реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое регулирование предпринимательства

реферат
p align="left">Ключевое значение в деятельности предпринимателей имеют их права в сфере налоговых отношений:

· знакомиться с актами произведённых у них проверок;

· знакомиться в налоговых инспекциях со всеми актами налогового законодательства, которые применяются в отношении предпринимателей;

· представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведённых проверок;

· обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействия) их должностных лиц;

· требовать от налоговых органов официальных разъяснений по уплате налогов и по актам проведённых проверок.

Комплекс основных обязанностей предпринимателей закреплён в ст.7 Закона о предпринимательстве. Общая обязанность предпринимателя состоит в выполнении всех обязательств, вытекающих из действующего законодательства и заключенных им договоров (контрактов). Исходя из того, кто выступает второй стороной правоотношения все обязанности предпринимателей могут быть условно разделены на четыре группы:

1) обязанности перед государством (получать в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на деятельность в сферах, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь; выполнять решения государственных органов и иных субъектов права, уполномоченных Президентом Республики Беларусь, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством; представлять соответствующим государственным органам и иным субъектам права, уполномоченным Президентом Республики Беларусь, осуществляющим регулирование ценообразования, полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов) и контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования). П. 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 25 июля 2002 г. № 18 «О некоторых вопросах социальной защиты граждан» Декрет Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах социальной защиты граждан» от 25 июля 2002 г. №18 (С измен. и дополн. от 27 января 2003г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. №185. 1/3893; 2003. №13. 1/4341. устанавливает обязанность индивидуальных предпринимателей уплачивать обязательные страховые взносы в размерах и порядке, предусмотренных законодательством, но не менее суммы названных взносов, исчисленной в размере 36 процентов от величины утверждаемого в установленном порядке бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения;

2) обязанности перед наемными работниками (производить расчеты со всеми работниками, привлеченными для работы согласно заключенным договорам, независимо от своего финансового состояния; заключать договоры или контракты с гражданами, принимаемыми на работу по найму, а также в необходимых случаях - коллективные договоры (соглашения) в соответствии с законодательством. Предприниматель не вправе препятствовать объединению наемных работников в профессиональные союзы для защиты своих интересов; предусматривать в трудовых договорах (соглашениях, контрактах) оплату труда работников не ниже установленного минимального уровня, а также другие социально - экономические гарантии; вносить в государственный фонд социального страхования отчисления по страхованию лиц, работающих по найму, в порядке и размерах, установленных законодательством Республики Беларусь);

3) обязанности перед контрагентами, состоящие в выполнении обязательств, вытекающих из заключенных договоров;

4) обязанности перед потребителями, состоящие в соблюдении прав и законных интересов потребителей.

Для нормального развития хозяйственного оборота необходимо, чтобы его участники надлежащим образом исполняли свои обязанности и обязательства. Когда обязанности и обязательства не исполнены или исполнены ненадлежащим образом, говорят об их нарушении. Нарушение в таких случаях наносит вред не только заинтересованному лицу или лицам, но и всему обществу в целом, так как нарушение в одном звене ведет к закономерной дисфункции всего экономического механизма. В целях предотвращения подобных правонарушений и устранения их последствий устанавливается юридическая ответственность.

Для правонарушителя ответственность - это всегда обязанность, а для государства - это мера и вид воздействия на правонарушителя. Оно (государство) и устанавливает содержание этой обязанности. Таким образом, юридическая ответственность, в том числе и в сфере предпринимательской деятельности - это совокупность субъективного и объективного, поэтому она должна рассматривать в двух аспектах. Как правовое установление юридическая ответственность в сфере предпринимательской деятельности представляет собой реакцию государства на правонарушение в сфере предпринимательских отношений, способ правового регулирования этих отношений посредством возложения на правонарушителя определенных обременений.

Второй аспект представляет собой последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей в сфере предпринимательской деятельности и заключается в применении санкций к нарушителю и реализации последних. В таком аспекте юридическая ответственность в сфере предпринимательской деятельности - это обязанность правонарушителя дать отчет о совершенном действии (бездействии) и претерпеть неблагоприятные последствия нарушения нормы хозяйственного законодательства в виде ограничений организационного и имущественного характера.

В зависимости от отраслевой принадлежности норм права, устанавливающих ответственность субъектов предпринимательской деятельности, различают гражданско-правовую, уголовную, административную ответственность.

Гражданско-правовая ответственность проявляется в применении к нарушителю обязательства со стороны кредитора (кредиторов) либо государства установленных гражданским законодательством либо договором мер воздействия, имеющих для правонарушителя отрицательные, в основном имущественные последствия (уплата неустойки, возмещение убытков, возмещение вреда и т.д.).

В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона о предпринимательстве имущественная ответственность предпринимателя наступает в случаях:

· нарушения действующего законодательства;

· невыполнения действующих договоров;

· нарушения прав собственника и других субъектов;

· загрязнения окружающей среды;

· обмана потребителя в отношении качества товара, способа его применения, предоставления неполной информации для умышленного введения потребителя в заблуждение;

· сообщение или распространения о конкурентах ложных сведений;

· выпуска товаров с внешним оформлением, применяемым другими производителями;

· незаконного доступа к коммерческой тайне конкурента или её разглашения;

· использования чужого товарного знака, фирменного наименования или производственной марки без разрешения участника хозяйственного оборота, на имя которого они зарегистрированы;

· получения дополнительного дохода в результате создания искусственного дефицита товаров путём ограничения их поступления на рынок с последующим повышением цен;

· заключения договоров, когда известно о невозможности их выполнения, и в других случаях недобросовестного предпринимательства.

Возможно, что с учетом конкретизации мер ответственности в отдельных сферах деятельности данный перечень следует рассматривать как примерный.

Административная ответственность субъектов предпринимательской деятельности устанавливается за совершение административных правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности. Она наступает в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (сноска) и другими нормативными правовыми актами. Административную ответственность несут должностные лица организаций. Что же касается самих организаций и индивидуальных предпринимателей, то действующее законодательство предусматривает применение в отношении их так называемой экономической ответственности. Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999г. № 673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций» Указ Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999г. №673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций» (С измен и дополн от 6 декабря 2001г.; 12 ноября 2003г.; 25 мая 2004г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 89. 1/788. 2001. № 117. 1/ 3286; 2003. № 127. 1/ 5083; 2004. №86. 1/5546. определяет экономическую ответственность как установленные актами законодательства правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом предпринимательской деятельности (индивидуальным предпринимателем или организацией) актов законодательства в сфере экономических отношений. При этом в качестве основных мер указанной ответственности законодательство предусматривает штраф и взыскание имущества или денежных средств в соответствующий бюджет. Однако эти меры являются не чем иным, как административными взысканиями. Как известно к административной ответственности привлекаются индивидуальные субъекты, хотя следует согласиться с тем, что «ныне активно формируется законодательство об административной ответственности коллективных субъектов». По моему мнению, эту ответственность можно именовать как экономическую. При этом индивидуальной предприниматель как гражданин является субъектом административной ответственности, а как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, - субъектом экономической ответственности.

Основаниями для применения мер административной ответственности являются:

· нарушение правил торговли и оказания услуг населению (ст.144);

· нарушение установленного порядка проведения валютных операций (ст.1511);

· нарушение установленного порядка формирования цен (ст. 1441);

· нарушение порядка ведения бухгалтерского учёта и отчётности, уничтожение документов или их сокрытие (ст. 1513);

· создание условий, препятствующих проведению проверок и ревизий (ст. 1515);

· сокрытие, занижение прибыли, доходов (ст. 1541) и другие административные правонарушения.

Основанием уголовной ответственности является совершение деяний, содержащих все признаки преступлений, предусмотренных Уголовным Кодексом.

За совершение преступлений в сфере экономической деятельности в соответствии с УК применяются следующие виды наказаний: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, конфискация имущества, ограничение свободы, арест и лишение свободы на определенный срок.

Уголовное наказание может быть применено за совершение преступлений, предусмотренных главой 25 УК, в частности:

· воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст.232);

· лжепредпринимательство (ст.234);

· ложное банкротство (ст.238)

· срыв возмещения убытков кредитору (ст.241) и другие.

2.3.1 Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности

Потребность в защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности возникает в случае их нарушения или оспаривания. Защита прав и законных интересов - одна из важнейших категорий процессуального и материального права, без определения сущности которой невозможно раскрыть характер и особенности ответственности субъектов предпринимательской деятельности. Данная категория связана с понятием «право на защиту», которое в научной и учебной литературе получило различную юридическую квалификацию.

Наиболее распространенной и убедительной является точка зрения, согласно которой право на защиту является одним из элементов самого субъективного права, наряду с правомочием действовать по собственному усмотрению и правомочием требовать от другой стороны в правоотношении соответствующего поведения.

В целом, защита представляет собой реализацию предусмотренных законом мер, направленных на восстановление или признание нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов по требованию управомоченного лица. В этом значении защита обозначает охрану прав и законных интересов в узком смысле слова. В широком понимании к нему примыкает создание и реализация мер различного характера (экономического, организационного), направленных на создание необходимых условий для осуществления субъективных прав и законных интересов в их ненарушенном состоянии.

Рассмотрим охрану прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в узком смысле слова, т. е. их защиту.

Согласно п.2 ч.1 ст. 2 ХПК Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998г. (В редакции Закона Республики Беларусь от 6 августа 2004г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. №138-139. 2/1064. предметом защиты выступают не только субъективные права субъектов предпринимательской деятельности, но и их законные интересы. В основе любого субъективного права предпринимателя лежит интерес, который удовлетворяется посредством предоставления и реализации субъективного права. Интерес в этом случае формирует мотивацию реализации субъективного права и охраняется одновременно с ним. Однако охраняемый законом интерес может существовать самостоятельно и подлежать защите в случае его нарушения. Подобная ситуация возникает, в частности, при прекращении самого субъективного права в результате правонарушения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.