рганизационно - правовая форма предпринимательской деятельности - это совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственность друг перед другом и контрагентами Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2000. С. 29..Понятие «организационно - правовая форма» употребляется в отношении юридических лиц, поэтому, когда речь идёт о предпринимательской деятельности с образованием юридического лица, можно говорить о предпринимательской деятельности в различных организационно - правовых формах. Особой формой предпринимательства является предпринимательская деятельность, которая осуществляется руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом, наделен правами и обязанностями и несет ответственность, которая устанавливается как для предпринимателя. Каждая из этих форм предпринимательства находит свои ниши в хозяйственной системе государства. 1.2 Законодательство о предпринимательстве Как было мною указано ранее, право на занятие предпринимательской деятельностью представляет Конституция Республики Беларусь. Согласно ч.3 ст. 13 основного закона страны «государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности». Сегодня положения Конституции Республики Беларусь обеспечивают гарантии предпринимательской деятельности. Первым по содержанию рыночным законом можно считать Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве». В соответствии с этим Законом граждане республики получили право заниматься предпринимательством. Настоящий Закон определяет правовые, экономические основы предпринимательства, общие положения организации предпринимательской деятельности, регламентирует порядок регистрации, прекращение деятельности, права, обязанности и ответственность субъектов предпринимательства, устанавливает меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в Республике Беларусь. Закон направлен на создание условий для широкого проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости граждан на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободы распоряжаться имуществом и выбора сферы деятельности. Правовой статус юридических лиц, порядок их образования регистрации, прекращение деятельности и другие аспекты их функционирования определяется Законом Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» Закон Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» от 9 декабря 1992г. (С измен. и дополн. от 11 апреля 1995г., 6 января 1998г., 30 июля 2004г.) //Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. №35. Ст.552; 1995. №95. Ст.233; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. №2. Ст.11; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 122. 2/1056. . Правовое регулирование предпринимательства осуществляется также декретами Президента Республики Беларусь. К основным из них относятся: Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999г. №11: Декрет Президента Республики Беларусь «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» 16 марта 1999г. №11 (С измен. и дополн. от 16 ноября 2000г.; 17 декабря 2002г.; 11 сентября 2003г.; 8 октября 2003г.; 12 ноября 2003г.; 9 марта 2005г.; 1 июля 2005г.; 22 ноября 2005г.; 10 апреля 2006г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. №23. 1/191; 2000. №109. 1/1779; 2002. №142. 1/4230; 2003. №105. 1/4909; №113. 1/4994; №127. 1/5084; 2005. №40. 1/6300; №106. 1/6684; №188. 1/6930; 2006. №58. 1/7426. «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования». В названном Декрете определены минимальные размеры уставных фондов коммерческих организаций, установлен перечень документов, необходимых для государственной регистрации как коммерческой организации, так и индивидуального предпринимателя, закреплены полномочия государственных органов в области регистрации и ликвидации субъектов коммерческой деятельности. Декрет Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 года №5 Декрет Президента Республики Беларусь «Об упорядочении реализации задолженного имущества» от 27 января 2003г. №5 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. №13. 1/4343. «Об упорядочении реализации заложенного имущества». Декрет Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 г. №4 «О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» Декрет Президента Республики Беларусь «О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» от 27 января 2003 г. (С измен. и дополн. от 12 ноября 2003г., 25 мая 2004г.) //Национальный реестр правых актов Республики Беларусь. 2003. №14. 1/4342; №127. 1/5084; 2004. №86. 1/5539. . Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» Декрет Президента республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 14 июля 2003г. №17 (С измен. и дополн. от 3 мая 2004г., 8 ноября 2004г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. №79. 1/4779; 2004. №71. 1/5490. , которым утверждены Положение о лицензировании отдельных видов деятельности и Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций и др. Также правовое регулирование предпринимательства осуществляется постановлениями Совета Министров Республики Беларусь. К ним относятся. Постановление Совета Министров от 16 апреля 1999г. №550 «О некоторых вопросах государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» от 16 апреля 1999г. №550 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. №35. 5/689.. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2003 г. «О форме специального разрешения (лицензии) и о порядке её заполнения» Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О форме специального разрешения (лицензии) и о порядке её заполнения» от 10 октября 2003г. №1310 (С измен и дополн. от 19 декабря 2003г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 116 5/13185. 2004. № 2 5/ 13597. . Также законодательством предусмотрен комплекс нормативно - правовых актов, определяющий порядок налогообложения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. К ним относятся: Закон «Об акцизах» Закон Республики Беларусь от 19 декабря 1991г. «Об акцизах» (С измен. и дополн. от 30 декабря 1997г.; 13 мая 1999г.; 13 июля 1999г.; 31 января 2000г.; 8 января 2002г.; 11 июля 2003г.; 1 января 2004г.; 31 декабря 2005г.) //Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. №3. Ст.53; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. №4. Ст.22; 1999. №21. Ст.340; №30. Ст.440; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №13. 2/142; 2002. №8. 2/835; 2003. №79. 2/967; 2004. №4. 2/1009; 2006. №6. 2/1177., в данном правовом акте указаны плательщики данного налога, продукция (товары), которые облагаются акцизами, ставки налога и т.д.; Закон «О налогах на доходы и прибыль» Закон Республики Беларусь от 22 декабря 1991г. «О налогах на доходы и прибыль» (С измен. и дополн. от 17 марта 1992г.; 22 декабря 1992г.; 10 декабря 1993г.; 24 февраля 1994г.; 29 декабря 1994г.; 19 апреля 1996г.; 13 ноября 1996г.; 8 июля 1997г.; 30 декабря 1997г.; 9 декабря 1998г.; 13 мая 1999г.; 2 декабря 1999г.; 31 января 2000г.; 29 декабря 2000г.; 30 июля 2001г.; 8 января 2002г.; 24 июля 2002г.; 28 декабря 2002г.; 4 января 2003г.; 1 января 2004г.; 18 ноября 2004г.; 31 декабря 2005г.) //Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. №4. Ст.77; 1992. №12. Ст.206; 1993. №3. Ст.27; 1994. №3. Ст.24; №11. Ст.151; 1995. №6. Ст.57; 1996. №12. Ст.158; №35. Ст.630; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. №28. Ст.484; №36. Ст.768; 1999. №1. Ст.5; №21. Ст.340; №34-35. Ст.522; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №13. 2/142; 2001. №4. 2/228; №73. 2/794; 2002. №8. 2/835; №87. 2/883; 2003. №3. 2/915; №8. 2/932; 2004. №4. 2/1009; №189. 2/1087; 2006. №6. 2/1177. в котором указываются объекты налогообложения, ставки налога, порядок и сроки уплаты данного налога, и т.д., Закон «О налоге на добавленную стоимость». Предпринимательская деятельность также регулируется Законом «О налоге на недвижимость» Закон Республики Беларусь от 23 декабря 1991г. «О налоге на недвижимость» (С измен. и дополн. от 17 марта 1992г.; 22 декабря 1992г.; 10 декабря 1993г.; 28 апреля 1994г.; 29 декабря 1994г.; 3 марта 1995г.; 26 марта 1996г.; 20 июня 1996г.; 31 января 2000г.; 29 декабря 2000г.; 8 января 2002г.; 24 июля 2002г.; 28 декабря 2002г.; 1 января 2004г.; 14 июля 2004г.; 18 ноября 2004г.; 31 декабря 2005г.) //Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. №3. Ст.59; №12. Ст.206; 1993. №3. Ст.27; 1994. №3. Ст.24; №17. Ст.279; 1995. №6. Ст.57; №17. Ст.189; 1996. №9. Ст.118; №23. Ст.414; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №13. 2/142; 2001. №4. 2/228; 2002. №8. 2/835; №87. 2/883; 2003. №3. 2/915; 2004. №4. 2/1009; №111. 2/1052; №189. 2/1087; 2006. №6. 2/1177., и законом «О подоходном налоге с физических лиц» Закон Республики Беларусь от 21 декабря 1991г. «О подоходном налоге с физических лиц» (В редакции Закона от 9 декабря 2005г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. №6. 2/1175.. Приведённый выше перечень нормативных актов является примерным. Также предпринимательская деятельность регулируется нормативными правовыми актами республиканских и местных органов управления. 2. Субъекты предпринимательской деятельности 2.1 Общие положения о субъектах предпринимательской деятельности Для того, чтобы стать предпринимателем, свободно и на законных основаниях заниматься деятельностью, связанной с извлечением прибыли или личного дохода, необходимо приобрести статус предпринимателя. Следовательно, предприниматель - это понятие двоякое. С одной стороны, это лицо, которое осуществляет общеполезную деятельность, не запрещённую законом, от которой имеется выгода не только для самого предпринимателя, но и для государства, других членов общества; лицо, которое наделено в установленном порядке дополнительными, по сравнению с другими гражданами, юридическими правами и обязанностями, имеющее особый правовой и экономический интерес. Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации в установленном законом порядке. Регистрация - это акт, признающий право данного лица заниматься предпринимательской деятельностью и разрешающий такую деятельность. С другой стороны, регистрируя лицо в качестве предпринимателя, государство тем самым берёт его под свою защиту, принимает на себя обязанность по созданию нормальных условий для такой деятельности и её государственной поддержке. В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 1 ГК предпринимательскую деятельность могут осуществлять физические и юридические лица. По общему правилу, под физическими лицами понимаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, которые в соответствии со ст. 11 Конституции Республики Беларусь пользуются на ее территории правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин, прежде всего, должен обладать правоспособностью и дееспособностью. Гражданская правоспособность - это способность иметь гражданские права и обязанности. Гражданская правоспособность не является естественным свойством гражданина. Ею наделяет родившегося человека государство, принявшее закон. Она - общественно-юридическое явление и не что иное, как юридическая возможность. Содержание правоспособности гражданина определено статьей 17 ГК. В соответствии со статьей гражданин может иметь имущество на праве собственности; заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законодательными актами деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать не противоречащие законодательству сделки и участвовать в обязательствах; иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Все граждане обладают равной правоспособностью, т.е. объем правоспособности всех граждан одинаков. Но здесь необходимо сказать об ограничениях некоторых работников в праве заниматься предпринимательской деятельностью. Так, ст. 2 Закона «О предпринимательстве» от 28 мая 1991 года не допускает, чтобы должностные лица и специалисты, работающие в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах, занимались предпринимательской деятельностью; закон от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003г. (С измен. и дополн. от 29 июня 2004г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. №70. 2/953; 2004. №120. 2/1053.» предусматривает, что служащие государственного аппарата не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью лично или через посредников принимать участие в управлении субъектами хозяйствования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; также согласно ч.2 п.5 ст.8 Закона «О статусе военнослужащих Закон Республики Беларусь «О статусе военнослужащих» от 13 ноября 1992г. (С измен. и дополн. от 15 марта 1993г.; 15 февраля 1995г.; 22 марта 1995г.; 6 января 1998г.; 31 декабря 1999г.) //Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. №28. Ст.497; 1993. №14. Ст.137; 1995. №17. Ст.182; №19. Ст.232; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. №2. Ст.12; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №5. 2/126.» 13 ноября 1992г военнослужащим запрещается заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, оказывать услуги с использованием служебного положения и получать за это вознаграждение.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|