p align="left">Однако следует отметить, что, несмотря на проявление заботы со стороны государства об укреплении правовых и иных позиций непосредственного потребителя на рынке товаров и оказания услуг и то обстоятельство, что само понятие "потребительский рынок" давно уже вошло в юридическую (экономическую) лексику, применяется во многих значениях в хозяйственном обороте, оно, к сожалению, законодательно не закреплено ни в одной отрасли права. Представляется, что в свете настоящего исследования необходимо рассмотреть данное понятие, особенно потому, что оно в трудах ученых-правоведов исследовано не в достаточной степени. При этом надо учитывать и такие обстоятельства: а) сложность самого механизма "потребительский рынок Российской Федерации"; б) его социально-экономическую значимость в условиях рыночного хозяйствования; в) наличие понятия "потребитель" в Законе "О защите прав потребителей"; г) употребление указанного термина (определения) "потребительский рынок" не только в обычном обиходе, но и в правовом смысле в гражданском обороте России; д) а также и тот факт, что к указанному вопросу все чаще и чаще обращаются молодые ученые. Терминология "потребительский рынок", конечно же, в первую очередь связывается с законодательным закреплением в Законе Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 140. нового субъекта данных отношений - "потребителя". И здесь, очевидно, необходимо дать в первую очередь само понятие "потребитель", представленное законодателем в преамбуле (вводной части) Закона РФ "О защите прав потребителей". "Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности". Здесь же сразу следует оговорить особые "полномочия" государственных органов в правовом регулировании отношений в области защиты прав потребителей. Пункт 1 ст. 1 Закона "О защите прав потребителей" гласит о том, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации. Укажем и на то, что данный пункт изложен в редакции, введенной в действие с 9 января 2005 г. Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 171-ФЗ Собрание законодательства РФ. 2004. № 52 (часть 1). Ст. 5275.. Характерно, что абз. 1 п. 2 ст. 1 Закона РФ "О защите прав потребителей" законодатель сужает сферу издания правовых актов определенными субъектами РФ в области защиты прав потребителей, сведя их круг до федерального уровня. Так, как усматривается из вышеизложенного, правовые акты в этой области могут применяться в силу норм ГК, Законом РФ "О защите прав потребителей", иными федеральными законами, Правительством РФ. Причем Правительство РФ не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. Отсюда можно сделать следующее умозаключение, как определенный вывод. Государство довольно "трепетно" относится к защите прав потребителей и в целях недопущения дополнительного дублирования нормативных актов по защите прав потребителей не дает полномочий субъектам Российской Федерации издавать в указанной сфере никаких законодательных нормативных актов, поставив тем самым законотворчество в этой области под одну "крышу" - на федеральный уровень. Очевидно, что это положение в "переходный" период рыночной экономики в стране оправданно, ибо позволяет федеральному центру держать законодательство в этой сфере под своим строгим контролем. Кроме того, этим же подчеркивается и важность "твердого" и устойчивого положения потребителя на товарном рынке. Но рассмотрим все же изначально точки зрения правоведов на понятие "потребительский рынок". Анализируя основную массу работ, посвященных проблеме и понятию "потребительский рынок", мы увидим, что их авторы рассматривают проблему как бы с двух сторон (плоскостей). Авторы рассматривают вопрос прежде всего с плоскости административно-правового регулирования потребительского рынка. При этом рассматриваемое понятие преломляется и анализируется через призму административно-правового регулирования и функционирования рынка. Второй момент: большинство авторов ассоциируют понятие "потребительский рынок" с понятием "потребитель", которое, как известно, представлено законодателем в Законе РФ "О защите прав потребителей". К тому же авторы считают, что сам потребительский рынок ограничивается сферой торговли, выполнения работ, оказания услуг. Очевидно, что второй подход, как взгляд на понятие "потребительский рынок", сужает и несколько искажает сущность понятия "потребительский рынок". Но указанную проблему надо рассмотреть в обозначенной выше последовательности. Правовед Н.Н. Таскаев, анализируя указанную проблему, делает следующее умозаключение относительно потребительского рынка и сферы как "области деятельности, связанной с реализацией товаров (услуг), заказом, исполнением, приобретением и использованием работ (услуг), приобретаемых потребителем исключительно для бытовых (личных) нужд, не связанных с извлечением прибыли" Таскаев Н.Н. Организационно-правовые вопросы деятельности милиции общественной безопасности по борьбе с административными правонарушениями на потребительском рынке. Автореф. дис... канд. юрид. наук. СПб., 1999. С. 10.. Правовед В.Н. Ульянова несколько расширенно (по сравнению с Н.Н. Таскаевым) трактует вопрос о потребительском рынке, полагая что "потребительский рынок - это есть совокупность отношений по продаже товара, производству и оказанию услуг и работ и осуществлению связанных с их продажей правил, устанавливаемых, контролируемых и охраняемых государством, то есть правил торговли и оказания услуг" Ульянова В.Н. Проблемы административно-правового регулирования потребительского рынка. // Правовая политика и жизнь. 2001. № 3. С. 70., акцентируя внимание на то, что "к отношениям потребительского рынка следует отнести отношения, возникающие после окончания производственного цикла по поводу реализации произведенной продукции" Ульянова В.Н. Проблемы административно-правового регулирования потребительского рынка // Правовая политика и жизнь. 2001. № 3. С. 68.. Взгляд Н.Н. Таскаева примерно совпадает с точкой зрения Г.Б. Царевой, которая, анализируя административно-правовое регулирование деятельности милиции общественной безопасности по борьбе с административными правонарушениями на потребительском рынке, предлагает закрепить в законодательстве следующее понятие потребительского рынка: "Потребительский рынок - это система различных отношений между продавцом и потребителем, между ними и государством в лице его исполнительных органов (должностных лиц), возникающих по поводу продажи (реализации) товара, выполнения работ и оказания услуг, их качества, соблюдения требований к процессу реализации, а также к деятельности продавцов (изготовителей, исполнителей) в связи с реализацией товаров, работ и услуг" Царева Г.Б. Административно-правовая деятельность милиции общественной безопасности по борьбе с право нарушениями в сфере потребительского рынка. Автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 8.. В данном определении автор, исследуя отношения на потребительском рынке, выделяет только два его субъекта: потребителя и продавца, не включая сюда и таких важных субъектов, как изготовитель и исполнитель. Однако все же Г.Б. Царева относит к объекту данных правоотношений "выполнение работ, оказание услуг". К тому же из определения выпадают и такие важные процессы, как производство, и примыкающие к нему процессы, неотделимые от потребительского рынка: проектирование, безопасность эксплуатации и т.п. Следует полагать, что такое разъяснение определения "потребительской рынок" является довольно узким и требует более расширительной трактовки. Другой правовед, В.М. Безденежных, дает определение потребительскому рынку как "социально-экономическим отношениям, в процессе которых на основе рыночных отношений осуществляется реализация товаров и услуг потребителям" Безденежных В.М. Выявление и пресечение милицией общественной безопасности административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности и потребительского рынка: Учебное пособие. М., Юнити. 2008. С. 10.. Очевидно, для того чтобы осознать, оценить и понять значимость такого определения, как "потребительский рынок", а затем и вывести его "устойчивое" определение, необходимо рассмотреть хотя бы в обобщенном виде и такие определения, как экономические и правовые категории: "потребление", "потребности", "потребительский рынок" и просто значение слова "рынок", а также и "потребительское право", о существовании которого все чаще говорят современные правоведы. Следует рассмотреть и этимологию слов "потребитель" и "рынок". Исследуем эти вопросы в обозначенной последовательности. Что такое потребление? "Потребление - это использование общественного продукта в процессе удовлетворения потребностей, заключительная фаза процесса воспроизводства. Потребление распадается на потребление производственное и потребление непроизводственное. В зависимости от вида потребляемых благ различаются потребление материальных благ, имеющих вещную форму, и потребление услуг. По способу удовлетворения потребностей потребление бывает индивидуальным и коллективным. Потребление органически связано с производством, распределением и обменом. Производство осуществляется для потребления и определяет его уровень и структуру. В свою очередь, потребление активно воздействует на производство, стимулируя его развитие" Большой энциклопедический словарь. Т. 2. / Под ред. Прохорова А.М. СПб.: Норинт. 2004. С. 1059.. Как видим, энциклопедический словарь "расчленяет" процесс "потребления" на своеобразные "виды" потребления: личное, непроизводственное и производственное. В контексте привязки различных "видов" потребления к определению "потребительский рынок" необходимо дать понятие и указанным выше видам потребления, тем более что они фигурируют в тексте самого понятия "потребление". "Потребление личное - это использование населением потребительских благ в материально-имущественной форме, а также в форме личных услуг для удовлетворения потребностей в пище, одежде, жилище, образовании, культуре, отдыхе и т.п. " Там же. С. 1059.. "Потребление непроизводственное - использование материальных благ и услуг населением (личное потребление), учреждениями и организациями непроизводственной сферы (управление, наука, оборона)" Там же. С. 1059.. "Потребление производственное - потребление средств производства и рабочей силы человека в процессе производства. Результат процесса производства - готовая продукция" Там же. С. 1059.. Очевидно, что для полного уяснения проблемы "потребительский рынок" надо рассмотреть и такие понятия, как "потребности" и "покупательная способность". Что же такое "потребности"? "Потребности - нужда в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Потребности делятся на биологические, свойственные животному и человеку, и социальные, которые носят исторический характер, зависят от уровня экономики и культуры. Существуют потребности общества, и прежде всего экономические. Потребности, как основа общественного производства, объективны. Осознанные обществом, классами и индивидами. Потребности, которые в классовом обществе различны, выступают как их интересы..." Большой энциклопедический словарь. Т. 2. / Под ред. Прохорова А.М. СПб.: Норинт. 2004. С. 1059.. О потребности сказано было давно. Например, основой для развития производства потребительских товаров, совершенствования работ и услуг являлось понятие "потребность", имеющее глубокие экономические и правовые корни. Еще К. Маркс писал: "Без потребности нет производства" Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 12. М., Наука. 1979. С. 118.. "Покупательная способность - это количество товаров и услуг, которые можно купить на определенную сумму денег... Речь идет о покупательской способности некоторой суммы денег, дохода или части дохода (зарплата и т.д.). Например, покупательная способность зарплаты рабочего может измеряться количеством часов, которые он должен отработать, чтобы купить килограмм хлеба или пальто. Эволюция покупательной способности зависит одновременно от эволюции доходов и изменения цен на товары и услуги; они оцениваются, таким образом, ссылкой на индекс цен" Бернар и Колли. Толковый экономический и финансовый словарь. Том. 11. М.: Межд. Отношения. 1994. С. 371.. Мы специально в несколько расширенном виде рассмотрели вышеуказанные понятия так, как они преподносятся в правовой, экономической и финансовой литературе, для того, чтобы еще раз убедиться в многогранности, многоплановости и усложненном понятии "потребительский рынок". Теперь рассмотрим этимологию слов "потребитель" и "рынок". С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова толкуют понятие "потребитель" "как лицо или организацию, потребляющую продукты чьего-нибудь производства" Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь. М., Русский язык. 2005. С. 572., а понятие "рынок" как "сферу товарного обращения" Там же. С. 689.. Экономисты (финансисты) рассматривают понятие "рынок" несколько экстравагантно. Так, "рынок - место встречи спроса и предложения товаров, услуг и капиталов". Затем это понятие уточняется в широком смысле слова: "Совокупность деловых операций, осуществляемых в определенной сфере экономики или в определенном месте, где происходит товарообмен" Бернар и Колли. Толковый экономический и финансовый словарь. Т. 11. М.: Международные отношения. 1994. С. 172 - 173..
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|