реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Потребительский кооператив как разновидность некоммерческой организации

реферат

Глава 2. Гражданско-правовой статус потребительских кооперативов

2.1. Создание и прекращение потребительских кооперативов

Под созданием потребительского кооператива как субъекта права по­нимается совершение юридически значимых действий и принятие соответст­вующих актов, направленных на придание ему статуса юридического лица.
В зависимости от характера участия государственных органов в реги­страции юридического лица наука гражданского права выделяет следующие способы образования юридических лиц: распорядительный, явочный, разре­шительный, нормативно-явочный.[41]В литературе существуют и другие под­ходы к определению способов создания юридических лиц[42], однако в самом общем виде они вписываются в два основных вида - разрешительный и нормативно-явочный.
С 13 июля 1994 г. (даты официального опубликования) государствен­ная регистрация потребительских кооперативов осуществлялась в соответст­вии Указом Президента РФ «Об упорядочении государ­ственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федера­ции» от 8 июля 1994 г. Действие данного документа распространялось и на некоммерческие организации, которым было предоставлено право ведения предпринимательской деятельности, а следовательно, и на потребительские кооперативы.
В настоящее время в России основным способом образования потре­бительских кооперативов, как и большинства иных юридических лиц, явля­ется нормативно-явочный, исключающий наличие предварительного разре­шения со стороны публичных органов власти или иных лиц.
ГК не предусматривает специальных норм, регламентирующих отно­шения по созданию отдельных видов кооперативов. Эти вопросы нашли от­ражение в отдельных законах о потребительских кооперативах.
По общему правилу потребительский кооператив создается инициа­тивной группой, которая подготавливает необходимые документы (устав и другие) и проводит общее (учредительное) собрание членов кооператива. На общем (учредительном) собрании утверждаются документы, регламенти­рующие деятельность кооператива, и избираются органы управления коопе­ративом.
Центральной фигурой на стадии создания потребительского общества является учредительное собрание, которое принимает решение о создании потребительского общества и вступлении в союз, утверждает список пайщи­ков, устав потребительского общества и отчет о расходовании вступительных взносов. Учредительное собрание избирает органы управления и органы кон­троля: совет потребительского общества, его председателя; ревизионную ко­миссию потребительского общества; иные органы управления, предусмот­ренные уставом потребительского общества. Решение учредительного собра­ния потребительского общества оформляется протоколом.
КПКГ создается инициативной группой, которая подготавливает необ­ходимые документы (устав и другие) и проводит общее (учредительное) соб­рание членов кооператива. Как и в потребительском обществе, на общем (уч­редительном) собрании утверждаются документы, регламентирующие дея­тельность кооператива, и избираются органы управления кооперативом.
Для создания СПоК граждане и юридические лица, изъявившие жела­ние его создать, формируют организационный комитет, который может уста­навливать размеры вступительных членских взносов в целях покрытия орга­низационных расходов по образованию кооператива с отчетом об их исполь­зовании на общем собрании членов кооператива. Норма о формировании ор­ганизационного комитета и объеме подготовительных мероприятий имеет диспозитивный характер. Целью его создания является стремление как мож­но лучше организовать новый потребительский кооператив.
Вопрос о приеме в члены, утверждении устава, избрании органов управления СПоК решает общее собрание. Основной задачей организацион­ного собрания является принятие решения о создании самого кооператива. Закрепленные в ст.20 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» полномочия относятся к исключительной компетенции общего собрания, и решения по ним должны приниматься квалифицированным большинством голосов.
Следует подчеркнуть, что в литературе существует позиция, согласно которой на организационном общем собрании решение о создании коопера­тива должно приниматься единогласно, так же, как и утверждение устава, поскольку устав, представляемый затем на государственную регистрацию, подписывается всеми участниками общего организационного собрания.[43]
ГК связывает моментвозникновения юридического лица с фактом его государственной регистрации. Регистрация потребительских кооперативов, как и других юридических лиц, традиционно являлась средством контроля за законностью их создания и учета со стороны государства.
Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается в двух случаях: а) если на регистрацию не представлены необходимые для го­сударственной регистрации документы; б) если документы представлены в ненадлежащий государственный орган. Однако это не значит, что в россий­ском законодательстве закреплен уведомительный принцип регистрации, по­скольку существует сама процедура регистрации.
Из содержания ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» можно выделить два режима регист­рации: специальный и общий. Так, в соответствии со ст. 10 Закона для отель­ных видов юридических лиц установлен специальный порядок регистрации. Соответственно, наряду со специальным, существует и общий порядок реги­страции. Общий порядок устанавливается во всех нормах ГК и ФЗ «О госу­дарственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринима­телей», регулирующих отношения по регистрации. Специальные нормы - это нормы, закрепленные в законах об отдельных юридических лицах.
Закон не указывает, к каким конкретно юридическим лицам применя­ется специальный режим, а говорит об отдельных видах юридических лиц.
Ю.В. Алексеев разделяет понятия «отдельный вид» юридического лица и «организационно-правовая форма» считая, что вид юридического лица является составной частью организационно-правовой формы. Отсюда делается вывод, что специальный порядок регистрации возможно установить в отношении отдельных видов государственных и иных учреждений, отдель­ных видов форм хозяйственных товариществ и обществ и т.п.[44]
Государственная регистрация потребительских кооперативов осущест­вляется в общем порядке, предусмотренном законодательством о регистра­ции юридических лиц. В законодательстве нет четких требований к перечню документов, необходимых для представления в регистрирующий орган при регистрации кооперативов.
Общим условием регистрации следует признать соответствие учреди­тельных документов специфическим признакам данной организационно-правовой формы. В отдельных законах о потребительских кооперативах закреплены нормы, предусматривающие особенности их регистрации. Так, при регистра­ции сельскохозяйственного кооператива к заявлению о государственной ре­гистрации необходимо приложить: протокол общего организационного соб­рания членов о создании кооператива об утверждении его устава и о составе правления кооператива, подписанный председателем и секретарем данного собрания; устав кооператива, подписанный членами - участниками общего организационного собрания с указанием их фамилий, имен, отчеств, дат ро­ждения, мест жительства, серий и номеров паспортов или заменяющих их документов. (Ст.9 Закона «О сельскохозяйственной регистрации»).
Ст. 52 ГК определяет виды учредительных документов и общие требо­вания к их содержанию. Так, в учредительных документах некоммерческих организаций, в том числе и потребительских кооперативов, должны быть оп­ределены предмет и цели деятельности юридического лица.
По общему правилу, учредительным документом любого вида потре­бительского кооператива является устав, который утверждается учредителя­ми. Однако необходимо отметить, что подготовке устава потребительского кооператива и его утверждению порою предшествует длительная работа по согласованию порядка работы, разъясне­нию сущности кооперативной формы и т.п. В учредительном договоре буду­щие члены кооператива могут закрепить широкий спектр вопросов, не про­тиворечащих действующему законодательству.
Устав потребительского кооператива служит юридической основой, обеспечивающей участие кооператива в правоотношениях.В случае возникновения споров в данных отношениях правоприменительные органы наряду с положениями законодательных и иных нормативных актов основы­ваются на нормах устава конкретного кооператива.
ГК предусматривает необходимость закрепления в уставе потреби­тельского кооператива как общих положений, предусмотренных в п. 2 ст.50. ГК, так и специальных сведений, закрепленных в п.2 ст.116 ГК. Общие по­ложения устава потребительского кооператива должны содержать: наимено­вание юридического лица, место его нахождения, порядок управления дея­тельностью юридического лица, предмет и цели деятельности.
Специальными сведениями устава потребительского кооператива яв­ляются: условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответствен­ности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими ре­шений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются едино­гласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков (п.2 ст.116 ГК).
В законах об отдельных видах кооперативов предусмотрены специфи­ческие требования к содержанию устава. Так, для КПКГ предусматривается порядок возврата члену КПКГ при выходе из кооператива денежной стоимо­сти доли имущества кооператива, соответствующей доле его паевого взноса в сумме паевых взносов членов кооператива; условия и порядок получения займов членами кооператива; порядок проведения очередных и внеочеред­ных внешних проверок финансовой деятельности кооператива.
Более детально вопрос о специальных сведениях в уставе закреплен в ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г.: срок дея­тельности кооператива либо указание на бессрочный характер деятельности кооператива; размеры и условия образования неделимых фондов, если они предусмотрены; условия образования и использования резервного фонда; по­рядок распределения прибыли и убытков кооператива; условия субсидиарной ответственности членов кооператива в размере не ниже установленного на­званным Федеральным законом; состав и компетенцию органов управления кооперативом, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, требующим единогласного решения или принятия решения квалифициро­ванным большинством голосов и т.д.
Деятельность потребительского кооператива прекращается путем реор­ганизации или ликвидации. Реорганизация потребительского кооператива представляет собой переход прав и обязанностей либо их части к новым субъектам права. При реорганизации происходит изменение правового ста­туса потребительского кооператива путем правопреемства.
Реорганизация потребительского кооператива может быть осуществле­на, как правило, по инициативе его учредителей (участников) путем слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. В случаях, уста­новленных законом, реорганизация потребительского кооператива в форме разделения или выделения из его состава одного или несколько юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Следует отметить, что в ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (п.2 ст.41) реорганизация сельскохозяйственного кооператива в форме его разде­ления или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц и (или) крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется по решению су­да. Реорганизация по решению уполномоченных государственных органов не предусмотрена.
Государственный орган в своем решении указывает срок реорганиза­ции. Учредители (участники) или уполномоченный орган потребительского кооператива обязаны осуществить реорганизацию в указанный срок. В слу­чае нарушения этого правила суд по иску уполномоченного государственно­го органа назначает внешнего управляющего для проведения реорганизации. С этого момента к внешнему управляющему переходят полномочия по управлению делами потребительского кооператива: выступать от имени ре­организуемого потребительского кооператива в суде, составлять раздели­тельный баланс и передавать его на рассмотрение суда вместе с учре­дительными документами, возникающими в результате реорганизации лиц.
Утверждение судом названных документов служит основанием для госу­дарственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При слиянии потребительского кооператива права и обязанности каж­дого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответст­вии с передаточным актом. При присоединении потребительского коопера­тива к другому юридическому лицу, к последнему переходят права и обязан­ности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При разделении потребительского кооператива его права и обязанно­сти переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с раз­делительным балансом. При выделении из состава потребительского коопе­ратива одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. При преобразовании потребительского коопера­тива в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязан­ности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Для потребительских обществ закон предусматривает возхможность ре­организации на основе решения общего собрания потребительского общества и иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Феде­рации. Исключение составляет преобразование, которое осуществляется по единогласному решению всех пайщиков потребительского общества.
Реорганизация КПКГ осуществляется на основании и в порядке, кото­рые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Органом, правомочным принимать решение о реорганизации КПКГ, является общее собрание его членов.
В ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» вместо преобразования закреплен такой способ ре­организации некоммерческого объединения граждан, как изменение органи­зационно-правовой формы (п.1 ст.39). С таким подходом законодателя труд­но согласиться, поскольку в ГК такого способа реорганизации не предусмот­рено.
Решение о реорганизации принимается общим собранием. Члены реор­ганизованного садоводческого, огороднического или дачного некоммерче­ского объединения становятся членами вновь создаваемых садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений.
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объедине­ние считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь создаваемого некоммерческого объединения, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения.
Для реорганизации жилищных и жилищно-строительных кооперативов действует общий порядок реорганизации потребительских кооперативов на основе соответствующих норм ГК.
Обязательными документами при реорганизации юридического лица являются передаточный акт и разделительный баланс (ст.59 ГК), содержащие положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников.[45]В них содержатся сведения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизо­ванного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
В судебной практике правильно подчеркивается, что сам по себе факт составления передаточного акта не означает признание юридического лица реорганизованным.[46]
Процедура реорганизации юридического лица завершается его регист­рацией в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (Ст. 16 Закона).
Под ликвидацией потребительского кооператива следует понимать са­мостоятельный способ его прекращения без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
ГК предусматривает два способа ликвидации юридического лица, ко­торые применимы и для потребительских кооперативов: добровольный и принудительный (ст. 61 ГК). Добровольный порядок ликвидации юридиче­ского лица может быть осуществлен в случае принятия решения об этом его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Решение о ликвидации потребительского кооператива относится к ис­ключительной компетенции общего собрания такого кооператива. О приня­том решении необходимо сообщить в орган, осуществляющий государствен­ную регистрацию юридических лиц, который вносит сведения о том, что кооператив находится в процессе ликвидации.
После принятия общим собранием потребительского общества реше­ния о ликвидации потребительского общества совет потребительского обще­ства незамедлительно в письменной форме сообщает об этом органу, осуще­ствляющему государственную регистрацию потребительских кооперативов.
Органом КПКГ и потребительского общества, правомочным принять решение о добровольной ликвидации, является общее собрание членов эгих кооперативов.
Основанием для добровольного прекращения потребительского коопе­ратива могут являться самые различные факторы. Некоторые из них называет ГК, например, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, или с достижением цели, ради которой оно создано; признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Принудительный порядок ликвидации потребительского кооператива осуществляется по решению суда. Основанием подобной ликвидации явля­ются случаи допущения при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях. Данный перечень не явля­ется исчерпывающим, основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК, например ст. 25 и 65 о ликвидации лица, признанного несостоятельным (банкротом). Следует учесть, что осно­вания принудительной ликвидации закрепляются только в ГК и нигде более.
Так, арбитражная практика к грубым нарушениям законодательства относит неисполнение потребительским кооперативом требований налоговой инспекции о предоставлении бухгалтерской отчетности и об устранении на­рушений налогового законодательства.[47]В ряде случаев арбитражный суд необходимым условием признания потребительского кооператива несостоя­тельным за нарушение налогового законодательства считает наличие факта осуществления хозяйственной деятельности (п.2 ст. 61 ГК). Непредставление истцом в суд соответствующих доказательств явилось основанием для отказа в иске о ликвидации потребительских кооперативов.[48]
Функции по непосредственной ликвидации потребительского коопера­тива могут быть возложены судом на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительны­ми документами.
Потребительский кооператив может быть ликвидирован также вследст­вие признания его банкротом, если стоимость имущества такого юридиче­ского лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.
Возможность признания банкротом потребительского кооператива представляется целесообразной, т.к. они могут осуществлять предпринимательскую деятельность, способную оказать негативное воздействие на их кредиторов. Неприменение к потребительскому кооперативу процедур бан­кротства не просто снижает возможности кредиторов по взысканию задол­женности с несостоятельной некоммерческой организации, но и ущемляет интересы самого потребительского кооператива - должника, так как лишает ее права использовать предусмотренные законодательством о несостоятель­ности средства, направленные на восстановление платежеспособности.
Ликвидация потребительского кооператива носит публичный характер. Ликвидационная комиссия публикует в органах печати данные о его ликви­дации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Такой срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации (ст.62 ГК).
Формой выражения деятельности ликвидационной комиссии является составление промежуточного ликвидационного баланса после окончания срока для предъявления кредиторами требований. Ликвидационный баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого потреби­тельского кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
При ликвидации СОДПК в промежуточном ликвидационном балансе, кроме того, указываются сведения о наличии земли.
Распоряжение земельным участком ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и зако­нодательством субъектов Российской Федерации.
Имущество потребительского общества, оставшееся после удовлетво­рения требований кредиторов, за исключением имущества неделимого фонда потребительского общества, распределяется между пайщиками, если иное не предусмотрено уставом потребительского общества. Имущество его недели­мого фонда разделу не подлежит и передается другому (другим) потреби­тельскому обществу (потребительским обществам) на основании решения общего собрания ликвидируемого потребительского общества.
Имущество КПКГ, оставшееся после удовлетворения требований кре­диторов, распределяется между членами КПКГ в соответствии с их паевыми взносами.
В СПоК, кроме этого, в первую очередь выплачивается стоимость пае­вых взносов ассоциированных членов. Затем членам ликвидируемого коопе­ратива выплачивается стоимость дополнительных взносов, внесенных ими в порядке субсидиарной ответственности, и стоимость дополнительных паевых взносов. Оставшиеся денежные средства или иное имущество кооператива распределяются между членами ликвидируемого кооператива пропорцио­нально их обязательным паевым взносам, если иное не предусмотрено уста­вом данного кооператива.
Имеющиеся у СПоК объекты социальной инфраструктуры, входящие в неделимый фонд кооператива, разделу не подлежат и передаются на основа­нии решения общего собрания членов кооператива иным сельскохозяйствен­ным организациям в порядке, предусмотренном ст. 10 ФЗ «О сельскохозяйст­венной кооперации». В частности, не подлежат разделу объекты производст­венной инфраструктуры (мастерские, гаражи, сушилки, зернотока, склады и другие), услугами которых пользовались все члены (участники) реоргани­зуемой сельскохозяйственной организации.
Сведения о ликвидации либо о прекращении существования коопера­тива вносятся в единый государственный реестр юридических лиц.
 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.