p align="left">3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. [4] ( Скорее связано с обещанием применения наказания за неоднократное упоминание имени его, как проявление скромности того, кто назвал себя Всевышним. ) 4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой -- суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осёл твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. [4] ( Странно, что человек убивший надзирателя за уничижающее отношение к своему народу как к рабам сам устанавливает факт рабовладельческих отношений и признает деление общества на своих и чужих по родовому признаку. ) 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои ( а не всех ) на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. [4] Следующие три заповеди приведены с одними из возможных пояснений ввиду их кажущейся простоты в понимании, многозначности религиозных интерпретаций и однозначности процессуального пресечения их невыполнения. 6. Не убивай. [4] ( сам ) 7. Не прелюбодействуй. [4] ( видимо открыто) 8. Не кради. [4] ( на виду ) 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. [4] ( Словом " твоего " обозначается степень близости " ближнего ". ) 10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. [4] ( Устанавливается порядок отношений в круге "ближних" своих. ) Закрепленный в Торе патриархат устанавливает зависимое положение женщин, которое начинает снижаться со времен Юстиниана и введением института "брака без власти мужа" в Древнем Риме и связанным в это время ослаблением роли домовладыки. 16. Жене сказал Он: Премного умножу муку твою и беременность твою, в мучении будешь рождать детей. И к мужу твоему вожделение твое, он же будет властвовать над тобой. [Сончино] [4] Очень насущным видится смысл следующего отрывка перевода в принятии во внимание длительность современной недели в созидании благ человечества человеком и 7-ми дней творения бога. 1. И завершены были небеса и земля, и все их воинство. [Сончино] 2. И завершил Б-г на седьмой день Свой труд, который делал, и почил Он в седьмой день от всего Своего труда, который делал. [Сончино] 3. И благословил Б-г седьмой день и освятил его, ибо в сей (день) почил Он от всего Своего труда, который сотворил Б-г, (что надлежало) делать. [Сончино] [4] 4. Индия 4.1 Ригведа ( 1700--1100 гг. до н. э.) и Авеста ( 1200--800 г. до н. э. ) Со слов учёного-археолога, профессора, Геннадия Здановича современники первой династии Вавилона, фараонов Среднего Царства Египта пришли из древнего поселения Аркаима и "Страны Городов" ( начала II тыс. до н. э.) , расположенной на территории современного Южного Урала, а первичные тексты "Ригведы и Авесты" зарождались именно здесь. Планировочную структуру Аркаима составляли центральная площадь, два кольца оборонительных сооружений, два круга жилищ и одна кольцевая улица, совмещенная с ливневой канализацией. [5] Авеста - собрание священных текстов. В переднем округе [Вара] сделай девять проходов, в среднем -- шесть, во внутреннем -- три*. В проходы переднего [округа] принеси семя тысячи мужчин и женщин, среднего -- шестисот, внутреннего -- трёхсот. Сгони их в Вар золотым рогом и и закрепи Вар дверью-окном, освещающимся изнутри"**.[6] Природа человека сомнительна. В следующем отрывке "Авесты" утверждается идеал и тут же он подвергается сомнению в поиске нового. "Истина - лучшее благо. Благо будет, благо тому, Чьё Истине лучшей благо"*.[6] Ригведа - собрание религиозных гимнов. Пока это еще религиозно-обрядовые мифы и песнопения восхваляющие богов и сопровождающие обычаи жертвоприношений. Все-Боги, беспорочные, желанные, благосклонные, Пусть насладятся возницы жертвенным напитком! и содержащие призывы к защите своей общины. [7] 3 О Индра, при твоей поддержке пусть возьмем мы дубины, как(ты-) ваджру, (и) победим в борьбе всех соперников. [7] Так-же в Ригведе можно заметить отражение начинающегося расслоения общества. 9 Две руки, хоть и одинаковы, не делают одинаковой работы, (Две коровы,) хоть и от одной матери, не одинаково доятся. Даже у близнецов силы не одинаковы. Не одинаково дарят двое даже кровных родных. [7] 4.2 Законы Ману ( II в. до н.э. - II в. н.э ) Позже индийские санскары или "церемонии", "таинства", обозначающее "внешнее проявление внутренней чистоты духовной силы человека" или ритуалы и обряды использовались в индуизме при проведении причастия, крещения, браков и др. а позднее дхармасутры и дхармашастры, уже записанные и применявшиеся в течении шестисот лет "развития" древнеиндийского общества, нашли отражение в дошедших до нас "Законах Ману" с толкованиями средневековых индийских комментаторов. Интересным представляется обычай продолжения рода человеком, прекратившим свое существование посредством передачи наследственного материала одним из своих родственников. V, 160. Стихи V, 160-164 явно отвергают обычай иийога (niyoua), по которому жена умершего бездетного мужа обязана была прижить от родственника мужа сына, который в этом случае считался сыном не действительного отца, а умершего мужа своей матери (см. IX, 59-63); цель этого обычая - обеспечить умершего номинальными приношениями. [8] и там же о значимости знаний присущих и накопленных с претензией на поздний Ламаркизм Из двух [отцов] - дающего рождение и дающего знание Веды - почтеннее отец, дающий знание Веды; ведь рождение, данное Ведой, вечно [и] после смерти и в этом мире. [8] полученных и приобретаемых 153. Несведущий действительно является ребенком, обучающий Веде (mantrada) является его отцом, ибо всегда говорили несведущему "дитя", а обучающему Веде -- "отец". [8] и выраженных в уважении к стремлению их получения [Величие достигается] ни летами, ни сединами, ни богатством, ни родственниками.. Мудрецы сотворили дхарму: кто знает наизусть [священные тексты] (anucana), тот для нас велик. [8] и с другой стороны в признании невозможности достижения совершенства 155. Старшинство у брахманов [зависят] от знания, у кшатриев -- от доблести, у вайщиев - от богатства зерном и только у щудр -- от возраста. 31. Изучение Веды, аскетизм, знание, чистота, обуздание органов чувств, исполнение дхармы, размышление о душе - признаки качества благости. 33. Алчность, леность, нерешительность, жестокость, неверие (nastikya), ведение дурной жизни, попрошайничество и небрежность - признаки качества темноты. 104. Аскетизм и священное знание * - лучшие средства обеспечения блаженства для брахмана; посредством аскетизма он убивает грех, посредством священного знания он достигает бессмертия. [8] Продолжается разделение людей уже на социальные группы ( варны ) с присущей каждой из них своей роли в индуистском обществе того времени: 321. Огонь произошел от воды*, кшатрий - от брахмана, железо -- от камня, всепроникающая энергия тех [первых] угасает в отношении источников своего существования *. 326. Вайщию, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью * и особенно разведением скота. 413. Но щудру, купленного или некупленного*, он может заставлять исполнять [такого рода] услужение (dasya), ибо тот был создан самосущим для услужения брахману. [8] С самого верху проводится религиозное закрепление порядка повиновения со ссылкой на того, кто вездесущ и не осязаем. 91. Но только одно занятие Владыка указал для щудры -- служение (^u^ru^a) этим варнам со смирением *. [8] Сверху устанавливаются жесткая иерархия с возникающим прообразом механизма государства, основанного на принуждении и подчинении одних другими 418. Надо ревностно побуждать вайщиев и щудр исполнять присущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир. [8] и связанный с этим механизм взаимозависимости ветвей власти. 322. Без брахмана не преуспевает кшатрий, без кшатрия не процветает брахман; брахман и кшатрий, объединившись, процветают и в этом мире и в ином. [8] А с другой стороны, точнее снизу, закрепляются общности связанных близкой степенью родства друг с другом людей и устанавливается запрет на переход из одной варны в другую. 24. Смешение варн возникает вследствие нарушения [порядка] варн, вследствие браков, которые не должны были бы заключаться, и отказа от исполнения дел, присущих [каждой варне]. 29. А они затем порождают от женщин друг друга многих отверженных, - еще более порочных и презренных. [8] Но как любой запрет, возникший из обычая, он был "успешно" впоследствии преодолен и к концу 2-го тысячелетия число каст в Индии достигло 3000-х тысяч. 5. Китай Китайская цивилизация, замкнутая на себя и наверное единственная из ныне существующих в которой правовая система отношений родилась и продолжает жить в течении столь длительного возраста, что при всей критике со стороны преемственных и заимствованных друг у друга в особенной части Романо-Германских правовых систем и Англо-Саксонских в их общих частях доказала свое право на жизнь. Изменяются формы достижения согласия, как переходной ступени от невежества к знанию, в трех основных китайских школах философско--правовой мысли. 5.1 Даосизм в книге "Книга "Гуань-цзы" (VII в до н.э.) Гуань Чжуна" Пустотное, не имеющее формы, зовется Путем. А то, что рождает и вскармливает все вещи, зовется Силой. Отношения между государем и подданным, отцом и сыном зовутся долгом. Повышение и понижение в должности, поклоны при встрече, взаимная уступчивость в обращении, различие между близкими в дальними -- все это зовется ритуалом. А образец, по которому решаются все дела -- большие и малые, сложные и простые -- и применяются все наказания, будь то казнь или запрет, зовется законом. [9] 5.2 Конфуцианство ( 479 до н. э. ) Учитель сказал: -- Если править с помощью закона, улаживать наказывая, то народ остережется, но не будет знать стыда. Если править на основе добродетели, улаживать по ритуалу, народ не только устыдится, но и выразит покорность. [10] 5.3 Легизм ( Шан Ян - 350 г до н.э.) "Умный творит законы, а глупый подчиняется им, достойный изменяет правила благопристойности, а никчемный обуздывается ими" ("Шан цзюнь шу", гл. 1). "Когда народ сильнее своих властей, гос-во слабо; когда власти сильнее своего народа, армия могущественна. [...] Когда проступки скрываются -- народ победил закон; когда же преступления строго наказываются -- закон победил народ. Когда народ побеждает закон, в стране воцаряется смута; когда закон побеждает народ, усиливается армия" (там же, гл. 5). [11] но то, к чему стремиться власть, а именно к насаждению уступчивости и покорности через закон - неизменно. 6. Обычаи и законы Древнего Рима 6.1 Законы 12-ти таблиц ( V в. до н. э. ) Еще в законах двенадцати таблиц предпринимается попытка придать децемвирами (decem viri ) последующим постановлениям народного собрания силу закона ( таблица 12 "впредь всякое решение народного собрания должно иметь силу закона" [20] ) , т.е. происходит распространение регулятивной функции зарождающейся законодательной власти на изменяющиеся обстоятельства будущих правоотношений, некая специализация правотворчества и перенос необходимости принятия решений в области правоотношений на коллегию из десяти мужей. Значимые дела не должны осуществляться без волеизъявления народа, на ком лежит обязанность назначать магистратов, осуществлять судебную власть и исполнять закон. Закон принятый впоследствии имеет главенство над утратившим силу. [19.3] 6.2 Институции Гая ( II в н.э. ), кодификация Юстиниана ( 529 - 534 г н.э. ) Гай о Jus Civile и Jus Gentium. Народы, живущие по законам и в соответствии с обычаями, пользуются вместе со своим собственным правом, общим правом всех людей: таким образом, право, установленное народом для себя самого является собственным и называется цивильным правом, свойственным самим гражданам. А право, которое устанавливается среди всех людей , называется правом общенародным. Так римский народ пользуется наряду со своим собственным правом, правом, общим для всех людей. [12] Со слов одного из известнейших римских историков, Тита Ливия: Брат, давно уже мы живем друг с другом не как сотрапезники на пирах. Любой ценою желаешь ты царствовать. Но твоей надежде мешает мой возраст, мешает право народов, мешает древний македонский обычай, мешает, наконец, и воля отца. [13] Слова Персея, старшего сводного брата Деметрия по отцу, рожденного от наложницы подтверждают преобладающую власть домовладыки в то время. ( Позднее Персей убил Деметрия.)
Страницы: 1, 2, 3, 4
|