p align="left">Если для одной части подростков и молодежи средством активного самоутверждения служат иногда преступления, то для других оказывается предпочтительнее уход от чуждого, не понимаемого мира в алкоголь, наркотики или же добровольный уход из жизни. Потребление алкоголя и наркотиков, суицидальное поведение -- это формы ухода как результата неприятия (сознательного или несознательного) социальной действительности, неумения (нежелания) приспособиться к ней одобряемыми обществом способами. Согласно концепции «двойной неудачи» американского социолога Р. Мертона, ретристские формы поведения возникают при наличии двух обстоятельств: 1) длительной неудачи в достижении разделяемых обществом целей легальными средствами и 2) неспособности прибегнуть к незаконным (преступным) способам достижения этих целей. «Двойная неудача» ведет как к индивидуальному ретризму, так и к формированию ретристских субкультур. Примерная типология объединений с девиантным поведением и антиобщественным сознанием следующая: 1. Случайная группа -- например, затевающая драки на дискотеках, стадионах и в других местах, однако имеющая свои неписаные групповые нормы и ценности. Причем вхождение в случайную группу воспринимается как сигнал об освобождении от социального контроля, как возможность «отпустить тормоза». Кроме этого, хорошо известно, что действия, совершенные индивидом в толпе, кажутся ему анонимными, как бы не личными действиями. 2. Ретристская группа (под ретризмом в социологии и психологии понимается стремление к уходу от действительности, от жизненных трудностей. Крайний вариант ухода от действительности -- это суицид). Обычное занятие ретристских групп -- бесцельное времяпрепровождение, сомнительные развлечения, токсикомания и наркомания. 3. Агрессивная группа -- основана на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей и минимуме культуры. Она дошла из глубокой древности до наших дней практически в неизменном виде. Характерными особенностями агрессивной группы являются жесткая иерархическая структура, сильное групповое давление на ее участников, серьезные санкции за нарушение групповых норм, психологической основой которых является резкое противопоставление: «мы--они». Для криминогенных групп особенно характерными чертами являются внушаемость и конформизм. Выходят члены «стай», как правило, из конфликтных семей. А отсюда -- примитивный уровень мышления. В группировке подросток проходит своеобразную школу ложного коллективизма, риска, романтики, подлости и жестокости. Здесь его поддерживают материально, убеждают, что он «все может». Такие «стаи» обоснованно называют молодежными бандами. У нас довольно длительное время массовые драки подростков, их жестокость и вандализм наивно считали «мальчишескими» шалостями, принимали за этакую молодецкую забаву, которой будто бы издавна «славилась» Русь. В результате жестко организованные уголовниками группировки называли группами «трудных подростков», которые «сегодня подерутся, а завтра помирятся». Но сегодня нередко эти драки не случайные, а назначенные, причем сами лидеры в них не участвуют. Структура преступности несовершеннолетних имеет свои особенности. Для нее характерно резкое возрастание удельного веса преступлений имущественных и сопряженных с насилием. Например, удельный вес изнасилований, разбоев и грабежей по делам несовершеннолетних втрое выше, чем в структуре общей преступности. Кражи, грабежи, разбои и хулиганство составляют 76% всех дел несовершеннолетних из числа направленных в суд, а вместе с убийствами, изнасилованиями и тяжкими телесными повреждениями -- 90%. Для несовершеннолетних правонарушителей характерно совершение преступлений в группе. Если из всех преступников по линии уголовного розыска совершили преступления в группах 38%, то из несовершеннолетних -- 70%. Специфической особенностью насильственных преступлений несовершеннолетних, в том числе убийств и тяжких телесных повреждений, является резко неадекватная, лежащая в истоках мотивации таких преступлений реакция на действия, которые воспринимаются ими как оскорбление. Психологическое объяснение этого феномена связано с двумя мотивами: недоверие к взрослым из-за необоснованного обобщения собственных ненормальных отношений и переноса этих взаимоотношений на других людей. 2.3 Состояние основных субъектов социализации несовершеннолетних Под социализацией, как правило, понимается процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества, а также формирование его потребностей и стремлений, определение жизненных позиций и способов поведения. В результате этого процесса происходит включение индивида в систему общественных отношений. Социализация осуществляется посредством воздействия на различные составляющие личности (система ценностей, культура досуга, образцы поведения, уровень законопослушности, профессиональная ориентация, ориентация на брак и т.д.) и опосредованна как социально контролируемыми процессами целенаправленного влияния на личность, так и спонтанным воздействием со стороны социальной среды. Несовершеннолетие как период жизни - специфическая стадия индивидуального развития человека, когда закладываются и психология индивидуального поведения, и свойства ментальное, и характер жизненных и социальных ориентации. Направленность и меру личностного развития несовершеннолетнего в ходе "преломления" существующих социальных условий определяет его непосредственное социальное окружение (микросреда). Структура данного социального пространства представлена такими элементами, как семья, образовательные и воспитательные учреждения, круг общения и др. Их общей характеристикой является связь с "приватной сферой", в которой важны не столько безличные нормы и императивы, сколько "климат мнений", эмоциональная атмосфера, традиции межличностного общения. Именно эта функция микросреды в переходный период приобрела особое значение, поскольку дезинтеграция российского общества, в том числе, привела к погружению человека в сферу семейно-дружеских связей. Период реформирования существенно повлиял на состояние институтов социализации, которые в настоящее время в целом не способны эффективно решать задачу формирования социально адаптированной личности несовершеннолетнего. Сказанное обусловлено как отсутствием полноценной национально-государственной политики в данной сфере, автономизацией и отчуждением этих институтов от государства и друг от друга, так и разрушением структур, призванных культивировать гражданские качества, национальные ценности российской культуры и положительный вектор социальной активности подрастающего поколения [10, C. 87-105]. На формирование жизненных позиций и на направленность поведения несовершеннолетних крайне пагубно влияет их низкая социально-правовая защищенность. Все чаще вскрываются факты нарушения конституционных гарантий детей и подростков в основных институтах их социализации, что реально становится одной из наиболее распространенных причин противоправного поведения несовершеннолетних. Рассмотрим более подробно состояние элементов системы социализации и степень их социальной деформации. Семья, как исходная социальная среда жизнедеятельности детей и подростков играет ведущую роль в формировании личности несовершеннолетнего. Она является уникальным социальным институтом, выступающим посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению, и потому именно в ней заложен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития. Характеризуя современное состояние социального института семьи в целом, обратим внимание на его исторически неизбежную трансформацию, вызванную изменением положения женщин в обществе в связи с их активным вовлечением в общественное производство. Этот процесс, связанный с естественным развитием общества, привел к изменению модели семейных отношений и содержания социальных ролей членов семьи, к уменьшению зависимости человека от семейной ячейки. Нельзя не согласится с Д.А. Шестаковым, который указывает, что данный процесс "приводит и к нежелательным последствиям, а в определенных ситуациях, концентрируясь и взаимодействуя с отрицательными факторами других сфер жизни, негативно влияет на уровень и характер преступности". В отношении к проблеме криминогенного влияния, относящегося к условиям жизни и воспитания в семейной среде, представляют интерес характеристики, связанные: а) с нахождением несовершеннолетнего в семье, в ведении заменяющих ее институтов; б) с качеством семейного или заменяющего воспитания; в) с соотношением направленности и содержания формирующего воздействия семьи и бытового окружения; г) с развитием виктимизации детей и подростков под влиянием семейно-бытовой среды. Все они связаны с выполнением семьей как базовым агентом социализации своих основных функций: экономической, воспитательной, первичного контроля, духовного общения, досуговой, эмоциональной. Особенности преступности несовершеннолетних последних лет, проведенные исследования уголовных дел, в которых участниками преступных ситуаций оказались представители данной возрастной группы, позволяют рассматривать семейное неблагополучие в качестве одной из основных причин, определяющих как состояние, так и динамику преступности несовершеннолетних. Эти данные свидетельствует о том, что подавляющее большинство несовершеннолетних правонарушителей - дети малообеспеченных, неполных, криминализированных и других неблагополучных семей. В связи с переходом к рыночной экономике возникли значительные трудности с трудоустройством и занятостью подростков всех категорий, что, несомненно, еще больше усугубляет криминальную обстановку (в целом по России среди несовершеннолетних правонарушителей число подростков, не имеющий постоянного источника доходов возросло в последние годы почти в 6 раз). В нарушение конституционных гарантий и российского законодательства о труде в приеме на работу отказывают практически каждому четвертому подростку. Данные обследований, полученные социологами из Российской академии наук на этот счет, следующие: только 6% частных предприятий соблюдают нормы Трудового кодекса относительно подростков и молодежи; среди государственных учреждений и предприятий - 20-25%. Отсутствие должного прокурорского надзора за выполнением государственными органами и организациями законодательства о труде несовершеннолетних привело к повсеместному распространению практики его нарушения, в том числе и установленного требования квотирования для несовершеннолетних рабочих мест. Параллельно с кризисными явлениями в образовательной сфере происходило свертывание системы внешкольного воспитания в клубах, кружках самодеятельности, центрах организации досуга, детского творчества, любительских объединениях, которая по своей сути может выполнять не только функцию развития личности, но и играть роль анкриминогенного и психологического "буфера", создавая очаги постоянного притяжения. Как считают специалисты, "при нормальной организации досуга происходит физическое развитие человека, снятие психического напряжения, познание окружающей действительности, удовлетворение актуальной потребности в общении, творческое обогащение личности. Хорошо организованная досуговая сфера может успешно нейтрализовать те негативные влияния, которые дети и подростки испытывали в неблагополучной семье. Из-за отсутствия финансирования, оттока специалистов, отчуждения материальной базы в пользу коммерческих структур основная часть учреждений досуговой сферы находится сегодня в плачевном состоянии. Большинство из них прекратили свое существование, что определило прогрессирующий процесс разрушения инфраструктуры в сфере культуры. Па фоне ликвидации многих досуговых учреждений в этой сфере произошла смена социальных ориентации в сторону коммерционализации форм проведения досуга. Удовлетворение досуговых интересов для большинства несовершеннолетних теперь перенесено "на улицу". В предыдущие годы криминологи фиксировали различия в преступной активности в зависимости от рода занятий и стоящих за ним различий образовательно-культурной среды. В последние годы все интенсивнее идет "нивелирование" криминальной активности несовершеннолетних различною рода занятий, в том числе за счет опережающего роста преступной активности учащихся. Это еще раз подтверждает тенденцию снижения культурно-воспитательного потенциала образовательной работы с учащимися - школьниками, студентами, обучающимися в профессиональных образовательных учреждениях. Восстановление таких учреждений - одна из значительных криминологических проблем. Характер развития личности подростка в таких обстоятельствах во многом определяется особенностями его круга общения, формирующегося по месту жительства, учебы и проведения досуга. Несовершеннолетние в силу специфических психологических характеристик данной возрастной группы имеют повышенную потребность в общении и самоутверждении, которая реализуется в среде сверстников как некоем социально значимом пространстве. "Контакт со сверстниками для подростка не менее важен, чем общение с семьей. Каждый подросток стремится, по сути дела, к достижению одной и той же цели - личному самоутверждению. Средствами ее достижения выступают взаимные представления членов группы друг о друге". Смещение родителей как объектов идентификации с их привычного авторитетного места приводит к тому, что это место может занять иная референтная группа - сверстники. Как показывают кросскультурные исследования, в качестве фактора социализации влияние общества сверстников зачастую превышает семейное.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|