реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое регулирование референдума в РФ

реферат

Правовое регулирование референдума в РФ

83

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС КОНСТИТУЦИОННО - ПРАВОВОГО РЕФЕРЕНДУМА В РОССИИ

1.1. Понятие и виды референдума

1.2. Разграничение референдума и иных форм непосредственной демократии

1.3.Становление и развитие конституционно - правового института референдума в России

ГЛАВА 2. ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Особенности проведения референдума на общефедеральном уровне

2.2. Особенности проведения референдума на региональном уровне

2.3. Особенности проведения референдума на местном уровне

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА РЕФЕРЕНДУМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

За последнее десятилетие в Российской Федерации произошли значительные изменения в государственной и общественной жизни, которые вызвали необходимость изменений в системе законодательства. Наша страна отказалась от прежней организации государственного управления, режимная система постепенно уступает место демократическому режиму. В сложившейся ситуации повышается роль институтов непосредственной демократии, в частности - референдума. Неотъемлемый признак демократического правового государства - принадлежащий народу суверенитет. Именно с помощью референдума граждане государства свободно осуществляют народовластие, поэтому на данном этапе развития России представляется необходимым исследование указанного правового института.

Актуальность рассматриваемой темы очевидна. Конституция РФ 1993 года объявила референдум и выборы высшим выражением власти народа, непосредственным ее проявлением.

Для того чтобы референдум точнее выражал волеизъявление народа, ему должно предшествовать свободное и всестороннее обсуждение выносимого на голосование вопроса. Отечественная правовая наука считала, что процедура народного го-лосования «создаёт оптимальные условия для навязывания народу воли реакционных кругов» Веденеев Ю.А. Лысенко В.И. Избирательный процесс в Российской Федерации политико-правовой и технологические аспекты.// Государство и право. - 1997. № 8. С. 5.

Здесь есть известная доля истины: в истории, в том числе недавней, были слу-чаи, когда определённая группировка захватывает власть силой, а затем организует легализацию государственного переворота, либо же подготовленным подобием выборов или ре-ферендума, на котором граждане не в состоянии оценить проработанность обширного проекта. По-мимо того, нужно указать на такие традиционные проблемы не-посредственной демократии, как доступ к голосованию, подделка подписей, неточность в формулировках, про-блема явки и кворума, проблема осведомлённости голосующих, ослабление за счёт референдума законодательной власти, проблема учёта голосов и защита мнения несоглас-ного меньшинства, а также новоявленные проблемы по-следнего времени, как-то: не подконтрольность финансо-вых расходов; оплата за подпись при сборе подписей, об-ман при расчётах голосов; вводящие в заблуждение рек-ламные компании, вмешательство видео и теле-демократии.

Опыт показал, что оценка референдума как института прямой демокра-тии не может быть однозначной. Этот способ принятия решения имеет не-мало как сильных, так и слабых сторон. В связи с вышеизложенным, следует считать, что проблемы института референдума РФ, его роли в становлении демократических основ российской государственности чрезвычайно актуальны.

Таким образом, целью выпускной квалификационной работы является раскрытие понятия и порядка функционирования института референдума в РФ, выявление имеющихся правовых пробелов и формулирование предложений по совершенствованию механизмов института референдума.

Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:

1. рассмотреть генезис конституционно-правового референдума в России;

2. раскрыть процедуру проведения референдума в Российской Федерации на федеральном, региональном и местном уровнях;

3. проанализировать современные проблемы содержания и применения конституционно- правового института референдума в Российской Федерации.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе функционирования института референдума.

Предмет исследования - конституционно-правовой институт референдума в современной России.

Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляет комплексное применение научных методов познания - диалектического, исторического, сравнительного, формально- юридического, статистического.

Основу теоретической базы выпускной квалификационной работы составили разработки общей теории права, труды известных ученых в области конституционного права: А.А. Безуглова, О.Е. Кутафина, Е.И. Козлова, А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина, С.А. Солдатова и других.

Структура выпускной квалификационной работы обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассмотрен генезис конституционно-правового референдума в России. Вторая глава раскрывается процедура проведения референдума в Российской Федерации на федеральном, региональном и местном уровнях. В третьей главе проанализированы современные проблемы содержания и применения конституционно- правового института референдума в Российской Федерации.

ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС КОНСТИТУЦИОННО - ПРАВОВОГО РЕФЕРЕНДУМА В РОССИИ

1.1 Понятие и виды референдума

Латинское слово referendum означает «то, что должно быть со-общено». Родиной референдумов принято считать Швейцарию. На протяжении веков высшим органом власти Швейцарской конфедерации оставались народные собрания кантонов. Не-сколько раз в год собирался выборный парламент конфедерации, но решения его депутатов не имели окончательного характера - они принимались ad referendum, т.е. для сообщения народным собраниям, и только после их одобрения вступали в силу.

В политической практике демократических государств референдум не подменяет, а дополняет механизмы представительной демократии. Современный либерализм не склонен переоценивать референдум как инструмент народовластия, в отличие от радикальных демократов XVIII в - последова-тельных сторонников идей прямой демократии. Так, Ж.-Ж. Руссо полагал, что ни одно политическое решение, ни один закон, не одобренные самим народом, не имеют обязательной силы.

В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года, референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ, 2004, № 27, ст. 2710

.

Законодатель, давая данное определение, руководствовался основными признаками референдума, а именно:

1) референдум - это форма непосредственного осуществления народом своей власти;

2) способ выявления воли большинства населения, то есть обладающих избирательным правом, на референдуме производится только путем голосования;

3) законопроекты, принятые на референдуме, как правило, могут изменяться либо отменяться только путем принятия нового решения на референдуме;

4) решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении каким-либо другим органом и вступает в силу, как правило, с момента официального опубликования результатов референдума См.: Катков Д.Б. Конституционное право России М.. 1999.С.108.

Классификации референдума проводятся по различным основаниям и потому многочис-ленны. Выделяют следующие виды референдума:

1) общегосударственный, региональный и местный референдум. В общегосударственном референдуме участвуют все граждане, обладающие правом на участие в референдуме. Региональные референдумы проводятся в федеративных государствах в пределах территории субъекта федерации. Местные референдумы проводятся в пределах административно-территориальных (муниципальных) единиц. Соответственно решения, принятые на референдумах, различаются по территории своего действия. В России законодательством предусмотрены референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум;

2) обязательный и факультативный референдум. В первом слу-чае конституция устанавливает, что решение по определенному вопросу может быть принято только путем референдума (например, общегосу-дарственный референдум при пересмотре конституции Швейцарии, местный референдум при объединении или разделении общин в Вен-грии). Факультативный референдум означает, что решение по предлага-емому вопросу может быть принято путем референдума, а может быть принято и иным путем;

3) конституционный и обыкновенный референ-дум. В первом случае на референдум выносится проект конституции (например, во Франции в 1958 г.) или поправка к конституции. Обыкно-венным считается референдум по иным вопросам, не имеющим конститу-ционного значения (например, в Швейцарии по вопросу о вступлении в ООН);

4) допарламентский, послепарламентский, внепарламентский. Допарламентский референдум проводится до принятия закона парламентом, желающим выяснить мнение населения по данному вопросу путем голосования избирате-лей, послепарламентский - после того, как закон принят парламентом и вынесен им на утверждение путем референдума, внепарламентский - когда законы принимают-ся на референдуме при отсутствии или в обход парламента, поскольку президент не уверен в его поддержке (так делалось во Франции при президенте де Голле);

5) утверждающий референдум (путем референду-ма избиратели утверждают решение парламента) и отменяющий (напри-мер, в Италии после соответствующего сбора подписей избирателей, требуемых законом, неоднократно проводились референдумы об отмене принятых ранее законов парламента);

6) решающий и консультативный референдум (в последнем случае путем голосования выявляется мнение избирателей, которое парламент учитывает, а может и не учесть, напри-мер при принятии закона).

Есть и иные классификации: конституцион-ный, законодательный, международно-правовой референдум (обычно по вопросам границ, участия в международных организациях), администра-тивный референдум (по вопросам, не связанным с принятием, изменением или отменой нормативно-правовых актов). Эти классификации часто переплетаются: один и тот же референдум может быть общегосударственным, обыкно-венным, послепарламентским, отменяющим, решающим и т.д. В некоторых странах, например в Японии и Китае, института референдума на законодательном уровне не предусмотрено.

Правовые последствия могут наступить после любого вида референ-дума, но обязательные правовые последствия связаны только с референ-думом, имеющим решающий характер, поскольку всякий консультатив-ный референдум, независимо, например, от того, будет он допарламентским или послепарламентским, представляет собой лишь выяснение мнения избирателей Катков Д.Б. Конституционное право России М. «Юриспруденция». 1999.С.111.

. Конечно, парламент, иные органы государства на практике учитывают волю избирателей, выраженную путем консульта-тивного референдума, они не должны игнорировать общественное мне-ние, да еще выраженное таким образом, хотя юридически они не обязаны это делать. Обязательную силу для всех органов государства, должност-ных лиц, учреждений, граждан и их объединений имеют акты решающего референдума. При этом юридическая сила таких актов, как представля-ется, выше силы закона, принятого парламентом. Референдумом можно изменить закон парламента и отменить его, как это показывает практика отменяющих референдумов в Италии. Однако это правило не безуслов-но, поскольку во многих странах в конституцию, принятую путем рефе-рендума, парламент может вносить изменения своим законом, чаще всего принятым квалифицированным большинством.

Результаты референдума оформляются в итоге подсчета голосов и определения результатов голосования по вынесенному вопросу (вопросам). Нередко никаких иных актов о собственно референдуме не принимается: на основе его результатов издаются необ-ходимые законы и акты исполнительной власти, вносятся определённые положения в конституцию или учитываются его итоги при подготовке проекта. Иногда результаты референдума оформляются как закон парла-мента, принятый от его собственного имени, но с упоминание о рефе-рендуме (особенно это относится к допарламентскому референдуму). В отдельных случаях парламент издает закон, который не исходит собст-венно от парламента, а имеет своим прямым источником волю избирате-лей. В этом случае обычно указывается, что закон принят путем референ-дума. В Белоруссии решения, принятые республиканским референду-мом, в соответствии с конституцией 1996 г. подписываются президентом республики.

Таким образом, нужно отметить, что в разных странах мира референдум может иметь разнообразные формы, различное юридическое значение и последствия. Во многих странах Западной Европы референдум может быть использован, к примеру, как средство решения вопроса по изменению территориального устройства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.