p align="left">Курдские лидеры хотят сохранить собственную судебную систему и собственный уголовный кодекс. Они также хотят, чтобы проект новой конституции Ирака, который будет вынесен на национальный референдум, получил одобрение большинства населения Курдистана. «Это - наша гарантия от экстремизма», - заявляет Шавайс. - «Если большинство населения Ирака захочет прихода к власти религиозного правительства, мы должны сохранить за собой право иметь светское правительство, которому отдает предпочтение наше население». Чандрасекаран Р. Курдский вопрос в Ираке. // www.islam.ru Курдские лидеры также хотят, чтобы временная конституция регламентировала процесс возвращения домов выселенным из них курдам, а также пересматривала границы провинции Киркук, которые в свое время были изменены правительством Хусейна в целях победы на выборах. Кроме того, специальные согласительные комиссии в будущем парламенте должны будут уточнить административное деление страны, т.к. остро стоит вопрос о границах и арабизации. Курдские лидеры отвергают идею сохранения своего автономного региона в тех границах, которые начертил для него еще в 1974 году Саддам Хусейн (что тогда привело к курдскому национальному восстанию). Лидер Демократической партии Курдистана Масуд Барзани уже не раз вступал в острую полемику по этому вопросу с лидерами арабских партий Ирака, а также с представителями оккупирующих держав. Позиция, занятая курдами - этнической группой, составляющей почти 20% населения страны, может воспрепятствовать принятию временной конституции. Она может привести к очередной неудаче администрации Буша, пытающейся создать суверенное правительство переходного периода. Арабские лидеры противостоят почти что всем требованиям курдов, которые фактически могут привести к созданию автономного мини-государства курдов на севере Ирака со своей собственной армией, собственными законами, парламентом, налогами и судебной системой. Арабы-сунниты, проживающие в провинциях, расположенных непосредственно к югу от районов, населенных курдами, обеспокоены требованием последних о восстановлении контроля в тех областях, куда правительство Саддама Хусейна переселило большое количество арабов, проводя кампанию по вытеснению курдов. Арабы-шииты, проживающие на юге страны и составляющие 60% ее населения, опасаются, что позиция курдов ослабит правительство переходного периода, которое они надеются взять под свой контроль. Хотя администрация Буша также не приветствует большинство требований курдов, представитель американской администрации в Ираке Пол Бремер проводил экстренные встречи с курдскими и арабскими политиками с целью достижения компромисса. Но ни одна из сторон не проявила готовности пойти на значительные уступки. Арабы Ирака утверждают, что курды не должны получить никаких особых привилегий, а курды упорно не желают расстаться со многими из тех прав, которыми они обладали на протяжении 12 лет фактической независимости после войны в 1991 году. «Наша сторона стремится к добровольному союзу с Ираком, однако это возможно лишь при условии, что система правления в стране будет федеративной и демократической. Это позволило бы нам сохранить тот контроль над своей территорией, который мы осуществляли на протяжении более чем 10 лет», - сказал Кабад Талабани, сын курдского лидера Джалала Талабани. Чандрасекаран Р. Курдский вопрос в Ираке. // www.islam.ru Важный вопрос, от решения которого зависит сохранение целостности Ирака, - найти способ учесть интересы курдов, не вызвав при этом гнев арабов. Создатели проекта планируют обсудить требования курдов, а также другие поправки, внесенные членами Правительственного совета - арабами. Администрация Буша надеялась на то, что окончательный вариант проекта конституции будет готов к 28 февраля 2004 г., однако как показывает время обсуждения продолжаются до сих пор. Такое аморфное политическое состояние вопроса о курдском самоопределении не исключает и вариант распада Ирака и независимости Курдистана. Усиление роли курдов в центральных органах Багдада гарантирует их как от попыток реванша арабских элит внутри страны, так и от вмешательства соседних государств. В противоположность этому, гипотетическая независимость Иракского Курдистана чревата сложностями как экономического плана (Курдистан, как известно, не имеет выхода к морю), так и внешнеполитической уязвимостью. Тем не менее, ситуация в Ираке остается неопределенной, и нельзя исключать варианта, что Курдистан получит независимость даже вопреки желаниям самих курдов. Нельзя забывать, что Ирак в современных границах является образованием, искусственно созданным из трех разнородных территорий: шиитского юга, суннитского центра и курдского севера. До сих пор единственным связующим звеном между ними была авторитарная диктатура арабско-суннитского меньшинства. Вопрос в том: может ли единство Ирака держаться на иных основах? Тем более при полном отсутствии демократических традиций в обществе и разгроме старой политической элиты. Нынешние события показывают, что американцам, при всем их старании, трудно будет создать себе практическую опору в арабском обществе Ирака. В то время, когда на юге господствуют фундаменталистские настроения - сунниты, превратившиеся теперь в обыкновенное меньшинство, очевидно, никогда не простят американцам утраты господствующей роли в государстве. В этом отношении можно сделать вывод, что, чем более антиамериканскими будут центр и юг - тем сильнее будут американцы ставить на лояльный им курдский север. Вопрос о независимом Курдистане, как «запасном плане» для Вашингтона, уже открыто обсуждается в американской прессе. Бабакр Х. Курдистан: перспективы курдской государственности. // www.kurdistan.ru Можно сказать, что курдское национальное движение уникально - нет даже тени стремления к политической реформе. Основные политические партии, как и сорок лет назад борются со своими политически противниками, получая помощь от их врагов. Даже события последнего десятилетия серьезно не повлияли на общую картину. Осман С. Курдское государство: воображение или действительность.// www. kurdistan.ru Легко спрогнозировать, что курдская проблема, приобретая глобальный характер, будет все более и более обостряться, вовлекая в свою орбиту все больше участников, поэтому уже сегодня становится актуальной задача поиска путей решения этого застарелого конфликта. Курдская проблема в начале третьего тысячелетия приобретает характер крупнейшей гуманитарной катастрофы на нашей планете. Речь идет о чудовищной дискриминации, ведущей к уничтожению одного из древнейших этносов, носителей богатейшего культурного наследия. Решение этой мировой проблемы - вот широкое поле деятельности для многочисленных правозащитных организаций. Вот где можно приложить усилия мирового сообщества, в том числе международных организаций, для реализации провозглашаемых принципов защиты прав человека и национальных меньшинств. Как известно, право любого народа свободно осуществлять свое экономическое, социальное, культурное и политическое развитие декларировано резолюциями ООН и не подлежит обсуждению. К сожалению, ООН не слишком настаивала на его претворении в жизнь ни тогда, когда в Турции запрещался курдский язык, ни тогда, когда Саддам Хусейн травил курдов газами. Однако в настоящее время реально создалась ситуация, когда ООН может и должна приложить все усилия для гармонизации и демократизации национальной ситуации в Ираке. Публицист Марек Хальтер в статье “Уроки Косова” пишет: “… Впервые в истории главы государств и правительств приняли решение, ссылаясь не на непосредственный экономический или политико-стратегический интерес, а на мораль”. Безусловно, курды также заслужили того, чтобы к решению их проблем международное сообщество подходило с точки зрения морали и справедливости. Ю. Набиев. Права человека и курдская проблема. // www.nabiev.ru (подтвердить гипотезу о том, что курды, подобно любой нации мира, имеют естественное право на независимое государство, но время для этого еще не пришло, т.к. не однозначен подход международного сообщества и самой политической элиты курдов. Государство не будет настолько сильно, чтобы обеспечить все права человека.) + курды-заложники политики. Глава 3. Политико-правовые аспекты в содержании школьного исторического образования 3.1. Теоретико-методологические основы правового воспитания В последнее время в России остро встал вопрос о необходимости обновления гуманитарного образования, что связано с модернизационными процессами в обществе и государстве, которые строятся на основе демократических ценностей. Гуманитарное образование позволяет воспитать не узкого специалиста-технократа, а человека думающего, обеспокоенного судьбой духовных и нравственных ценностей, с широким социальным кругозором, не ограниченного лишь умением быстро извлекать и применять нужную информацию. Необходимость совершенствования гуманитарного образования, базирующегося на социально-гуманитарных науках, подтверждается и психологами, и социологами, которые констатируют нарастание тревожности, неуверенности в будущем, страха при низком уровне ответственности современных подростков и юношей. К неблагоприятным явлениям, носящим все более выраженный характер, относят бытующую в среде подростков немотивированную жестокость, социальный инфантилизм, преобладание потребительских настроений. Даже тот факт, что россияне подвержены огромному влиянию со стороны аферистов, разворачивающих свою деятельность на политическом поприще, в экономической сфере, наживающихся за счет вкладов необразованного населения в финансовые пирамиды, формирующих электорат за счет жалких подачек, свидетельствует о низкой политической, правовой и экономической культуре населения, которому необходим последовательный ликбез. А учитывая, что школа во многом утратила воспитательный характер воздействия на своих питомцев, реально сложилась ситуация плюрализма ценностных установок, моральных ориентиров и культурных норм, то необходимо остро ставить вопрос о значимости научных знаний об обществе и о себе в нем. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью». Один из важных путей к решению этой задачи - создание и совершенствование системы обществоведческого образования. Под обществоведческим образованием понимается необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению ею уникального и неповторимого собственного «я». Л.Н. Боголюбов, А.Т. Кинкулькин. Состояние и перспективы современного обществоведческого образования. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - № 1. - С. 19 Обществоведческое образование включает в себя несколько учебных курсов (граждановедение, обществознание, политология, правоведение), способствующих реализации приоритетных задач, обозначенных в Национальной доктрине. Осуществление такого образования в современной российской школе позволяет выполнить требование общества о становлении гражданина, который в современных условиях наделяется такими свойствами как: умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность, способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений, умением устанавливать контакты с другими людьми, готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию, неприятие агрессии, жестокости и насилия над личностью. Н. Элиасберг. Система этико-правового образования и гражданского воспитания: первые итоги. // Народное образование. - 2001. - № 4. - С. 117 Условием выполнения образованием своей миссии является модернизация. Новые вызовы российской школе обуславливают необходимость организации эффективного гражданского образования, реализации на практике комплексного подхода, использование всего образовательного арсенала в интересах достижения основных целей учебно-воспитательного процесса. Под гражданским образованием понимается системная, комплексная деятельность участников образовательного процесса и общественных институтов, направленная на создание условий для усвоения учащимися специальных знаний, умений, навыков, развитие гражданских качеств личности, приобретения ими позитивного социального опыта посредством формирования у учащихся базовых социальных компетентностей, понимаемых как способность применения знаний, умений и навыков в жизненной ситуации. О развитии гражданского образования в России. // ПИиОШ. - 2003. - № 7. - С. 21 В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010г.», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-Р, целью гражданского образования должно стать формирование социально-гражданской компетентности личности. Социально- гражданская компетентность личности - совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике. А.В. Баранников, В.А. Березина. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Инструктивное письмо. // ПИиОШ. - 2003. - № 6. - С.17 В соответствии с Концепцией гражданского образования в общеобразовательных учреждениях социально-гражданская компетентность понимается как гражданственность, включающая в себя:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27
|