Понятие, предмет и система хозяйственного процессуального права Республики Беларусь
1 ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Понятие, предмет, метод и система хозяйственного процессуального права Хозяйственный процесс - предусмотренная нормами хозяйственного процессуального права форма осуществ-ления правосудия, т.е. форма деятельности хозяйственно-го суда по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, граждан и иных лиц в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности. А совокупность правовых норм, регулирующих такую деятельность хозяйственного суда, называют хозяйственным процессуальным правом. Поэтому хозяйственный процесс (хозяйственное судопро-изводство) является предметом хозяйственного процессу-ального права. Защита прав и законных интересов в хозяйственном судопроизводстве осуществляется путем: - присуждения обязанного лица к совершению определенных действий или воздержания от них. Например, ответчик может быть обязан хозяйственным судом поставить истцу товар, предусмотренный договором, в натуре; - преобразования существующего правоотношения, т.е. его изменения, прекращения. Так, хозяйственный суд рассматривает дела о понуждении заключения хозяйственных договоров, об изменении и расторжении этих договоров; признания существования определенных прав и обя-занностей или их отсутствия; установления фактов, имеющих юридическое значе-ние для юридических лиц и индивидуальных предпринима-телей в сфере экономики. Хозяйственный суд осуществляет правосудие путем разрешения хозяйственных (экономических) споров, воз-никающих из гражданских, административных и иных правоотношений. Эти споры и другие дела, отнесенные к компетенции хозяйственных судов, являются предметом хозяйственного процесса. Процессуальная форма деятельности хозяйственного суда - установленный нормами хозяйственного процессу-ального права порядок: рассмотрения хозяйственным су-дом поступивших исков (заявлений), возбуждения произ-водства по делу, подготовки дела к судебному разбира-тельству, рассмотрения и разрешения дел с вынесением судебных актов, обжалования и пересмотра судебных ак-тов, а также их исполнения. Закон придает особое значение процессуальной фор-ме, поскольку она позволяет установить реальное нали-чие или отсутствие прав субъектов предпринимательской деятельности и эффективно защитить их путем вынесе-ния законных и обоснованных судебных актов. Процессу-альная форма выступает в качестве инструмента достиже-ния законности в правоприменительной деятельности су-дов1. ХПК устанавливает, кто вправе обратиться в хозяй-ственный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (ст. 4); кто из судей не вправе рассматривать конкретное дело при наличии личной или иной заинтересованности в его исходе (ст. 21, 22); какие дела подведомственны хозяйственному суду (ст. 27); опре-деляет правила подсудности (ст. 29-36); состав лиц, участ-вующих в деле (гл. 5); виды доказательств (ст. 60) и т.д. Конституция Республики Беларусь, ХПК и другие за-конодательные акты предоставляют хозяйственному суду, лицам, участвующим в деле, другим участникам процесса соответствующие их процессуальному положению права и возлагают определенные обязанности. Так, лица, участ-вующие в деле, имеют право представлять доказательства и участвовать в их исследовании. Одновременно каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоя-тельства, на которые оно ссылается как на основание сво-их требований и возражений. При этом праву одного участника процесса должна со-ответствовать обязанность другого. Например, истец вправе заявить ходатайство о приостановлении производ-ства по делу в связи с реорганизацией ответчика (юриди-ческого лица). В этом случае хозяйственный суд обязан рассмотреть такое ходатайство и приостановить произ-водство по делу. Для хозяйственного процессуального права характе-рен диспозитивно-императивный метод правового ре-гулирования. Диспозитивность (волеизъявление по рас-поряжению своими материальными и процессуальными правами) выражается в том, что без инициативы заинте-ресованного лица (истца, заявителя) не может быть воз-буждена практически ни одна стадия хозяйственного про-цесса. Хозяйственный суд не вправе возбуждать производ-ство по делу без искового заявления, кассационное произ-водство невозможно без кассационной жалобы и т.д. В то же время, участники процесса вправе совершать только предусмотренные законодательными актами действия и в установленной форме. А хозяйственный суд как орган го-сударственной власти наделен строго определенными пол-номочиями по защите прав и законных интересов участни-ков процесса, его решения носят обязательный характер. В этом заключается императивный характер правового регулирования хозяйственного процессуального права. Систему хозяйственного процессуального права со-ставляют нормы, регламентирующие хозяйственное судо-производство. Они подразделяются на общую часть (при-менительно к ХПК - это нормы, входящие в раздел I «Об-щие положения») и особенную часть (все последующие разделы ХПК). Процессуальные права и обязанности реализуются при рассмотрении и разрешении конкретных дел посред-ством совершения процессуальных действий (предъявле-ние иска, заявление ходатайств, представление доказа-тельств, судебное разбирательство, вынесение судебных актов, исполнение судебного решения и т.п.). Хозяйственное судопроизводство - совокупность про-цессуальных действий по реализации процессуальных прав и обязанностей хозяйственного суда, лиц, участвую-щих в деле, и других участников процесса. Деятельность хозяйственного суда по рассмотрению и разрешению конкретных споров осуществляется в опреде-ленной законом последовательности, по стадиям процесса. Каждая стадия хозяйственного процесса характеризуется специфическими процессуальными отношениями, процес-суальными действиями, имеет свои объект, субъектный состав участников, задачи, форму, цели и содержание. Под стадией хозяйственного процесса подразумевает-ся совокупность процессуальных действий, осуществляе-мых с целью решения определенных задач. Начальной стадией хозяйственного процесса является принятие искового заявления (заявления или жалобы). Некоторые авторы называют эту стадию хозяйственного процесса воз-буждением производства по делу или возбуждением дела. Для данной стадии хозяйственного процесса присущи: - объект - поданное в хозяйственный суд исковое заяв-ление (заявление, жалоба) с приобщенными к нему доку-ментами; - задачи - определить подведомственность, соблюдение требований ХПК и других законодательных актов к форме и содержанию искового заявления (заявления, жало-бы), подсудность и другие критерии, необходимые для ре-шения вопроса принимать ли дело к производству хозяй-ственного суда; - субъект - судья или состав судей хозяйственного суда, а также лицо, подавшее исковое заявление (заявление, жалобу); - процессуальные действия - отказ в принятии искового заявления (заявления, жалобы) или его возвращение либо возбуждение производства по делу; - процессуальная форма - соответствующее определе-ние. После принятия искового заявления и возбуждения производства по делу следует стадия подготовки дела к судебному разбирательству. К задачам этой стадии хозяйственного процесса отно-сятся: 1) разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и иных участников процесса; 2) определение зако-нодательства, которым следует руководствоваться, и ус-тановление правоотношений сторон; 3) определение об-стоятельств, имеющих значение для правильного разре-шения дела; 4) представление и истребование необходи-мых доказательств; 5) установление времени и места су-дебного заседания. Основной стадией хозяйственного процесса является судебное разбирательство. На этой стадии разрешаются споры и рассматривают-ся дела по существу, дается окончательный ответ на предъявленные требования и представленные возраже-ния. Разбирательство дела осуществляется в судебном за-седании, которое завершается вынесением решения или определения о прекращении производства по делу либо определения об оставлении иска без рассмотрения. Следующей возможной стадией хозяйственного про-цесса является пересмотр судебных актов в кассацион-ной инстанции. По кассационным жалобам лиц, участвующих в деле, и кассационным протестам прокуроров на этой стадии хо-зяйственного процесса проверяется законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу. Очередной (также проверочной) стадией хозяйствен-ного процесса может быть пересмотр судебных актов в порядке надзора. Эта стадия хозяйственного процесса предназначена для проверки законности судебных актов, вступивших в законную силу, по надзорным протестам должностных лиц хозяйственных судов и органов прокуратуры. Возможен также пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам. На этой стадии по заявлениям лиц, участвующих в де-ле, либо по представлениям должностных лиц, правомоч-ных на принесение надзорных протестов, судебные акты, вступившие в законную силу, могут быть отменены, а де-ло может быть рассмотрено по правилам одной из преды-дущих стадий хозяйственного процесса при наличии опре-деленных обстоятельств. Завершающей стадией хозяйственного процесса явля-ется исполнение судебных и иных актов. Добровольное и принудительное исполнение судебных актов, а также актов некоторых других органов, права и обязанности должника, взыскателя, судебных исполните-лей хозяйственных судов реализуются на этой стадии хо-зяйственного процесса. Помимо стадий хозяйственного процесса ХПК предусматривает также различные виды хозяйственного судо-производства. В зависимости от критериев можно различить не-сколько классификаций видов хозяйственного судопроиз-водства. Выделяют следующие виды судопроизводства: исковое; приказное; производство по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение; производство по жалобам на нотариальные действия или отказ в их со-вершении. Если принимать данную классификацию, то к названным видам следует отнести также производство по делам о банкротстве. В основу такой классификации положены процессуальные особенности рассмо-трения отдельных категорий споров и дел хозяйственным судом первой инстанции. При применении смешанного способа классификации видов хозяйственного судопроизводства выделяются: при-казное; исковое; производство по делам о. банкротстве; производство по рассмотрению дел об установлении фак-тов, имеющих юридическое значение; производство по рассмотрению жалоб на нотариальные действия или от-каз в их совершении; кассационное; надзорное; о возоб-новлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам; ис-полнительное. Теория права исходит из того, что источник права -способ официального выражения, закрепления правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы1. Под источниками хозяйственного процессуального права подразумеваются законодательные акты, регулиру-ющие порядок судопроизводства в хозяйственных судах. К ним относятся: - Конституция Республики Беларусь. Первым по зна-чимости источником хозяйственного процессуального права, как и других отраслей права, является Основной Закон Республики Беларусь. В нем хозяйственные суды отнесены к органам судебной власти, закреплены основ-ные принципы судопроизводства, порядок назначения су-дей хозяйственных судов и другие основные начала их де-ятельности; -международные договоры Республики Беларусь. Ус-тановлен приоритет международного договора Республи-ки Беларусь перед другими законодательными актами: ес-ли международным договором Республики Беларусь предусматриваются иные правила, чем те, которые содержат-ся, например, в ХПК, то применяются правила междуна-родного договора; ХПК. В нем подробно освещены принципы судопро-изводства в хозяйственных судах, положения о подведом-ственности и подсудности споров, состав лиц, участвую-щих в деле, приказное производство, порядок предъявле-ния иска, разрешения споров, обжалования и пересмотра судебных актов и другие вопросы процессуальной дея-тельности хозяйственных судов; Закон о хозяйственных судах. В этом Законе опре-делены задачи хозяйственных судов, основные принципы их деятельности, права и обязанности судьи хозяйственно--го суда, в том числе председателей судов и их заместите-лей, полномочия коллегиальных органов (Пленума и Пре-зидиума ВХС, коллегий и судебных составов) и иные во-просы; другие законы Республики Беларусь. Перечень та-ких законов весьма обширен, и их условно можно подраз-делить на несколько групп: законы, которые помогают определить подведомст-венность споров хозяйственному суду. К ним, в частности, относятся: законы «Об объектах, находящихся только в собственности государства», «О предпринимательстве в Республике Беларусь», «О предприятиях», «Об акционер-ных обществах, обществах с ограниченной ответственнос-тью и обществах с дополнительной ответственностью» и многие другие. Необходимо отметить специфику этих ис-точников. Они регулируют отношения сугубо в сфере эко-номики, хозяйствования, предпринимательства. Одновре-менно в них содержатся нормы, определяющие компетен-цию, в том числе исключительную, определенных органов управления коммерческих организаций (общего собрания, правления, советов и комитетов). В совокупности с норма-ми процессуальными нормы перечисленных законов поз-воляют разграничить компетенцию хозяйственных и об-щих судов, других государственных и иных органов;
Страницы: 1, 2
|