p align="left">законы, предусматривающие особенности рассмот-рения отдельных категорий дел, а также исполнения судебных и иных актов. Это прежде всего Закон «Об эконо-мической несостоятельности (банкротстве)», а также за-коны Республики Беларусь «О международном арбитраж-ном (третейском) суде», «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» и др. В законах регулируются и другие процессуальные во-просы, например, связанные с судебными расходами, - в Законе «О государственной пошлине»; - декреты и указы Президента Республики Беларусь. В их число, в частности, входят: декреты от 29 сентября 1997 г. № 17 «Об образовании Президиума Высшего Хо-зяйственного Суда Республики Беларусь», от 12 марта 2003 г. № 9 «О совершенствовании хозяйственного судо-производства», указы от 8 октября 1997 г. № 507 «О созда-нии Службы судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь», от 12 ноября 2003 г. № 508 «О не-которых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» и др. Нормы, регулирующие некоторые хозяйственные процессуальные правоотношения, содержатся также в по-становлениях Правительства и постановлениях Пленума Высшего Хозяйственного Суда. Так, постановлением Правительства от 30 января 1998 г. № 147 утверждено Положение о Службе судебных испол-нителей хозяйственных судов в Республике Беларусь. В нем отражены права и обязанности судебных исполните-лей, в том числе процессуальные. Постановлением Прави-тельства от 26 марта 2003 г. № 402 (в ред. постановлений Правительства от 2 июля 2003 г. № 899 и от 8 октября 2003 г. № 1275) утверждены ставки государственной пошлины. Среди постановлений Пленума Высшего Хозяйствен-ного Суда можно назвать следующие: от 25 июля 2000 г. № 5 «О Регламенте Президиума Высшего Хозяйственно-го Суда», от 7 июня 2001 г. № 2 «О применении Хозяйст-венного процессуального кодекса Республики Беларусь при рассмотрении дел в суде первой инстанции», от 22 ию-ля 2000 г. № 7 «О применении Хозяйственного процессу-ального кодекса Республики Беларусь при рассмотрении дел в кассационной инстанции», от 22 июля 2000 г. № 8 «О применении Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при рассмотрении дел в порядке надзо-ра», от 23 декабря 2003 г. № 11 «О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротст-ва)» и др. Постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда не относятся к числу источников хозяйственного процессуального права. Однако они имеют большое зна-чение для совершенствования судебной практики, обеспе-чения ее единообразия в Республике Беларусь. Таким образом, источники хозяйственного процессу-ального права: представляют собой систему (включают в себя нормы организационные, нормы процессуальные и специальные нормы); отличаются спецификой, присущей только данной от-расли права (экономическая составляющая в спорах, осо-бенности регулирования отношений, связанных с бан-кротством юридических лиц и индивидуальных предпри-нимателей); имеют высокую степень развития и перспективность. Хозяйственное процессуальное право - отрасль права, наука, учебная дисциплина Понятие хозяйственного процесса нельзя смешивать с понятием хозяйственного процессуального права как са-мостоятельной отрасли права. Под отраслью права понимается совокупность взаимо-связанных, обособленных юридических норм, регулирую-щих при помощи специфического метода обширный круг общественных отношений, обладающих внутренним единством, отличительными свойствами, качественным своеобразием1. Вопрос об отраслевой принадлежности норм, регули-рующих порядок рассмотрения дел хозяйственными суда-ми Республики Беларусь, у нас в стране практически не дискутировался. В бытность СССР, а также в Российской Федерации после распада СССР аналогичный вопрос о нормах, регу-лирующих деятельность арбитражных судов, некоторое время был дискуссионным. Одни авторы относили такие нормы к гражданскому процессу1, другие (и таких боль-шинство) говорят о самостоятельном месте арбитражного процесса в структуре права2. Многие из предлагаемых решений этого спорного во-проса утратили значение и оказались несостоятельными после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года. Согласно Конституции РФ арбитражные суды и суды об-щей юрисдикции составляют две самостоятельные ветви судебной власти, поэтому арбитражный процесс предла-гается рассматривать как самостоятельную процессуаль-ную систему. Указанное характерно и для хозяйственных судов и хо-зяйственного процессуального права в Республике Бела-русь после принятия Конституции 1994 года, а также но-вых Закона о хозяйственных судах и ХПК (1998 г.). Несмотря на определенную схожесть функций и задач, ' стоящих перед общими и хозяйственными судами, отожде-ствлять их нельзя. Хозяйственные суды существенно отли-чаются от общих судов по порядку и формам деятельнос-ти, организационному построению и компетенции, право-вому положению отдельных участников процесса и т.п. Хозяйственные суды имеют свою обособленную сис-тему нормативных актов (источников), регулирующих их организацию и структуру, компетенцию и порядок дея-тельности, которая рассмотрена выше. В соответствии с названными законодательными актами хозяйственные су-ды, как и общие суды и Конституционный Суд, занимают особое положение в системе государственных органов государственной власти Республики Беларусь. Хозяйствен-ный суд полностью независим и не подотчетен в своей де-ятельности другим ветвям власти. В связи с этим можно говорить о трех ветвях судебной власти и в Республике Беларусь. Хозяйственные суды, как и общие суды, выполняют важную государственную функцию по осуществлению правосудия, но в специфической сфере - предпринима-тельской и иной хозяйственной (экономической) деятель-ности. Следовательно, нормы, регулирующие деятель-ность хозяйственных судов, имеют свой субъект, объект регулирования и содержание. Существует определенная специфика и предмета хо-зяйственного судопроизводства - хозяйственных (эконо-мических) споров. При рассмотрении конкретных дел хо-зяйственный суд вникает не только в правовые вопросы, но и в экономические, финансовые, налоговые и др. Та-ким образом, хозяйственный суд оказывает влияние на производственно-хозяйственную деятельность не только спорящих сторон, но и других субъектов хозяйствования. О самостоятельности хозяйственного судопроизводст-ва свидетельствуют и иные обстоятельства. Так, Гражданский кодекс (ГК) (ст. 3) отнес акты Выс-шего Хозяйственного Суда (постановления Пленума) на-равне с актами Верховного Суда и Конституционного Су-да к источникам гражданского законодательства. А Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (ст. 2) называет среди других нормативных актов, регули-рующих общественные отношения, постановления Пле-нума Высшего Хозяйственного Суда. Все перечисленное выше свидетельствует о том, что хозяйственное процессуальное право является самостоя-тельной отраслью права, которая имеет свои специфичес-кие субъект, объект регулирования и содержание. Специ-фичность метода хозяйственного процессуального права заключается в том, что для хозяйственного судопроизвод-ства, больше чем для любого другого способа регулирова-ния спорных правоотношений, присущ принцип арбитрирования и даже медиаторства (посредничества). Их смысл заключается в том, что хозяйственный суд не только при-нимает меры к примирению сторон, но способствует со-хранению и развитию между спорящими сторонами по гражданским и другим экономическим спорам нормаль-ных деловых, партнерских отношений. Самостоятельность отрасли хозяйственного процессу-ального права базируется не только на том, что она при-звана обслуживать самостоятельную систему органов правосудия - хозяйственные суды, имеющие принципи-ально важное значение для развития экономики, но и на степени развития источников этой отрасли, о чем указы-валось выше. Хозяйственное процессуальное право - право кодифи-цированное. Процессуальные нормы, закрепляющие пра-во на обращение в хозяйственный суд, принципы хозяйст-венного процесса, состав суда, подведомственность и под-судность, доказательства в хозяйственном процессе, право-вое положение лиц, участвующих в деле, и некоторые дру-гие нормы составляют общую часть данной отрасли права. Нормы, регулирующие процессуальные отношения, возникающие и развивающиеся на соответствующих ста-диях процесса, относятся к особенной части хозяйственно-го процессуального права. Хозяйственное процессуальное право включает и спе-циальные процессуальные нормы, предусматривающие специфику возбуждения и рассмотрения отдельных кате-горий дел: о банкротстве, о признании актов государст-венных и иных органов недействительными и др. Хозяйственное процессуальное право как наука есть совокупность правовых знаний, взглядов, идей и представ-лений о хозяйственном судопроизводстве в Республике Беларусь и его аналогах за рубежом, экономической его направленности, истории, закономерностях, принципах и тенденциях развития. Наука хозяйственного процессуального права имеет небольшую историю. Наиболее существенные научные исследования по хозяйственному (арбитражному) процес-суальному праву выполнены во второй половине XX ст.: в период, когда активно полемизировалась правовая природа арбитража в рамках бывшего СССР и после, когда во всех суверенных государствах СНГ (бывших союзных ре-спубликах) шел процесс преобразования органов арбитра-жа в полноценные органы судебной власти. Хозяйственный процесс как учебная дисциплина изу-чает совокупность правовых норм, регулирующих органи-зацию, компетенцию и порядок деятельности хозяйствен-ных судов Республики Беларусь. Соответствующие нормы хозяйственного процессуального права изучаются с уче-том применения их на практике хозяйственными судами. В рамках этой учебной дисциплины изучается также роль и значение третейского разбирательства споров, возникаю-щих в сфере экономических (хозяйственных) отношений. Соотношение хозяйственного процессуального права с другими отраслями права Нормы хозяйственного процессуального права нахо-дятся во взаимодействии и взаимосвязи с нормами других отраслей права, в первую очередь с нормами: конституционного права, которые определяют пра-вовую природу хозяйственных судов как органов одной из ветвей государственной власти - судебной, устанавливают ее роль в обществе, основные принципы хозяйственного судопроизводства. Исходя из принципов верховенства пра-ва, приоритета Конституции Республики Беларусь над дру-гими законодательными актами, а также международного договора Республики Беларусь над национальным законо-дательством, судьи хозяйственных судов при осуществле-нии правосудия вправе поставить вопрос о признании соот-ветствующего нормативного акта неконституционным ли-бо о признании ненормативного акта недействительным; гражданского, административного, налогового, фи-нансового, земельного и других отраслей материального права, которые предопределяют субъектный состав по рассматриваемым хозяйственными судами спорам и ха-рактер спорных правоотношений; гражданского процессуального права, которые регу-лируют отношения, связанные с рассмотрением граждан-ских дел в системе общих судов, имеют большое сходство с нормами хозяйственного процессуального права и могут применяться в хозяйственном судопроизводстве в порядке аналогии закона. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь». (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 05.01.1999, № 1, рег. № 1/0 от 04.01.1999) (с изменениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.). 2. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. N 219-З Принят Палатой представителей 11 ноября 1998 года. Одобрен Советом Республики 26 ноября 1998 года. 3. Борико С.В. Судоустройство: Учебник. - Мн.: Амалфея, 2000. 4. Завадская Л.Н. Реализация судебных решений. М: Наука, 1982. 5. Мартинович И.И., Пастухов М.Н. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь. Минск, 1995. 6. Каменков В.С., Жандаров В.В. Хозяйственный процесс в Республике Беларусь. - Мн.: Амалфея, 2007 - 221с. 7. Практикум по хозяйственному процессу: Учебное методическое пособие / В.С. Каменков, С.В. Лунев, В.В. Жандаров, А.А. Гариовский: Под общ. ред. В.С. Каменкова. - Мн.: Амалфея, 2000. - 208 с.
Страницы: 1, 2
|