реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Принципы государственного управления в деятельности пограничных органов

реферат
едеральная служба безопасности Российской Федерации как основной государственный орган исполнительной власти в сфере охраны государственной границы наделена широкими полномочиями. Эти полномочия охватывают весь спектр интересов государства на государственной границе и в пограничных регионах. Однако для реального их воплощения на практике необходима детализация положений, содержащихся в отсылочных статьях, в подзаконных актах, уточнение субъектов их реализации, конкретизация и сближение с уже действующим законодательством.

Деятельность пограничных органов организуется на основе законодательных актов Российской Федерации, Временного Устава, других нормативных актов ФСБ России, издаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Свою деятельность пограничные органы осуществляют, исходя из характера конкретно складывающейся обстановки на государственной границе и в приграничных районах, экономических, этнических, межнациональных, физико-географических и других условий, в строгом соответствии с Конституцией и внешней политикой России, а также межгосударственными отношениями с сопредельными государствами.

Деятельность пограничных органов федеральной службы безопасности по охране государственной границы направлена на пресечение разведывательно-подрывных действий спецслужб иностранных государств, противоправной деятельности преступных сообществ, организаций, групп и отдельных лиц, действий войсковых подразделений и подразделений сил специальных операций на границе; одиночных, групповых и массовых нарушений режима государственной границы, любых попыток незаконного изменения ее прохождения на местности.

Глава 2. Правовые основы принципов государственного управления охраной государственной границы Российской Федерации

2.1 Принципы государственного управления в пограничной сфере

Для государственного управления, как и для любой иной деятельности характерны определенные принципы.

Принципы государственного управления - это основные руководящие начала, на которых строится и функционирует вся управленческая деятельность и которые могут быть сформулированы в виде определенных правил, закрепляемых правом.

Среди ученых-административистов нет однозначного подхода к решению вопросов о принципах государственного управления. Однако, обобщив все имеющиеся исследования по данному вопросу, можно сделать вывод о том, что, наиболее четко система принципов государственного управления представляется двумя группами - политико-правовой и организационной.

Названия данных групп определяют характер объединенных ими принципов. Политико-правовые принципы основаны на требованиях, возникающих в связи с политическим режимом, устройством и т.п., основаны на действующих правовых нормах, но, по сути, изменчивы. Организационные принципы являются сущностно необходимыми для реализации задач государственного управления и указывают на его структуру.

В группу политико-правовых принципов государственного управления входят:

широкое участие граждан в государственном управлении (народовластие);

федерализм;

законность;

плановость (планирование и учет).

Ряд принципов, на основе которых осуществляется государственное управление, имеет прямое отношение к организации аппарата управления, его связей с подведомственными объектами и управляемыми. Они также как и политико-правовые принципы находят воплощение практически во всех областях государственного управления. К их числу относят, как правило: отраслевой, территориальный, функциональный принципы.

Пограничные органы федеральной службы безопасности осуществляют свою деятельность на основе законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан в пограничной сфере.

Соблюдение законности означает, что:

1) органы управления не должны выходить за пределы требований закона при издании ими нормативных актов и совершении иных действий управленческого характера;

2) гарантируются и охраняются права и законные интересы граждан, общественных организаций, предприятий и учреждений, нижестоящих звеньев аппарата управления;

3) установлена строгая ответственность всех участников управленческих отношений за нарушения требований закона;

4) обеспечивается развитие правового режима в сфере государственного управления, правовой основы его практического осуществления.

Должностные лица, органы государственного управления в пограничной сфере обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.

Принцип федерализма проявляется в системе органов управления, в их взаимодействии и компетенции. Органы государственного управления в пограничной сфере осуществляют также свою служебную деятельность на принципе федерализма.

С учетом федеративной структуры России действуют федеральные органы управления и органы управления в субъектах, каждый из которых имеет свою систему органов исполнительной власти. Следует учитывать, что принцип федерализма реализуется на основании разделения полномочий субъектов и Федерации. Это означает, что конституционным или законодательным путем проводится разграничение предметов ведения и полномочий (т.е. компетенции) между федеральными исполнительными органами и аналогичными органами субъектов федерации. Важная роль при этом принадлежит Федеративному договору и иным договорам о разграничении предметов ведения и полномочий (ст.11 Конституции Российской Федерации). Так, отнесение функции обеспечения безопасности государства к ведению Федерации исключает возможность создания собственных органов безопасности в республиках и иных субъектах Российской Федерации.

Плановость как принцип государственного управления проявляется в плановой организации общественной жизни: обеспечение комплексного экономического и социального развития на территории всех субъектов Федерации осуществляется на основе государственных программ экономического и социального развития Российской Федерации, бюджетного планирования. Органы государственного управления в сфере защиты государственной границы непосредственно участвуют в осуществлении этого планирования, составлении и реализации планов и программ.

Отраслевой принцип выступает в качестве ведущего в организации управления. Например, система государственного управления разбита на определенные управленческие отрасли (отрасль - совокупность управленческих отношений или производств, обладающих общностью производимой продукции, технологии и удовлетворяемых потребностей, основных фондов и профессиональных навыков сотрудников), наибольшее число органов государственного управления в центре и на местах имеет отраслевую компетенцию (например, большинство федеральных министерств и министерств субъектов федерации, отраслевые управления и отделы местной администрации и т.д.).

В конкретном управленческом варианте отрасль государственного управления может характеризоваться через систему министерства, как основного звена отраслевого государственного управления. Указанную систему составляют: данное федеральное министерство, соответствующие ему министерство республик в составе Российской Федерации, одноименные местные отраслевые органы, а также предприятия, учреждения и организации, отнесенные к этому отраслевому профилю. Исходя из этого, отраслевой принцип предполагает наличие единого организационного центра, которому по вертикальной линии подчинена вся совокупность звеньев внутриотраслевого характера, т.е. нижестоящие органы управления, предприятия, учреждения и организации. Он призван осуществлять централизованное руководство отраслевыми комплексами, единообразное решение общих для этих комплексов вопросов, наиболее полный учет особенностей и потребностей каждого из них.

Отраслевой принцип - выражение отраслевой специализации государственного управления, в рамках которой соответствующие органы исполнительной власти должны профессионально обеспечивать организацию совершенно конкретного вида или направления деятельности. Так, пограничные органы федеральной службы безопасности осуществляют свою деятельность в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.

Территориальный принцип в отличие от отраслевого, выражающего структуру государственного управления по вертикали (совокупность вертикально построенных комплексов), по существу есть его горизонтальный срез. Он учитывает расположение предприятий, учреждений и организаций различного отраслевого профиля на определенной территории - город, район, область, край, республика и т.п. Это различные административно-территориальные и национально-государственные образования, в рамках которых действуют органы исполнительной власти и подчиненные им территориальные органы управления.

Так, именно в соответствии с территориальным принципом федеральная служба безопасности осуществляет свою деятельность на различных уровнях: федеральным органом исполнительной власти является Федеральная служба безопасности Российской Федерации, а "на местах" обеспечением безопасности осуществляют должностные лица территориальных и пограничных органов федеральной службы безопасности.

Функциональный принцип обеспечивает в системе государственного управления межотраслевые начала. Его назначение - преодоление несогласованности действий различных органов исполнительной власти.

Понятно, например, что органы безопасности не должны заниматься вопросами сельского хозяйства или поддержания общественного порядка. Именно необходимость обеспечения невмешательства в дела иных органов власти и одновременно стремление к устранению дублирования полномочий явились основой проводимых преобразований в системе органов исполнительной власти, составляющих основу административной реформы, начавшейся в 2002 году.

2.2 Правовое регулирование государственного управления в пограничной сфере

Раскрытие сущности правового регулирования государственного управления в пограничной сфере предполагает, прежде всего, уяснение понятия "правовое регулирование" вообще. Исходя из того положения, что правовое регулирование представляет собой единство социологического, нормативного и практического аспектов можно согласиться с мнением Г.В. Атаманчука, который, определяет правовое регулирование как деятельность государства (уполномоченных им органов) по изданию юридических норм (правил) поведения людей, обязательных в исполнении, которое обеспечивается возможностями общественного мнения и государственного аппарата. Это требования государства - властной силы общества, и необходимы они для упорядочения общественной жизнедеятельности. Соответственно, они должны быть объективно обусловлены, субъективно обоснованы и социально эффективны, системно организованы и непременно практически реализовываться. Правовое регулирование в разных сферах общественной жизни имеет свою специфику, что следует учитывать при его анализе и оценке. Свою особенность несет в себе и правовое регулирование государственного управления Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс Лекций. 4-е издание. М.-2006. С.149.

Как было отмечено, пограничные органы федеральной службы безопасности осуществляют свою деятельность на основе принципов законности, федерализма, защиты интересов общества, прав и свобод граждан в пограничной сфере. Правовое регулирование данных принципов нашли свое отражение в первую очередь в Конституции Российской Федерации, которая устанавливает что Российская Федерация - суверенное федеративное государство. Кроме того, провозгласившей наше Отечество суверенным, демократическим, правовым государством, в котором многонациональный народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

Статья 5 Закона Российской Федерации "О безопасности" См.: Закон Российской Федерации «О безопасности» N 2446-1 от 5 марта 1992 года устанавливает, что основными принципами обеспечения безопасности являются:

законность;

соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

интеграция с международными системами безопасности.

Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется на основе следующих принципов См.: статья 5 Закона Российской Федерации «О федеральной службе безопасности» N 40-ФЗ. От 3 апреля 1995 г.:

законность;

уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

гуманизм;

единство системы органов федеральной службы безопасности, а также централизация управления ими;

конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности.

В центре правового регулирования принципов, на основе которых осуществляется государственное управление в пограничной сфере, находится законодательство, имеющее прямое отношение к организации аппарата управления в данной области и регламентирующее его правовой статус. Такие принципы государственного управления в пограничной сфере как отраслевой, территориальный, функциональный принципы нашли свое отражение в Законах Российской Федерации: "О безопасности", "О Федеральной службе безопасности", "О Государственной границе Российской Федерации".

Закон Российской Федерации "О безопасности" установил что, для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. См.: Статья 4. Закона Российской Федерации «О безопасности» N 2446-1 от 5 марта 1992 года

Раздел 4 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", в свою очередь, устанавливает полномочия органов государственной власти в сфере защиты государственной границы.

Функциональный принцип государственного управления в пограничной сфере отражен в Законе Российской Федерации "О федеральной службе безопасности". Так, глава 2 закона определяет основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, среди которых контрразведывательная деятельность, борьба с терроризмом, борьба с преступностью, разведывательная деятельность, пограничная деятельность.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.