p align="left"> Отечественный историк Г.И.Мирский предлагает отказаться от таких радикальных позиций по вопросу исламской идеологии. Он считает, что ислам как религия не предполагает уничтожение «неверных», а «исламский фундаментализм» - не порождение мусульманской религии, а следствие целого комплекса исторических и социально-экономических факторов - своего рода - отторжение «американизации» и «вестернизации». Мирский Г.И. Ислам и нация: Ближний Восток и Центральная Азия. // Полис. - 1998. - № 2. - С.78 Но тем не менее этнические конфликты остаются фактом, также как фактом остается и использование этих конфликтов властями для решения политических проблем и соответственно углубления их. Яркий пример - курдская проблема в Ираке. Эта проблема приобрела сегодня большую актуальность. Суть проблемы сводится к противоречию между высоким уровнем стремления курдов к национальному самоопределению и нежеланием правящих кругов стран, разделивших Курдистан, признать законные права курдского народа. Курды рассматриваются как недомирирующая этническая группа, обязанная подчиняться существующей в этих странах политике в области национальных отношений. Курдский вопрос в Западной Азии - часть сложного узла межгосударственных противоречий, в который вовлечены и различные политические силы внутри государств, и международные силы. В связи с недавними событиями в Ираке (вмешательство ВС США) вновь обострилось этническое самосознание курдов, которые надеются, что США и их ставленники пойдут навстречу в вопросе о создании курдского независимого государства. В процессе национальной самоидентификации 25 млн. курдов центральную роль играет территориальный вопрос и именно в нем курдский национализм черпает свое историческое оправдание и аргументы в пользу главного лозунга - создание независимого Курдистана. События в Курдистане оказываются в постоянном поле зрения мировой общественности, научной элиты, СМИ. В мировом востоковедении существует целый пласт исследований по курдскому вопросу. Сначала следует осветить вопросы, рассматриваемые в курдоведении в 60-80-е гг. ХХ века. Большой интерес представляют труды курдских ученых - И. Бешикчи, Д. Небеза, Ш. Исмет-Ванли, М. Изади. Бешикчи И. Строй Восточной Анатолии. Социально-экономический и этнический аспект. Стамбул, 1970. Ванли И. Курдистан - вопрос курдов. Париж, 1960 Ш. Исмет- Ванли показал, что курдская государственность не только идеал для будущего, но и имеет свою традицию в прошлом, прерванную неблагоприятными моментами в истории. Первое обстоятельное исследование по истории курдов - книга Амина Зеки «Знаменитые курды и Курдистан», изданная на курдском и арабском языках в Ираке. В центре внимания у Зеки стоят отдельные личности и предводители и рассматриваются основные этапы национально-освободительной борьбы курдов, оправдываемой историческими традициями. Курдский вопрос привлекал внимание и западных ученых - М. ван Брюннессена (Бельгия), Д.Бло (Франция), Р. Олсона (США), Х. Хаузера (Германия). Они объединены идей рассмотрения причин усиления национализма курдов в Западной Азии, рассматривают роль различных политических организаций в Курдистане, цель которых - достижение реальной автономии. M. M. Bruinessen. Agha, Sheikn and State. On the Social and Political Organization in Kurdistan. Uttrecht, 1978. R. Olson. The Emergence of Kurdish Nationalism. 1880-1925. Курдоведение - традиционный раздел отечественного востоковедения. Весомый вклад в отечественное курдоведение внесли ученые Санкт-Петербургской, Ереванской и Московской школ. Среди них - М.С. Лазарев, Ш.Х. Мгои, М.А. Гасратян, Дж. Джалил. Эти ученые подробно исследовали источники по культуре, политике; использовали архивные материалы. Они пытались дать периодизацию освободительного движения, использовали большой фактический материал по восстаниям курдов как попыток отстоять независимость. Халфин Н.А. Борьба за Курдистан. М., 1963. Лазарев М.С. Курдистан и курдская проблема. М., 1964. Джалил Джалиле. Восстание курдов 1880 г. М., 1966. Борьба курдов за независимость рассматривалась в рамках марксистско-ленинской методологии и расценивалась как ответ этнических меньшинств на колонизаторскую политику империалистов, стремящихся расширить сферу своего влияния, не считаясь с историческими особенностями региона. Национальный вопрос, его внутренние и внешние аспекты, проблемы социально-экономического и политического развития национальных меньшинств, их борьба за свои права, административную и культурную автономию - один из объектов комплексного исследования исторического процесса в странах Азии, что во многом касается таких многонациональных государств как Ирак, где национальные меньшинства составляют около половины населения, а их движение - неотъемлемая черта политической жизни страны (по статистике 1994 года в Ираке проживало 15% курдов из всего населения государства). Подробный анализ национального движения курдского народа в западноазиатском регионе, в том числе в Ираке в новое и новейшее время (по советской хронологии), эволюция борьбы за права (массовыми движениями, политическими организациями), соотношение социально-классовых сил даны в коллективной монографии «Курдское движение в новое и новейшее время» (редколлегия - М.А. Гасратян, М.С. Лазарев, Ш.Х. Мгои). Достижение определенной автономии рассматривалось как результат борьбы курдских крестьян, рабочей и революционной интеллигенции, авангардную роль играли ДПК (Демократическая партия Курдистана) и коммунисты. В качестве причин поражения автономистского движения выделяли произвол иракских властей. Курдское движение в новое и новейшее время. М.: Наука, 1987. - С. 195-220 В конце 80-х - 90-х гг. в отечественной историографии начали широко освещаться проблемы нарушения прав курдов. Прямо эта проблема не звучала, но затрагивались такие аспекты как геноцид курдов, дискриминация, падение уровня жизни как следствие непрекращающихся межгосударственных конфликтов в Персидском заливе за лидерство. Звучала и тема нарушения права на жизнь в период вооруженных конфликтов. Так, рассматривался вопрос о курдах в ирано-иракской войне, авантюре Ирака против Кувейта и эти проблемы освещались в отечественной историографии через призму военных действий. Ушаков В., Иноятов И. Кому выгодна эта война ? // Азия и Африка сегодня. - 1988. - № 3. - С. 9-11 Седов И. Война без конца или... // Новое время. - 1988. - № 7. - С. 18-20 Современная историография широко освещает проблему не прикрытого нарушения естественных прав человека на жизнь - геноцид курдов, использовавшийся ираксими властями для подавления восстаний против режима (газовая атака города Халабаджи 16 марта 1988 г., артиллерийские и авиационные удары по Сулеймании в 1991 г.), депортация курдов (с середины 70-х по 1991г. на юг Ирака было депортировано более 700 тыс. курдов), расстрел на границе с Саудовской Аравией депортированных курдов (1978 г.). Данная проблематика отражена в специальных периодических изданиях Боровой Я., Чудодеев А. Глядящие в глаза смерти. // Новое время. - 1991. - № 15. - С. 24-25 Мгои Ш.Х. Тернистый путь к свободе. // Азия и Африка сегодня. - 1998. - № 8. - С. 28-31, а также широко освещается в сети Internet. www.kurdistan.ru, www.aha.ru, usinfo.state.gov, www.hro.org, nomad.web.com В середине 90-х гг. курдская проблема стала рассматриваться в политическом аспекте - как взаимосвязь между тоталитарным режимом С. Хусейна, политическими организациями Курдистана и политикой западных держав в азиатском регионе, гуманитарной интервенции со стороны США и их союзников (санкции ООН, «свободная зона» курдов под опекой американских вооруженных сил). Как правило, эта проблема увязана вокруг нефтяных месторождений, энергетических ресурсов и стремлением их контролировать. Демченко П. Курды - заложники большой политики. // Эхо планеты. - 1993. - № 15. - С. 5-8 Жигалина О.И. Курдский вопрос как региональный и локальный конфликт. // Восток. - 1995. - № 6. - С. 91-104 Мосаки Н. Нефть и курдская проблема. // Азия и Африка сегодня. - 2002. - № 3. - С. 33-36 С середины 90-х гг. в зарубежной историографии звучит точка зрения, согласно которой страны, поделившие Курдистан, ведут совместную борьбу против национального движения курдов, т.к. оно угрожает территориальной целостности государств, а также вызывает вмешательство сторонних сил (Дж. Кадир, С. Феррат, А. Алим). Курдская проблема в аспекте современных международных отношений (отношение арабского мира к освободительному движению, гуманитарная интервенция) в зарубежной историографии рассматривается в работах Д. Авни (Франция), М. Бенхольд (Германия). Лазарев М.С. Международная конференция по истории Курдистана. // Восток. - 1996. - № 1. Проблема самоопределения курдов - часть общей проблемы человеческих прав курдского населения и разрабатывается Жигалиной О.И., Набиевым Ю. Жигалина О.И. приходит к выводу о том, что политика режимов стран проживания курдов, их отказ признать право курдов на создание социального самоуправляющегося макрообразования лишь усугубляет конфликт и способствует консолидации курдов Ближнего и Среднего Востока. Жигалина О.И. Курдская проблема в культурном и геополитическом аспекте. // Восток. - 1999. - № 5. Юрий Набиев рассматривает подходы политиков и правоведов к проблеме прав человека в Курдистане. Он акцентирует внимание на доминировании политической мотивации в вопросе о правах курдов, а также он - сторонник объединения курдской нации, независимо от вопроса о территориальных границах. Набиев Ю. Курдская проблема и права человека. // www.nabiev.ru Самвел Кочои широко рассматривает примеры нарушений естественных прав курдов со стороны режима С. Хусейна - геноцид, депортация, этнические чистки (особенно, на территории Иракского Курдистана, контролируемой Багдадом) как ответ на желание курдов получить независимость. В то же время он, ссылаясь на данные международных организаций, проводит мысль о том, что на территории Иракского Курдистана, находящегося под юрисдикцией Регионального правительства используются демократические механизмы решения различных проблем, в том числе связанных с осуществлением прав и свобод человека. Кочои С. Иракский Курдистан: геноцид и борьба за самоопределение. // Правозащитник. - 2000.- № 4. Рассмотрение курдской проблемы вскрывает много различных политических аспектов (в том числе, и вопрос о правах этнических меньшинств в Ираке), затрагивает не только интересы стран региона, но и заинтересованность третьих держав. Переход к однополярности мира вносит свои коррективы в политические подходы при рассмотрении этой комплексной проблемы, связанной с соотношением проблемы государственного самоопределения и права наций на самоопределение. Эта многогранность курдского вопроса диктует необходимость его комплексного решения на региональном уровне при взаимодействии с международным сообществом - это основной вывод научной дискуссии по данной проблеме. Изучение курдской проблемы формирует взгляд на права человека как на систему, включающую не только знания о трех поколениях прав человека, но и умение использовать весь арсенал средств для их реализации, а также ценностное отношение к правам человека, влияющих на гуманизацию международных отношений. Одним из структурных компонентов данной системы является образование и воспитание в духе прав человека, которые являются базисом политико-правового образования. Научные исследования по методике группируются вокруг целого ряда проблем, в которых отражается методический и содержательный аспект школьного политико-правового образования и воспитания. Традиционно данные вопросы рассматриваются на страницах газет «Граждановедение», «История», «Учительской газеты», журналов «Обществознание в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе», «Наука и школа», встречаются публикации и в других периодических изданиях. Анализ материалов периодики позволяет выделить следующие аспекты, подвергающиеся осмыслению и обобщению. Один из аспектов - обществоведческое образование, а в рамках его - гражданское, частным моментом которого является правовое и политическое образование. А.Т. Кинкулькин, Л.Н. Боголюбов, Боголюбов Л.Н., Кинкулькин А.Т. Состояние и перспективы современного обществоведческого образования. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - № 1. И.Н. Сухолет Сухолет И.Н. На каких принципах следует строить школьное обществознание?// Преподавание истории и обществознания в школе. - 2001. - № 4. рассматривают проблемы, принципы построения содержания обществоведческого образования. Им принадлежит авторство ряда методических разработок и учебных пособий. Права человека - составляющая часть политико-правовой культуры. В методической науке существует многообразие формулировок понятия «правовая культура». Наполнением данного понятия конкретным содержанием занимались А.Ф. Никитин Никитин А.Ф. Что такое правовая культура? - М.: Просвещение, 1988, А. Данилова Данилова А. Традиции и законы.// Граждановедение. - 2000. - № 50., Е.В. Марковичева Марковичева Е.В. Актуальные проблемы правового воспитания и гражданского образования.// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - № 2. и др. Ученые едины во мнении, что формирование правовой культуры возможно осуществлять при использовании всего арсенала наук гуманитарного цикла, а при этом происходит и параллельный процесс обновления гуманитарного образования. Более подробно данный аспект рассматривается в третьей главе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27
|