Глава 2. Гражданско-правовой статус потребительских кооперативов
2.1. Создание и прекращение потребительских кооперативов
Под созданием потребительского кооператива как субъекта права понимается совершение юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на придание ему статуса юридического лица.
В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица наука гражданского права выделяет следующие способы образования юридических лиц: распорядительный, явочный, разрешительный, нормативно-явочный.[41]В литературе существуют и другие подходы к определению способов создания юридических лиц[42], однако в самом общем виде они вписываются в два основных вида - разрешительный и нормативно-явочный.
С 13 июля 1994 г. (даты официального опубликования) государственная регистрация потребительских кооперативов осуществлялась в соответствии Указом Президента РФ «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» от 8 июля 1994 г. Действие данного документа распространялось и на некоммерческие организации, которым было предоставлено право ведения предпринимательской деятельности, а следовательно, и на потребительские кооперативы.
В настоящее время в России основным способом образования потребительских кооперативов, как и большинства иных юридических лиц, является нормативно-явочный, исключающий наличие предварительного разрешения со стороны публичных органов власти или иных лиц.
ГК не предусматривает специальных норм, регламентирующих отношения по созданию отдельных видов кооперативов. Эти вопросы нашли отражение в отдельных законах о потребительских кооперативах.
По общему правилу потребительский кооператив создается инициативной группой, которая подготавливает необходимые документы (устав и другие) и проводит общее (учредительное) собрание членов кооператива. На общем (учредительном) собрании утверждаются документы, регламентирующие деятельность кооператива, и избираются органы управления кооперативом.
Центральной фигурой на стадии создания потребительского общества является учредительное собрание, которое принимает решение о создании потребительского общества и вступлении в союз, утверждает список пайщиков, устав потребительского общества и отчет о расходовании вступительных взносов. Учредительное собрание избирает органы управления и органы контроля: совет потребительского общества, его председателя; ревизионную комиссию потребительского общества; иные органы управления, предусмотренные уставом потребительского общества. Решение учредительного собрания потребительского общества оформляется протоколом.
КПКГ создается инициативной группой, которая подготавливает необходимые документы (устав и другие) и проводит общее (учредительное) собрание членов кооператива. Как и в потребительском обществе, на общем (учредительном) собрании утверждаются документы, регламентирующие деятельность кооператива, и избираются органы управления кооперативом.
Для создания СПоК граждане и юридические лица, изъявившие желание его создать, формируют организационный комитет, который может устанавливать размеры вступительных членских взносов в целях покрытия организационных расходов по образованию кооператива с отчетом об их использовании на общем собрании членов кооператива. Норма о формировании организационного комитета и объеме подготовительных мероприятий имеет диспозитивный характер. Целью его создания является стремление как можно лучше организовать новый потребительский кооператив.
Вопрос о приеме в члены, утверждении устава, избрании органов управления СПоК решает общее собрание. Основной задачей организационного собрания является принятие решения о создании самого кооператива. Закрепленные в ст.20 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» полномочия относятся к исключительной компетенции общего собрания, и решения по ним должны приниматься квалифицированным большинством голосов.
Следует подчеркнуть, что в литературе существует позиция, согласно которой на организационном общем собрании решение о создании кооператива должно приниматься единогласно, так же, как и утверждение устава, поскольку устав, представляемый затем на государственную регистрацию, подписывается всеми участниками общего организационного собрания.[43]
ГК связывает моментвозникновения юридического лица с фактом его государственной регистрации. Регистрация потребительских кооперативов, как и других юридических лиц, традиционно являлась средством контроля за законностью их создания и учета со стороны государства.
Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается в двух случаях: а) если на регистрацию не представлены необходимые для государственной регистрации документы; б) если документы представлены в ненадлежащий государственный орган. Однако это не значит, что в российском законодательстве закреплен уведомительный принцип регистрации, поскольку существует сама процедура регистрации.
Из содержания ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» можно выделить два режима регистрации: специальный и общий. Так, в соответствии со ст. 10 Закона для отельных видов юридических лиц установлен специальный порядок регистрации. Соответственно, наряду со специальным, существует и общий порядок регистрации. Общий порядок устанавливается во всех нормах ГК и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регулирующих отношения по регистрации. Специальные нормы - это нормы, закрепленные в законах об отдельных юридических лицах.
Закон не указывает, к каким конкретно юридическим лицам применяется специальный режим, а говорит об отдельных видах юридических лиц.
Ю.В. Алексеев разделяет понятия «отдельный вид» юридического лица и «организационно-правовая форма» считая, что вид юридического лица является составной частью организационно-правовой формы. Отсюда делается вывод, что специальный порядок регистрации возможно установить в отношении отдельных видов государственных и иных учреждений, отдельных видов форм хозяйственных товариществ и обществ и т.п.[44]
Государственная регистрация потребительских кооперативов осуществляется в общем порядке, предусмотренном законодательством о регистрации юридических лиц. В законодательстве нет четких требований к перечню документов, необходимых для представления в регистрирующий орган при регистрации кооперативов.
Общим условием регистрации следует признать соответствие учредительных документов специфическим признакам данной организационно-правовой формы. В отдельных законах о потребительских кооперативах закреплены нормы, предусматривающие особенности их регистрации. Так, при регистрации сельскохозяйственного кооператива к заявлению о государственной регистрации необходимо приложить: протокол общего организационного собрания членов о создании кооператива об утверждении его устава и о составе правления кооператива, подписанный председателем и секретарем данного собрания; устав кооператива, подписанный членами - участниками общего организационного собрания с указанием их фамилий, имен, отчеств, дат рождения, мест жительства, серий и номеров паспортов или заменяющих их документов. (Ст.9 Закона «О сельскохозяйственной регистрации»).
Ст. 52 ГК определяет виды учредительных документов и общие требования к их содержанию. Так, в учредительных документах некоммерческих организаций, в том числе и потребительских кооперативов, должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица.
По общему правилу, учредительным документом любого вида потребительского кооператива является устав, который утверждается учредителями. Однако необходимо отметить, что подготовке устава потребительского кооператива и его утверждению порою предшествует длительная работа по согласованию порядка работы, разъяснению сущности кооперативной формы и т.п. В учредительном договоре будущие члены кооператива могут закрепить широкий спектр вопросов, не противоречащих действующему законодательству.
Устав потребительского кооператива служит юридической основой, обеспечивающей участие кооператива в правоотношениях.В случае возникновения споров в данных отношениях правоприменительные органы наряду с положениями законодательных и иных нормативных актов основываются на нормах устава конкретного кооператива.
ГК предусматривает необходимость закрепления в уставе потребительского кооператива как общих положений, предусмотренных в п. 2 ст.50. ГК, так и специальных сведений, закрепленных в п.2 ст.116 ГК. Общие положения устава потребительского кооператива должны содержать: наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, предмет и цели деятельности.
Специальными сведениями устава потребительского кооператива являются: условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков (п.2 ст.116 ГК).
В законах об отдельных видах кооперативов предусмотрены специфические требования к содержанию устава. Так, для КПКГ предусматривается порядок возврата члену КПКГ при выходе из кооператива денежной стоимости доли имущества кооператива, соответствующей доле его паевого взноса в сумме паевых взносов членов кооператива; условия и порядок получения займов членами кооператива; порядок проведения очередных и внеочередных внешних проверок финансовой деятельности кооператива.
Более детально вопрос о специальных сведениях в уставе закреплен в ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г.: срок деятельности кооператива либо указание на бессрочный характер деятельности кооператива; размеры и условия образования неделимых фондов, если они предусмотрены; условия образования и использования резервного фонда; порядок распределения прибыли и убытков кооператива; условия субсидиарной ответственности членов кооператива в размере не ниже установленного названным Федеральным законом; состав и компетенцию органов управления кооперативом, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, требующим единогласного решения или принятия решения квалифицированным большинством голосов и т.д.
Деятельность потребительского кооператива прекращается путем реорганизации или ликвидации. Реорганизация потребительского кооператива представляет собой переход прав и обязанностей либо их части к новым субъектам права. При реорганизации происходит изменение правового статуса потребительского кооператива путем правопреемства.
Реорганизация потребительского кооператива может быть осуществлена, как правило, по инициативе его учредителей (участников) путем слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. В случаях, установленных законом, реорганизация потребительского кооператива в форме разделения или выделения из его состава одного или несколько юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Следует отметить, что в ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (п.2 ст.41) реорганизация сельскохозяйственного кооператива в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц и (или) крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется по решению суда. Реорганизация по решению уполномоченных государственных органов не предусмотрена.
Государственный орган в своем решении указывает срок реорганизации. Учредители (участники) или уполномоченный орган потребительского кооператива обязаны осуществить реорганизацию в указанный срок. В случае нарушения этого правила суд по иску уполномоченного государственного органа назначает внешнего управляющего для проведения реорганизации. С этого момента к внешнему управляющему переходят полномочия по управлению делами потребительского кооператива: выступать от имени реорганизуемого потребительского кооператива в суде, составлять разделительный баланс и передавать его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами, возникающими в результате реорганизации лиц.
Утверждение судом названных документов служит основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При слиянии потребительского кооператива права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. При присоединении потребительского кооператива к другому юридическому лицу, к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При разделении потребительского кооператива его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. При выделении из состава потребительского кооператива одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. При преобразовании потребительского кооператива в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Для потребительских обществ закон предусматривает возхможность реорганизации на основе решения общего собрания потребительского общества и иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Исключение составляет преобразование, которое осуществляется по единогласному решению всех пайщиков потребительского общества.
Реорганизация КПКГ осуществляется на основании и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Органом, правомочным принимать решение о реорганизации КПКГ, является общее собрание его членов.
В ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» вместо преобразования закреплен такой способ реорганизации некоммерческого объединения граждан, как изменение организационно-правовой формы (п.1 ст.39). С таким подходом законодателя трудно согласиться, поскольку в ГК такого способа реорганизации не предусмотрено.
Решение о реорганизации принимается общим собранием. Члены реорганизованного садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения становятся членами вновь создаваемых садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений.
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь создаваемого некоммерческого объединения, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения.
Для реорганизации жилищных и жилищно-строительных кооперативов действует общий порядок реорганизации потребительских кооперативов на основе соответствующих норм ГК.
Обязательными документами при реорганизации юридического лица являются передаточный акт и разделительный баланс (ст.59 ГК), содержащие положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников.[45]В них содержатся сведения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
В судебной практике правильно подчеркивается, что сам по себе факт составления передаточного акта не означает признание юридического лица реорганизованным.[46]
Процедура реорганизации юридического лица завершается его регистрацией в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (Ст. 16 Закона).
Под ликвидацией потребительского кооператива следует понимать самостоятельный способ его прекращения без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
ГК предусматривает два способа ликвидации юридического лица, которые применимы и для потребительских кооперативов: добровольный и принудительный (ст. 61 ГК). Добровольный порядок ликвидации юридического лица может быть осуществлен в случае принятия решения об этом его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Решение о ликвидации потребительского кооператива относится к исключительной компетенции общего собрания такого кооператива. О принятом решении необходимо сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, который вносит сведения о том, что кооператив находится в процессе ликвидации.
После принятия общим собранием потребительского общества решения о ликвидации потребительского общества совет потребительского общества незамедлительно в письменной форме сообщает об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию потребительских кооперативов.
Органом КПКГ и потребительского общества, правомочным принять решение о добровольной ликвидации, является общее собрание членов эгих кооперативов.
Основанием для добровольного прекращения потребительского кооператива могут являться самые различные факторы. Некоторые из них называет ГК, например, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, или с достижением цели, ради которой оно создано; признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Принудительный порядок ликвидации потребительского кооператива осуществляется по решению суда. Основанием подобной ликвидации являются случаи допущения при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях. Данный перечень не является исчерпывающим, основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК, например ст. 25 и 65 о ликвидации лица, признанного несостоятельным (банкротом). Следует учесть, что основания принудительной ликвидации закрепляются только в ГК и нигде более.
Так, арбитражная практика к грубым нарушениям законодательства относит неисполнение потребительским кооперативом требований налоговой инспекции о предоставлении бухгалтерской отчетности и об устранении нарушений налогового законодательства.[47]В ряде случаев арбитражный суд необходимым условием признания потребительского кооператива несостоятельным за нарушение налогового законодательства считает наличие факта осуществления хозяйственной деятельности (п.2 ст. 61 ГК). Непредставление истцом в суд соответствующих доказательств явилось основанием для отказа в иске о ликвидации потребительских кооперативов.[48]
Функции по непосредственной ликвидации потребительского кооператива могут быть возложены судом на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами.
Потребительский кооператив может быть ликвидирован также вследствие признания его банкротом, если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.
Возможность признания банкротом потребительского кооператива представляется целесообразной, т.к. они могут осуществлять предпринимательскую деятельность, способную оказать негативное воздействие на их кредиторов. Неприменение к потребительскому кооперативу процедур банкротства не просто снижает возможности кредиторов по взысканию задолженности с несостоятельной некоммерческой организации, но и ущемляет интересы самого потребительского кооператива - должника, так как лишает ее права использовать предусмотренные законодательством о несостоятельности средства, направленные на восстановление платежеспособности.
Ликвидация потребительского кооператива носит публичный характер. Ликвидационная комиссия публикует в органах печати данные о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Такой срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации (ст.62 ГК).
Формой выражения деятельности ликвидационной комиссии является составление промежуточного ликвидационного баланса после окончания срока для предъявления кредиторами требований. Ликвидационный баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого потребительского кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
При ликвидации СОДПК в промежуточном ликвидационном балансе, кроме того, указываются сведения о наличии земли.
Распоряжение земельным участком ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Имущество потребительского общества, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, за исключением имущества неделимого фонда потребительского общества, распределяется между пайщиками, если иное не предусмотрено уставом потребительского общества. Имущество его неделимого фонда разделу не подлежит и передается другому (другим) потребительскому обществу (потребительским обществам) на основании решения общего собрания ликвидируемого потребительского общества.
Имущество КПКГ, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, распределяется между членами КПКГ в соответствии с их паевыми взносами.
В СПоК, кроме этого, в первую очередь выплачивается стоимость паевых взносов ассоциированных членов. Затем членам ликвидируемого кооператива выплачивается стоимость дополнительных взносов, внесенных ими в порядке субсидиарной ответственности, и стоимость дополнительных паевых взносов. Оставшиеся денежные средства или иное имущество кооператива распределяются между членами ликвидируемого кооператива пропорционально их обязательным паевым взносам, если иное не предусмотрено уставом данного кооператива.
Имеющиеся у СПоК объекты социальной инфраструктуры, входящие в неделимый фонд кооператива, разделу не подлежат и передаются на основании решения общего собрания членов кооператива иным сельскохозяйственным организациям в порядке, предусмотренном ст. 10 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». В частности, не подлежат разделу объекты производственной инфраструктуры (мастерские, гаражи, сушилки, зернотока, склады и другие), услугами которых пользовались все члены (участники) реорганизуемой сельскохозяйственной организации.
Сведения о ликвидации либо о прекращении существования кооператива вносятся в единый государственный реестр юридических лиц.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|