2.2. Имущественные отношения в потребительских кооперативах
Потребительский кооператив как собственник наделен широким спектром прав в отношении принадлежащего ему имущества. Основные ограничения этих прав связаны лишь с совершением действий, не противоречащих закону и иным правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц. А в отношении природных ресурсов право собственности осуществляется в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), если это не наносит ущерба окружающей среде.
Собственность потребительских кооперативов традиционно ассоциируется с обобществлением имущества лиц, вступающих в кооператив.[49]
По действующему гражданскому законодательству потребительский кооператив как юридическое лицо является самостоятельным субъектом права собственности.
Насколько оправдана такая конструкция в современных условиях для потребительских кооперативов? В коммерческих организациях такой подход вполне уместен, поскольку контрагентами являются третьи лица, интересы которых должны быть обеспечены наличием у них имущества для погашения потенциальных долгов перед кредиторами. В них традиционно происходит навязывание его членам воли большинства. В кооперативе все равны, у каждого есть один голос. Этим кооператив обеспечивает свободное и демократическое осуществление своей хозяйственной и иной деятельности. Потребительский кооператив взаимодействует преимущественно со своими членами кооператива, пайщиками. Иные лица могут попадать в сферу его деятельности в виде исключения. Поэтому нет опасений, что кооператив будет являться нестабильным контрагентом. Необходимо учитывать, что потребительский кооператив это самостоятельный вид юридического лица, собственность которого возникает при непосредственном участии его членов.
Так, в гаражно-строительном кооперативе его члены объединяют имущественные паевые взносы. Паевой взнос в таком кооперативе выступает в форме строительства гаража в установленном месте. В процессе строительства гаража член данного кооператива продолжает осуществлять господство над строительными материалами. Он их приобретает и применяет для возведения гаража. Окончание строительства гаража предполагает его использование по усмотрению члена кооператива. Следуя современной трактовке правового положения юридического лица, строящийся гараж (т.е. строительные материалы) является собственностью потребительского кооператива. Однако хозяйственное господство над этими материалами осуществляет непосредственно сам пайщик. Каким же образом строительные материалы, приобретенные собственником и применяемые для строительства, становятся собственностью кооператива? Близкая ситуация складывается и с земельными участками СПоК. Внесенный в такой кооператив земельный пай зачастую эксплуатируется самим пайщиком. В случае выхода пайщика из кооператива возврату подлежит, как правило, тот же земельный участок.
По моему мнению строительные материалы, используемые членом ГСК для строительства гаражного строения и само возведенное гаражное строение принадлежат члену кооператива на праве собственности, а не самому кооперативу. Если признать, что собственником строительных материалов и самого гаража является кооператив, то прекращение членства в ГСК влечет утрату права члена кооператива на гаражное строение.
Основными источниками возникновения права собственности потребительского кооператива являются паевые взносы пайщиков, доходы от предпринимательской деятельности потребительского общества и созданных им организаций, а также доходы от размещения его собственных средств в банках, ценные бумаги и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Более детально правовой режим объектов права собственности потребительских кооперативов закреплен в отдельных законах о потребительских кооперативах. В этом смысле заслуживает поддержки вывод Н.Д.Егорова, что к объектам права собственности кооперативов следует относить имущество, соответствующее целям деятельности кооперативных организаций, кроме объектов исключительной собственности государства, а также тот круг объектов права собственности, который закреплен в их уставах.[50]
Действующее законодательство не устанавливает каких-либо количественных или стоимостных ограничений имущества потребительских кооперативов. Исключение из этого правила могут быть предусмотрены в федеральном законе, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (п.2 ст.213 ГК).
В собственности потребительского кооператива не могут находиться вещи, изъятые из оборота и ограниченные в обороте, перечень которых должен быть закреплен в законе (ст. 129 ГК). Традиционно к данной категории относят вещи, составляющие исключительную собственность государства, и объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов РФ.
К категории вещей, ограниченных в обороте, относятся вещи, которые могут принадлежать лишь определенным лицам, либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению. Гражданский оборот таких вещей определяется в порядке, установленном законом. К таким объектам можно отнести оружие, сильнодействующие яды, летательные аппараты, валютные ценности, памятники истории и культуры и др.
Если в собственности потребительского кооператива оказалось имущество, которое не может ему принадлежать в силу закона, это имущество должно быть отчуждено в течение года с момента возникновения права собственности на имущество или в установленный законом иной срок.
Основу объектов права собственности потребительских кооперативов составляет паевой и иные фонды. Паевой взнос как основная часть паевого фонда в большинстве случаев определяет размерпая. В литературе и в законодательстве нет единства в определении правовой природы пая кооператива. По справедливому мнению Е.А.Суханова, пай члена кооператива, как и доля участника общества или товарищества, представляет собой право требования, распространяющегося на все имущество кооператива, а не только на паевой фонд. Пай определяет размер выплат выходящему участнику. Оплата пая вновь принимаемым членом кооператива предполагает оплату соответствующей части имущества кооператива, а не только первоначального паевого взноса.[51]Аналогичную позицию занимает и В.В.Чубаров.[52]
В потребительском обществе традиционно выделяются три вида фондов: паевой, резервный, неделимый. Паевой фонд образуется из паевых взносов, вносимых пайщиками при создании потребительского общества или вступлении в него. Образование паевого фонда обусловлено природой потребительских кооперативов, осуществляющих свою деятельность за счет средств его членов.
Резервный фонд потребительского общества предназначен для покрытия убытков от чрезвычайных обстоятельств. Порядок формирования и использования резервного фонда определяется уставом потребительского общества.
Неделимый фонд потребительского общества составляет часть имущества потребительского общества или союза, которая не подлежит распределению между пайщиками. Порядок формирования и использования неделимого фонда определяется уставом потребительского общества.
Закон не ограничивает перечень видов фондов. Потребительское общество вправе формировать и иные фонды в соответствии с уставом потребительского общества.
Паевые взносы учитываются в стоимостном выражении. При внесении в счет паевого взноса лицом, вступившим в кооператив, земельных участков, земельных и имущественных долей и иного имущества либо имущественных прав денежная оценка паевых взносов производится правлением кооператива и утверждается общим собранием членов кооператива.
Решением общего собрания членов кооператива размер паевого фонда кооператива может быть увеличен или уменьшен, но такой размер не должен превышать размера чистых активов кооператива. В противном случае паевой фонд кооператива уменьшается на указанную разницу путем пропорционального сокращения обязательных паевых взносов и приращенных паев членов кооператива. Увеличение размера паевого фонда осуществляется путем увеличения размера обязательных паевых взносов или за счет прироста приращенных паев.
Имущество КПКГ образуется за счет паевых взносов его членов, доходов КПКГ от осуществляемой им деятельности, а также за счет спонсорских взносов, благотворительных пожертвований и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В состав имущества КПКГ не входят личные сбережения членов КПКГ, привлекаемые в фонд финансовой взаимопомощи. Личные сбережения составляют денежные средства, переданные КПКГ на основании договора для использования в соответствии с целями деятельности кредитного потребительского кооператива граждан.
В КПКГ в обязательном порядке создается фонд финансовой взаимопомощи, который состоит из денежных средств и является источником займов, предоставляемых его членам.
В составе фонда финансовой взаимопомощи может выделяться часть, предназначенная для выдачи займов на предпринимательские цели.
В КПКГ обязательно должен быть сформирован резервный фонд для обеспечения непредвиденных расходов. По инициативе его членов допускается также создание страхового фонда, предназначенного для покрытия возможных убытков от деятельности кооператива. Размеры обоих фондов утверждаются общим собранием членов кооператива.
Имущественная основа жилищного кооператива формируется из следующих источников: а) вступительные взносы членов кооператива; б) паевые взносы; в) взносы на содержание и эксплуатацию дома (домов); г) прочие поступления.
По решению общего собрания ЖК может образовывать специальные фонды, расходуемые на цели, соответствующие предусмотренным в уставе задачам кооператива. Порядок образования и расходования этих фондов определяется общим собранием членов кооператива.
2.3. Органы управления в потребительских кооперативах
Как и любое другое юридическое лицо, потребительский кооператив приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы (п.1 ст. 53 ГК), которые являются составной частью потребительского кооператива.
Специфика органов управления в потребительском кооперативе, в отличие от коммерческих организаций, выражается в активном влиянии его членов на все стороны деятельности.
Состав и компетенция органов потребительского кооператива определяются федеральными законами, иными правовыми актами (Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ) и уставами.
Порядок назначения или избрания органов потребительского кооператива определяется федеральным законом и учредительными документами. Акты Президента и Правительства, акты субъектов РФ и муниципальных органов здесь неприменимы.
Состав и компетенции органов управления потребительским кооперативом и порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, является обязательной частью устава потребительского кооператива (п.2 ст. 116 ГК).
Специфика органов управления и контроля закреплена в отдельных законах о потребительских кооперативах.
Структура органов управления потребительского общества включает общее собрание потребительского общества, совет и правление потребительского общества (п.1 ст. 15 Закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах») в Российской Федерации».
Высшим (волеобразующим) органом потребительского общества является общее собрание, которое обладает наибольшим объемом правомочий. Оно вправе решать любые вопросы, касающиеся деятельности потребительского общества, в том числе подтверждать или отменять решения совета, правления потребительского общества.
К исключительной компетенции общего собрания пайщиков потребительского общества относятся наиболее важные вопросы, такие как: принятие устава потребительского общества, внесение в него изменений и дополнений; определение основных направлений деятельности общества; избрание председателя и членов совета, членов ревизионной комиссии потребительского общества и прекращение их полномочий, заслушивание отчетов об их деятельности, определение средств на их содержание; определение размеров вступительного и паевого взносов; исключение пайщиков из потребительского общества; решение вопросов о создании союзов, вступлении в союзы и выходе из них; избрание представителей потребительских обществ союза; выработка наказов представителям потребительских обществ союза для принятия по ним решений общими собраниями представителей потребительских обществ союза и др.
В потребительское общество входят пайщики, проживающие на определенной территории. В том случае, когда количество пайщиков нескольких населенных пунктов велико, то в потребительском обществе могут создаваться кооперативные участки, высшим органом которых является собрание пайщиков кооперативного участка.
К компетенции названного собрания относятся вопросы деятельности потребительского общества и кооперативного участка, а также избирание уполномоченных в порядке и по нормам представительства, определяемым уставом потребительского общества.
Компетенция общего собрания уполномоченных потребительского общества тождественна полномочиям общего собрания пайщиков потребительского общества.
В период между общими собраниями потребительского общества управление в потребительском обществе осуществляет совет потребительского общества. Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» определяет совет потребительского общества как представительный орган.
Основными функциями совета потребительского общества является управление потребительским обществом, представление интересов пайщиков потребительского общества, защита их прав. Совет подотчетен его общему собранию и не может осуществлять правомочий, относящихся к исключительной компетенции общего собрания потребительского общества.
Совет включает председателя и членов совета потребительского общества, которые избираются сроком на пять лет из числа пайщиков потребительского общества, имеющих опыт работы в потребительской кооперации.
Председатель потребительского общества действует от имени потребительского общества, как правило, на общественных началах без специальной на то доверенности. В его компетенцию входит представление интересов общества; издание распоряжений и дача указаний, обязательных для исполнения всеми работниками потребительского общества.
Члены совета всегда действуют на общественных началах. Количественный состав совета определяется общим собранием потребительского общества. В основной состав совета должны входить пайщики, не связанные трудовыми отношениями с обществом.
Компетенция совета потребительского общества, порядок принятия председателем совета и его заместителями решений и порядок их оформления, а также вопросы, решения по которым председатель совета и его заместители вправе принимать единолично, определяются уставом потребительского общества.
Для пайщиков деятельность совета потребительского общества должна иметь открытый характер. Они вправе участвовать в его заседаниях. Совет потребительского общества не реже, чем один раз в год, отчитывается перед общим собранием потребительского общества.
Компетенция члена совета определяется советом потребительского общества.
Исполнительным органом потребительского общества является правление потребительского общества, которое создается в потребительском обществе для руководства его хозяйственной деятельностью, назначается советом потребительского общества, и подотчетно совету потребительского общества.
В компетенцию правления потребительского общества входят вопросы, не относящиеся к исключительной компетенции общего собрания потребительского общества и исключительной компетенции совета потребительского общества.
Председатель правления потребительского общества без доверенности действует от имени потребительского общества, издает распоряжения и дает указания в пределах своей компетенции, обязательные для исполнения всеми работниками потребительского общества. Правление потребительского общества несет ответственность за хозяйственную деятельность потребительского общества. Распределение обязанностей между членами правления потребительского общества осуществляется правлением.
Внутри потребительского общества создается контролирующий орган - ревизионная комиссия. В соответствии со ст. 20 Закона в компетенцию ревизионной комиссии входит контроль за соблюдением устава потребительского общества, его финансовой и хозяйственной деятельностью, а также за созданными им организациями и подразделениями. В свою очередь, ревизионная комиссия подотчетна общему собранию потребительского общества.
Органами КПКГ являются общее собрание его членов, правление, ревизионная комиссия и директор. Данный перечень органов не является исчерпывающим, поскольку ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» предусматривает, что в кооперативе могут быть созданы комитет по займам и (или) иные органы в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом.
В отличие от потребительского общества, у КПКГ нет совета. В периоды между общими собраниями руководство его деятельностью осуществляет правление. Председатель правления и его члены избираются общим собранием членов тайным голосованием.
Для председателя и членов правления КПКГ существуют ограничения в занятии должности в органах кооператива. Председатель и члены его правления не могут занимать должность директора, не могут быть членами ревизионной комиссии и членами комитета по займам. В то же время член правления может совмещать свою деятельность в правлении с работой по трудовому договору (контракту).
Профессиональным органом КПКГ является комитет по займам, который принимает решения о выдаче займов и порядке их возврата в соответствии с принципами, установленными общим собранием членов. Он избирается общим собранием членов исключительно тайным голосованием и является обязательным, если число членов более ста человек.
Директор КПКГ является исполнительным органом, который назначается и отстраняется от должности общим собранием членов, а в период между общими собраниями членов правлением с обязательным утверждением на ближайшем очередном общем собрании. Директор является основной фигурой, через которого приобретаются и осуществляются гражданские права и обязанности и который действует от имени КПКГ. Он может принимать на работу в кооператив по трудовому договору (контракту).
Успешная деятельность КПКГ требует профессионального подхода к достижению цели кооператива. Именно поэтому директор не обязательно должен быть членом кооператива.
Определенную специфику имеет структура органов управления СПоК. К органам управления СПоК относится: общее собрание членов кооператива (собрание уполномоченных), правление кооператива и (или) председатель кооператива, наблюдательный совет кооператива.
Высшим органом управления СПоК является общее собрание членов кооператива, которое полномочно решать любые вопросы, касающиеся деятельности кооператива, в том числе отменять или подтверждать решения правления кооператива и наблюдательного совета кооператива.
Правление кооператива как исполнительный орган осуществляет текущее руководство его деятельностью и представляет кооператив в хозяйственных и иных отношениях. Оно подотчетно наблюдательному совету кооператива и общему собранию членов кооператива.
Традиционно в органах управления СПоК основной фигурой является его председатель. Он может быть избран на основе устава кооператива из числа членов кооператива, который становится одновременно председателем правления кооператива.
Наблюдательный совет - это независимый орган кооператива, осуществляющий контроль за деятельностью правления кооператива. Закон запрещает членам наблюдательного совета кооператива получать какое-либо вознаграждение по результатам деятельности кооператива. Наблюдательный совет кооператива, как правило, состоит из трех человек, если уставом не предусмотрено иное. Расходы, понесенные ими при выполнении своих полномочий, возмещаются на основании решения общего собрания членов кооператива. Член наблюдательного совета кооператива не может одновременно быть членом правления кооператива либо председателем кооператива.
Наблюдательный совет кооператива имеет следующие права: требовать от правления отчет о его деятельности, а также ознакомиться с документацией кооператива; проверять состояние кассы кооператива, наличие ценных бумаг, торговых документов; проводить инвентаризацию; давать заключения по заявлениям с просьбами о приеме в члены кооператива и о выходе из членов кооператива; созывать общее собрание членов кооператива; представлять кооперативы по спорам, связанным с предъявлением иска кооператива к членам правления; давать согласие на предоставление кредита члену правления кооператива; временно, до решения общего собрания членов кооператива приостанавливать полномочия членов правления кооператива и принимать на себя осуществление их полномочий.
Органами управления садоводческим, огородническим или дачным потребительским кооперативом (СОДПК) являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления.
Высшим органом управления СОДПК является общее собрание его членов, которое может проходить в форме собрания уполномоченных. Уполномоченные избираются из числа членов СОДПК в соответствии с уставом и не могут передавать осуществление своих полномочий другим лицам, в том числе членам СОДПК.
Исполнительным органом СОДПК является правление, которое подотчетно общему собранию его членов (собранию уполномоченных).
Количество членов правления определяется общим собранием членов (собранием уполномоченных).
Правление СОДПК осуществляет текущие вопросы деятельности кооператива. Оно не вправе принимать решения, которые касаются вопросов, отнесенных ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и уставом такого объединения к компетенции общего собрания его членов (собрания уполномоченных).
Правление СОДПК возглавляет председатель правления, избранный из числа членов правления на срок два года. Его полномочия определяются названным законом и уставом кооператива. В случае несогласия председателя с решением правления он вправе обжаловать данное решение общему собранию членов такого объединения (собранию уполномоченных).
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью СОДПК, в том числе за деятельностью его председателя, членов правления и правления, осуществляет ревизионная комиссия (ревизор).
В состав комиссии входят члены кооператива, избранные из числа членов кооператива общим собранием его членов в составе одного или не менее чем трех человек сроком на два года. Не может быть членом комиссии председатель и члены правления, а также их супруги, родители, дети, внуки, братья и сестры (их супруги).
Правовой основой деятельности ревизионной комиссии (ревизора) и ее полномочия регулируются положением о ревизионной комиссии (ревизоре), утвержденным общим собранием членов СОДПК (собранием уполномоченных). Ревизионная комиссия (ревизор) подотчетна общему собранию членов такого объединения.
Подводя краткий итог по параграфу, следует отметить, что органы потребительского кооператива являются основным инструментом приобретения для себя гражданских прав и исполнения обязанностей. Органы потребительского кооператива формируют и выражают его волю, а также осуществляют текущее руководство деятельностью.
В начале 90-х гг. прошлого века происходило лавинообразное преобразование потребительских обществ в коммерческие организации, в результате чего нарушались права пайщиков. Поэтому большое значение имеют нормы законодательства о компетенции и ответственности органов управления и контроля в потребительских кооперативах.
Основополагающим началом в управлении всех видов потребительских кооперативов является соблюдение общепризнанных кооперативных принципов и ценностей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|