реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Преступления в сфере потребительского рынка

реферат
p align="left">Имеется и иное определение "рынка". "Рынок - сфера товарного обмена; в политико-экономическом значении - предложение и спрос на товары в масштабе мирового хозяйства (мировой, внешний рынок), страны (национальный, внутренний рынок) и ее отдельного района (местный рынок). Рынком также называется определенное место, где происходит торговля" Большой энциклопедический словарь. Т. 2. / Под ред. Прохорова А.М. СПб.: Норинт. 2004. С. 1165..

И все же В.И. Даль справедливо указывает, что "потребитель в народном хозяйстве противостоит производителям, хотя каждый относительно есть и то и другое" Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. М., АСТ. 2007. С. 527.. Иначе говоря - при купле-продаже интересы продавца и потребителя хотя и противоположные, но тем не менее они "совпадают": продавец желает получить деньги за продаваемую вещь, а потребитель желает ее приобрести и уплатить определенную цену. Напротив, другой автор, Л. Лопатников, трактует понятие "рынок" в другой интерпретации - как "пространство, на котором взаимодействуют предложение и спрос на те или иные блага и способ этого взаимодействия" Лопатников Л. Словарь современной экономики. М., Инфра-М. 2000. С. 239.. Следовательно, из жизни современного общества невозможно исключить такие понятия, как "рынок", "потребление", "потребительский рынок", "процесс производства".

Конечно же, потребительский рынок появился задолго до принятия Закона РФ "О защите прав потребителей", ибо сама сфера потребления имеется в любом государстве, причем, естественно, независимо от государственного устройства и от любого политического режима и социально-экономического уклада. И тут необходимо сказать о существовании потребительского права, сделав при этом исторический экскурс.

"Потребительское право - комплексная отрасль права, состоящая из норм различных отраслей права (административного, гражданского, уголовного и др.), регулирующих отношения по удовлетворению материальных, культурных и иных потребностей граждан" Российская юридическая энциклопедия / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. М., Инфра-М. 2003. С. 735..

Различные нормы, защищающие интересы граждан от недобросовестных продавцов, существовали еще в римском праве. В дореволюционной России за обман потребителей могла наступить и уголовная ответственность. "В начале 30-х гг. для защиты потребительских прав в Америке, Англии, а позднее и в других странах стали создаваться лиги покупателей (прообраз нынешнего общества потребителей). Основной целью этих организаций было формирование потребительской культуры, оказание воздействия как на изготовителей, так и на продавцов товаров. Для этого правление лиги составляло "белые списки" предпринимателей, которые соблюдают определенные принципы во взаимоотношениях с потребителями. Это было стимулом для других торговцев. Однако только общественного давления было явно недостаточно.

Официальным признанием необходимости создания системы государственного регулирования взаимоотношений с участием потребителей считается выступление президента США Дж. Кеннеди в Конгрессе США 15 марта 1961 г. Президент впервые сформулировал четыре основных права потребителей: право на безопасность, право на информацию, право быть услышанным и право на здоровую окружающую среду. С тех пор 15 марта 1961 г. ежегодно отмечают Всемирный день защиты потребителей.

Потребительское право как самостоятельная отрасль законодательства возникло в РФ в начале 90-х гг. До этого отношения по удовлетворению потребностей граждан в основном регулировались нормами гражданского законодательства Российская юридическая энциклопедия / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. М., Инфра-М. 2003. С. 736..

В советский период потребительский рынок в силу администрирования в плановой экономике в подавляющем большинстве был монополизирован государством. Однако все-таки от этого его правовая сущность в интересующем нас аспекте не менялась. Поэтому становится понятен и очевиден некий "социалистический" взгляд О.А. Галичева. Он, например, считал рост потребностей "мотивом перехода к более высокому качеству производства одних изделий и прекращению выпуска других, главным побудительным мотивом развития производства" Гличев А.В. Единая система государственного управления качеством продукции. М., Юрлитиздат. 1981. С.35.. Однако В.Я. Белобрагин еще ранее О.А. Галичева подчеркивал то обстоятельство, что "потребление служит источником информации для управления качеством продукции на стадиях проектирования и производства" Белобрагин В.Я. Управление качеством труда и продукции в территориальном разрезе: системный анализ проблем и опыт внедрения территориального управления. М., Юридическая литература. 1976. С. 79.. Иначе говоря - указанные авторы несколько сужали значимость понятия "потребности". Тем не менее отсюда можно сделать минимально два вывода.

Первый. Побудительным мотивом развития производства как в советский период, так и в настоящее время является удовлетворение потребностей, то есть насыщение потребительского рынка.

Второй. Потребительский рынок - понятие не только многогранное, но и многоплановое. Оно, как уже отмечено выше, включает в себя не только сферу торговли, выполнения работ, оказания услуг, но и сферу производства товаров на всех стадиях их жизненного цикла, начиная от проектирования и заканчивая утилизацией. Поэтому представляется, что нельзя из понятия потребительского рынка вычленить такую важную часть, как непосредственно сам процесс производства товаров, так как основная масса недостатков в них, в том числе потенциально опасных для потребителей, возникает именно на стадии производства.

Этот же принцип распространяется и на выполнение работ как на элемент потребительского рынка, его можно разделить на следующие стадии: а) подготовка к выполнению работы, в которую входит составление проектно-сметной документации, подготовка сырья и материалов, объекта работ и др.; б) непосредственно процесс выполнения работы и получение конечного овеществленного продукта (товара, результата), то есть все те же стадии, что и при производстве товаров. Заключительная стадия процесса производства - продажа (реализация) товара, ибо не бывает производства без потребления, и наоборот. В этой связи правоведы относят к сфере потребительского рынка весь комплекс по выполнению работ. Поэтому было бы совершенно неосновательным и необоснованным исключение из него такого элемента, как производство продукции, поскольку эти элементы отличаются только конечным приобретателем. При выполнении работ - это конкретное лицо, при производстве товара - неопределенный круг лиц.

Как было уже нами отмечено, при рассмотрении сферы торговли как элемента потребительского рынка делаются попытки сузить ее, ограничив только реализацией товаров. Но именно такая тенденция находит свое отражение при трактовке понятия "потребительский рынок" не только среди ученых, она просматривается и в позиции законодателя. Так, например, в п. 2 ст. 33 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" Собрание законодательства РФ. 2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140. закреплено положение о том, что в отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции. Однако Я.Е. Парций совершенно справедливо и верно отмечает, что "закон не дает определение стадии обращения продукции" Гусева Т.А., Чапкевич Л.Е. Комментарий к Федеральному закону «О техническом регулировании» (постатейный) М., ЗАО Юстицинформ. 2008. С. 68..

Несколько рассуждений о понятиях "оборот" и "обращение". В гражданском законодательстве, как правило, используется термин "оборот". Термин же "обращение" не использовался законодателем ранее, а поэтому не может быть его однозначного толкования. Поскольку "оборот" связывается законодателем с реализацией товаров, работ, услуг, термин "обращение" толкуется государственными контрольно-надзорными органами по аналогии с ним.

Отсюда мы можем сделать завершающий вывод о необходимости ввести в нормативно-правовые акты понятие "потребительский рынок". Попытаемся представить его редакцию.

Потребительский рынок - это общественно-правовые отношения, возникающие между государством, изготовителем (производителем), исполнителем, продавцом и потребителем (гражданином) в процессе изготовления, исполнения, реализации, эксплуатации, утилизации и других стадий прохождения жизненного цикла товаров, работ и оказания услуг.

В качестве субъекта потребительского рынка мы указываем на "потребителя-гражданина". При этом мы считаем, что целесообразно в указанном определении рассматривать данный субъект только с позиции закона о защите прав потребителей в качестве исключительно гражданина, использующего товары (работы, услуги) для личных, бытовых нужд. Целью Закона "О защите прав потребителей" является защита слабого субъекта рынка - гражданина путем создания ему наиболее благоприятных условий, что, на наш взгляд, является безусловно важным направлением государственного регулирования.

С нашей позиции, до определенного момента (он наступит тогда, когда рынок станет не таким криминогенным, а более цивилизованным) существование Закона РФ "О защите прав потребителей", закрепляющего для более слабой стороны - физического лица определенные льготные условия защиты его нарушенных прав, необходимо и оправданно.

Одним из важнейших аспектов экономической безопасности Российского государства является обеспечение защиты прав и законных интересов добросовестных участников рыночных отношений - производителей и потребителей товаров и услуг. Тенденции развития преступности на территории Российской Федерации выражаются помимо прочего в увеличении количества преступлений, совершаемых на потребительском рынке, которые представляют серьезную угрозу безопасности личности, общества и государства.

Посягательства в сфере потребительского рынка - чуть ли не обыденное явление современной жизни. Общество уже успело перейти от жизни при административной экономике к рыночному укладу. Однако за период трансформации многие процессы на потребительском рынке проходили хаотично, вызывая повышенный интерес со стороны криминального элемента.

Посягательства, связанные с ограничением свободной конкуренции, могли возникнуть только при формировании укладов рыночной экономики. Иные посягательства трансформировались из преступлений, ранее мало характерных для потребительского рынка.

Происходящие перемены привели к криминализации многих посягательств в сфере потребительского рынка, а также к их дифференциации. Безусловно, лишь в Средние века ученые всерьез приступили к исследованию механизмов товарообмена, отношений между участниками той или иной сферы взаимоотношений в экономическом, рыночном смысле. Начали разрабатываться первые термины и принципы, связанные с рынком и потреблением, выводиться и подтверждаться (или опровергаться) первые законы рыночной экономики. Со временем теоретическая и эмпирическая базы знаний в сфере рыночной экономике стали накапливаться, а также трансформироваться под влиянием новых общественных реалий.

Структурно-логический анализ понятия "потребительский рынок" предопределяет необходимость рассмотреть понятия "рынок", "потребительский рынок" с экономической и правовой точек зрения.

Следует отметить, что относительно понятия рынка в экономической литературе существует бесчисленное множество мнений.

Приведем некоторые из трактовок понимания рынка в широком смысле. Рынок представляет собой:

1) обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена;

2) механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношение спроса и предложения;

3) сферу обмена внутри страны и между странами, связывающую между собой производителей и потребителей продукции.

Легальное определение рынка сформулировано в законодательстве в отношении товарного рынка и рынка финансовых услуг.

В ст. 4 (п. 4) Федерального закона "О защите конкуренции" утверждается, что товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 30.06.2008) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3434..

Данный подход к определению рынка как к сфере обращения товаров, не претендуя на универсальность и полный охват всех элементов раскрываемого понятия, может служить отправной точкой для анализа многих явлений, возникающих на рынке.

По мнению С.М. Зорина, "потребительский рынок представляет собой важнейшую часть современной экономики, где реализуются повседневные потребности населения, уровень удовлетворения которых в конечном счете определяет эффективность функционирования экономики в целом" Зорин С.М. Проблемно-целевой метод регулирования регионального потребительского рынка: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Ижевск, 2007. С. 3..

По мнению А.Н. Чаплиной, "в настоящее время потребительский рынок рассматривается с позиций отраслевого подхода как некоторая механическая совокупность отдельных отраслей торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Потребительский рынок - это подсистема социально ориентированной экономики, главным активом которой являются социально-трудовые отношения. Ее формируют человеческий фактор и субъекты хозяйствования, производящие материальные и нематериальные товары и услуги, обеспечивающие поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие человека" Чаплина А.Н. Управление потребительским рынком в региональной экономике // Проблемы современной экономики. 2008. № 2. С. 12..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.