам, во время Суллы их стало 600, а во время Цезаря - 900. Консул или претор созывал сенат и председательствовал в нем. Сенаторов выбирали пожизненно из числа тех римских граждан, которые успешно выдержали cursus honorum, т.е. нормальную временную последовательность, в порядке которой римский гражданин мог занимать высшие государственные ординарные должности (квестор, эдил, претор, консул). Сенат рассматривал вопросы религии, культа, меры общественной безопасности, финансовые вопросы, управление провинциями, осуществление дипломатических отношений и проблемы войны и мира. Сенат являлся высшим исполнительным органом.

Магистратура. Магистраты пользовались правом неприкосновенности. Их должность рассматривалась в Риме не как служба, а как почесть. Все римские магистраты были властями выборными и безвозмездными. Ординарные должности перечислены выше. Экстраординарной считалась должность диктатора, т.к его избирали на 6 месяцев в случае возникшей для государства опасности. Магистратура считалась обычной исполнительной властью. Важнейшими чертами римских магистратов были:

магистров избирали на один год и только цензоров - на 5 лет;

все магистры были организованы коллегиально: два консула, два, а позднее и более преторов и т.д. Действовали же магистры самостоятельно и решали вопросы с учетом всей полноты принадлежащей им власти. Однако с помощью права "вето" один из магистратов мог приостановить распоряжение другого. Право "вето" распространялось не только на магистратов - членов одной и той же коллегии, но и на других магистратов, стоящих на низшей ступени служебной лестницы. Так консул может накладывать вето не только на решения другого консула, но и претора, квестора, эдила. Но вместе с тем решение цензора не может никто приостановить кроме другого цензора, а народный трибун может накладывать "вето" на решения всех других магистратов, включая и консулов. Таким образом, право "вето" было в Риме важнейшим средством противодействия амбициозным устремлениям отдельных магистратов к единоличной власти.

Как уже отмечалось, в опасные периоды Римская республика прибегала к выборам экстраординарной власти - диктатуре. Диктатор избирался на 6 месяцев, в течение которых все ординарные магистраты слагали с себя полномочия. По истечении 6 месяцев диктатура могла быть отменена или переизбрана на следующий шестимесячный срок;

3) последним условием, фактически ограничивающим возможность произвола со стороны магистратов, служило то обстоятельство, что все они могли быть привлечены к суду народного собрания, причем высшие магистраты по истечении должностного срока, а низшие даже раньше. Власть высших должностных лиц в Риме называлась potestas (конкретная гражданская) и imperium (общераспорядительная гражданская и военная). При этом магистратов различали как magistratus cum imperio (претор, консул), так и sine imperio (цензор, трибун) и последним стали приписывать potestas (censoria, tribunicia).

Стали вкладывать различное содержание в понятия imperium и potestas. Ту власть называли imperium, которая заключала в себе военные, административно-политические и правовые функции. Такие полномочия имели преторы и консулы.

Существеннейшими правами римских магистратов были следующие: право сношения с богами от имени римского народа; право вносить в сенат relationes (реляции), а в народное собрание rogationes (запросы); право издания общеобязательных распоряжений; высшее военное командование; высшая административно-правовая власть.

Средствами осуществления власти магистратов были: право личного задержания нарушителя; придание суду; наложение штрафа; арест имущества или части его, принадлежащего нарушителю, для обеспечения его повиновения.

Полномочия imperium были различны, как внутри Рима, таки за его пределами (imperium domi и imperium militiae). Поэтому в последнем случае imperium магистрата был ограничен. Внутри городской черты (pomerium, не далее 1,5 км вокруг стен), на решение магистрата возможна provocatio (апелляция гражданина против решения магистрата к народному собранию); вне ее она не допускалась, там власть магистрата была не ограничена. С войском магистрат, имеющий imperium, не имел права входить в город. Он должен был распустить войско у границ померия. Внутри Рима власть магистрата ограничивалась одним годом и до избрания нового магистрата возможен интервал (interregnum); за его пределами магистрат оставался у власти сверх срока (pro magistratu) до прибытия нового должностного лица. Внутри Рима все магистраты правили совместно. За пределами Рима магистраты правили единолично, либо находясь в единственном числе, либо чередуясь во власти.

Все высшие магистратуры имели свой аппарат. Его служащие назывались apparitores. Они получали жалование и не считались магистратами. Аппарат мог переходить от одного магистрата к другому. В Риме установился известный иерархический порядок замещения должностей: эдил, квестор, претор, консул. Существовал также возрастной ценз для занятия должностей и требование иметь семью: для квестуры - 30 лет, для претуры - 40 лет, для консулата - 42 года. Два консула стояли во главе всех ординарных магистратур. Поскольку их полномочия были обширны, да и им часто приходилось отлучаться из Рима, поэтому понадобились заместители. Сначала появился только один - претор. Он вел судебные разбирательства, касающиеся граждан. Затем появился второй претор, который вел судебные разбирательства, связанные с иностранцами. Позднее число преторов выросло до 16.

Влиятельным положением пользовались цензоры. Они также составляли коллегию из 2-х человек и избирались на 5 лет. Главным содержанием их деятельности было производство ценза, т.е. составление списков населения, распределения граждан по трибам, классам и центуриям, зачисление во всадники. Цензоры также осуществляли надзор за нравами. Цензоры принимали также участие в управлении финансами. Римляне учитывали доходную и расходную часть средств. Статьями расходов были: содержание войска, постройка кораблей, проведение дорог, сооружение зданий, расходы на религиозные нужды, снабжение города продовольствием. В республиканский период граждане не платили налогов, поэтому доходная часть пополнялась из следующих средств: налоги, взимаемые с провинциалов, иностранцев, вольноотпущенников; косвенные налоги (таможенные пошлины и пошлины за отпускаемых на волю рабов); доходы с государственных промыслов и земель. К государственным промыслам принадлежали рудники, соляные копи, рыбные ловли. Особую важность представляли государственные земли (ager publicus). После каждого завоевания римляне около трети завоеванной земли оставляли себе, затем лучшую часть либо отводили под колонии, или продавали в частную собственность. Невозделанные земли сдавались в аренду или подлежали свободному завладению (оккупации). Правда, к концу республики невозделанные земли совершенно исчезли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.