реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Предупреждение преступности среди несовершеннолетних на примере Новосибирской области

реферат
p align="left">Кризисное состояние нашего общества в период его кардинального преобразования привело к активному росту экономической несостоятельности российских семей и пагубно отразилось на возможностях большинства семей, не сумевших приспособиться к новым условиям жизни, выполнять эту функцию. Уже сейчас 22 млн. семей с детьми считаются бедными [30, C.10] и неспособными обеспечить должный уровень социализации детей. Основную их массу составляют семьи с одним-двумя детьми и двумя родителями в трудоспособном возрасте, традиционно причисляемые к среднедоходным слоям населения. При этом 10% самых бедных семей - это неполные семьи с детьми, многодетные семьи, семьи с безработными родителями, в которых отмечается более сложная психологическая обстановка.

С ростом материальных трудностей семьи резко снижаются возможности родителей по целенаправленному воспитанию своих детей и противодействию негативным влияниям социальной среды, проявляются серьезные симптомы ее неустойчивости и дезорганизации, наблюдается прогрессирующая тенденция разрушения ее нравственных устоев, эмоциональных связей. Поэтому на повышение воспитательного потенциала российской семьи в ближайшее время можно рассчитывать лишь при наличии реальных перспектив улучшения социально-экономического положения.

Рассогласование традиционных функций семьи как социального института может достаточно свободно трансформироваться в различные негативные явления, связанные с ее жизнедеятельностью. В последнее десятилетие отмечается повышенная интенсивность процессов в родительской семье, противодействующих полноценному воспитанию и содержанию детей. К их числу относятся: рост доли неполных семей, семей, отягощенных пьянством, наркотизмом, проституцией, жестоким обращением одних членов семьи с другими, непосредственно криминальным поведением, в силу чего родители не исполняют надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних.

Выделенные криминогенные детерминанты, присущие семейной среде, представляется целесообразным классифицировать на две основные группы:

* дезадаптированные или проблемные семьи (не имеющие возможности в полной мере реализовать свои функции воспитания и противодействия безнадзорности; не умеющие или не желающие воспитывать; не обращающие внимания на последствия родительских конфликтов для детей; не обращающие внимания на последствия для детей своей корыстно-эгоистической и(или) престижно-потребительской ориентации):

* дезорганизованные семьи (люмпенизированные и (или) с криминальными, предкриминальными, иными правонарушающими ориентациями).

Для выделенных групп семей условно можно выделить соответствующие формы воспитания детей: а) воспитание в условиях эмоционального отвержения, что фрустрирует потребность в близких отношениях и эмоциональной привязанности, которая компенсируется вне семьи; б) воспитание асоциальной направленности (том числе в насильственных формах), при котором усвоение подростком деликтно-девиантных форм поведения происходит непосредственно в семье.

Значительная часть криминальных влияний в семейно-бытовой среде приходится на долю бытового окружения. В одних случаях они борются с позитивной внутрисемейной атмосферой, в других - взаимодействуют с негативной. Речь идет о влияниях, которые в основном ограничиваются рамками совместного проживания или проживания лиц, не являющихся членами семей и не находящихся в иных отношениях родства, а объединенных, как правило, общностью коммунально-бытовых интересов, неформальным общением, проведением досуга, т.е. устойчивыми коммуникативными связями и интересами их участников, возникающими в процессе межличностного общения.

К факторам, способствующим преступности несовершеннолетних, можно отнести:

1. Безнадзорность, (и, как ее крайняя степень - беспризорность, включающая в себя в последние годы во все большем количестве такое явление, как бродяжничество, т.е. прямой путь на дно жизни) понимаемая, в первую очередь, как отсутствие контроля за детьми со стороны родителей и лиц, их заменяющих (по выборочным данным, это имеет место в 90% случаев совершения преступлений и правонарушений).

2. Безнаказанность. Практика свидетельствует, что нередко путь к преступлению как бы ступенчат: отсутствие должного и своевременного реагирования на нарушения формирует у подростков чувство вседозволенности, вследствие чего могут совершаться более тяжкие проступки, включая преступления. По данным наших исследований, более 65% несовершеннолетних преступников надеялись на безнаказанность.

Из-за организации досуга молодежи, а также в деятельности учреждений, ведущих борьбу с преступностью и осуществляющих профилактическую работу. Существуют пробелы в правовом воспитании у значительной части подростков и молодых взрослых, а главное -- правовой нигилизм в целом, отсутствие веры в справедливость, законность и т. д. Особенно это присуще для детей «богатых», «власть имущих». Из-за недостаточной эффективности всех видов наказаний, особенно применения института отсрочки исполнения приговора, условного осуждения. Статистика последних лет показывает, что примерно каждый пятый-седьмой несовершеннолетний в период отсрочки или условного осуждения вновь совершает преступления, причем нередко более тяжкие.

Вследствие происходит отставание в физическом, а главное -- умственном развитии, наличие полуграмотности или «функциональной»

Отрицательные последствия экологических проблем, включая несбалансированность питания и его явный дефицит у отдельных категорий граждан. В итоге в нашем регионе, например, практически каждая общеобразовательная школа вынуждена создавать классы коррекции.

Одновременно следует учитывать этнический фактор: если сегодня на территории России каждый пятый-шестой - это лицо «некоренной русской национальности», то через десять-пятнадцать лет таким будет уже каждое третье-четвертое лицо, если не больше (миграция, экспансия народов Кавказа, Средней Азии, Китая и т.д.). Кроме того, уже сегодня по различным данным одна из четырех девушек в возрасте семнадцати лет и старше не способна родить здоровое потомство или вообще рожать.

Особенности личности несовершеннолетних, совершающих преступления.

Личность несовершеннолетнего представляет собой еще не полностью сформировавшееся, крайне подвижное и изменчивое системное образование, в котором можно выделить:

- не полностью выработанную, сложившуюся и укрепившуюся социальную направленность. В этом возрасте человек, как правило, еще не успел достаточно глубоко и четко определить отношение к окружающему миру и свое место в нем. Поэтому не всякое отклонение от принятых норм поведения, особенно у несовершеннолетнего, можно и нужно истолковывать как антиобщественную направленность личности или соответствующую деятельность;

- недостаточно развитые волю и чувства. Однако чаще отмечается не отсутствие силы воли, а ослабление самоконтроля, завышение или занижение самооценки, уровня самокритичности, неумение обдумывать поступки, а тем более -- их последствия;

- неспособность контролировать свое поведение и эмоции в различных, особенно сложных жизненных ситуациях, в которых и взрослому не всегда легко найти правильное решение.

С социально-демографической точки зрения важно отметить следующее:

-- основную массу преступлений, особенно тяжких, совершают лица мужского пола в возрасте 16-17 лет;

-- на втором месте -- лица мужского пола в возрасте 14-15 лет;

-- на третьем -- лица женского пола;

-- более половины несовершеннолетних - выходцы из неблагополучных семей, около 40% -- имеют только одного из родителей, а около 3 % -- сироты.

С точки зрения социального положения -- несколько больше выходцев из семей, в которых родители заняты малоквалифицированным и неквалифицированным трудом, работают в сфере обслуживания (особенно в торговле), но немало (до 38%) и из числа семей внешне благополучных, где взрослые занимают достаточно высокое положение. Необходимо подчеркнуть, что в последние годы на первый план выходит не само по себе социальное положение родителей, их статус, а уровень культуры, нравственности и духовности;

-- по-прежнему выше уровень преступности среди подростков, проживающих в городах -- особенно крупных, курортных, «молодых». При этом следует учитывать возросшие миграционные процессы в целом, рост «маятниковой» и обычной миграции.

С точки зрения культурно-образовательного уровня необходимо иметь в виду, что:

-- несовершеннолетние преступники, как правило, отстают в развитии от сверстников на два-четыре года, плохо учатся, чаще нарушают дисциплину, отчуждаются от коллектива; утрата интереса к учебе отмечается у них в пять раз чаще, а неуспевающих -- в семь раз больше, чем среди законопослушных подростков;

-- для данной категории лиц характерна ограниченность духовных запросов: они, как правило, не посещают выставок, театров, библиотек, мало или совсем не читают, предпочитают «легкие» фильмы -- боевики, «ужастики», фантастику и эротику (по возможности -- и порнографию), развлекательные передачи;

-- для них свойственны праздное времяпрепровождение, бесцельные прогулки «стаями» или «семьями» по улицам и скверам, сборы в укромных местах (в подвалах, на чердаках, крышах и т.д.), совместное распитие спиртного, употребление токсинов или наркотиков, групповой секс, драки, издевательства над младшими и слабыми;

-- несовершеннолетние предпочитают свои каналы информации, значимые в их микросреде (неформальных референтных группах, объединениях). Однако эти каналы часто искажают потребляемую ими информацию.

В эмоционально-волевой сфере, как правило, преобладают:

-- ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к чувствам и переживаниям окружающих, не входящих в свой круг, эмоциональная холодность, эгоцентризм, несдержанность, грубость, лживость, лицемерие, отсутствие достаточного уровня самокритичности;

-- эмоциональная неуравновешенность, трусость, недоверчивость и подозрительность, дерзость, упрямство, тщеславие;

-- разрыв между уровнем требований к себе и к окружающим, завышенная самооценка;

-- ослабление волевых качеств (констатируется в 15-20% случаев), но главное при этом -- отрицательная направленность воли, т. е. «злая» воля;

-- нервно-психические аномалии, в основном в границе вменяемости, встречаются в 35-40 % случаев.

С точки зрения нравственного уровня, уровня правосознания и ценностных ориентации:

-- наблюдается значительный разрыв («ножницы») между общепризнанными ценностями, известными несовершеннолетним в принципе и иногда ими разделяемыми на вербальном уровне, и теми, которыми они руководствуются повседневно. По образному выражению А. Макаренко, -- это своеобразная «канавка» между нравственным сознанием и реальным поведением, что, в первую очередь, характерно для малолетних правонарушителей;

-- выше всего, как правило, ими ставятся интересы своего круга -- это отражение псевдосолидарности, ложно понимаемого чувства товарищества, долга, совести, чести и порядочности;

-- жизненные цели у таких лиц заменены стремлением к достижению психологического комфорта в референтной группе, получению сиюминутного удовольствия от жизни;

-- несовершеннолетним в большей степени, чем законопослушным подросткам, свойственно желание облагородить в собственных глазах свои действия, поступки, что обусловливает искажение оценки поведения окружающих, особенно потерпевших (жертв);

-- нередко допустимым в их среде признается любое нарушение, включая и противоправное, если «очень нужно»;

-- характерен низкий уровень правосознания, не одобряется и позиция содействия правоохранительным органам.

Профессор К. Е. Игошев отмечал также склонность подростков предаваться мечтам, что уводит их от реальной действительности и создает дополнительный барьер в отношениях со взрослыми. Они боятся быть непонятыми или неправильно понятыми. Отсюда -- излишняя замкнутость, повышенная недоверчивость к окружающим, стремление уйти в себя. Иногда могут возникнуть раздражительность и озлобление, проявляющиеся в вспышках агрессивности и жестокости[5, C. 34-47].

Следует подчеркнуть, что суть, ядро внутренних побуждений несовершеннолетних -- стремление к взрослости и самостоятельности, желание самоутвердиться любым путем. При этом они ждут от взрослых (нередко подсознательно) помощи, взаимопонимания, эмоциональной близости и поддержки.

При этом часто вместо смелости у них наблюдаются наглость и нахальство, вместо настойчивости в достижении цели -- упрямство и самодовольство, вместо самостоятельности -- неуважение к старшим и их требованиям, даже справедливым и законным.

Взрывчато-конфликтные черты личности особенно ярко проявляются в переходном возрасте, в период так называемого пубертатного криза и сопровождающих его резких переломов в психике. В это время самолюбие подростков становится особенно ранимым, отмечаются: резкая смена настроения, нетерпимость не только к нравоучениям, но и любым, порою нейтральным замечаниям со стороны. Могут возникнуть неприятные физиологические явления -- повышенная потливость, слезливость, прыщавость, внезапные приливы и отливы крови, сердцебиение и т. д. Подростку то весело, то грустно -- «хоть плачь или вешайся», причем нередко внешне беспричинно [5, C. 96-132].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.