p align="left">они относятся к сфере защиты права. В этом смысле адвокатура является в широком смысле слова правоохранительным органом, притом не менее значимым, чем прокуратура и суды. Во всех случаях, когда органы государ-ства выдвинули против гражданина обвинение, когда лицо задержано или фестовано, когда в суде ведется гражданско-правовой спор, государство признает за человеком право воспользоваться услугами адвоката и обеспе-чивает реализацию этого права. Адвокатура - некоммерческая организация, она не преследует цель извлечения прибыли. Гонорары адвокатов -- это не прибыль, а оплата их труда. Адвокатура - не государственная структура, а профессиональное объе-динение, независимое от органов власти. Адвокаты - не чиновники, а люди «свободной профессии». Только при таком статусе адвокатуры и адвокатов возможны эффективная защита прав и интересов граждан, полемика с госу-дарственным обвинением, выявление ошибок следствия и суда. Общая задача адвокатуры - оказание юридической помощи - конкрети-зируется в отдельных видах этой помощи, к которым относятся: консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юри-дическим вопросам; составление заявлений, жалоб и других документов правового харак-тера; представительство в судах, других государственных органах и орга-низациях по гражданским делам и делам об административных правонару-шениях; участие в уголовном судопроизводстве в качестве защитника и пред-ставителя потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика; участие в качестве представителей сторон в Конституционном Суде Российской Федерации; защита прав граждан при оказании им психиатрической помощи; 7) иная не запрещенная помощь (например, разработка уставов и подго-товка к регистрации юридических лиц, заключение контрактов, правовой контроль за учетом и отчетностью, правовое обслуживание коммерческих операций и др.). В формулировке задач адвокатуры и во многих других отношениях действующее поныне Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г.2 оно устарело. В частности, адвокатура не имеет задачей «содействие осуществлению правосудия», «укреплению законности», «воспитанию граждан в духе точного и неукоснительного исполнения... законов, бережного от-ношения к народному добру... соблюдения дисциплины труда...» (ст. 1 Положения). Задача каждого адвоката и адвокатуры в целом -- не оказание содействия суду, а защита прав и законных интересов лиц, обратившихся за юридической помощью. Но объективно такая дея-тельность способствует достижению задач, стоящих перед правосудием. Адвокат - не «помощник суда», а слуга своего клиента, интересы которого он обязан защищать всеми законными способами. Клиенту не нужен адвокат, который был бы «помощником суда». Больше того, адвокат призван поспорить и с судом при обжаловании приговора или иного судеб-ного решения. Объективно деятельность адвокатуры способствует укрепле-нию законности. Но перед адвокатом нельзя ставить задачу укреплять за-конность вообще, вне связи с защитой прав и законных интересов конкрет-ного клиента. То же самое можно заметить и в части бережного отношения к народному (как и иному) добру, воспитания граждан, укрепления дисцип-лины труда. Деятельность адвокатуры может способствовать достижению этих целей. Но они не являются специфическими целями адвокатуры. При недостижении указанных целей к адвокатуре не могут быть применены какие-либо санкции, поскольку нет оснований считать, что адвокатура не выполнила какую-либо правовую обязанность. В основе организации и деятельности адвокатуры лежат следующие правовые принципы: 1) гуманизм, защита прав и свобод человека; 2) закон-ность; 3) добровольность вступления в адвокатуру и членства в ней; 4) само-управление; 5) независимость адвокатуры и недопустимость государственно-го и иного вмешательства в ее дела; 6) открытость, гласность, общественный контроль за деятельностью адвокатуры; 7) тайна сведений, доверенных адво-катуре клиентами («адвокатская тайна»); 8) децентрализация, исключающая вмешательство одной коллегии адвокатов в дела другой коллегии. Гуманизм - основополагающий принцип, характеризующий адвока-туру как институт, предназначенный для служения человеку - защиты его доброго имени, чести, достоинства, жизни, здоровья, свободы, личных тайн, собственности, социально-экономических и политических прав. Ад-вокат, как и врач, - представитель одной из самых гуманных и социально полезных профессий. Законность как требование, обращенное к адвокату, означает его обязанность вести защиту или представительство только законными сред-ствами; отстаивать законные интересы клиента; немедленно реагировать на нарушения закона судом, прокурором, другими участниками процесса, если эти нарушения ущемляют права и свободы обвиняемого (подозреваемого) или представляемого; обжаловать в интересах и по поручению (или с согла-сия) клиента незаконные и необоснованные решения суда и других право-применительных органов. Добровольность вступления в адвокатуру и членства в ней связа-на с тем, что адвокатура - не государственный орган, а добровольное объе-динение юристов-профессионалов, оказывающих правовую помощь. Любой гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, может подать заявление с просьбой принять его в адвокатуру. Заявление рассматривает президиум коллегии адвокатов не позже чем через один месяц после его по-ступления. Лица, имеющие стаж работы по юридической специальности (сле-дователя, прокурора, судьи, нотариуса и др.) не менее двух лет, принимаются в адвокатуру без прохождения стажировки, однако им может быть назначен испытательный срок продолжительностью до трех месяцев. Лица, не имею-щие такого стажа работы (в частности, выпускники юридических вузов и факультетов), до зачисления в адвокатуру обязаны пройти стажировку сроком от шести месяцев до одного года (продолжительность стажировки устанавли-вается президиумом коллегии адвокатов). Постановление об отказе в приеме в адвокатуру может быть обжаловано в суд. Правила об обжаловании таких постановлений в высшие исполнительные органы субъектов Федерации и приостановлении этими органами постановлений президиумов коллегий ад-вокатов об отказе в приеме (ст. 12 Положения об адвокатуре) практически не действуют, хотя формально и не отменены. Этих правил нет в проектах Зако-на об адвокатуре. Адвокат в любой момент вправе выйти из коллегии. Самоуправление адвокатуры состоит в том, что адвокатское сооб-щество управляет своими делами самостоятельно, решая наиболее важные вопросы на общем собрании (конференции) коллегии, предоставляя опреде-ленные полномочия ее выборным органам - президиуму, председателю пре-зидиума, ревизионной комиссии, квалификационной комиссии. Независимость адвокатуры означает недопустимость какого-либо вмешательства в ее дела со стороны органов государства (в том числе Минюста, прокуратуры, МВД, ФСК, суда), общественных организаций и отдельных лиц. Не применяются те статьи Положения об адвокатуре, в которых говорится о государственном контроле за деятельностью этого профессионального объединения. Общие собрания (конференции) членов коллегии адвокатов не созываются по предложению (указанию) Министер-ства юстиции РФ и его органов в субъектах Федерации (ст. 5 Положения). Численный состав, штаты, смета доходов и расходов коллегии не утвер-ждаются исполнительными органами субъектов Федерации (ст. 6). Решение этих вопросов входит в компетенцию самой адвокатуры. Министерство юстиции более не устанавливает правила оплаты труда адвокатов (ст. 6), поскольку размеры их гонораров определяются соглашениями между адво-катами и клиентами. Президиум коллегии адвокатов не согласовывает с органами юстиции назначение и освобождение заведующих юридическими консультациями (ч. 1 ст. 8 Положения). Члены коллегии адвокатов больше не руководству-ются инструкциями и методическими рекомендациями Минюста и его ор-ганов в субъектах Федерации (ст. 14); Минюст ныне не разрабатывает тако-го рода акты. Количество работающих в коллегии адвокатов теперь опреде-ляется самой коллегией и ее президиумом. Постановление президиума кол-легии адвокатов о наложении на адвоката дисциплинарного взыскания не может быть обжаловано в высшие органы исполнительной власти субъек-тов Федерации (ст. 27). Жалоба может быть подана общему собранию (конференции) адвокатов или в суд. Отменено «общее руководство» коллегиями адвокатов со стороны пред-ставительной и исполнительной власти, включая Министерство юстиции и его органы на местах (ст. 31). Они более не контролируют соблюдение коллегиями адвокатов Положения об адвокатуре и других касающихся ее нормативных актов (ст. 32). Министерство юстиции и его органы в настоящее время не заслушивают сообщения председателей коллегий о работе коллегий адвокатов, не обоб-щают практику их работы (ст. 33); не приостанавливают, как и органы ис-полнительной власти субъектов Федерации, действие решения общего соб-рания (конференции) коллегии адвокатов и постановления ее президиума в случаях несоответствия их закону (ст. 35). Министр юстиции РФ, министры юстиции, начальники управлений (отделов) юстиции субъектов Федерации не используют право давать поручения президиумам коллегий адвокатов возбудить дело о дисциплинарной ответственности адвоката (ст. 27), хотя проявить инициативу в постановке этого вопроса они могут. Устранение государственного руководства адвокатурой и контроля над ней опирается на ст. 30 Конституции РФ, которой гарантируется свобода деятельности общественных объединений. Инструкция об оплате юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам, предпри-ятиям, учреждениям и организациям, утвержденная Минюстом РСФСР 25 апреля 1975 г., вводила тарифные ставки за все виды услуг, оказываемых адвокатами, и устанавливала пре-дельный размер месячного заработка адвокатов. В 1990 г. этот «потолок» был поднят, а затем и вообще отменен. Независимость адвокатуры не влечет произвола ее деятельности. В соответствии с Законом о прокуратуре нарушения законности в деятельности адвокатуры могут быть предметом прокурорского надзора. УПК РСФСР ст. 243, 262) и ГПК РСФСР (ст. 145, 148) предоставляют суду право кон-тролировать законность действий адвоката при разбирательстве уголовных л гражданских дел, требовать уважения к суду и подчинения распоряжения председательствующего. При нарушении адвокатом закона суд вправе реагировать на это частным определением (постановлением), направляе-мым в президиум коллегии адвокатов. Президиум вправе наложить на такого адвоката дисциплинарное взыскание. Однако встречаются случаи вынесения необоснованных частных определений (постановлений) в отношении адвокатов, которые ведут бескомпромиссную защиту, обращая внимание ;уда на допущенные им или прокурором процессуальные нарушения, предвзятость и необъективность при рассмотрении дела. Граждане имеют право обжаловать в суд незаконные действия и решения должностных лиц и органов коллегии адвокатов - президиума, предсе-дателя президиума, заведующих юридическими консультациями, бюро и фирмами. Некоторые полномочия в отношении адвокатских объединений сохраняют Министерство юстиции РФ и его органы на местах. Министерство рассматривает ходатайства об организации новых адвокатских коллегий, союзов, ассоциаций, оценивает с точки зрения закона их уставы и дает в установленном порядке согласие на их образование, а также регистрирует вновь образуемые объединения адвокатов. Для создания адвокатских бюро, фирм, кабинетов в рамках коллегии, по сложившейся практике, достаточно письма Министерства юстиции о согласии на образование этих адвокатских структур. ) отказ в согласии на образование новых коллегий адвокатов может быть обжалован в суд. Действующие коллегии адвокатов не нуждаются в получении такого согласия. Если деятельность вновь созданной коллегии адвокатов противоречит ее уставу или закону, Министерство юстиции вправе аннулировать свое согласие на ее образование. Такое решение опять-таки может быть обжаловано в суд. Министерство юстиции вправе реагировать на жалобы граждан по поводу ненадлежащих защиты и представительства, направляя эти жалобы в соответствующий президиум коллегии адвокатов и влагая свое мнение о необходимости привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности. К ведению Министерства юстиции отнесена защита адвокатуры от всех форм давления и вмешательства в ее дела. Минюст истребует и анализирует статистические данные о работе адвокатуры. Гласность, открытость в деятельности адвокатуры заключается в том, что адвокаты вправе знать о положении дел в этой профессиональной организации, участвуя в общих собраниях (конференциях) колле-гии адвокатов, присутствуя на заседаниях ее президиума, выполняя функ-ции члена ревизионной или квалификационной коллегии. Адвокат вправе вынести на обсуждение общего собрания или конференции любой вопрос, касающийся деятельности этой организации. С таким же вопросом он мо-жет обратиться в президиум коллегии, который обязан дать адвокату моти-вированный ответ. Общественный контроль за деятельностью адвокатуры осуществляется в гласных судебных процессах с участием адвокатов. Закон не запрещает присутствие представителей средств массовой информации на общих собраниях (конференциях) адвокатов и на заседаниях президиума коллегии адвокатов. Деятельность адвокатуры открыто обсуждается обще-ственностью. Адвокатская тайна - необходимое условие существования адво-катуры. Ее отсутствие исключало бы возможность оказания юридической помощи клиентам, так как они испытывали бы недоверие к адвокату. В содержание адвокатской тайны включаются: 1) сам факт обращения гражданина в коллегию адвокатов за юридической помощью и мотивы, побудившие к такому обращению; 2) сведения о преступлении, его участ-никах, последствиях, данные о личной жизни, сообщаемые обвиняемым или потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, если нет согласия заинтересованного лица на их разглашение при производстве следствия и в суде; 3) те же сведения, сообщенные адвокату родственника-ми обвиняемого (подозреваемого) и другими лицами при обращении за юридической помощью; 4) сведения о личной жизни граждан, почерпнутые из уголовного дела при ознакомлении с ним; 5) сведения, сообщенные ад-вокату лицом, которое он представляет в гражданском или административ-ном процессах; б) сведения, содержащиеся в переписке между адвокатом и обвиняемым (представляемым) и в адвокатских досье. В ст. 9 Положения об адвокатуре установлено: «Адвокат не вправе раз-глашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юри-дической помощи». Это положение, универсальное по своему характеру, распространяется на деятельность адвоката не только по гражданскому, но и по уголовному или административному делам. Существует пять основных гарантий сохранения адвокатской тайны: 1) требование закона не разглашать сведения, сообщенные в связи с осущест-влением защиты и оказанием другой юридической помощи (ч. 7 ст. 51 УПК, ч. 3 ст. 16 Положения об адвокатуре); 2) запрет допрашивать в качестве сви-детеля защитника обвиняемого -- об обстоятельствах, которые стали ему из-вестны в связи с выполнением обязанностей защитника (п. 1 ч. 2 ст. 72 УПК), и адвоката, представителя профсоюза, другой общественной организации - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением обязанностей представителя по уголовному делу (п. 3 ч. 2 ст. 72 УПК); 3) запрет допрашивать в качестве свидетеля представителя по гражданско-му делу - об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с испол-нением обязанностей представителя; 4) разрешение встреч защитника с обвиняемым (подсудимым, осужденным) наедине без ограничения их коли-чества и продолжительности (ч. 2 ст. 51 УПК); 5) отсутствие уголовной ответственности адвоката за недоносительство о любом преступлении, ставшем ему известным со слов обвиняемого или его родственников, если они обратились за юридической помощью. К субъектам тайны относятся адвокаты в предпроцессуальный, т. е. до заключения соглашения о защите или представительстве (не подлежат ог-лашению заданные клиентом вопросы, представленные им документы, составленные адвокатом бумаги и его устные разъяснения), и процессуаль-ный периоды их деятельности, члены президиума коллегии адвокатов, рас-сматривавшие вопрос о дисциплинарной ответственности адвоката, и пере-водчик, участвовавший в беседах адвоката со своим подзащитным. Адвокат обязан сохранять в тайне доверенные ему сведения бессрочно, даже после смерти лица, доверившего эти сведения, за исключением случа-ев, когда они служат его реабилитации. Для предания огласке такого рода информации необходимо согласие правопреемников. Адвокат не вправе оказывать конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Досье адвокатов, журналы учета посетителей и учетно-регистрационные карточки должны храниться в условиях, исключающих возможность озна-комления с ними лиц, не имеющих отношения к адвокатуре. Децентрализация как принцип организации адвокатуры означает самоуправление на уровне каждой коллегии, невмешательство одной колле-гии в дела другой, отсутствие общефедерального органа, стоящего над коллегиями и управляющего их делами. Задача. Во время отсутствия семьи Зуевых дома, к ним в квартиру проникли двое неизвестных людей, которые похитили документы, подтверждающие факт усыновления семьей Зуевых ребенка в 1991 году, что являлось семейной тайной. По истечении двух дней неизвестные люди стали шантажировать семью Зуевых под угрозой распространения данных сведений. Какое конституционное право семьи Зуевых было нарушено? В данном случае нарушены права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ) - Гл.2. ст.23 - 1.«Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.» ст.24. п.1 «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.» Список использованной литературы: 1. Хропанюк. Теория государства и права. Уч.для ВУЗов.М.,1997 2. Алексеев С.Теория права. Уч.М.1995 3. Корельский. Теория государства и права. Уч. Для ВУЗов.М.,1997 4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.4 с.443 5. Конституция РФ.2000 6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ 7. Гражданско-процессуальный кодекс РФ 8. Положение «Об адвокатуре РСФСР» от 20.11.1980 9. Инструкция об оплате юридической помощи, утв. Минюстом РСФСР от 25.04.1975 10. Мелехин. Теория государства и права. Уч.пособие,2005
Страницы: 1, 2, 3
|