Правовое регулирование референдума в РФ
83 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС КОНСТИТУЦИОННО - ПРАВОВОГО РЕФЕРЕНДУМА В РОССИИ 1.1. Понятие и виды референдума 1.2. Разграничение референдума и иных форм непосредственной демократии 1.3.Становление и развитие конституционно - правового института референдума в России ГЛАВА 2. ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2.1. Особенности проведения референдума на общефедеральном уровне 2.2. Особенности проведения референдума на региональном уровне 2.3. Особенности проведения референдума на местном уровне ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА РЕФЕРЕНДУМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ВВЕДЕНИЕ За последнее десятилетие в Российской Федерации произошли значительные изменения в государственной и общественной жизни, которые вызвали необходимость изменений в системе законодательства. Наша страна отказалась от прежней организации государственного управления, режимная система постепенно уступает место демократическому режиму. В сложившейся ситуации повышается роль институтов непосредственной демократии, в частности - референдума. Неотъемлемый признак демократического правового государства - принадлежащий народу суверенитет. Именно с помощью референдума граждане государства свободно осуществляют народовластие, поэтому на данном этапе развития России представляется необходимым исследование указанного правового института. Актуальность рассматриваемой темы очевидна. Конституция РФ 1993 года объявила референдум и выборы высшим выражением власти народа, непосредственным ее проявлением. Для того чтобы референдум точнее выражал волеизъявление народа, ему должно предшествовать свободное и всестороннее обсуждение выносимого на голосование вопроса. Отечественная правовая наука считала, что процедура народного го-лосования «создаёт оптимальные условия для навязывания народу воли реакционных кругов» Веденеев Ю.А. Лысенко В.И. Избирательный процесс в Российской Федерации политико-правовой и технологические аспекты.// Государство и право. - 1997. № 8. С. 5. Здесь есть известная доля истины: в истории, в том числе недавней, были слу-чаи, когда определённая группировка захватывает власть силой, а затем организует легализацию государственного переворота, либо же подготовленным подобием выборов или ре-ферендума, на котором граждане не в состоянии оценить проработанность обширного проекта. По-мимо того, нужно указать на такие традиционные проблемы не-посредственной демократии, как доступ к голосованию, подделка подписей, неточность в формулировках, про-блема явки и кворума, проблема осведомлённости голосующих, ослабление за счёт референдума законодательной власти, проблема учёта голосов и защита мнения несоглас-ного меньшинства, а также новоявленные проблемы по-следнего времени, как-то: не подконтрольность финансо-вых расходов; оплата за подпись при сборе подписей, об-ман при расчётах голосов; вводящие в заблуждение рек-ламные компании, вмешательство видео и теле-демократии. Опыт показал, что оценка референдума как института прямой демокра-тии не может быть однозначной. Этот способ принятия решения имеет не-мало как сильных, так и слабых сторон. В связи с вышеизложенным, следует считать, что проблемы института референдума РФ, его роли в становлении демократических основ российской государственности чрезвычайно актуальны. Таким образом, целью выпускной квалификационной работы является раскрытие понятия и порядка функционирования института референдума в РФ, выявление имеющихся правовых пробелов и формулирование предложений по совершенствованию механизмов института референдума. Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи: 1. рассмотреть генезис конституционно-правового референдума в России; 2. раскрыть процедуру проведения референдума в Российской Федерации на федеральном, региональном и местном уровнях; 3. проанализировать современные проблемы содержания и применения конституционно- правового института референдума в Российской Федерации. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе функционирования института референдума. Предмет исследования - конституционно-правовой институт референдума в современной России. Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляет комплексное применение научных методов познания - диалектического, исторического, сравнительного, формально- юридического, статистического. Основу теоретической базы выпускной квалификационной работы составили разработки общей теории права, труды известных ученых в области конституционного права: А.А. Безуглова, О.Е. Кутафина, Е.И. Козлова, А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина, С.А. Солдатова и других. Структура выпускной квалификационной работы обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассмотрен генезис конституционно-правового референдума в России. Вторая глава раскрывается процедура проведения референдума в Российской Федерации на федеральном, региональном и местном уровнях. В третьей главе проанализированы современные проблемы содержания и применения конституционно- правового института референдума в Российской Федерации. ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС КОНСТИТУЦИОННО - ПРАВОВОГО РЕФЕРЕНДУМА В РОССИИ 1.1 Понятие и виды референдума Латинское слово referendum означает «то, что должно быть со-общено». Родиной референдумов принято считать Швейцарию. На протяжении веков высшим органом власти Швейцарской конфедерации оставались народные собрания кантонов. Не-сколько раз в год собирался выборный парламент конфедерации, но решения его депутатов не имели окончательного характера - они принимались ad referendum, т.е. для сообщения народным собраниям, и только после их одобрения вступали в силу.В политической практике демократических государств референдум не подменяет, а дополняет механизмы представительной демократии. Современный либерализм не склонен переоценивать референдум как инструмент народовластия, в отличие от радикальных демократов XVIII в - последова-тельных сторонников идей прямой демократии. Так, Ж.-Ж. Руссо полагал, что ни одно политическое решение, ни один закон, не одобренные самим народом, не имеют обязательной силы.В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года, референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ, 2004, № 27, ст. 2710 . Законодатель, давая данное определение, руководствовался основными признаками референдума, а именно: 1) референдум - это форма непосредственного осуществления народом своей власти; 2) способ выявления воли большинства населения, то есть обладающих избирательным правом, на референдуме производится только путем голосования; 3) законопроекты, принятые на референдуме, как правило, могут изменяться либо отменяться только путем принятия нового решения на референдуме; 4) решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении каким-либо другим органом и вступает в силу, как правило, с момента официального опубликования результатов референдума См.: Катков Д.Б. Конституционное право России М.. 1999.С.108. Классификации референдума проводятся по различным основаниям и потому многочис-ленны. Выделяют следующие виды референдума: 1) общегосударственный, региональный и местный референдум. В общегосударственном референдуме участвуют все граждане, обладающие правом на участие в референдуме. Региональные референдумы проводятся в федеративных государствах в пределах территории субъекта федерации. Местные референдумы проводятся в пределах административно-территориальных (муниципальных) единиц. Соответственно решения, принятые на референдумах, различаются по территории своего действия. В России законодательством предусмотрены референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум; 2) обязательный и факультативный референдум. В первом слу-чае конституция устанавливает, что решение по определенному вопросу может быть принято только путем референдума (например, общегосу-дарственный референдум при пересмотре конституции Швейцарии, местный референдум при объединении или разделении общин в Вен-грии). Факультативный референдум означает, что решение по предлага-емому вопросу может быть принято путем референдума, а может быть принято и иным путем; 3) конституционный и обыкновенный референ-дум. В первом случае на референдум выносится проект конституции (например, во Франции в 1958 г.) или поправка к конституции. Обыкно-венным считается референдум по иным вопросам, не имеющим конститу-ционного значения (например, в Швейцарии по вопросу о вступлении в ООН); 4) допарламентский, послепарламентский, внепарламентский. Допарламентский референдум проводится до принятия закона парламентом, желающим выяснить мнение населения по данному вопросу путем голосования избирате-лей, послепарламентский - после того, как закон принят парламентом и вынесен им на утверждение путем референдума, внепарламентский - когда законы принимают-ся на референдуме при отсутствии или в обход парламента, поскольку президент не уверен в его поддержке (так делалось во Франции при президенте де Голле); 5) утверждающий референдум (путем референду-ма избиратели утверждают решение парламента) и отменяющий (напри-мер, в Италии после соответствующего сбора подписей избирателей, требуемых законом, неоднократно проводились референдумы об отмене принятых ранее законов парламента); 6) решающий и консультативный референдум (в последнем случае путем голосования выявляется мнение избирателей, которое парламент учитывает, а может и не учесть, напри-мер при принятии закона). Есть и иные классификации: конституцион-ный, законодательный, международно-правовой референдум (обычно по вопросам границ, участия в международных организациях), администра-тивный референдум (по вопросам, не связанным с принятием, изменением или отменой нормативно-правовых актов). Эти классификации часто переплетаются: один и тот же референдум может быть общегосударственным, обыкно-венным, послепарламентским, отменяющим, решающим и т.д. В некоторых странах, например в Японии и Китае, института референдума на законодательном уровне не предусмотрено. Правовые последствия могут наступить после любого вида референ-дума, но обязательные правовые последствия связаны только с референ-думом, имеющим решающий характер, поскольку всякий консультатив-ный референдум, независимо, например, от того, будет он допарламентским или послепарламентским, представляет собой лишь выяснение мнения избирателей Катков Д.Б. Конституционное право России М. «Юриспруденция». 1999.С.111. . Конечно, парламент, иные органы государства на практике учитывают волю избирателей, выраженную путем консульта-тивного референдума, они не должны игнорировать общественное мне-ние, да еще выраженное таким образом, хотя юридически они не обязаны это делать. Обязательную силу для всех органов государства, должност-ных лиц, учреждений, граждан и их объединений имеют акты решающего референдума. При этом юридическая сила таких актов, как представля-ется, выше силы закона, принятого парламентом. Референдумом можно изменить закон парламента и отменить его, как это показывает практика отменяющих референдумов в Италии. Однако это правило не безуслов-но, поскольку во многих странах в конституцию, принятую путем рефе-рендума, парламент может вносить изменения своим законом, чаще всего принятым квалифицированным большинством. Результаты референдума оформляются в итоге подсчета голосов и определения результатов голосования по вынесенному вопросу (вопросам). Нередко никаких иных актов о собственно референдуме не принимается: на основе его результатов издаются необ-ходимые законы и акты исполнительной власти, вносятся определённые положения в конституцию или учитываются его итоги при подготовке проекта. Иногда результаты референдума оформляются как закон парла-мента, принятый от его собственного имени, но с упоминание о рефе-рендуме (особенно это относится к допарламентскому референдуму). В отдельных случаях парламент издает закон, который не исходит собст-венно от парламента, а имеет своим прямым источником волю избирате-лей. В этом случае обычно указывается, что закон принят путем референ-дума. В Белоруссии решения, принятые республиканским референду-мом, в соответствии с конституцией 1996 г. подписываются президентом республики. Таким образом, нужно отметить, что в разных странах мира референдум может иметь разнообразные формы, различное юридическое значение и последствия. Во многих странах Западной Европы референдум может быть использован, к примеру, как средство решения вопроса по изменению территориального устройства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|