реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое регулирование договорных отношений по поставкам газа

реферат
p align="left">В целях контроля ситуации на рынке газа в Российской Федерации предлагается принять следующие методы государственного регулирования и контроля:

- государственное антимонопольное регулирование и контроль;

- государственный контроль в сферах, отнесенных законодательством к сферам деятельности субъектов естественных монополий, осуществляемый в соответствии с законодательством о естественных монополиях;

- государственное регулирование цен (тарифов) в сферах, отнесенных законодательством к сферам деятельности субъектов естественных монополий, осуществляемый в соответствии с законодательством о естественных монополиях;

- государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг, перечень которых определяется федеральными законами;

- таможенно-тарифное регулирование;

- контроль соотношения доли регулируемого и нерегулируемого секторов рынка газа.[8]

Правительство Российской Федерации будет осуществлять постоянный мониторинг реализации положений «Основных направлений развития рынка газа в Российской Федерации» с представлением на ежегодной основе уполномоченными федеральными органами исполнительной власти доклада в Правительство Российской Федерации. На основе результатов такого мониторинга будут приниматься решения о дальнейшем осуществлении или корректировке соответствующих мероприятий.

Одним из наиболее существенных факторов для создания равных условий на рынке газа станет решение вопроса недискриминационного доступа к основной технологической инфраструктуре, в частности к магистральным и распределительным трубопроводам.

В настоящее время проблемы доступа в основном решаются в рамках антимонопольного законодательства (пресечения нарушений - злоупотреблений доминирующим положением, а также контроля сделок экономической концентрации и сопровождения отдельных сделок требованиями, направленными на обеспечение конкуренции).

Вместе с тем, рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства, включая использование судебных механизмов, может занимать достаточно продолжительное время. Поэтому необходимо создание механизмов предупреждения нарушений антимонопольного законодательства в указанной сфере.

Пунктом 3 статьи 27 Закона РСФСР от 22.03.1991 №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» указано, что федеральными законами и иными нормативными правовыми актами могут устанавливаться требования, направленные на предупреждение создания дискриминационных условий и не противоречащие положениям данного Закона.

Этим же пунктом установлено, что требования, направленные на предупреждение создания дискриминационных условий, могут содержать требования об обеспечении доступа заинтересованных лиц к информации, позволяющей обеспечить сопоставление ими условий обращения товара и (или) доступа на рынок, и (или) о публикации указанной информации в средствах массовой информации, а также экономические, технические и иные требования.

Специфика вопросов недискриминационного доступа на рынках газа отражена в Федеральном законе от 31.03.99 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», где содержится специальный раздел, касающийся специфики применения антимонопольного законодательства (глава VII «Антимонопольное регулирование газоснабжения»), в том числе статья, посвященная вопросам доступа. В соответствии со статьей 27 указанного Федерального закона организации-собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных систем в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок доступа к газотранспортной системе ОАО «Газпром в настоящее время определяется Положением об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе Российского акционерного общества «Газпром», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 №858.

Вместе с тем, указанное Положение не достаточно детализировано, не содержит ряд положений, необходимых для создания равных возможностей конкуренции для потребителей услуг естественных монополий (транспортировка газа по газотранспортным системам).

В этих условиях стоит задача совершенствования действующего Положения об обеспечении доступа к газотранспортной системе и детализации всех существенных аспектов доступа к газотранспортным системам и предоставления соответствующих услуг, решение которой будет способствовать развитию конкуренции в газовой отрасли.

Правила недискриминационного доступа на рынках газа должны быть в достаточной степени детализированы, чтобы многие вопросы, связанные с доступом к услугам естественных монополий и к услугам коммерческой инфраструктуры на рынках газа, решались автоматически, а не были предметом долгого переговорного процесса и долгих разбирательств либо в антимонопольном органе, либо в судебных органах.

Федеральной антимонопольной службой с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в рамках исполнения поручений Правительства Российской Федерации, касающихся подготовки нормативных правовых документов по совершенствованию положений об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе ОАО «Газпром» и местным газораспределительным сетям, был разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об обеспечении недискриминационного доступа к газотранспортным системам в Российской Федерации» (далее - Проект постановления).

Проект постановления предполагает внесение изменений и дополнений в Положение об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе Российского акционерного общества «Газпром» (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 №858).

Предлагаемый Порядок доступа к ГТС изложен в логике требований антимонопольного законодательства по определению технических, экономических и информационных требований посредством детальной регламентации процедур заключения договора оказания услуги на транспортировке газа по газотранспортным сетям (равенство условий доступа к услуге), исполнения договора (равенство условий оказания услуги), подсоединения к газотранспортным сетям и стандартов раскрытия информации организацией-собственником системы газоснабжения.

Основная цель Порядка доступа к ГТС заключается в совершенствовании и повышении эффективности механизма недискриминационного доступа к услугам по транспортировке газа по газотранспортным сетям, к услугам по технологическому присоединению к газотранспортным сетям, а также оказания этих услуг на недискриминационных условиях.

Указанные выше экономические, технические и информационные требования недискриминационности конкретизируются в:

- порядке заключения и исполнения договора оказания услуг по транспортировке газа по газотранспортной системе;

- порядке приема и учета газа для его транспортировки по газотранспортной системе;

- порядке передачи права доступа к газотранспортной системе;

- порядке балансировки газа в газотранспортной системе;

- порядке подсоединения к газотранспортной системе;

- стандартах раскрытия информации.

В Порядке доступа к ГТС определены понятия «транспортировка газа», «недискриминационный доступ к услугам по транспортировке газа по газотранспортной системе», «потребитель услуги по транспортировке газа», «прерываемые условия транспортировки газа», «дисбаланс», «плановый объем сдачи в газотранспортную системы (отбора из газотранспортной системы)», «отклонение», уточнено понятие «свободной мощности газотранспортной сети».

В Порядке доступа к ГТС услуги по транспортировке газа, которые могут предоставляться организацией-собственником системы газоснабжения или по ее поручению газотранспортной организацией, подразделяются на долгосрочную (транспортировка газа от пункта приема газа до пункта сдачи газа в период более 1 года), среднесрочную (от 1 месяца до 1 года) и краткосрочную (не более 1 месяца).[11]

Порядок доступа к ГТС устанавливает существенные условия договора на оказание услуг по транспортировке газа, обязательства потребителя этих услуг и организации-собственника системы газоснабжения в соответствии с договором, детализирует процедуру представления организации-собственнику системы газоснабжения заявки для получения доступа к газотранспортной сети, исчерпывающий перечень требований к содержанию заявки, сроки ее рассмотрения и заключения договора на оказание услуг по транспортировке газа, а также конечный перечень ситуаций, в которых организация-собственник системы газоснабжения имеет право сократить или приостановить оказание услуг по транспортировке газа по газотранспортной сети, и порядок возобновления транспортировки газа.

В действующем Положении об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе Российского акционерного общества «Газпром» (статья 10) при отсутствии достаточной для удовлетворения всех рассматриваемых заявок свободной мощности газотранспортной системы для распределения свободных мощностей газотранспортной системы для остальных организаций (за исключением имеющих приоритет в поставке) предусмотрен принцип (с учетом требований антимонопольного законодательства) пропорциональности заявленным объемам транспортировки газа, либо на конкурсной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Вместе с тем фактически применяется принцип «первый пришел, первый получил», когда заявки организаций (за исключением имеющих приоритет в поставке) удовлетворяются по дате поступления заявки.

В Порядке доступа к ГТС предусмотрено дальнейшее углубление законодательно предусмотренных и практически реализуемых принципов распределения свободных мощностей газотранспортной системы для организаций (за исключением имеющих приоритет в поставке). Предполагается использование как принципа пропорциональности, так и принципа «первый пришел, первый получил». Заявки на получение среднесрочной и краткосрочной услуги по транспортировке газа будут удовлетворяться по дате поступления заявки, а заявки на получение долгосрочной услуги по транспортировке газа - пропорционально заявленным объемам транспортировки газа (для первого года получения долгосрочной услуги по транспортировке газа) и пропорционально заявленным объемам транспортировки газа с учетом перспектив развития газотранспортной системы (для последующих годов получения долгосрочной услуги по транспортировке газа). Такое различие объясняется, в первую очередь, необходимостью учета возможностей развития газотранспортной системы в перспективе.

Для обеспечения эффективного использования мощностей газотранспортной системы (в том числе с точки зрения недопущении возникновения ситуаций «простаивания» или недоиспользования газотранспортных мощностей, что особенно важно в условиях их дефицита) Порядком доступа к ГТС закрепляется принцип «используй или теряй» (»use-it-or-lose-it»), который будет действовать для потребителей долгосрочной и краткосрочной услуг по транспортировке газа. В соответствии с ним, если указанный потребитель в течение установленного срока не приступил к сдаче газа, сначала он уведомляется об этом в письменной форме организацией-собственником системы газоснабжения. Затем, если еще в течение определенного срока потребитель тем не менее не приступает к сдаче газа, действие договора об оказании услуг по транспортировке газа приостанавливается на период до 30 дней, а на величину мощности газотранспортной системы, законтрактованной данным потребителем, организация-собственник системы газоснабжения имеет право предоставить иным организациям краткосрочные услуги по транспортировке газа на прерываемых условиях транспортировки. Действие договора возобновляется не позднее 3 часов с момента уведомления потребителем услуг по транспортировке газа организации-собственника системы газоснабжения о начале сдачи им газа в газотранспортную систему.

Также в целях эффективного использования мощностей газотранспортной сети предусматривается возможность одним потребителем услуги по транспортировке газа вправе уступить (передать) другому потребителю услуги по транспортировке газа право доступа к газотранспортной сети для транспортировки газа (далее - право доступа). Это может быть осуществлено только на идентичных условиях доступа к газотранспортной системе и при своевременном уведомлении организации-собственника системы газоснабжения с приложением соответствующих сведений.

В целях поддержания безопасного и надежного функционирования газотранспортной системы Порядок доступа к ГТС определяет принципы и правила обеспечения баланса между сдаваемыми в газотранспортную сеть объемами газа и объемами газа, отбираемыми из нее (балансировка газа в газотранспортной системе).

Для каждого потребителя услуг по транспортировке газа организацией-собственником системы газоснабжения на ежесуточной основе рассчитывается «дисбаланс» (разница между объемами сдачи его в газотранспортную сеть и отбора из газотранспортной сети в соответствующие сутки). За его существование предусматривается соответствующая плата за дисбаланс. При этом для учета неравномерностей сдачи и отбора газа и его потребления, исходя из технических возможностей газотранспортных сетей, предполагается взимание платы за дисбаланс при условии превышения размера дисбаланса 5% от объема газа, сданного потребителем за сутки в газотранспортную сеть.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.