p align="left">5) участвовать без оплаты труда в работах по бла-гоустройству здании и территории исправительного центра в порядке очередности, как правило, в нера-бочее время продолжительностью не более двух часов в неделю. К осужденным, нарушающим трудовую дисциплину, обществен-ный порядок, а также порядок от-бывания наказания, администра-цией исправительного центра мо-гут применяться меры взыскания. За злостное уклонение от отбыва-ния ограничения свободы (само-вольное, без уважительных причин оставление осужденным террито-рии исправительного центра; не-возвращение или несвоевременное возвращение к месту отбывания наказания; оставление места рабо-ты или места проживания, а также нарушение порядка и условий от-бывания наказания, допущенное не менее трех раз при условии, что каждое последующее нарушение совершено после наложения взыс-кания за предыдущее) суд заменя-ет это наказание лишением свобо-ды из расчета день за день. Арест является видом основного наказа-ния. Заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и назначает-ся на срок от одного до шести ме-сяцев. При назначении ареста вза-мен обязательных работ или ис-правительных работ срок этого наказания может быть и менее од-ного месяца. Наказание в виде ареста не мо-жет быть назначено лицам, не до-стигшим к моменту вынесения при-говора шестнадцатилетнего возрас-та, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в воз-расте до восьми лет. Несовершенно-летним в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет арест назнача-ется на срок от одного до четырех месяцев. Осужденные к аресту будут отбывать это наказание по месту осуждения в арестных домах. На них распространяются условия со-держания, установленные для лиц, отбывающих лишение свободы на общем режиме в тюрьме. Кроме того, важное значение имеет ре жим строгой изоляции. Осужден-ным к аресту не предоставляются свидания с родственниками и ины-ми лицами, за исключением адво-катов; не разрешается получение денежных переводов, а также по-сылок, передач, бандеролей, за ис-ключением содержащих предметы первой необходимости и одежду по сезону. Общеобразовательное и профессионально-техническое обу-чение этих лиц с учетом весьма кратких сроков их пребывания под арестом не осуществляется, пере-движение без конвоя не разреша-ется. Осужденные ежедневно поль-зуются прогулкой продолжитель-ностью не менее одного часа, а несовершеннолетние -- не менее одного часа тридцати минут. При исключительных личных обстоя-тельствах может быть разрешен те-лефонный разговор с близкими род-ственниками. Несовершеннолетним осужденным предоставляются крат-косрочные свидания продолжитель-ностью до трех часов с родителями или лицами, их заменяющими, один раз в месяц. Осужденные к аресту не работают. Они могут выполнять лишь работы по хозяйственному обслуживанию арестных домов без опла-ты продолжительностью не более четырех часов в неделю. За хорошее поведение к осужденным могут применяться меры поощрения в виде благодарности, и досрочного снятия ранее наложенного взыскания или телефонного разговора. За нарушение порядка отбывания наказания разрешается применять взыскания в виде выго-вора или водворения в карцер на срок до десяти суток. Материально-бытовое обеспе-чение осужденных к аресту осу-ществляется в соответствии с нор-мами, установленными для лиц, от-бывающих наказание в тюрьмах на общем режиме, а для несовершен-нолетних -- в соответствии с нор-мами, установленными для воспи-тательных колоний. Содержание в дисциплинарной воинской части Содержание в дисциплинарной воинской части назначается во-еннослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также во-еннослужащим, проходящим военную службу по контракту на должно-стях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Это наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Осо-бенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисци-плинарной воинской части на тот же срок 1 . При содержании в дисциплинарной воинском части вместо ли-шения свободы срок содержания в дисциплинарной воинской части определяется из расчета один день лишения свободы за один день со-держания в дисциплинарной воинской, части. Статья 55 серьезно изменяет положения ст. 34 прежнего УК: расширяет круг лиц, которые могут быть подвергнуты этому виду наказа-ния, за счет группы контрактников; уменьшает срок лишения свободы, кото-рый может быть заменен содержанием в дисциплинарной воинской части с трех до двух лет, снимает ограничения на применение этого вида наказания к лицам, ранее отбывавшим лишение свободы. Данный вид наказания назначается в случаях, прямо предусмотрен-ных санкциями статей Особенной части настоящего Кодекса, устанавливаю-щих ответственность за преступления против военной службы. Также содер-жание в дисциплинарной воинской части может быть назначено в случаях возможности замены им предполагаемого лишения свободы осужденному, если характер преступления и личность виновного позволяют это сделать. Отнесение лиц к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим. Проходящим военную службу по кон-тракту на должностях рядового и сержантского состава, а также определе-ние начального момента и момента прекращения прохождения службы осу-ществляется на основе специального законодательства. __________________________ 1 см. комментарий к ст. 55 Уголовного кодекса. Понятие и цели наказания, анализ судебной практики Наказание есть мера государственного принуждения, назначае-мая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотрен-ных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод это-го лица 1. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупрежде-ния совершения новых преступлений. Данная статья содержит в себе ряд новых предписаний по сравне-нию с УК РСФСР. Новыми являются понятие наказания и определение его содержания, а также указание на применение наказания в, целях восстановле-ния социальной справедливости. Кроме того, снято упоминание о каре и устра-нена риторика, не отвечающая современным реалиям 2 . Предписания данной статьи основаны на действующей Конституции РФ. Все правовые нормы о наказании, содержащиеся в настоящем У К, УИК и иных нормативно-правовых актах, должны соответствовать положениям Конституции РФ и данной статьи. Наказание рассматривается как ответ государства па совершение пре-ступления и регламентируется данной статьей как уголовно-правовой, спе-цифический способ правового реагирования па преступление. Законодатель отграничивает его от иных мер воздействия, предусмотренных настоящим Кодексом, а именно: принудительных мер воспитательного воздействия, ко-торые применяются к несовершеннолетним, либо в исключительных случаях в ограниченном объеме -- к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет 3, а также от принудительных мер медицинского характера. ____________________________ 1 с. 43 Уголовно- исполнительного кодекса 2 см. ст. 20 УК РСФСР. 3 см. комментарий к ст. 90 и 96 Уголовно- исполнительного кодекса Не являются наказанием и, соответственно, не могут быть применены к лицу со ссылкой на совершение им преступления любые меры, не назначенные судом и не предусмотренные настоящим Кодексом. Применение к граж-данину квазинаказания, т. е. наказаний, не предусмотренных уголовным законом, противоречит Конституции РФ и настоящему Кодексу. Своим содержанием предписания данной статьи обращены как к законодателю, так и к правоприменителю. Законодатель обязан при установле-нии ответственности за отдельные преступления исходить из целей наказа-ния, сформулированных в ст. 43 УК, соблюдать порядок его назначения по приговору суда и применения только к лицу, признанному виновным в со-вершении преступления. Правоприменитель обязан руководствоваться поло-жениями о природе наказания и его целях при назначении и исполнении наказания. Судебные органы несут в пределах своей компетенции ответст-венность за соответствие назначаемого и исполняемого наказания предписа-ниям данной статьи. Учреждения и органы, исполняющие наказание, исхо-дят из того, что наказание, назначенное судом, является справедливым и создаст необходимые условия для реализации, в частности предусмотренных п. 1 ст. 1 УИК таких целей уголовно-исполнительного законодательства РФ, как исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступ-лений осужденными и иными лицами. Данная статья наряду с положениями гл. 1 УК указывает на роль наказания как вспомогательного, а не главного средства борьбы с преступно-стью. При всем своем огромном потенциале воздействия на поведение людей наказание рассматривается как последний довод государства. Оно применя-ется соразмерно преступному деянию, когда иные средства воздействия ока-зались либо заведомо могут оказаться неэффективными. Понятие наказания как меры означает, что каждый вид наказания имеет количественные границы и определенное содержание, т. е. представляет собой потенциально осуществимый способ воздействия на осужденного, строго регламентированный уголовным законом. Никто невправе выходить за пре-делы количественных и качественных характеристик наказания, установлен-ных законом. Только в рамках наказания как меры суд вправе на основе уго-ловного закона, определяя сроки и режим наказания, установить, в каких количе-ственных, а в. ряде случаев и качественных пределах применяется наказание к конкретному лицу незаконным признается лишение либо ограничение прав и свобод осужденного, не предусмотренных уголовным законом и не входя-щих в уголовное наказание как меры государственного принуждения. Содержание наказания как способа воздействия на осужденного, закрепленного в уголовном законе и могущего быть примененным судом, конкретизируется уголовно-исполнительным законодательством, которым в соответствии с п. 2 ст. 2 УИК "устанавливаются общие положения и принци-пы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового харак-тера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; поря-док и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств ис-правления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, ис-полняющих наказания; порядок участия органов государственной, власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объе-динений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобожде-ния от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам". При этом уголовно-исполнительное законодательство не может усили-вать карательный потенциал наказания, предусмотренный уголовным за-коном. Государственный характер меры принуждения означает, что нака-зание может быть назначено только от имени государства, и является публич-но-правовой, государственной оценкой деяния как преступного, а совершив-шего его лица как обязанного претерпеть наказание. Государство обладает исключительной монополией на назначение уго-ловного наказания. Только оно определяет полномочия в сфере назначения и исполнения наказания, устанавливает основания применения наказания, виды и содержание наказания. Действуя от имени государства, органы и должно-стные лица, полномочия которых установлены Конституцией, несут ответст-венность за соответствие практики назначения и исполнения наказания пред-писаниям Конституции РФ, имеющим высшую юридическую силу. В уста-новленных законом случаях должностные лица также могут нести уголов-ную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность за наруше-ние законодательства об уголовном наказании. Присвоение прав законодательной власти либо попытка подмены суда в области применения наказания является посягательством на правопорядок в Российской Федерации. Уголовное наказание как мера воздействия на осужденного влечет материальные затраты со стороны государства, требующие значительных бюджетных ассигнований. Законодатель вводит новые виды наказания, а равно расширяет сферу применения наказания только при наличии необхо-димых для этого условий 1. Принудительный характер наказания как государственной меры оз-начает, что все участники публичного правового оборота обязаны подчинять-ся вступившим в законную силу решениям о наказании, а государство впра-ве применять для их реализации соответствующие меры воздействия, т. с. пре-дусмотренные законом необходимые способы, обеспечивающие подчинение ____________________________ 1см. ст. 4 Федерального закона о введении в дейст-вие Уголовного кодекса Российской Федерации относительно введения в действие положений настоящего Кодекса о наказаниях в виде обязательных работ и ареста после вступления в силу УИК по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 года
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|