Понятие, признаки,функции права. Адвокатура
18 Оглавление: 1.Понятие, признаки и функции права. 1.1. Понятие права. 1.2. Признаки права. 1.3. Функции права. 1.4. Типология права. 2. Адвокатура, понятие и задачи. 3. Задача. 1.Понятие, признаки и функции права. 1.1. Понятие права. В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях. Во-первых, правом называют социально-правовые при-тязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т. п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считают-ся естественными правами. Во-вторых, под правом понимается система юриди-ческих норм. Это -- право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин «право» в словосочетаниях «российское право», «трудо-вое право», «изобретательское право», «международное право» и т.д. Термин «право» в подобных случаях не имеет множественного числа. В-третьих, названным термином обозначают официаль-но признанные возможности, которыми располагает физи-ческое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни и т. п. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т. е. о праве, при-надлежащем отдельному лицу -- субъекту права. В-четвертых, термин «право» используется для обо-значения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъектив-ном смысле. Здесь его синонимом выступает термин «правовая система». Например, существуют такие пра-вовые системы, как англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т.д. В каком смысле употребляется термин «право» в каж-дом случае, следует решать, исходя из контекста, что обычно не вызывает затруднений. Надо помнить также, что термин «право» употребля-ется и в неюридическом смысле. Существуют моральные права, права членов общественных объединений, пар-тий, союзов, права, возникающие на основании обычаев, и т. д. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства, отли-чающие его от других социальных регуляторов. В юридической науке выработано множество опреде-лений права, которые различаются в зависимости от того, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об определении сущности права. В учебных целях значительную ценность представля-ют определения, в которых формулируются специфи-ческие признаки права. С их помощью право выделяет-ся из других социальных явлений. Вместе с тем для более глубокого понимания права необходимо также уяснить неспецифические признаки, одинаковые для права и смежных с ним феноменов. Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубокие связи с государством. Все эти связи так или иначе выражают-ся в его признаках. Следует различать признаки и свойства права. При-знаки характеризуют право как понятие, свойства -- как реальное явление. Признаки и свойства находятся в со-ответствии, т. е. свойства отражаются и выражаются в по-нятии права в качестве его признаков^ Философы не без оснований утверждают, что любое явление действитель-ности обладает бесчисленным множеством свойств. Поэ-тому в понятие включаются признаки, отражающие на-иболее существенные его свойства. Какие свойства счи-тать существенными? Это во многом зависит от пози-ции конкретного автора. Широко известно определение права, данное К. Марк-сом и Ф. Энгельсом в «Манифесте Коммунистической партии». Обращаясь к классу буржуазии, они писали: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса». Го-воря по-другому, воля господствующего в экономике и политике класса навязывается как закон всему обще-ству. При таком понимании право с необходимостью предполагает бесправие иных, негосподствующих слоев населения и расценивается ими как инструмент угнете-ния и эксплуатации. Ограниченность классового подхо-да состояла в том, что исторически преходящие стороны содержания права принимались за его сущность, а само право получало негативную оценку как инструмент насилия, как социальное зло, подлежащее уничтожению. Принципиально иным является подход, когда при-знаются общесоциальная сущность и назначение права, когда оно рассматривается как выражение компромисса между классами, различными социальными слоями об-щества. В наиболее развитых современных правовых системах (англосаксонское и романо-германское право) приоритет отдан человеку, его свободе, интересам, по-требностям. Таким образом, действительная сущность права заключается в том, что оно отражает нормативно-определенную, гарантированную государством меру сво-боды личности. На основе признания общесоциальной сущности пра-ва можно сформулировать следующее определение. Право -- это обусловленная природой человека и об-щества и выражающая свободу личности система ре-гулирования общественных отношений, которой при-сущи нормативность, формальная определенность в офи-циальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. Рассмотрим важнейшие свойства (признаки) права, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений. Л Нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регули-рования -- нравственностью, обычаями и т. д. Права, которыми располагает каждый человек или юри-дическое лицо, не произвольны, они отмерены и опре-делены в соответствии с действующими нормами. В не-которых учениях о праве (например, в теории нормати-визма) свойство нормативности признается доминирую-щим и право определяется как система юридических норм. При таком подходе права физического или юри-дического лица оказываются всего лишь результатом действия норм и как бы навязываются им извне. В действительности имеет место противоположная зависимость: в результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответ-ствующие правила. Знание сложившихся правил облег-чает для человека выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жиз-ненной ситуации. Ценность рассматриваемого свойства состоит также в том, что «в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности об-щественной жизни, движения общества к свободе, со-гласия и компромисса в общественной жизни, защищен-ного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения». Нормы права следует расценивать как «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается сво-бода человека и преодолевается социальный антипод права-- произвол и беззаконие. Преобразование прав человека в субъек-тивные права опосредовано нормами права. Норматив-ность в правовой сфере -- это не просто формирование типичного правила, а нечто большее -- гарантия осу-ществления субъективного права. Обладатель субъек-тивного права не просто свободен в своих действиях, его свобода обеспечена, защищена общеобязательностью нормы, за которой стоит мощь государства. Специфика нормативности права заключается в том, что право возведено в закон, в ранг официальных правил. Формально Алексееве. С. Теория права. М, 1995. С. 87 нормативность выражена в позитив-ном праве, т. е. в законодательстве, где нормы существу-ют в чистом виде. Естественно-правовые притязания нормативны потенциально, поскольку лишь при норма-тивном закреплении они из возможности превращаются в действительность. Нормативную природу имеет и субъек-тивное право, ибо его содержание в основных чертах вытекает из нормативных предписаний. Нормативность права в наибольшей мере выражает его функциональное назначение быть регулятором пове-дения людей, общественных отношений. Право посред-ством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы. Если человек действует в рамках права, то он чувствует себя уверенно и свободно, находится под защитой общества и государства. Право, таким образом, определяет сферу свободы человека и тем самым регулирует его поведение. Если человек игнорирует регулирующее воздействие пра-ва, он несвободен. По этой причине преступник -- самый несвободный человек. Интеллектуалъно-волевой характер права. Право -- проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отра-жения социальных закономерностей и общественных от-ношений -- предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций. Подчеркнем, что эти потребности, интересы и цели обычно противо-речивы, а иногда и противоположны. Право же выража-ет социальный компромисс на началах справедливости и разума. Исторически в праве происходит борьба двух тенденций, поскольку его истоки лежат в обществе и го-сударстве. Становление права завершается лишь с гар-монизацией связей между ними. Право делается разум-ным, обретает интеллектуальный характер. Формирование и функционирование права как выра-жения свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют экономическую, политическую и духовную свободу. Но это осуществимо лишь в развитом гражданском общест-ве и правовом государстве. Право есть проявление не только интеллекта, но и воли людей, ибо в нем определяется их будущее пове-дение, с его помощью реализуются субъективные инте-ресы и потребности, достигаются намеченные цели. Волевое начало права нужно рассматривать в несколь-ких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притяза-ниях выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов, т. е. фор-мирование права опосредуется волей общества и госу-дарства. В-третьих, регулирующее действие права возможно лишь при «участии» сознания и воли лиц, кото-рые реализуют юридические нормы. Обеспеченность возможностью государственного при-нуждения. Это специфический признак права, отличаю-щий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм и т. д. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внеш-ний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимо-действии с государством, первоначально выполняя глав-ным образом охранительную функцию. Именно государ-ство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность и обеспеченность «будущего», которое по своим характеристикам прибли-жается к «сущему», как бы становится частью сущест-вующего. Право, таким образом, раздвигает границы стабильности, определенности, а следовательно, и рамки свободы в сфере социальной жизни. Государственное принуждение реализуется в двух на-правлениях. Во-первых, оно обеспечивает защиту субъек-тивного права и преследует цель принудить правонару-шителя к исполнению обязанности в интересах постра-давшей стороны (например, взыскание долга, возмеще-ние причиненного ущерба). Во-вторых, в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию (лишение свободы, конфискация имущества, штраф и т. п.). Государственное принуждение -- это фактор, позволив-ший четко разграничить право и обязанность, т. е. сферу личной свободы и ее границы. Человек, действующий в рамках права, свободен. Человек, нарушающий обязан-ности, действует несвободно. Ценность государства для права состоит в том, что с помощью государственного принуждения (и его возможности) четко устанавливает-ся граница между свободой и несвободой, произволом. Эта граница обозначена через юридическую обязан-ность. Государственное принуждение ограничивает сво-боду человека вплоть до того, что может лишить его этой свободы. Поэтому необходимо четкое определение сферы свободы (право), ее границ (юридическая обязан-ность) и ограничений (юридическая ответственность). Названные задачи решаются благодаря формальной определенности -- еще одного свойства, выражающего связь права с государством. Формальная определенность. Следует заметить, что формальная определенность в некоторой степени свой-ственна и другим нормативным системам. Так, корпора-тивные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нормативных актах. Религиозные нормы-запо-веди формулируются в священных книгах. Однако в пе-речисленных случаях форма соответствующим правилам придается не государством, а другими организациями (общественными, религиозными). Государство, в отли-чие от них, придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, придает ему официальную форму выражения. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообраз-ному толкованию. В прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридичес-ких дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения, принятого на основа-нии обычая. В результате на основе норм права и индиви-дуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответ-ственность граждан и организаций.
Страницы: 1, 2, 3
|